Закругляю тему с Медузой.
Вот есть в личном владении несколько таких денариков Римской республики:
денарий Л. Коссуция Сабулы, 74 г. до н.э.
Голова Медузы на аверсе денария, скорей всего, связана с сюжетом реверса, где изображён Беллерофонт верхом на Пегасе. Это, вероятно, должно было подчеркнуть притязания монетария на мифологическое происхождение своего рода.
Сами сюжеты аверса и реверса взаимосвязаны, так как известно, что Пегас, который появился из тела убитой Медузы, был порождением Медузы и Посейдона (Аполлодор, II, 4, 2).
денарий Л. Корнелия Лентула Круса и Г. Клавдия Марцелла, 49 г. до н.э.
Изображение Медузы, помещённой в центре трискелиона, на денариях 49 г. до н.э. прославляют победы на Сицилии Марка Клавдия Марцелла (консул 222, 215, 214, 210, 208 гг. до н.э.), предка монетария Марцелла.
Голова Медузы, помещённая в центр трисклеона, как иконографический тип впервые появляется на медных монетах Сиракуз 344-336 гг. до н.э. (BMC 2. 354) и на монетах Панорма, выпущенных после 254 г. до н.э. (SNG ANS 561; Calciati I, p. 333, 15.).
Как известно, после взятия Сиракуз представители рода Марцеллов стал патронами Сицилии, в их честь были учреждены празднества – Марцеллии, отменённые лишь в 70-х гг. до н.э. претором Гаем Верресом. Неудивительно, что трискелеон становится родовым знаком Марцеллов и появляется на их ассе 100 г. до н.э. и на денарии 50 г. до н.э. - рядом с портретом Марка Клавдия Марцелла.
денарий Л. Плавтия Планка, 47 г. до н.э.
Изображение Медузы на денариях Планка также может быть связано с сюжетом реверса - летящей Викторией, окружённой конями. Этот сюжет отождествляется с указанием Плиния Старшего, который, рассказывая о картине Никомаха из Фив (1-я половина IV в. до н.э.), пишет: «И в этом же Капитолии была его картина, которую посвятил полководец Планк, - Победа, мчащая квадригу ввысь» (Плиний, XXV, 108).
Об известности этой картины Никомаха говорит и тот факт, что сохранились геммы римской работы, точно повторяющие её композицию.
Полагают, что образцом для многочисленных изображения Медузы Горгоны в фас стала картина «Горгона» работы Тимомаха из Византия (1-я половина I века до н.э.) (Античные камеи, № 134-139).
Известно, что уже позднее, в 46 г. до н.э., в последний день своего четырёхкратного триумфа Гай Юлий Цезарь посвящает храм Венере Прародительнице (Venus Genetrix), от которой род Юлиев вёл свое происхождение. Сам храм Венеры был богато украшен картинами и скульптурами, среди которых упоминаются и картины Тимомаха, купленные за огромные деньги.
«Тимомах из Византия,- пишет Плиний,- во времена диктатора Цезаря, написал Аякса и Медею, которые были выставлены Цезарем в храме Венеры Прародительницы, купленные за 80 талантов.- Стоимость аттического таланта Марк Варрон определяет в 6000 денариев» (Плиний, XXXV, 136). Здесь же в списке других работ художника упоминается и картина «Горгона».
Эта картина Тимомаха была хорошо известна и, перечисляя его произведения, Плиний пишет: «Однако считается, что особенно благосклонно искусство к нему было в его Горгоне» (Плиний, XXXV, 136).
Таким образом, не исключено, что денарий Планка 47 г. до н.э. на аверсе и реверсе изображает композиции несохранившихся картин Никомаха и Тимомаха, что , вероятно, имеет какое-то посвятительное значение и, предположительно, может быть связан с именем Гая Юлия Цезаря.