Factor, поздравляю, отличная монета. Интересно, что три следующие за ней монеты у меня Тоже уверен, что они поспешили все объединить в один монетный двор Неаполиса. По типам с алтарем с головой агнца у меня особо сильные сомнения.
Давно не было чего-то нового и необычного. Предлагаю вниманию второй известный экземпляр тетрадрахмы Филиппа II - Prieur 472 (1), McAlee 1055 (Ex. Rare), RPC -- Во всех трех источниках изображение этого типа отсутствует.
Самым большим шоком для меня в 5 томе RPC стало исчезновение кипрского монетного двора из разряда тетрадрахм (с колоском под ногами орла).. Теперь это Птолемаида Финикийская! Вот такой разворот. Аукционисты по-старинке продолжают писать
Да, действительно, это удивительно, так же как исчезновение монетного двора в Библосе. Вначале я даже не обратил на это внимание. Справедливости ради, Приер в своей книге все же пишет о том, что трудно однозначно атрибутировать м/д тетрадрахм Каракаллы с колоском. Их принадлежность одному из монетных дворов Кипра предполагается исключительно благодаря наличию колоска, как одного из встречающихся символов, на тетрадрахмах Веспасиана с изображением Святилища Афродиты в Пафосе. Очень интересно узнать, на основании каких исследований авторы RPC реатрибутировали монеты с колоском? По идее для столь радикальных выводов должны были бы быть какие-то значительные публикации. Может что-то прошло за последние годы мимо? У аукционистов, конечно, присутствует инерция мышления и наверняка здоровый скептицизм. Посмотрим, как они будут дальше со временем эти монеты описывать. Еще наблюдение - тетры с шапками Диоскуров, которые Приер классифицировал как Птолемаида, у RPC стали финикийским Триполи. Монеты Птолемиады с "идолом" стали у RPC финикийской Ортосией. Может и еще найдутся сюрпризы?
Была недавно интересная тетра Септимия. Чудные бывают прецеденты в этой теме, например, один штемпель аверса на два совершенно разных типа реверса. Кстати, реально ли этот выпуск датировать с точностью до года? А то 202-211 годы как-то широковато. Такой: https://www.acsearch.info/search.html?id=2177261 А вот другой тип одноштемпельный аверсом: https://www.acsearch.info/search.html?id=3091895
С Тихе очевидно выпуск типа полисный, а с орлом императорский. А вот интересно, на чем тут орел стоит, а то обычно описывают мол жертвенное животное, Имхо на дохлого зайца похоже.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Boris GodonEarth пишет: Монеты Птолемиады с "идолом" стали у RPC финикийской Ортосией
С Ортозией логика понятна, тк похоже, что все-таки в идоле на тетрах разглядели статую Баала со львами, которая на большинстве бронзовых монет Ортозии фигурирует. Просто на тетрах она развернута анфас. С остальными городами совсем не ясно. Особенно с колоском
С доводами про Ортозию можно поспорить ) Да, на меди Ортозии Баал в окружении львов. Я сейчас в RPC разглядывал как раз эту монету. Но почему на тетрах с идолом не считать, что изображен Jupiter Heliopolitanus? Ведь похоже, что существа окружающие идола рогатые: И если принять, что это быки, то это тетры Пролемиады: А может это вообще тетрадрахмы Бальбека?
Akrosas, выпуски антиохийских тетрадрахм Септимия точно датировать затруднительно. Они все имеют один период третьего консалата - Г. Предположительно тетры с Тихе и орлом без венка более ранние и относятся к началу этого периода. Однако качественных высокохудожественных штемпелей аверса, вероятно, на монетных дворах Сирии было не так много. И периодически с полки доставали ранние штемпели для донативных монет, и вновь пускали их в дело. Это как раз "Ваш" случай. Случай не единичный, вот еще один яркий пример из Дамаска: Одноштемпельный Каракалла из Дамаска
Считается, что на ранних монетах Северов из Антиохии орел стоит на ляжке, вероятно, жертвенного агнца. Это окорок ягненка, другими словами.
Boris GodonEarth пишет: Предположительно тетры с Тихе и орлом без венка более ранние и относятся к началу этого периода.
