Кстати, историческая справка к монете из поста #711 , кому интересно. Монета посвящена Битве при Регильском озере, состоявшейся в 499 (либо в 496) году до нашей эры. Это было решающее сражение Первой латинской войны - войны Римской республики против Латинского союза.
Предположения в статье касаются датировки монет, но вся серия этих монетариев посвящена историческим победам римлян. Моя монета изображает стройное построение римской конницы. Известно, что в Битве у Регильского озера сперва латинянам удалось потеснить римлян, так что последние вскоре начали отступать. Однако диктатор приказал элитной когорте своей охраны следить за сохранением строя и убивать каждого убегающего римского солдата. Позднее диктатор приказал всадникам спешиться и влиться в ряды пехоты, после чего латиняне начали отступать. По всей видимости изображена эта элитная когорта.
Эту монету надо рассматривать в рамках серии. Остальные же монеты (кроме явно относящейся к Регилльскому озеру типа 335/10) связи с этой битвой не имеют... Кроме того, описание битвы, которое дают Ливий или Дионисий, не сообщают нам о решающей конной атаке.
Игорь Васильевич пишет: Моя монета изображает стройное построение римской конницы. Известно, что в Битве у Регильского озера сперва латинянам удалось потеснить римлян, так что последние вскоре начали отступать. Однако диктатор приказал элитной когорте своей охраны следить за сохранением строя и убивать каждого убегающего римского солдата. Позднее диктатор приказал всадникам спешиться и влиться в ряды пехоты, после чего латиняне начали отступать. По всей видимости изображена эта элитная когорта.
Хорошая монетка, поздравляю!
Мой экземпляр похуже будет
Тоже вполне допускаю, что Авл Постумий Альбин, монетарий 96 г. до н.э., связал сюжет реверса своего денария с подвигами диктатора Авла Постумия. Как мне кажется, речь могла идти о некой военной "фишке", - с разнуздыванием коней во время битвы при Регилльском озере в 499 г. до н.э., - до этого не применявшейся в бою. Возможно о ней упоминают некоторые античные историки:
«У Регилльского озера долго и с переменным успехом шло сражение. Наконец сам диктатор Постумий бросил во врагов знамя - новый и необычный замысел,- чтобы затем его вернуть. Косс, начальник конницы, приказал разнуздать коней (и это новинка!), чтобы энергичнее совершать набеги» (Флор. Две книги римских войн, I, 5, 2-3)
«Изгнанный Тарквиний укрылся в Тускуле у своего зятя Мамилия. Когда он, подняв мятеж в Лации, стал сильно теснить римлян, Авл Постумий был объявлен диктатором и сразился с врагами у Регильского озера. Так как победа казалась сомнительной, начальник конницы велел разнуздать лошадей, чтобы они помчались с неудержимой силой; так римляне рассеяли строй латинян и захватили их лагерь» (Аврелий Виктор. О знаменитых римлянах, XVI, 1-2).
Никто, Как всегда, исчерпывающе и безукоризненно! Насчёт вашей монеты, замечу, что по центровке и полю сильно лучше моей, а непрочеканы некритичны для этого выпуска.
Очень много говорили о замечательных пантикапейских монетках сатир-грифон, но честно скажу, вот такой ольвийский борисфен лично мне нравится даже больше. Выпуск монет этого типа был достаточно продолжительным и массовым, но мой экземпляр относится к самому раннему периоду и имеет вес 12,54 грамм. Начало эмиссии этих монет относится примерно к началу последней четверти 4 в до н.э. и есть версии о том, что изображение оружия на реверсе монет отсылает нас к важнейшему для истории Ольвии эпизоду победы над войском македонского полководца Зопириона с помощью скифов. Ранние тяжелые борисфены красивы и сами по себе достаточно редки, а в достойной степени сохранности, как отмечают специалисты в ольвийской монете, встречаются раз в пятилетку. Реально...
Тоже вполне допускаю, что Авл Постумий Альбин, монетарий 96 г. до н.э., связал сюжет реверса своего денария с подвигами диктатора Авла Постумия. Как мне кажется, речь могла идти о некой военной "фишке", - с разнуздыванием коней во время битвы при Регилльском озере в 499 г. до н.э., - до этого не применявшейся в бою.
Убедительно. Для окончательного убеждения необходимо объяснить наличие удил у лошадей на этой монете...
