Римская Республика, квестор Сергий Сил, 116-115 гг до н.э. денарий 3,8 грамма, 16 мм
ROMA EX SC, Богиня Рома в шлеме с украшением в виде головы грифона / Q /M SERGI /SILVS, всадник на коне с отрубленной головой и мечом.
Денарий отчеканен в 116-115 гг до н.э. квестором Сергием Силом по особому указу Сената. Монета посвящена отцу или деду квестора - прославленному одноименному римскому командующему времен второй пунической войны, складывающейся так тяжело для римлян. Сергий Сил потерял в войне руку и имел 23 раны, однако продолжал находиться в армии. Четыре раза он шел в атаку и бился только одной рукой. Возможно, именно поэтому он изображен так странно на монете - в левой руке всадник держит одновременно и меч и отрубленную голову противника.
Пересыл только по РФ Оплата на карту Тинькофф, СБ, Альфа или Райффайзен Лот в СПБ МПЦ по ходу торгов
Римская империя, император Адриан, 117-138 гг, денарий "Египет", вес 3,09 гр., диаметр 19 мм. Время чекана: 134-138 год. Монетный двор: Рим
HADRIANVS AVG COS III P P / AEGYPTOS, персонификация Египта в головном уборе Исиды с систрумом (ритуальной трещеткой) и ибисом
Собирание монет с путешествиями Адриана - популярная тема коллекционирования. Император Адриан стал величайшим из путешественников Империи, единственный император, посетивший почти все уголки своей империи. Между 121 и 132 гг. он провел невероятно большое количество времени в пути, изъездив провинции вдоль и поперек, узнавая о трудностях местных жителей из первых рук, добиваясь решения их проблем и удовлетворяя их нужды и просьбы. На следующий год он выпустил серии монет в честь каждого из регионов римского государства, сопровождая каждую ерию отличным от других сюжетом и изображая на них соответствующих выдающихся деятелей. Монеты, посвященные его поездкам (adventus) в различные провинциальные центры, содержат сюжеты на тему религиозных жертвоприношений, а на монетах, прославляющих его роль в восстановлении регионов (restitutor) — фигура поднимающейся с колен женщины. Провинции изображены в виде женщин в мирных или боевых облачениях, причем в национальных костюмах и с соответствующими атрибутами, то есть обязательно присутствует какая-то характерная деталь: города Азии, греческие игры, египетский ибис, кривая азиатская сабля. В Египте Адриан посетил старинные города и храмы вдоль Нила а также столичную Александрию. Фаворит императора, юноша Антиной, утонул в Ниле во время этого путешествия. Император тяжело переживал гибель своего любимца и по случаю даже обожествил его, дав его имя городу на Ниле.
Пересыл только по РФ Оплата на карту Тинькофф, СБ, Альфа или Райффайзен Лот в СПБ МПЦ по ходу торгов
"Непобедимое Солнце" (лат. Sol Invictus) — официальный римский бог Солнца солнечного культа, созданного императором Аврелианом в 274 году н. э. Его культ превосходил другие восточные культы по важности вплоть до запрета политеистических религий при Феодосии I.
Ранее было принято считать, что римляне проводили фестиваль Солнца 25 декабря, называемый также Dies Natalis Solis Invicti («день рождения непобедимого солнца»). 25 декабря был первым днём после зимнего солнцестояния, когда было заметно удлинение светового дня. В настоящее время из источников, которыми располагает современная историческая наука, достоверно известны только солнечные празднования, отмечавшиеся в августе.
Наименование Sol Invictus также применялось к некоторым другим солнечным божествам в течение этого периода. Название Sol Invictus, не являющееся конкретным именем, появляется на имперских монетах со времени возвышения Септимия Севера.
Хотя, начиная с середины второго века, значительное количество восточных культов практиковалось среди римских легионов неофициально, только культ Sol Invictus был официально одобрен и специально предписан для армии.
Dies Natalis Solis Invicti и Рождество Христово.