Думаю в данном случае с Тихе отчеканена позже, ибо штемпель аверса у нее уже видно более изношен, под шеей и перед бородой на поле трещинки в штемпеле пошли от точек. И с Тихе похоже в разы реже, всего один экз. нашел, это видимо как раз старый штемпель аверса достали. На каком-то основании датируют с Тихе на ауке 202-204/5 годами - если так, то теоретически исходя из вышесказанного с орлом более ранняя.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Нет, не думаю, что штемпель изношен. Это ламинация и коррозия. Вот этот тип и там если у этой монеты с Тихе фото увеличить, видно ламинацию: https://rpc.ashmus.ox.ac.uk/type/84219 По поводу датировки монет с Тихе 202-205 - это датировка МакАли и Приера. Все берут ее из этих двух каталогов. Если чуть глубже копнуть, Приер принимал ее по аналогии с группами тетрадрахм Северов из Лаодикеи, там за счет стилистических и штемпельных связей датировка более четко прослеживается по монетам Каракаллы и Геты. А монеты папы датами привязываются к монетам братьев. Это, если навскидку.
Не, ламинация дело другое. Вот эти два места больше похожи на появившиеся из точек боковые трещинки в штемпеле аверса на типе с Тихе, тогда это точно позже будет выпуск. На типе с орлом точки еще просто точки.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Я так и понял, что Вы говорите об этих местах. Но на монете с Тихе это не трещины в штемпеле, а ламинация (расслоение) монетного кружка. Именно эти два места )
Не соглашусь. Под шеей императора на типе с Тихе точно полоска металла рельефная - там явно трещина штемпеля, а не слойка. Перед лицом вероятно ламинация, ибо на втором с Тихе перед лицом ничего нет вообще, хотя на нем и поле похоже современными умельцами обработано..
Вот еще место, где трещинка от буквы к точечному ободку появилась на типе с Тихе https://www.acsearch.info/search.html?id=6109731 На этом из-за коррозии плохо видно, но тоже вроде есть: А на типе с орлом еще нету
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Небось в реале они выработали этот штемпель аверса на оба типа за день, а мы тут гадаем что было раньше.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
И все же то что Вы назвали ламинацией это в реале обычная трещинка в штемпеле. А сама ламинация это т.н. слойка, а под Септимием точно не контур этой слойки, а выступающая часть над нормальным полем - это частое явление, когда контур чаще всего мелких деталей в штемпеле начинает трескаться и на монете такие полосы рельефные появляются. Со временем такие трещинки ведут к расколу штемпеля, например, финальная стадия:
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Хотя на крупном фото поле неоднозначное. Может и ламинация и трещинка в штемпеле одновременно. Если и ламинация, то и контур полосы светлый как будто выпуклый. Ладно, будем ждать новых известных экземпляров с Тихе. А то два этих выше не очень хорошие примеры, с Савоки поле стремное, похоже современной обработки, а тут роговое всё...
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Boris GodonEarth пишет: Приехала наконец-то очень важная монета Лаодикеи, о которой я писал чуть выше. Предположительно она чеканена во время Парфянской войны в 213-215 гг . По штемпельному ряду эта монета является не достававшей ранее связью между 5-й и 6-й группами монет Северов Лаодикеи Приморской. Даю ее в ряду известных типов 5 и 6 групп: Prieur 1176 - пятая группа 212-213 гг Неизвестный ранее тип 213-215 гг Prieur 1179 - шестая группа 215-217 гг
Нашлась и вторая монета неизвестной ранее группы 213-15 гг Лаодикеи, но теперь с легкой драпировкой на плече Каракаллы
Стало сложно, но все-таки что-то еще удается добыть. Про монеты Арадуса (Арвада) уже раньше говорили. Многочисленный и разнообразный чекан этого м/д наблюдается от Каракаллы до Диадумениана. Но самые интересные и редкие, конечно, двухпортретные монеты, имеющие у Приера в каталоге начальные номера. Удалось добыть знаковую монету Pr 1229 известную сегодня только в двух экземплярах. На аверсе бюст Каракаллы на фоне орла, на реверсе бюст молодого божества в солярной короне и с полумесяцем:
Предполагается, что божество на реверсе это Аглибол, почитаемый в Сирийской Пальмире. По крайней мере, солярная корона и полумесяц атрибуты именно этого бога Луны, являющегося частью триады Баалшамем (Бел, Ваал) и Малакбел (бог-Солнце). Наиболее известным изображением Аглибола является барельеф, находящийя в Лувре. Барельеф изображает триаду почитавшихся в Пальмире божеств. Верховное божество Баалшамем (в центре) и божества луны Аглибол (слева) и солнца Малакбел (справа). Барельеф был найден в Бир-Вереб (Сирия):
Портретные изображения Бога-Луны с барельефа в Лувре и еще одно, происхождение которого мне не удалось найти:
Считается, что Аглибол бог Пальмиры, происходящий от верований общины иммигрантов из северной Сирии. Свидетельства поклонения Аглиболу в основном эпиграфические. Самым ранним известным упоминанием об Аглиболе была надпись, датируемая 17 годом до нашей эры. Несколько надписей второго века н.э. свидетельствуют, что Аглибол почитался вместе с Малакбелем в святилище, известном как "Священный сад", которое было одним из четырех главных святилищ города Пальмира. Вот еще один барельеф из национального музея Лиона, Аглибол - второй слева:
И наконец изображение Аглибола на барельефе в самой Пальмире:
Boris GodonEarth пишет: Стало сложно, но все-таки что-то еще удается добыть. Про монеты Арадуса (Арвада) уже раньше говорили. Многочисленный и разнообразный чекан этого м/д наблюдается от Каракаллы до Диадумениана. Но самые интересные и редкие, конечно, двухпортретные монеты, имеющие у Приера в каталоге начальные номера. Удалось добыть знаковую монету Pr 1229 известную сегодня только в двух экземплярах. На аверсе бюст Каракаллы на фоне орла, на реверсе бюст молодого божества в солярной короне и с полумесяцем:
Игорь, поздравляю с роскошной монеткой!!! Вообще - огонь!!!