Тоже вполне допускаю, что Авл Постумий Альбин, монетарий 96 г. до н.э., связал сюжет реверса своего денария с подвигами диктатора Авла Постумия. Как мне кажется, речь могла идти о некой военной "фишке", - с разнуздыванием коней во время битвы при Регилльском озере в 499 г. до н.э., - до этого не применявшейся в бою.
Убедительно. Для окончательного убеждения необходимо объяснить наличие удил у лошадей на этой монете...
На моем варианте реверса отчётливо видно, что удил нет. На варианте у Никто резчик мог их "запилить" на автомате.
I_v_a_n пишет: Очень много говорили о замечательных пантикапейских монетках сатир-грифон, но честно скажу, вот такой ольвийский борисфен лично мне нравится даже больше.
Кстати, монеты Ольбии в качестве нечасты! Красивая!
Sextus Pompey пишет: При таком поиске получилось 43-3 в пользу удил. Причем в одном случае отсутствие удил под вопросом...
Да, внимательно пересмотрел выборку на аксеарч, только три монеты с конями без удил (итого известно пока только шесть, вместе с монетами из собрания БМ и моей). Версию об изображении разнузданных коней отметаем. Тогда, возможно, на историческое событие, изображённое на монете, указывают три (или шесть) брошенных бегущим врагом меча и два штандарта.
Игорь Васильевич пишет: Да, внимательно пересмотрел выборку на аксеарч, только три монеты с конями без удил (итого известно пока только шесть, вместе с монетами из собрания БМ и моей). Версию об изображении разнузданных коней отметаем.
Я дико извиняюсь, но, на мой взгляд, у Вас слишком завышенные представления о «детальности» римских монет. Если позволите, пару слов.
Да, действительно, по сравнению с несомненно красивыми греческими монетами, имеющими при этом почти всегда однозначное толкование, римские монеты (особенно периода Республики) более корявы что ли, но имеют гораздо больший исторический контекст и большее количество «смыслов», куда умещается и исторический факт, и явный намёк на славные деяния конкретного рода, и неожиданное обыгрывание имён монетария и его предка, и даже юмор можно найти… Но всему есть предел.
Если мы традиционно считаем монету важным элементом римской пропаганды (чего практически нет в неримской античной чеканке), то всё же давайте поставим себя на место аудитории – которой такая монетная пропаганда и была адресована.
Монетарий Постумий выпускает в 96 г. до н.э. денарий, где он, как я полагаю, апеллирует к подвигам древнего диктатора Постумия, который прославился своей победой в битве при Регилльском озере в 499 г. до н.э.
В одних рассказах про эту битву прежде всего упоминают изгнанного римского царя Тарквиния Гордого, в других – повествуют о навязывании сражения войскам Латинского союза, в третьих – об участии в сражении божественных братьев Диоскуров.
Я процитировал историков Флора (нач. II в.) и Аврелия Виктора (IV в.) не только для рассказа «об уздечках» (о которых более ранние историки даже и не упоминают), но и чтобы проиллюстрировать ещё один аспект такого рассказа – о «неудержимой» конной атаке.
Собственно, именно это я и вижу на реверсе – вполне экспрессивно изображённую конную атаку, переломившую ход всего сражения.
Что же касается мелких деталей и деталюшечек, могу высказать только своё личное мнение.
Изображение сюжета на монете может иметь несколько уровней восприятия: основной тип описания, дополнительный тип, прочие мелкие детали. Это относится как монетам Республики, так и к монетам Империи. К греческим и прочим монетам это тоже относится.
К примеру. На аверсе, скажем, нуммия Константина Великого помещён бюст императора, повёрнутый вправо. Это – основной тип описания изображения. Император одет в доспехи, на голове его военный шлем, в руке – копьё и щит. Это – дополнительный тип описания.
А вот уточнений и мельчайших деталей описания может быть сколько угодно: вид доспеха (сегментный, кольчужный, чешуйчатый), тип шлема (вплоть до количества заклёпок), тип копья (с перевёрнутым к земле или неперевёрнутым наконечником), тип щита (с подробным описанием узора или мифологической сцены на нём). Тут, как грится, всё зависит только от желания «углУбиться».