Впервые идею о том, что Рождество Христово восходит к языческому празднику Natalis Solis Invicti 25 декабря, выдвинул немецкий теолог Пауль-Эрнст Яблонский (1693—1757). Наиболее серьёзно эта гипотеза была аргументирована филологом Германом Узенером в работе Das Weihnachtsfest («Рождество», 1889). По его мнению, Natalis Solis Invicti был лишь одним из целого ряда языческих праздников, которые продолжали отмечать многие христиане в IV веке. Опасаясь этой продолжающейся популярности традиционных ритуалов, церковь была вынуждена сделать языческие праздники безвредными, дав им христианскую реинтерпретацию. Первоначально Узенер не обсуждает, кем был этот языческий бог солнца, празднику которого церковь стремилась придать христианскую интерпретацию.
Римская империя, Константин I (307-337 гг), фоллис города Augusta Treverorum, современный Трир (Германия) 310-313 гг Вес монеты 4,79 грамма, диаметр 24 мм
IMP CONSTANTINVS AVG / Сол (солнечное божество), в руках глобус. SOLI INVICTO COMITI
Монета из единого хранения, найденного в Германии в 2018 году, патина подлинная, на реверсе или непрочекан, или износ штемпеля
Пересыл только по РФ Оплата на карту Тинькофф, СБ, Альфа или Райффазен Лот в СПБ МПЦ по ходу торгов
Римская империя, император Марк Аврелий, 161-180 гг, денарий "Провиденция", вес 3, 19 гр., диаметр 19 мм. Время чекана: 148-149 год. Монетный двор: Рим
AVRELIVS CAESAR AVG P II F / TR POT III COS II, Провиденция с весами.
В древнеримской религии Провиденция — это божественное воплощение способности предвидеть и обеспечивать необходимым. Она была одним из воплощений добродетелей, которые были частью императорского культа древнего Рима. Таким образом, Провиденция фигурирует в искусстве, культе и литературе, но мифологии как таковой практически нет.
Провиденция была важной морально-философской абстракцией в римском дискурсе. Цицерон говорит, что это один из трёх основных компонентов благоразумия: «знание того, что хорошо или плохо, или ни то, ни другое», а также memoria, «память» и intellegentia — «понимание». Латинское слово является источником христианской концепции божественного провидения.
Пересыл только по РФ Оплата на карту Тинькофф, СБ, Альфа или Райффайзен Лот в СПБ МПЦ по ходу торгов
Римская империя, император Валериан, 253-260 гг, антониниан, 3,23 гр, 22 мм. Мондвор - Медиоланум (совр. Милан)
IMP VALERIANVS P AVG / TEMPORVM FELICITAS, Фелицитас с рогом изобилия и кадуцеем.
Фелицитас ("Феличитас") - римская персонификация счастья и удачи. В древнеримской культуре felicitas (от латинского прилагательного felix, переводимого как «плодотворный, благословенный, счастливый, удачливый») — это состояние божественного вдохновения, блаженства или счастья, которое могло отождествляться как с плодовитостью женщины, так и с удачей полководца. Оно персонифицировалось в виде культа богини Фелицитас. Хотя имя богини можно перевести как «удача», а сама она имела некоторые общие черты и атрибуты с Фортуной, в римской религии эти два понятия различались. Фортуна была непредсказуема, а последствия её вмешательства могли быть негативными, о чём свидетельствует существование алтаря Mala Fortuna («невезение»). Фелицитас, напротив, всегда ассоциировалась с положительной стороной удачи. Она упоминалась с несколькими эпитетами, которые подчёркивали её божественную силу.
Храм, посвящённый Фелицитас, существовал в Риме ещё в середине II века до нашей эры, а в эпоху Римской республики она чествовалась на двух официальных религиозных праздниках: 1 июня в праздник Юноны и 9 октября в праздник Fausta Felicitas. Фелицитас продолжала играть важную роль в имперском культе и часто изображалась на монетах как символ богатства и процветания Римской империи. Её главные атрибуты — кадуцей и рог изобилия.
Пересыл только по РФ Оплата на карту Тинькофф, СБ, Альфа или Райффайзен Лот в СПБ МПЦ по ходу торгов