Republican 47 BC ROMAN REPUBLIC A. LICINIUS NERVA 47 BC. AR DENARIUS,
Obv: FIDES before, NERVA behind, laureate head of Fides right, Rev: A. LICINIV below horseman galloping right; III-VIR across field, Rome, 47 BC. Crawford 454/1 3.76g.
Весьма нечастый денарий, Саш, поздравляю.
Через мои руки в приличном виде (похуже твоего) такой всего раз проходил, да так к ладошкам и прилип. Улучшить его теперь вряд ли получится, но я этим доволен.
Что же касается трактовки сюжетов на аверсе и реверсе денария Нервы, то тут слишком мало материала, почти не на что опереться.
На реверсе явно изображён какой-то военный подвиг (всадник тащит за волосы неприятеля) – видимо, хорошо известный современникам, но для нас, увы, малопонятный.
Что же касается, самого образа врага с длинными волосами, то мне всё же кажется, что это галл. Галлы и германцы для римлян были весьма заметны по многим внешним признакам: штаны, торквесы на шеях и, прежде всего, спутанные длинные космы.
Об этом обычае галлов, – натирать волосы известью и зачёсывать их назад в виде гривы, – упоминает ещё историк Диодор Сицилийский: «Роста галлы очень высокого, тела у них нежные и белые, а волосы русые от природы, причём этот естественный цвет они стараются усилить ещё более с помощью искусственных средств. Поэтому галлы очень часто моют волосы известковым раствором и зачёсывают их ото лба к макушке и шее, напоминая, таким образом, видом своим сатиров и панов. Благодаря такому уходу волосы у них становятся толстыми, ничем не отличаясь от конской гривы. Бороду некоторые бреют, а некоторые оставляют её расти до определённой величины. Знатные мужчины выбривают щеки, а усы оставляют, чтобы те закрывали губы, так что во время еды кусочки пищи застревают в усах, когда же они пьют, напиток словно процеживается через сито» (Диодор, V, 28, 1-3).
Собственно, легко узнаваемый образ врага-галла с длиннющими космами можно увидеть и на других республиканских монетах периода 48-47 гг. до н.э. Надо только приличные по сохранности экземпляры сравнивать.
К примеру, вот весьма редкий денарий Юлия Цезаря 48-47 гг. до н.э., где галл сидит под трофеем.
Или денарий Гостилия Сасерны 48 г. до н.э., на аверсе которого изображён, по разным версиям: галл, персонификация Галлии или даже сам Верцингеториг, вождь галльского племени арвернов.
Если же рассматривать экземпляр денария Нервы «поострее», где более отчётливо прочеканен реверс, то, на мой взгляд, та же фигня – всадник за волосы тащит галла …
Таким образом, для себя всё же считаю, что сюжет реверса денария Лициния Нервы 47 г. до н.э. связан с галльской кампанией Цезаря, с каким-то конкретным её эпизодом или подвигом.
Длинноволосые галлы и позднее многократно упоминались римскими авторами и не раз в таком виде изображались на римских саркофагах. Этакий собирательный образ врага.
Что же касается твоей трактовки появления Фидеи, богини верности, на аверсе денария 47 г. до н.э., то, на мой взгляд, это весьма вероятно. Ты ведь тут видишь некий «месседж», именно в это время адресованный союзникам Рима, как я понял? Типа, «ребята, давайте выполнять свои обязательства и всё будет хорошо, а не будете – ну, вы поняли…»
В рамках этой версии и предательство Фарнака и бунт против Цезаря в Александрии – явления вполне схожие: «Презлым за предобрейшее отплатил» (с)
Спасибо, Сергей Георгиевич, за развернутый комментарий. Меня, по-прежнему, две вещи настораживают: уникальность назидательного поучительного сюжета аверса и показательность (не вооруженный конный воин тащит вооруженного врага) уничижительно пренебрежительного сюжета реверса. Что касается облика врага, то это , конечно, слабый момент в моих рассуждениях, если не предположить, что монетарий имел слабое представление о внешности Фарнака (но, кстати, папаша его , Митридат наш 6-й довольно длинные волосы носил, в молодости, во всяком случае) и уже привык, как и народ римский, к тому, что побеждаемые варвары (а понтийцы для них кто?) выглядят именно так. Впрочем, я на своей точке зрения не настаиваю, но моя версия как-то больше греет душу, мою. А денарик у Вас хорош. Продаете?