Вернёмся теперь к республиканскому денарию Постумия. Основной тип его изображения – три всадника, скачущие влево и поверженная фигурка (побеждённый неприятель?), лежащая перед ними. Дополнительный тип – какие-то штучки в верхней части монетного поля. На мой взгляд, это что-то вроде фашин, которые могли символически изображать линию неприятельского лагеря.
А вот дальше можно бесконечно «углубляться» в любые описания любых деталей: типов шлема у всадников, типов гребня на них, типов щита, разновидности умбона на щите и т.д. Отсутствие или наличие «удил» тоже являются малозначительными деталями, которые НИЧЕГО не добавляют в восприятии основного сюжета.
Пофантазирую, в меру сил и способностей. Я вполне себе представляю, как 96 г. до н.э. римлянин вертит в руке новенький денарий и говорит приятелю: - Гля, опять какой-то сюжетик сбацали, с коняшками. А-а-а-а, да это монетарий типа намекает на подвиг диктатора Постумия, - он же и сам Постумий. А он чё, разве родственник?
А вот не могу представить, что после этого он мучительно долго вглядывается в монетный кружок и пренебрежительно цедит: - Не-не… это про что-то другое. Тут УЗДЕЧЕК совсем нет….
Что же касается подсчёта штемпелей «за» и «против» - этот аргумент вообще не кажется мне столь уж важным и определяющим. У меня поднакопились примеры гораздо более страшных «косяков» и разночтений в сюжетах римской чеканки, которые, тем не менее, никак не повлияли на весь смысл и значение основного монетного типа.
Извиняюсь за занудство и за такое большое количество букф. А ведь хотел-то – пару слов написать…
Идея про конную атаку при Регилльском озере как прототип реверса А.Постумия, сына Спурия, хороша, но требует дальнейшей доработки. Из чего я исхожу? Сама битва при Регилльском озере была ко времени чеканки монеты "преданьем старины глубокой". В сохранившихся источниках мы видим, что версий этого предания было несколько - рассказы Ливия и Дионисия сильно отличаются от рассказа, переданного Флором и Аврелием Виктором. Как кажется, рассказ последних восходит к семейному преданию Постумиев, переданному А. Постумием Альбином (консулом и писателем II в. до н.э.), тем более что Аврелий Виктор пользовался его работой (он ссылается на него в другом месте - Aur.Vict. Orig.G.R. XV, там же XVII про Сильвия Постума, предка Постумиев, тоже, видимо, восходит к тому же источнику). Беря за основу семейное предание, Постумий-монетарий должен был перенести его на монету максимально близко. Ключевым моментом (Флор это особо подчеркивает) было разнуздывание коней. Не отражая этот факт на монете, Постумий обезличивает сюжет, превращая славное и героическое деяние предка в обезличенную конную атаку (которых в римской истории, думается, было немало). В истории Постумиев был случай, когда три всадника взяли город (Liv. X, 34) - по крайней мере с натяжкой можно рассмотреть изображение на монете как отсылку к этому событию ... Мне очень нравится версия про конную атаку при Региллах, но ее надо как-то доработать, сняв те вопросы, которые я здесь поднял. Может быть, рассмотреть сюжет проще - как консула и двух диоскуров на том же Регилльском поле?
Sextus Pompey, диоскуры однозначно должны быть в матросских шапках или без головных уборов, но никак не в "общевойсковых" шлемах, а над их головами обязательно должны быть изображены звезды. А что за взятие города тремя всадниками, можно поподробнее?
диоскуры однозначно должны быть в матросских шапках или без головных уборов, но никак не в "общевойсковых" шлемах, а над их головами обязательно должны быть изображены звезды.
Согласен. Это недостаток предложенной мною версии.
Цитата
А что за взятие города тремя всадниками, можно поподробнее?
