Ежели пошли кучки, тогда и две мои монеты пусть с не идеальными реверсами (на одной даже браки античности, двойной удар и раскол штемпеля, специально для Тегарана43 ) Но симпатичными мордашками на аверсах.
PAMPHYLIA, Perge. Circa 260-230 BC. AR Tetradrachm (27mm, 16.60 g, 12h). Wreathed head of Artemis right, bow and quiver over shoulder / Artemis standing left, holding wreath and scepter; to left,
SICILY, Syracuse. Second Democracy. AR Tetradrachm 466-405 BC. AR
Короткий рассказ про одну из самых красивых на мой взгляд сиракузских монет - 16 литр с изображением Филистиды, которая была отчеканена на монетном дворе Сиракуз в 218-214 годах, т.е. в самом конце правления Гиерона II. На аверсе монеты изображен портрет его жены Филистиды, а на реверсе богиня победы Ника на триумфальной квадриге и легенда BASILISSAS / FILISTIDOS (царица Филистида). Вес монеты 13,1 гр, диаметр 26 мм. Ссылка SNG ANS 884; SNG Tübingen 695.
При Гиероне II впервые на монетах Сиракуз в духе эллинистических традиций появляется изображение правителя. Эллинистические монархи заботились о процветании своих династий и, конечно, о преемственности правления своими ближайшими родственниками, поэтому на их монетах появляются не только портреты правителей, но и портреты их жен и наследников. Гиерон II не был исключением. На предлагаемой мной монете изображен портрет его жены Филистиды, являющийся прекрасным образцом высокого эллинистического искусства.
Свое новое возрождение Сиракузы после смуты времен демократическо-олигархических переворотов, вызванных смертью знаменитого сиракузского правителя Агафокла переживают в правление Гиерона II (275—215 гг. до н. э.). Командующим сиракузской армией Гиерон II в 275 г. до н. э. захватил власть в Сиракузах и не стал вести разорительную войну против Карфагена, а ПЕРЕГОВОРАМИ добился надежного мира для Сиракуз и союзных городов. Гиерон II после этих событий принимает обычный среди эллинистических правителей титул царя и заводит роскошный двор. Придворные возводят происхождение Гиерона II к знаменитым в V в. до н. э. тиранам Сиракуз Гелону и Гиерону и поэтому он получает титул царя Гиерона II.
Гиерон поддерживал хорошие отношения с правителями Египта Птолемеями, греческим городам он поставлял зерно, а республика Родос после страшного землетрясения 227 года даже получила от него большие суммы денег на восстановление и ценные дары. Тиран стремился, чтобы его слава прогремела и во всем Средиземноморье. Гиерон построил себе великолепный дворец и возвел храм Зевса Олимпийца на главной площади Сиракуз, установил грандиозный алтарь длиной в 200 метров и превратил расположенный рядом театр в самый современный на то время в греческом мире.
В его долгое и спокойное правление Сиракузы стали одним из крупнейших экономических и культурных центров всего эллинистического мира и Средиземноморья. Казна Гиерона пополнялась за счет многочисленных торговых пошлин, собираемых с самых различных товаров, обращающихся в Сиракузах. Кроме того, Гиерон ввел прямое налогообложение, установив десятину с любых доходов, т. е. 10% любых доходов шли в царскую казну. Для греческих городов это было фактически первым случаем постоянного налогового обложения. Позднее римляне широко применяли это нововведение Гиерона в своих провинциях. Историк Полибий в своем труде «Всеобщая история» так характеризует этого правителя: «Гиерон сам приобрел власть, не имея ни богатства, ни славы, ни других даров судьбы. За всю свою власть он никого не убил, не изгнал, не обидел, а властвовал 54 года...».
И вновь разбавлю Ваши великолепные греческие монеты своими антонинианами =) Продолжим с Гордианом III ...