-Александр- пишет: А денарик у Вас хорош. Продаете?
Саша, а мы разве на ВЫ? По вопросу: фигушки, пусть ещё полежит у меня.
А поводу версий и прочих объяснялок - дык, мы все имеем право придумать именно свою и поверить именно в неё. Особенно, когда сведений и фактов дошло совсем мало.
Никто пишет: Да, действительно, по сравнению с несомненно красивыми греческими монетами, имеющими при этом почти всегда однозначное толкование, римские монеты (особенно периода Республики) более корявы что ли, но имеют гораздо больший историческийконтекст и большее количество «смыслов», куда умещается и исторический факт, и явный намёк на славные деяния конкретного рода, и неожиданное обыгрывание имён монетария и его предка, и даже юмор можно найти… Но всему есть предел.
С этим всем конечно сложно поспорить, но все же, во-первых, дело в количестве типов монет и в лаконичности изображений. Не дай бог в раннем эллинизме выпустили бы такое количество типов тетрадрахм, сколько выпустили типов денариев в Республике. Другое дело, что у греков почти на каждый тип монет приходится несметное количество абсолютно разных стилей изображения, и в итоге греческие монеты особенно хорошо собираются по штемпелям/стилям одного и того же типа монет, так как каждый стиль в греческой нумизматике - это почти как новый тип монет. В Риме такое почти недопустимо, ибо это то же самое, если собирать по штемпелям любой из вышепоказанных денариев. А тетры АМ со львом на голове можно собирать до потери пульса - все разные, но тип монет один. По-факту, борьба Греции и Рима даже в нумизматическом плане - это борьба искусства против милитаризма. Греки выпускали качество изображения в ущерб количеству типов, и смысл изображений на большинстве типов греческих монет совсем не изучен и не понятен, есть лишь некоторые предположения. Взять те же тетры Филиппа II со всадником вправо - кто такой этот потерпевший, куда он пошел? что там на реверсе за всадник - версий ведь всяких хватает, и все не доказуемые. Или взять изображения на многих полисных фессалийских классических монетах - та же голова льва со стрелой в пасти - тут смысл явно еще не скоро узнаем. Или смысл Аполлонона восседающего на проре на тетрах Антигона - тут лаконичность и простота противостоит пониманию, ведь чем больше всяких мелких дополнительных вещей/персонажей в изображении, тем понятнее в плане толкования сюжета. Многофигурные сестерции в плане простоты толкования дают фору любой греческой монете, но это не значит, что изображения на этих сестерциях более значимые, чем та же простая фигура Аполлона на Омфале. На тему интерпретации простых сюжетов (таких как Аполлон на Омфале) постоянно выпускается множество научных работ. Еще неизвестно что интереснее: загадочность простого образа (Греция), или простота толкования более сложного изображения (Рим). По-факту, ведь чем больше типов монет и чем больше эмиссии, тем всегда хуже качество, и больше смысла. А значимость каких-то не очень известных и малозначимых деяний конкретного рода, или тот же юмор, по важности и эффектности не идет ни в какое сравнение с монетами, например, в честь победы над Птолемеем при Саламине - год 306-й - год царей, и это событие было действительно великим в историческом плане, оно в самом деле перевернуло государственные дела и мировоззрения людей по всей ойумене (даже на окраинах, ведь и те же боспорские цари с этого времени стали именовать себя базилевсами), как до этого Александр Великий перемешал весь мир. Возможно именно в 306-м году появилось и полное понимание что такое отдельное государство/страна. А еще, например, в чем смысл такого всем известного гениального изображения, как Александр в слоновьем скальпе на голове, с еле видимой диадемой (тут и первое появление диадемы на голове человека, что тоже достойно нобелевской премии, ибо смысл в этой мелочи огромнейший) на лбу, с бараньим рогом у уха, с эгидой на шее, со змеиными завязками из лотосов на шее? Ну вот при чем тут слон на голове АМ к Египту? Так вот, та же C. Lorber не так давно представила толкование этого вопроса, ее статья называется - египетское толкование слонового скальпа на голове АМ. Вкратце, у египтян смысл был в том, что они Александра сравнили со своим величайшим фараоном - Тутмосом III, который спасал египтян от азиатов, а потом Тутмос III охотился в Азии на азиатских слонов (вымерли в 1000-900 гг до н.