Рембрандт. Сидящая обнаженная натурщица, 1631. Гравюра, 18х16. Британский Музей, Лондон
PHOKIS, Federal Coinage. Circa 354-352 BC. AR Obol (10mm, 0.70 g, 3h). Facing bucranium / Laureate head of Apollo right. Williams - (O257/R-); BCD Lokris 297.3 https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=181686
А теперь нарезка из обеих картинок
Такое чувство, что "боспорская сетка" - это следы от штихеля. Допустим, гравер заполировал все штрихи на штемпеле - визуально они не заметны, глубиной в микрон или того меньше - но все же, они есть и они переходят вместе с ударом на монету. Таким образом металл монеты уже расчерчен ими, незаметными микроскопическими квадратиками и ромбиками. Со временем вступают в силу другие факторы: время, почва, кислоты, щелочи и прочее и металл осыпается по этим самым клеточкам, очерчивая их. Такая вот мысль - донёс как смог )
Думаю, что любой художественный приём заимствован в природе. Всевозможные текстуры могут быть обнаружены на минералах, на тонком слое льда на окнах, на колониях микроорганизмов. Независимо от их природы, в глубо-о-о-кой основе лежат межмолекулярные взаимодействия и философские законы о подобии малого и великого. Поэтому, неудивительно, что распределение линий внешнего вида и внутреннего строения разных материальных объектов подчиняются одному и тому же.
Evtanasivs пишет: распределение линий внешнего вида и внутреннего строения разных материальных объектов подчиняются одному и тому же.
Всё верно, но не следует забывать, что в отличие от природных обьектов, штемпели все же резали, в том числе и штихелями. И такие линии вполне могут быть (а могут и не быть) этими самыми следами - штрихами.
Evtanasivs пишет: распределение линий внешнего вида и внутреннего строения разных материальных объектов подчиняются одному и тому же.
Всё верно, но не следует забывать, что в отличие от природных обьектов, штемпели все же резали, в том числе и штихелями. И такие линии вполне могут быть (а могут и не быть) этими самыми следами - штрихами.
Идея интересная, но она полностью, к сожалению, опровергается следующими соображениями. На монетах приличной охранности, с ровным полем, переживших время в какой-нибудь сухой и комфортной щели, следы "сетки" полностью отсутствуют.
Гипотеза красивая, но благодаря наглядному анализу монет нового времени ясно, что кристаллические сетки - это результат коррозии, ведь на монетах нового времени художественной резьбы "мазками" не было.
Evtanasivs пишет: но она полностью, к сожалению, опровергается следующими соображениями
Цитата
IgorK пишет: ведь на монетах нового времени художественной резьбы "мазками" не было.
Вот беда)) а так всё красиво укладывалось в обьяснение хахах
Правда, можно добавить что мы ведем речь не о монетах, которые хорошо сохранились в оптимальных условиях, а о тех, на которых сетка - т. е. с некоторой коррозией. И штрихи (в моей теории) - только лишь один из факторов.
Ну и монеты нового времени - я точно не знаю, не интересовался ещё, но мне кажется что и там штемпель режется гравером, а значит и сетка могла быть тоже. По моему опыту, убрать следы отработки с серебра так, чтоб и в микроскоп не увидеть - это дело непростое. Что-то уйдет, но что-то и останется.
Впрочем, я не спорю, наверное штрихи тут не при чем.
IgorK пишет: имела место коррозия и иногда, некоторые процессы кристаллизации холодного металла
Хорошо, спасибо за информацию. Мне тут пришло в голову, что есть же вполне достоверный способ отмести мои предположения. Нужны две одноштемпельные монеты с сетками. Всё сразу станет на свои места - либо сетки будут очень похожи, либо совсем разные
Предельно излишняя задача. Гурты заготовок в холодном виде, например, ни с штемпелями, ни с чем либо ещё не соприкасались в процессе изготовления монет.
Avitus пишет: Это самородное серебро .................. Сетки нет )
Наверно показанная сеть образована после роста кристаллов серебра.
Боспорская сетка формируется после чеканки монеты. В результате давления металл перемещается и образует текстура "боспорская сетка". То есть, после отливки ядра, до чеканки монеты сетка должна быть другой. Текстура сетки отлитых монетах должна отличаться от чеканенных. Возможно, это поможет определить фальшивую сетку на литых монетах -------------
п.п. Что-то любопытное! У 137-летнего индейца Джона Смита нечто похожее на лице.
Есть такой приём в металлографии... Чтобы увидеть кристаллическое устройство металла или сплава, его подвергают травлению. Растворение материала происходит по границам кристаллов и они становятся зримы. В данном случае - работу по кристаллографии выполнила коррозия.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
exkursant пишет: растворение материала происходит по границам кристаллов и они становятся зримы
Очень интересно, большое спасибо!
Для интереса... вот так растворяется анодная пластина, чистое серебро, из гальванической мастерской небольшой фабрики. Вес... килограмма два-три. Поскольку металл её был прокатан при изготовлении, кристаллы подвергнулись продольным деформациям.
exkursant пишет: Есть такой приём в металлографии... Чтобы увидеть кристаллическое устройство металла или сплава, его подвергают травлению. Растворение материала происходит по границам кристаллов и они становятся зримы. В данном случае - работу по кристаллографии выполнила коррозия.
То есть фальшивую боспорскую сетку можно сделать через травлению металла ? Может, так поступают фальшивомонетчики. Но в этом случае кристаллизация будет только на поверхности металла. В отличие от древнего серебра, где кристаллизация покрывает металл по глубине.