Антониниан - VIRTVTI AVGVSTI
На реверсе изображен Геркулес ,так же как и "Геркулес Фарнезский", утомленный мифологический герой облокотился палицей на камень, прижав рукой шкуру льва. В этот момент Геркулес выполнил свой последний (из 12-и) подвиг. За спиной , в правой руке он держит золотые яблоки Гесперид (дочерей титана Атласа, которые следили за его садом). "Геркулес Фарнезский",вероятно,увеличенная копия сделанная в начале III века н.э. на основе оригинала греческого скульптора Лисаппа,который создал Геркулеса в IV веке до н.э. Копия была создана для терм Каракаллы в Риме (открытых в 216 году н.э.), где и была найдена в 1546 году. Скульптура очень нравилась римлянам и была популярна как декорация. Многие копии были найдены на виллах,во дворцах,на территориях спорт площадок ..
Антониниан - ORIENS AVG
ORIENS на латыни это "восток" , в данном случае "к востоку" . Буквально это означает "восходить" от ORIOR "подняться". На реверсе изображен бог солнца Сол и указано место его бесконечного возрождения "Восток". Во многих древних религиях восток имел большое значение , к примеру, иудейский храм в Иерусалиме был размещен главным своим входом на восток . Когда что то или кто то стоит или направляется в верном направлении у этого человека или предмета есть , как принято говорить, надлежащая "ориентация",опять же от слова "ORIENS"
Антониниан - AEQVITAS AVG
AEQVITAS. — Справедливость, упоминаемая на римских монетах, символизирует добродетель, которую очень желали видеть у верховных правителей, чтобы она побуждала их управлять государственными делами (особенно in re monetaria) с беспристрастной преданностью интересам народа. Aequitas почти всегда представлена как фигура женщины, одетой в столу, обычно стоящей, иногда — но не часто — сидящей, с весами или (очень редко) с патерой в правой руке и с рогом изобилия, или hasta pura, или скипетром — в левой. «Персий использовал весы, естественный символ Справедливости, чтобы изобразить решение о добре и зле: рог изобилия символизирует добро, проистекающее из рассмотрения истинного существа дела»
Антониниан - IOVI CONSERVATORI
Юпитер (справа) со связкой молний в правой руке стоит рядом с юным Гордианом III . В левой руке бог держит длинный скипетр.
Монеты правителей загадочной страны Греко-Бактрии.
Более столетия в древности в Центральной Азии существовало единственное в мировой истории независимое государственное образование, где у власти находились европейцы. Это было типично эллинистическое царство, в котором сплелись эллинское (европейское) и иранское (восточное) начало в государственном устройстве и культуре.
1) Греко-Бактрия. Евкратид I ( 170 - 145 гг. до н. э. ), AR тетрадрахма, 2) ВAKTRIA, Greco-Baktrian Kingdom. Demetrios I Aniketos. Circa 200-185 BC. AR Tetradrachm 3) МЕНАНДР. Бактрия. AR тетрадрахма. 165 - 130 года до н. э.
Праздный вопрос по Диметрию Аникетосу. Изобоажение слоновьей головы у него - это иносказательный намек или буквальное воспроищыедение какого-то специального шлема? Если буквально голова с бивнями,- это же взрослого слонв, она в десять раз больше будет
Если Бы пишет: Праздный вопрос по Диметрию Аникетосу. Изобоажение слоновьей головы у него - это иносказательный намек или буквальное воспроищыедение какого-то специального шлема? Если буквально голова с бивнями,- это же взрослого слонв, она в десять раз больше будет
По наиболее распространённому объяснению, слоновий скальп на голове правителей - попытка приравнять себя к Александру Великому, покорителю Индии, богатой слонами.
Вот есть у меня такая тетрадрахма Птолемея I как сатрапа - когда он ещё не рисковал помещать на монеты свой собственный портрет, а изображал на аверсе Александра нашего Македонского:
Что же касается самого слоновьего скальпа, то рискну предположить, что такой головной убор действительно существовал, но не как реальная выделанная слоновья башка, а как стилизованное парадное украшение бактрийских (и не только) царей.
Деметрий I "Сотер" . Государство Селевкидов. Тетрадрахма. Антиохия. 154 год до н.э.
