Додона (Δωδώνη) - древнегреческий город в Эпире, в километре к востоку от деревни Додони и в 14 километрах к юго-западу от современной Янины, который славился в античности оракулом при храме Зевса, почитавшимся как древнейший во всей Древней Греции, упоминаемый ещё Гомером в «Илиаде», а также у Гесиода и Геродота. В классическую эпоху Додонский оракул уступил первостепенное значение Дельфийскому, но продолжал сохранять своё значение, будучи вторым после него. Он утратил своё значение в III веке до н. э., но просуществовал до IV века н. э. Прорицания оракула совершались по шелесту листьев священного дуба и по журчанию источника. Додонское святилище, как таковое, представляло собою жертвенник посреди дубовой роще.
Зевс в Додоне почитался под именем Nαιος или Ναος, но ещё большим уважением пользовалась Диона, древнейшая догреческая богиня Земли, которую местное поверье признавало его супругой. Как предполагают этимологи, в древних индо-европейских наречиях имя Диона (в латинском изводе Диана) означало «божественная», тем самым переиначивая формульный эпитет верховного божества — Зевса. Принято считать, что существование в Додоне жрецов и жриц находилось в связи с этим двойным культом. По словам Страбон, женщины стали давать прорицания в Додоне именно со времени введения культа Дионы. Во времена Геродота, в Додоне жили три прорицательницы, которых он, однако, предпочитает не называть сивиллами.
В Додоне было несколько способов прорицания. Самый употребительный и древнейший (упоминаемый ещё в «Одиссее») — по шелесту листьев священного дуба, росшего близ святилища Зевса. Знамения, которые бог посылал в шелесте листьев, истолковывались жрецами или жрицами (селлами), для чего им необходимо было особое вдохновение; это очевидно из того, что додонские пелиады сравнивались с дельфийской Пифией и боговдохновенными сивиллами. Этой необходимостью вдохновения для понимания знамений Додонское прорицалище существенно отличалось от других оракулов знаков. Для того, чтобы вызвать вдохновение, без сомнения, употребляемы были разные подготовительные священные обряды (вроде омовений, курений, жертвоприношений и т. п.), но о них не сохранилось определённых известий.
Комментатор Вергилия Сервий упоминает о гаданье по журчанью воды источника, протекавшего у корня священного дуба. Вероятно, это был тот самый источник, вода которого, по словам Плиния (Естественная история, II, 228), имела чудесное свойство зажигать погружённые в неё погасшие факелы, хотя горящие факелы при погружении в неё гасли, как в обыкновенной воде. Очень может быть, что жрицы пили эту воду для возбуждения вдохновения перед гаданием, как в Дельфах Пифия - воду Кассотидского источника.
Иберия (Испания), г. Болскан, денарий 80-72 гг до н.э. вес 3,76 грамма, диаметр 18 мм
Мужская голова с бородой / всадник на коне с копьем, легенда на иберийском (название города) внизу
Болскан был иберийским городом, расположенным на территории Вескетани на северо-востоке Испании, на Пиренейском полуострове, примерно в 65 км к северу от реки Эбро. На этом месте в наши дни стоит город Уэска.
Пересыл только по РФ Оплата на карту Тинькофф, СБ, Альфа или Райффайзен Лот в СПБ МПЦ по ходу торгов
Римская империя, император Марк Аврелий, 161-180 гг, денарий "Провиденция", вес 3,3 гр., диаметр 18 мм. Время чекана: 148-149 год. Монетный двор: Рим
IMP M AVREL ANTONINVS AVG / PROV DEOR TR P XV COS III, Провиденция с глобусом и рогом изобилия.
В древнеримской религии Провиденция — это божественное воплощение способности предвидеть и обеспечивать необходимым. Она была одним из воплощений добродетелей, которые были частью императорского культа древнего Рима. Таким образом, Провиденция фигурирует в искусстве, культе и литературе, но мифологии как таковой практически нет.
Провиденция была важной морально-философской абстракцией в римском дискурсе. Цицерон говорит, что это один из трёх основных компонентов благоразумия: «знание того, что хорошо или плохо, или ни то, ни другое», а также memoria, «память» и intellegentia — «понимание». Латинское слово является источником христианской концепции божественного провидения.
Римская империя, император Постум, 259-268 гг, антониниан, 3,29 гр, 22 мм. Мондвор — Колония Агриппина (современный г. Кёльн)
IMP C POSTVMVS PF AVG / IOVI STATORI, Юпитер с молниями в руке.
Командующий римской армией на Рейне Марк Кассиан Постум сразу после пленения Валериана I персами в 259г. поднял мятеж, убил Салонина, находившегося на его воспитании в Колони, и провозгласил отпадения Галлии и Германии от Рима - так образовалась т.н. Галло-романская империя, объединившая в момент наивысшего расцвета Испанию, Галлию, Западную Германию, Британию и Бельгику. Постум показал себя чрезвычайно способным правителем и сумел построить независимое государство, которое просуществовало полтора десятка лет.
Пересыл только по РФ Оплата на карту Тинькофф, СБ, Альфа или Райффайзен Лот в СПБ МПЦ по ходу торгов
Римская империя, император Август, денарий 2 г. до н.э. - 4 год н.э. "Гай и Луций" 3.78 г, 18 мм.
Гай и Луций были внуками Августа и так как сыновей у него не было, то он планировал сделать внуков наследниками. Для этого он усыновил их соответственно в 5 и 2 гг. до н.э., монета как раз объявляет об этом событии. Жизнь, однако, распорядилась по-своему - оба мальчика умерли естественной (?) смертью еще в подростковом возрасте во 2 и 4 гг. н.э. соответственно. Август был вынужден передать власть своему пасынку Тиберию, которого он, однако, недолюбливал, считая его слишком жестоким, чтобы достойно управлять государством. Монета отчеканена между 2 г. до н.э. и 4 г.н.э., - т.е. во времена, когда родился Иисус Христос.
Пересыл только по РФ Оплата на карту Тинькофф, СБ, Альфа или Райффайзен Лот в СПБ МПЦ по ходу торгов