э. - кстати, информация в тему "Античная и средневековая география и животный мир" ;) - и мол именно этот сюжет египтяне отождествили и выразили в виде слона на голове Александра Великого. А для греков слон на голове разумеется означал поход в Индию. В общем, главная заслуга греков в том, что они придумали и воплотили в жизнь красивейшие и на первый взгляд простейшие образы, как тот же Аполлон на проре, портрет со слоном на голове, Ника на проре и т.п., а уже в римское время пошли более сложные кучные изображения в ущерб лаконичности и гармонии. Главная заслуга именно у тех, кто придумал эталонный оригинал-прототип образа - для этого одной фантазии мало будет, нужно быть гением уровня Апеллеса или Лисиппа, а когда таких гениев нет, то и и технологии нет, даже при наличии идеи. Но греки и идею придумали, и воплотили ее в жизнь. То появился гениальный образ одной фигуры, а потом рядом поместили еще десять фигур и образ исчез, но появился более понятный для будущих поколений смысл. Древние греки для римлян и для нас - это то же самое, что для нас индийцы - их культуру не индийцу толком не понять. Это даже не как сейчас в каком-нибудь кинематографе - 40 лет назад идеи были, но не могли их воплотить в жизнь из-за отсутствия технологий, и идеи отложили до времени появления данной технологии. А после воплощения идеи в жизнь со временем начинает работать чуть ли не аутичная фантазия, в изображение добавляются новые фигуры, появляется лес сюжетов. Греческие образы - это что-то сродни Библии в буковедении. Главный вывод в том, что смысл изображения со временем становится более понятным, более перегруженным (или наоборот совсем простым как два клинка на денариях Брута) и прямолинейным. А в той же архаике: лев с солнышком у носа, или лев с быком - и целой книги не хватит чтобы точно истолковать эти сюжеты. И в любом случае, даже за простой фигурой отдыхающего Геракла на греческой монете стоят огромные степи мифологии - это и есть сюжет, только не простой людской, а некий легендарный, мифический. А уж юмора и на греческих монетах хватает - один образ пьянствующего Сатира на ослике чего стоит. Как-то так... Во загнул.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
-Александр- пишет: Первое сообщение... Вырвался?! Через забор? В кузов грузовика с матрасами? Так он же в те же ворота заедет... Прыгай, Артурчик, прыгай...
Особенно хорошо скачет тот, кто скачет последним. Это как раз на твою тему.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Scipio пишет: Ну вот практически вся компания в сборе. Привет Артур, давненько не слышно и не видно.
Привет Игорь! Да вот общий знакомый ссылку дал, гляжу, а тут уже и интересные темы. Как говорится, очередное место встречи. Вот уж воистину античников некоторые называют кочевниками)))
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Никто пишет: Если мы традиционно считаем монету важным элементом римской пропаганды (чего практически нет в неримской античной чеканке)
Ну уж у кого-кого, а у диадохов была просто эталонная пропаганда. Сначала основанная на памяти АМ, а потом и на себе любимых. Достаточно вспомнить селевкидскую пропаганду про сон перед битвой при Ипсе: Деметрию Полиоркету приснился Александр Великий, который спросил Деметрия про клич беред битвой, и ДП ответил Зевс и Ника. В итоге АМ сказал, что уходит к Селевку I, так как тот взял для битвы клич Александр и Ника - это, кстати, и толкование смысла редчайших двойных рыжих дариков Селевка I, на которых на аверсе изображен АМ в слонике, а на реверсе Ника - этот пример просто эталон пропаганды. И Птолемей I в пропаганде преуспел - у него были проблемы становления в Египте местным царем/фараоном. Ведь до 306-го года Птолемей в лице египтян считался лишь эдаким духовным главарем Египта, но не фараоном и базилевсом. Приходилось сначала пропагандировать родство с АМ и заниматься поддержкой Александра IV - даже все деяния в египетских источниках времени Птолемея I-го отсчитываются и датируются на времени правления Александра IV-го (даже после смерти Александра IV-го!). А сколько всяческих намеков на птолемеевских монетах, начиная от еле видимой диадемы на лбу Александа, продолжая преждевременным пробным выпуском тетр (тип АМ в слонике) с одним только именем Птолемея - это тоже ни что иное, как пропаганда, намек египтянам, мол пора забывать про давно умершего АМ и переходить к образу Птолемея.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
rjkz1968 пишет: Монеты правителей загадочной страны Греко-Бактрии.