Деметрий I Сотер — царь Сирии из династии Селевкидов. Сын Селевка IV Филопатора.
Во время правления отца был отправлен заложником в Рим. После смерти отца в 175 году до н. э. вместо Деметрия престол занял его дядя Антиох IV Эпифан, затем двоюродный брат Антиох V Эвпатор. В 162 году до н. э., при содействии греческого историка Полибия, Деметрию удалось сбежать из римского заключёния. Он вернулся в Сирию и убил Антиоха V и регента Лисия, после чего римский Сенат признал его законным царём.
Деметрий получил своё прозвище «Сотер» от вавилонян, которых он освободил от тирании сатрапа Тимарха. Тимарх прославился после защиты Мидии от парфян. Он использовал воцарение Деметрия как предлог для объявления себя независимым царём, распространил свою власть на Вавилонию, но у него не хватило сил для борьбы с сирийским царём. В 160 году до н. э. Деметрий нанёс Тимарху поражение и убил его, тем самым, объединив на некоторое время державу Селевкидов.
Деметрий также известен своей победой над Маккавеями, когда в сражении с сирийскими войсками погиб первосвященник Иуда Маккавей.
Падение Деметрия приписывают Герклиду, брату Тимарха. Герклид поддерживал юного Александра Баласа, которого представлял настоящим сыном Антиоха IV. Герклид убедил римский Сенат поддержать Александра Баласа, его также поддержали Египет и Пергам. После двух лет гражданской войны Деметрий был повержен в 150 году до н. э.
Вчера получил квадригат из Мюнхена, живьем, как всегда, лучше. Оцените патину - как из Британского Музея.
Квадригат (дидрахма) Римской Республики, 225-211 г.г. до нашей эры, серебро, 6,63 гр. На аверсе: янусоподобное изображение диоскуров. На реверсе: Юпитер в квадриге с пучком молний и скипетром, сзади Виктория.
Мои ранее выставленные монеты с животными уехали вместе с Тегераном43 в соседнюю ветку, но, так как это чуть ли не самый любимый, после портретов девушек разумеется, сегмент моего собрания, осмелюсь выложить их ещё раз
Игорь Васильевич пишет: Вчера получил квадригат из Мюнхена, живьем, как всегда, лучше. Оцените патину - как из Британского Музея.
Квадригат (дидрахма) Римской Республики, 225-211 г.г. до нашей эры, серебро, 6,63 гр. На аверсе: янусоподобное изображение диоскуров. На реверсе: Юпитер в квадриге с пучком молний и скипетром, сзади Виктория.
Красивый, поздравляю!
У меня квадригат чуть более позднего типа:
Только, если позволите, маленькая ремарка к Вашему описанию. Многие аукционные каталоги упорно описывают аверс этих монет как "янусоподобное изображение Диоскуров". Однако такое определение, на мой взгляд слегка устарело. Тем более, лично мне так и не удалось разыскать в античном искусстве хоть одно "янусоподобие" при изображении Кастора и Поллукса.
Скорей, на аверсе республиканских дидрахм изображён сам двуликий Янус, или его сынок - бог Фонт. ИМХО
*************************** Black Sea Area. Kolchis. Before 470 B.C. Hemidrachm, VF. (7 mm, 2.2 gm.) ************************** А вот и видео, было очень не просто снять.. ) Смотрите выбрав в настройках плеера HD качество. https://www.youtube.com/watch?v=JI2BGXzBIR8
*** Time Did Indeed Heal All Wounds, But It Left A Nasty, Unforgiving Scar ***
Поддержу интересную тему. Лично для себя в античной нумизматике избрал путь,пожалуй, наиболее простой и наиболее популярный среди российских коллекционеров - античников, а именно Боспорское царство, сосредоточившись преимущественно на центре чеканки в городе Пантикапей. Этот древнегреческий город был основан в конце VII века до н. э. на месте современной Керчи.