Liv. X, 34 "Вслед за тем двинули легионы на Феритру. Но ее жители ночью ушли потихоньку из города через ворота с другой стороны со всем добром, какое могли унести и увезти с собою. А консул, приблизившись к городу, подступил к стенам не раньше, чем приготовили все для приступа, словно он ожидал встретить там столь же упорное сопротивление, что и в Милионии. И даже заметивши в городе пустынное безмолвие, а на башнях и стенах ни людей, ни оружия, он удержал воинов, рвавшихся на покинутые стены, опасаясь по неосторожности попасть в какую-то хитрую ловушку. Двум турмам союзников из латинов он поручает объехать городские укрепления и все разведать. Всадники видят распахнутые ворота, неподалеку от них — другие, а на дороге из этих ворот — следы ночного бегства врагов. Потом они осторожно подъезжают к воротам, видя, что по прямым улицам можно безопасно пройти из конца в конец города, и докладывают консулу об уходе жителей: это видно с несомненностью по безлюдью, свежим следам бегства и грудам всякого добра, оставленного повсюду в ночной суматохе. Выслушав эти известия, консул повел войско вокруг города к тому месту, куда подъезжали всадники. Остановив войско неподалеку от ворот, он приказывает пяти всадникам въехать в город и, продвинувшись немного вглубь, троим остановиться на одном месте, а двум другим, если все окажется спокойно, сообщить ему, что обнаружено. Возвратясь, они рассказали, что дошли до места, откуда открывается вид во все стороны, но везде и всюду обнаружили тишину и безлюдие. Тогда консул без промедления ввел легковооруженные когорты в город, а остальным приказал тем временем возводить лагерные укрепления. Воины, вступившие в город, взламывают двери и находят нескольких престарелых или немощных жителей, а также имущество, которое трудно было унести. Это все разграбили, а от пленных узнали, что несколько близлежащих городов сговорились о добровольном бегстве; жители этого города ушли в первую стражу ночи, и в других городах, наверное, римлян встретит такое же безлюдье. Сказанное пленными подтвердилось, и консул завладел покинутыми крепостями". Натяжка, конечно, но...
Представлю еще несколько монеток из собрания Александра Севера .
Денарий . 234 год н.э.
Аверс - IMP ALEXANDER PIVS AVG ( Император смотрит вправо. )
Реверс - P M TR P XIII COS III P P ( Божество Сол смотрит вправо , правой рукой управляет восходом солнца , в левой держит плеть. )
Денарий. 231 - 235 года н.э.
Аверс - IMP ALEXANDER PIVS AVG ( Император смотрит вправо. )
Реверс - PROVIDENTIA AVG ( Богиня Аннона смотрит влево , в правой руке держит колосья зерна над переполненным сосудом для меры зерна "modius" , в левой руке рог изобилия. )
Аннона была богиней урожая, и ее главный атрибут - зерно. Когда Александр Север уехал из Рима во время персидских и немецких кампаний (231-235), он непрерывно чеканил данный тип монет с легендой "PROVIDENTIA AVG" , что означало "Предвидение Императора",этим он отправлял народу посыл и гарантировал, что, хотя он отсутствовал, он будет тщательно контролировать поставки зерна в Рим!
Денарий. 226 год н.э.
Аверс - IMP C M AVR SEV ALEXAND AVG (Император смотрит вправо.)
Реверс - PAX AVG ( Богиня Пакс смотрит влево , лавровая ветвь в правой руке , длинный скипетр в левой. )
Ruslanius пишет: Представлю еще несколько монеток из собрания Александра Севера .
Очень симпатичные денарии, поздравляю!
Прекрасна Ваша идея, не только показывать монетки, но и давать к ним некий изобразительный ряд. Однако, если Вы не против, пара уточнений.
В качестве иллюстрации Вы воспроизвели не статую Анноны, римского божества продовольствия и хлебного подвоза, а статую Ливии, жены Августа – в образе Опы, богини плодородия и жены Сатурна.
Есть другое, более бесспорное изображение Анноны, на римском саркофаге III в. Здесь богиня изображена рядом с персонификацией Порта в Остии.
Аннона держит в правой руке табличку-тессеру на получение бесплатного зерна, а в левой – особую лопатку для разравнивания зерна в модии. Этот атрибут связан с самим процессом приёмки зерна, которое доставляли в порты Империи. Сначала его ссыпали в мерные модии, затем разравнивали лопатками, после чего особый магистрат опускал в него специальный жезл с отметками глубины для разных сыпучих тел – удостоверяя, что сам модий соответствует эталону меры, т.е. не имеет наплавленного дна и прочих хитростей.
Подобная сцена «госприёмки» изображена на одной из сохранившихся мозаик в Остии.
Что же касается Пации, богини мира, то вместо статуэтки начала XX в. могу предложить в качестве сопутствующей иллюстрации изображение Ливии в образе Пации – на гемме из оникса, исполненной в период Августа.