Более столетия в древности в Центральной Азии существовало единственное в мировой истории независимое государственное образование, где у власти находились европейцы. Это было типично эллинистическое царство, в котором сплелись эллинское (европейское) и иранское (восточное) начало в государственном устройстве и культуре.
1) Греко-Бактрия. Евкратид I ( 170 - 145 гг. до н. э. ), AR тетрадрахма, 2) ВAKTRIA, Greco-Baktrian Kingdom. Demetrios I Aniketos. Circa 200-185 BC. AR Tetradrachm 3) МЕНАНДР. Бактрия. AR тетрадрахма. 165 - 130 года до н. э.
В продолжение темы Бактрии. Ещё одна монета в моём собрании
Baktria, Greco-Baktrian Kingdom, Antimachos I AR Tetradrachm. Circa 174-165 BC. Diademed bust of king right, wearing kausia / BAΣIΛEΩΣ ΘEOY ANTIMAXOY, Poseidon standing facing, holding in right hand long trident and in left, palm with ribbon; monogram in right field. SNG ANS 278; Mitchiner 124A. 16.91g, 31mm, 12h.
rjkz1968 пишет: Более столетия в древности в Центральной Азии существовало единственное в мировой истории независимое государственное образование, где у власти находились европейцы. Это было типично эллинистическое царство, в котором сплелись эллинское (европейское) и иранское (восточное) начало в государственном устройстве и культуре.
Полная версия этой работы А.А. Попова "Греко-Бактрийское царство" Интересно почитать. ССЫЛКА
*** Time Did Indeed Heal All Wounds, But It Left A Nasty, Unforgiving Scar ***
rjkz1968 пишет: В продолжение темы Бактрии. Ещё одна монета в моём собрании
Как говорится, шапки собраны, но и не только.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Республиканский денарий Тита Дидия, не такой качественный как у Сергея Георгиевича, но все же... Описание Сергей Георгиевич дал в сообщении 354 данной темы, где рассказывается о гладиаторах-пегинариях, изображённых на этих монетах. Я же несколько сомневаюсь в данной трактовке поединка, и вот почему. Экипировка сражающихся людей выглядит как полноценная боевая. Известно, также, что предок Тита Дидия участвовал в подавлении одного из восстаний рабов. В связи со всем этим, есть теория, согласно которой, на монете изображен этот предок, забивающий насмерть вооружившегося раба плетью. В поддержку этого может говорить то, что у обоих сражающихся боевые гладиусы, в которых не было необходимости у гладиаторов-пегинариев на арене, а у предполагаемого раба он в руке. Щит у "раба" овальный, пехотный, а у "предка" - круглый, кавалерийский, а ведь известно, что в республиканской кавалерии служила только знать. Все это укладывается в теорию, что благородный "предок" посчитал ниже своего достоинства поднять гладиус на презренного "раба" и забивает его плетью.
Известно, также, что предок Тита Дидия участвовал в подавлении одного из восстаний рабов.
Откуда это известно?
Эрнст Бабелон в свое время (19в.) предполагал, что здесь - изображение предка монетария, Т. Дидия, отличившегося во время подавления сицилийского восстания рабов. Этот Т. Дидий, занимавший прежде должность народного трибуна в 143г., был послан на Сицилию в ранге претора в 138г. По мнению французского ученого, Дидий поднимает на раба кнут, считая недостойным поднять меч (Babelon, vol. I. P. 455).
Эрнст Бабелон в свое время (19в.) предполагал, что здесь - изображение предка монетария, Т. Дидия, отличившегося во время подавления сицилийского восстания рабов. Этот Т. Дидий, занимавший прежде должность народного трибуна в 143г., был послан на Сицилию в ранге претора в 138г. По мнению французского ученого, Дидий поднимает на раба кнут, считая недостойным поднять меч (Babelon, vol. I. P. 455).