Наверное, именно в коллекционировании данных монет душа по-настоящему отдыхает от избыточного перфекционизма в основной моей теме - Российской империи, при этом к качеству монет требования, несомненно, предъявляю, но смотрю на это более проще. Кроме того, это совершенно новые ощущения по сравнению с коллекционированием монет царизма, новые впечатления и эмоции. Чувствуется в этих монетах какой-то особый, непередаваемый дух времени и античной Греции, лаконичность и краткость, но при этом красота и волшебство. Да что там говорить, такие эмоции испытываешь глядя на многие монеты античности. Несколько экз. из того,что сейчас под рукой, пока скромно для античника, но ведь это в свободное время "балуемся", стаж относительно небольшой:
НОВИНКА 2024! Каталог серебряных рублей императрицы Елизаветы I (часть 2, СПБ: 1751-1761)- уже в продаже
Денарий императора Каракаллы. PONTIF TR P X COS II 207 год нашей эры.
КАРАКАЛЛА, прозвище Марка Аврелия Севера Антонина, полученное им от галльской одежды; род. 04.04.186 г. в Лионе, убит 08.04.217 г. близ г. Карры (Сирия), римский император с 04.02.211 г.
Первоначально Каракалла носил имя Септимий Бассиан, был сыном первого провозглашенного солдатами императора Септимия Севера и Юлии Домны. С 194 г. сопровождал отца в военных походах; в 197 г. подавил восстание иудеев. В 196 г. Каракалла удостоен титула цезаря, а в 198 г. — августа. После смерти Севера не захотел делить государственную власть со своим братом Гетой, убил его (212 г.) и многих из сторонников Геты. Как солдатский император Каракалла в своей деятельности прежде всего опирался на поддержку армии. В 212 г. издал эдикт о даровании римского гражданства (Constitutio Antoniniana) всему свободному населению Римской империи. Способствовал увеличению дохода от сбора налогов. Кроме того, в его правление закончился процесс становления Рима как столицы империи. В 212 г. Каракалла вел на границе между Верхней Германией и Рецией войны против алеманнов и хаттов, в 214 г. — на Среднем Дунае. Охваченный тщеславными помыслами, пытался, как ранее Александр Македонский, завоевать в 216—217 гг. Парфянское царство. Возросшие расходы на войну вынудили Каракаллу в этот период понизить содержание серебра в монетах. Во время одного из походов он был убит заговорщиками по приказанию префекта преторианцев Опеллия Макрина, ставшего затем, правда на короткий срок, его преемником. Из построек Каракаллы в Риме особенно славятся воздвигнутые им и названные его именем колоссальные термы, строительство которых началось в 206 г.
Никто пишет:... Скорей, на аверсе республиканских дидрахм изображён сам двуликий Янус, или его сынок - бог Фонт. ИМХО
Я поддерживаю классиков. Диоскуры - охранники города Рима, они традиционно изображались верхом на римских монетах позднее. А вот Фонт, имеет ну очень опосредованное отношение к Риму. Ну и, поскольку Янус состоит из двух лиц: молодого и старого, то, вполне логично, что на квадригатах римляне изобразили Диоскуров, поскольку оба лица молодые. К тому же, Янус - исключительно римское божество, что подчеркивало римский дух этих монет.
Никто пишет:... Скорей, на аверсе республиканских дидрахм изображён сам двуликий Янус, или его сынок - бог Фонт. ИМХО
Я поддерживаю классиков. Диоскуры - охранники города Рима, они традиционно изображались верхом на римских монетах позднее. А вот Фонт, имеет ну очень опосредованное отношение к Риму. Ну и, поскольку Янус состоит из двух лиц: молодого и старого, то, вполне логично, что на квадригатах римляне изобразили Диоскуров, поскольку оба лица молодые. К тому же, Янус - исключительно римское божество, что подчеркивало римский дух этих монет.
Не уверен, что в этой ветке можно вести дискуссии, но, если позволите, скажу пару слов по теме.
По моему представлению, "классиков" в изучении римской республиканской чеканки три: Грубер, Сайденхэм и Крауфорд.