Ваши уточнения очень к стати ! Увидел рог изобилия и колосья зерна и сразу подумал что это Аннона , ан нет , не все так просто . )
Что касается геммы Ливии в образе Пакс , то думаю что этот отголосок искусства прошлого просто невероятно прекрасен . И это чудо что мы можем видеть столь древние вещи в таком виде.
Sextus Pompey, все побочные версии сюжета монеты не выдерживают критики, и я окончательно убедился в том, что сюжет посвящён финальной стадии судьбоносной для Рима (а не второстепенного события) битвы у Регильского озера, поскольку всадники явно преследуют бегущего врага, побросавшего оружие и штандарты. Преследование бегущего врага не требует разнуздания коней, кроме того, ряд источников указывают, что спешившимся знатным воинам для преследования врага вновь подвели коней, и всадники ворвались в их лагерь.
Sextus Pompey, все побочные версии сюжета монеты не выдерживают критики, и я окончательно убедился в том, что сюжет посвящён финальной стадии судьбоносной для Рима (а не второстепенного события) битвы у Регильского озера, поскольку всадники явно преследуют бегущего врага, побросавшего оружие и штандарты. Преследование бегущего врага не требует разнуздания коней, кроме того, ряд источников указывают, что спешившимся знатным воинам для преследования врага вновь подвели коней, и всадники ворвались в их лагерь.
Вы думаете, это была единственная битва, в которой римская конница преследовала бегущего врага?
Sextus Pompey, не единственная, но самая важная в жизни диктатора-однофамильца монетария. Менее важную не разместили бы на монете, ведь разбили 43-тысячную армию латинян.
Sextus Pompey, не единственная, но самая важная в жизни диктатора-однофамильца монетария.
Почему однофамильца? Предка!
Цитата
Менее важную не разместили бы на монете, ведь разбили 43-тысячную армию латинян.
Мы знаем достаточно примеров, когда римляне пропагандировали на монетах и гораздо "менее важные" события...
P.S. Я с радостью присоединюсь к Вашей версии, когда в ней не будет недостатков. Мои возражения можно рассматривать как вариант "мозгового штурма", позволяющего эти недостатки устранить - своего рода "адвокат дьявола"...
Republican 47 BC ROMAN REPUBLIC A. LICINIUS NERVA 47 BC. AR DENARIUS,
Obv: FIDES before, NERVA behind, laureate head of Fides right, Rev: A. LICINIV below horseman galloping right; III-VIR across field, Rome, 47 BC. Crawford 454/1 3.76g.
Не простая монетка… Не простая… Ох, не простая…
Аверс: FIDES – «Фидея-(Fides-лат. «вера», «доверия», «уверенность») – в римской мифологии древнейшая персонификация веры, доверия, честных намерений и устных соглашений, олицетворявшая верность клятве, верность данному слову, преданность интересам государства;…», как нам сообщает в своем эпохальном (без лести) и грандиозном (без преувеличения) «Боги и мифологические герои на монетах Римской республики» уважаемый С.Г. Плаксин. И в республиканском чекане это единственный (!)случай использования такой персонификации, как пишет Мэттингли. Реверс: Невооруженный (!) римский конный воин тянет за волосы вооруженного (!) мечом и щитом обнаженного человека. Большинством трактуется, как символ побед Цезаря в галльской войне, которая закончилась за два года до того. А Мэттингли пишет: «…на реверсе изображен всадник, тянущий за собой пленника, речь идет, видимо, о преданности какого-то воина из армии Цезаря.» Вот как! Одному воину посвящено (и часто такое случалось на монетах Римской республики?), а имя его для истории осталось неизвестным. 47 год…47 год… Где воевал Цезарь в этом году? Немного в Египте. И быстро одержал победу над понтийским царем Фарнаком при Зеле. «Пришел, увидел, победил.» - это о ней было сказано. А почему пришлось воевать с Фарнаком? Фарнак, который получил власть из рук римлян, предал их и начал войну с Римом за Понт. Предатель был наказан. Фидея на монете – предупреждение всем другим потенциальным предателям. И ещё. Как сообщают многие источники Цезарь насмехался над Помпеем, сделав замечание об удачливых полководцах, прославивших своё имя в борьбе с такими слабыми противниками. Не отсюда ли такое уничижительное изображение события на реверсе монеты?