Бабелон в подтверждение своих слов ссылается на Эккеля, который пишет значительно более скромно: "Одни (inter eruditоs) к наказанию рабов в рабской войне (относят)". Об участии отца Т.Дидия в I Сицилийском восстании рабов ничего не известно, а его участие там в качестве претора (как пишет Бабелон) вообще невозможно. Кроме того, я сильно сомневаюсь в том, что отец этого Дидия был народным трибуном 143 г...
Игорь Васильевич пишет: Республиканский денарий Тита Дидия, не такой качественный как у Сергея Георгиевича, но все же...
Везет же! Я сам несколько лет зуб точу... Но пока по адекватной цене не попадалась. Точнее проскочила один раз, но увидел после окончания аукциона. Поздравляю!
Игорь Васильевич пишет: Все это укладывается в теорию, что благородный "предок" посчитал ниже своего достоинства поднять гладиус на презренного "раба" и забивает его плетью.
Это перекликается с с рассказом, что я читал в Истории Геродота - во время третьего похода они долго отсутствовали (якобы погнались за киммерийцами в Азию и властвовали там 28 лет по Геродоту), когда скифы были в разлуке со своими женами и детьми в течение длительного времени, то по возвращении домой из Азии, им пришлось на родине вести войну с рабами. Просто жены скифов решили, что мужья все погибли, и повыходили замуж за рабов, которые затем не захотели пускать скифов обратно. Была долгая война, но скифам посоветовали не воевать, а победить по праву господ – взять розги в руки и плети, что и внушило страх рабам, и они сдались.
Я вот тоже сегодня наконец то получил монетку. Из Британии до нашей таможни шла 7 дней, от нашей таможни до почты в Москве - 3 дня и + еще 20 дней из Москвы до Воронежа...
Констанций I AE follis Trier mint 293-305 AD. Крупная - 30 mm и тяжелая - 10,5 гр. Обратите внимание на портрет. Это настоящий живой портрет императора, в военной форме. При этом уже долгое время штамповались мультяшные портреты - прамой нос, прямой лоб - все императоры как клоны. Этот же портрет выполнен в старо-античном стиле. Что редко для того времени...Мастер тщательно каждую скадку лица прорисовал, детали костюма. Тогда уже так не делали. Может какой старый мастер-грек решил показать класс... Но это все теории... В реале глубокий прочекан и смотрится красивее
Sextus Pompey, проблема всех спорных сюжетов, как правило, касается Республики с огромным количеством монетариев, мотивацию которых при их выборе сюжета, порою, сложно понять. Здесь либо верить, либо не верить, поскольку письменных источников, порою, только строчка о предке монетария, да и та в расплывчатой формулировке. Логика монетариев при нестандартном диоскуровом оформлении монеты прослеживается в трех направлениях: прославление предков монетария, прославление Республики, прославление Консула, патрона. Исходя из этих мотивов, ввиду отсутствия письменных источников, строятся предположения. Например по денарию Тита Дидия сложно понять иную мотивацию, кроме прославления отца монетария, поскольку бессмысленным выглядит размещение на монете потешных нелетальных гладиаторов.
Игорь Васильевич пишет: ... Здесь либо верить, либо не верить, поскольку письменных источников, порою, только строчка о предке монетария, да и та в расплывчатой формулировке...
ну нумизматика это все ж наука, а не религия, и соответственно решение проблем в ней не является объектом веры
Полностью согласен и полностью поддерживаю научный принцип презумпции доказанности. Поэтому в каталогах всего лишь сухое описание "two warriors", поэтому ничего не утверждаю, а предполагаю.
Предполагать прославление Дидием предков невозможно, потому что он, как я уже писал выше, был homo novus, то есть не имел известных предков. Разумеется, его отец не мог быть претором...
Это монета не позднего Рима, а эллинизма. В полной его эллинистической красе - красивый портрет Геракла, широкий монетный кружок, до мелочей проработанное изображение Зевса на реверсе. Поздравляю с приятным приобретением! С удовольствием поставил плюсик.
МАНРО пишет: Это монета не позднего Рима, а эллинизма. В полной его эллинистической красе - красивый портрет Геракла, широкий монетный кружок, до мелочей проработанное изображение Зевса на реверсе. Поздравляю с приятным приобретением! С удовольствием поставил плюсик.
Ром, Серж-Питер про Мишин медяк процитировал. Не проТемнос. Там действительно поздний Рим