Грубер и Сайденхэм считают, что на аверсе квадригатов изображён Янус или его сын Фонт (поэтому там молодые лица), но вот Крауфорд описывает это, на мой взгляд, маловразумительно и непонятно - "янусоподобное изображение Диоскуров".
Интересуясь этим вопросом, я просмотрел довольно много античных изображений Диоскуров (глиптика, скульптура, барельефы, мозаики, лампы и т.п.), но так и не смог увидеть хоть что-то подобное.
Кроме того, уважаемый Крауфорд, проанализировавший множество республиканских кладов, сделал огромный вклад в изучение нумизматики Республики. Но всё, что касается объяснения мифологических сюжетов на монетах, его...м-м-м, говоря помягче.... как-то не сильно интересовало.
А бог Фонт очень даже был известен в Риме: он поминался в древних молитвах, имел своё отдельное святилище и древнейший алтарь в Городе, находившийся на Яникульском холме.
Коротко про знаменитый статер великолепного Коринфа, отчеканенный там в период 355-337 гг до н.э. Вес монеты 8,62 гр, диаметр 21-22 мм.
Широко известная античная древнегреческая монета, вошедшая в учебники истории наряду с Афинской тетрадрахмой и тетрадрахмой Александра Македонского!
С 550 г.до н.э. Коринф начинает выпуск собственной монеты по весовому стандарту 1 статер = 8.7 гр. = 3 драхмы (2.9 гр) с изображением на реверсе Пегаса. Коринфские статера с изображением Пегаса и Афины в коринфском шлеме были очень популярными монетами своего времени и межполисной греческой валютой в западном Средиземноморье. Их чеканили несколько городов, входивших в Коринфский союз, однако по дифферентам на монете можно безошибочно определить город, где был отчеканен тот или иной экземпляр. Статера, отчеканенный именно в Коринфе несут на себе греческую букву Коппа под Пегасом — первый символ в архаичном написании названия города.
Этому процветающему торговому городу принадлежали два порта, один на берегу Коринфского, другой — Саронического залива, открытые для торговых путей, соответственно, западного и восточного Средиземноморья. В классический период о богатстве Коринфа ходили легенды в античном мире, об этом свидетельствует поговорка того времени: «Не всякому плавать в Коринф» — жизнь в городе была очень дорогой. Город был знаменит своим храмом проституток, посвящённом богине любви Афродите, они обслуживали богатых торговцев и влиятельных государственных лиц в городе и даже путешествовали с ними по всей Греции. Наиболее известная из гетер была Лаиса, славящаяся выдающимися способностями и взымающей наибольшую плату за свои услуги.
Кроме того, Коринф был одним из признанных центров греческой культуры и искусства. Именно в Коринфе сложился так называемый коринфский ордер в архитектуре, это был третий ордер классической древнегреческой архитектуры после ионического и дорийского. Конструкция его капители была самой сложной и пышной из трёх, отражая богатство и расточительный образ жизни граждан полиса, в отличие от строгости и простоты дорийского ордера, соответствующей правилу жизни спартанцев (коринфяне как и спартанцы были дорийцами), между тем как ионический ордер выражал равновесие между первыми двумя ордерами, воплощая идею меры у ионийцев.
По моему представлению, "классиков" в изучении римской республиканской чеканки три: Грубер, Сайденхэм и Крауфорд.
Грубер и Сайденхэм считают, что на аверсе квадригатов изображён Янус или его сын Фонт (поэтому там молодые лица), но вот Крауфорд описывает это, на мой взгляд, маловразумительно и непонятно - "янусоподобное изображение Диоскуров".
Интересуясь этим вопросом, я просмотрел довольно много античных изображений Диоскуров (глиптика, скульптура, барельефы, мозаики, лампы и т.п.), но так и не смог увидеть хоть что-то подобное.
Кроме того, уважаемый Крауфорд, проанализировавший множество республиканских кладов, сделал огромный вклад в изучение нумизматики Республики. Но всё, что касается объяснения мифологических сюжетов на монетах, его...м-м-м, говоря помягче.... как-то не сильно интересовало.
А бог Фонт очень даже был известен в Риме: он поминался в древних молитвах, имел своё отдельное святилище и древнейший алтарь в Городе, находившийся на Яникульском холме. Ещё раз извиняюсь за засорение темы.
А вот и живые классики появились! Если кто-то не знает, то НИКТО является автором очень серьезных и информативных трудов по древнеримской чеканке, особенно по чеканке Республиканского Рима. Написано очень подробно, обьемно, со множеством ссылок и т.д. и вместе с тем легко и совсем не занудно читается. Если кто-то интересуется этими темами и еще не приобрел его книги - настоятельно рекомендую. Не пожалеете! Это лучшее, что на сегодняшний день написано на русском языке.
Никто пишет:... А бог Фонт очень даже был известен в Риме: он поминался в древних молитвах, имел своё отдельное святилище и древнейший алтарь в Городе, находившийся на Яникульском холме...
Считаю за честь подискутировать с Вами. Римляне на республиканском чекане наоставляли столько загадок, что, порою, только интуитивно можно догадаться, что они хотели сказать изображениями на монетах. Думаю, что Крауфорд интуитивно предположил диоскуров, сравните это изображение диоскура с лицами на квадригатах:
Сатрапы Карии. Пиксодар ( 341 - 336 годы до н. э. ), AR дидрахма, вес: 6,88 гр., Ø 20 mm. аверс: голова Аполлона в лавровом венке реверс: Зевс стоит вправо, в руках скипетр и лабрис, легенда: ΠΙΞΩΔΑΡΟΥ описание: SNG Keckman 280 состояние: EF
Пиксодар (др.-греч. Πιξώδαρoς) — правитель Карии в период с 340 по 334 год до н. э.. Младший из трёх сыновей царя Гекатомна.
Античный город Истрия располагался в дельте Дуная на западном берегу Черного моря, недалеко от современного города Констанца (Румыния). Из крупных городов Северо-Западного Причерноморья Истрия занимает ведущее место в монетной чеканке середины V – второй трети IV вв. до н.э. В этот период город чеканил интересные серебряные монеты с изображением двух мужских голов.
Аверс: Изображение двух одинаковых безбородых мужских голов, соединенных между собой так, что правая голова изображена перевернутой. Реверс: Орел на дельфине влево, вверху остатки надписи IΣTPIH (имя города на ионическом диалекте),
Нет единого мнения о том, кого представляют изображенные головы. По версии И. Фосса (1618 – 1680), это – изображения реки Истр, которая, по представлениям греков, впадала одним рукавом в Черное, а другим в Адриатическое море. Ряд нумизматов предполагает, изображены река Истр и Черное море, или два течения близ устьев Дуная. Согласно второй теории И.Г. Экгарда, высказанной в 1722 г., на монетах Истрии изображены божества-близнецы Диоскуры. Впоследствии были предложены другие объяснения: Аполлона как покровителя судоходства и мореплавания; Аполлона-Гелия, солнечного бога, причем головы олицетворяли восходящее и заходящее солнца; двуликого Борея или безымянных богов ветров; даже легендарных героев эпохи основания города Истрии. Ряд исследователей считает, что это могут быть изображения Кабиров, "богов самофракийских". Однако головы изображены контрастно: одно лицо имеет грозное выражение, волосы на голове встали дыбом, другое – спокойно, волосы завиты локонами или расчесаны.
Сатрапы Карии. Пиксодар ( 341 - 336 годы до н. э. ), AR дидрахма, вес: 6,88 гр., Ø 20 mm. аверс: голова Аполлона в лавровом венке реверс: Зевс стоит вправо, в руках скипетр и лабрис, легенда: ΠΙΞΩΔΑΡΟΥ описание: SNG Keckman 280 состояние: EF
Пиксодар (др.-греч. Πιξώδαρoς) — правитель Карии в период с 340 по 334 год до н. э.. Младший из трёх сыновей царя Гекатомна.
Очень мне эта монета понравилась, особенно изображение лица. Мне кажется, современные "медальеры" с их компьютерными технологиями "копи-пасте" не способны такого передать.
Раз уж перешли пока на монеты более мелких номиналов, хочу признаться в любви драхмам АМ-овского типа. Хоть они намного мельче тетр, изображения на них порой не менее выразительны, а за счёт миниатюрности выглядят очень привлекательно. Филипп III Арридей, чекан неизвестного двора в Малой Азии, 323-317 гг до нэ:
Антигон I Одноглазый, чекан Колфон, 310-301 гг до нэ:
IONIA, Phokaia. Circa 521-478 BC. AR Hemidrachm (9mm, 1.30 g). Head of griffin left / Incuse square.
Фокея самая сев. из др.-греч. ионийских колоний в М. Азии. Основана в 9 — 8 вв. до н.э. выходцами из Фокиды (по другой версии, из Аттики). Неплодородные почвы, наряду с выгодным географическим положением Фокеи обусловили развитие в ней торговли, рыболовства и мореплавания. Жители Фокеи в 7 — 6 вв. до н.э. активно участвовали в колонизации (обл. Понта, Навкратис, Корсика, Италия, Галлия, Испания), их корабли заплывали и в Атлантич. ок. В 1-й половине 6 в. до н.э. флот Фокеи господствовал в Зап. Средиземноморье, затем фокейцы были вытеснены с Корсики и из Испании этрусками и карфагенянами. Оплотом влияния фокейцев на З. была Массалия (совр. Марсель). Со 2-й пол. 7 в. до н.э. Фокея выпускала монету из электра с изображ. тюленя, к-рая обращалась в ряде городов М. Азии и Эгейского м. Ок. 540 до н.э., когда персы напали на Фокея , жители покинули город и направились на 3апад, не желая подчиниться персам; впоследствии часть фокейцев вернулась, но город уже не имел прежнего значения. На месте Фокея находится совремнный г. Фоча в Турции.
Никто пишет:... А бог Фонт очень даже был известен в Риме: он поминался в древних молитвах, имел своё отдельное святилище и древнейший алтарь в Городе, находившийся на Яникульском холме...
Считаю за честь подискутировать с Вами. Римляне на республиканском чекане наоставляли столько загадок, что, порою, только интуитивно можно догадаться, что они хотели сказать изображениями на монетах. Думаю, что Крауфорд интуитивно предположил диоскуров, сравните это изображение диоскура с лицами на квадригатах:
Большое спасибо за приглашение подискутировать.
Наверное, я нечётко сформулировал: основное неприятие мной такого определения ("янусоподобное изображение Диоскуров") связано с тем, что мне как-то совсем неизвестны бесспорные изображения божественных братьев, где была именно такая композиция: "слипшиеся" затылками головы.
Между тем, такого рода двуликих изображений довольно много: у вавилонян, египтян, греков, этрусков, тех же римлян.
Не говоря уже о монетах Лампсака, Тенеда, этрусских городов. Но вот Диоскуров в такой композиции (голова к голове) я-то и не знаю. Совсем.
Максимум, что встречается - это "парные" бюсты. Примерно, как на бронзовой монетке Регия:
Так что, при всём моём уважении к Крауфорду, не могу поверить ему на слово....
На самом деле, я вижу в такой прекрасной и интереснейшей теме как античная нумизматика некоторую проблему:
Ну, никак не возможно "собрать в одной комнате" профессиональных нумизматов, историков, искусствоведов, - чтобы они нормально и комплексно разобрали самые различные вопросы, те же сюжеты на античных монетах, к примеру.
Встречал фотографии античной монеты из меди с изображением орла (вроде египетская чеканка) и весом около 50 гр. - как раз вроде екатерининского пятака, что на последнем фото. Кто-то может выложить фото этой монеты? И еще было бы интересно посмотреть на массивные монеты того времени, если они были. За тему спасибо, интересно.