Цитата
Boris GodonEarth пишет:
Предполагается, что божество на реверсе это Аглибол, почитаемый в Сирийской Пальмире. По крайней мере, солярная корона и полумесяц атрибуты именно этого бога Луны, являющегося частью триады Баалшамем (Бел, Ваал) и Малакбел (бог-Солнце). Наиболее известным изображением Аглибола является барельеф, находящийя в Лувре. Барельеф изображает триаду почитавшихся в Пальмире божеств. Верховное божество Баалшамем (в центре) и божества луны Аглибол (слева) и солнца Малакбел (справа). Барельеф был найден в Бир-Вереб (Сирия):
Портретные изображения Бога-Луны с барельефа в Лувре и еще одно, происхождение которого мне не удалось найти:
Считается, что Аглибол бог Пальмиры, происходящий от верований общины иммигрантов из северной Сирии. Свидетельства поклонения Аглиболу в основном эпиграфические. Самым ранним известным упоминанием об Аглиболе была надпись, датируемая 17 годом до нашей эры. Несколько надписей второго века н.э. свидетельствуют, что Аглибол почитался вместе с Малакбелем в святилище, известном как "Священный сад", которое было одним из четырех главных святилищ города Пальмира. Вот еще один барельеф из национального музея Лиона, Аглибол - второй слева:
Сейчас только вернулся со встречи с друзьями-античниками. Отлично (как обычно) посидели... Повертели в руках новинки, показали-посмотрели коллекции друг-друга, часть монеток поменяла хозяев... Ну, и женьшеневку употребили... Выставил бы сейчас фото твоего Божества... Но завтра ранний подъем, и много-много работы на неделе... Не возьмусь прямо сейчас выставить фото Аглиобала, которые делал для своей книги - искать надо...
Так вот, изображений Аглиобола (или Аглиобала) достаточно большое количество в Национальном музее в Дамаске... Я уже не помню - здесь ли размещал большой фотоотчет, посвященный коллекции из Пальмиры... Или на Синем... Ну, не так важно, извлеку из компа - получится не раньше выходных - фото триады верховных божеств Пальмиры... И там есть и иная троица - где помимо Бога солнца и Бога луны, третьим стоит Мелькарт (Геракл) с традиционной дубинкой...
К счастью, получал разрешение от директора музея на то, чтобы делать фото официально, а когда его не было (не было и разрешения), то делал фото подпольно... Практически каждый экспонат удалось сфотографировать... Но обязательно поставлю чуть позже...
Цитата
Avitus пишет:
Цитата
Boris GodonEarth пишет: и еще одно, происхождение которого мне не удалось найти:
Этот рельеф — фрагмент архитравного камня из храма Баалшамина в Пальмире. Этот фрагмент ранее хранился в Музее Пальмиры (Syria, Palmyra Museum)
Увы! Увы! Увы! Ни храма Баалшамина, ни этого фрагмента больше не существует... Боевики, ныне находящиеся у власти, заложили взрывчатку и все подорвали... Сохранилась часть стены, окружавшей храм, а внутри несколько сотен камней - фрагменты храма... Все... В самом храме - не больше десятка чудом собранных в округе фрагментов осталось... А так, что находилось внутри - вывезено и разграблено... Что не успели вывезти - там все лица отбиты... Зрелище печальное...
Игорь, фото с меня, но не раньше воскресенья...
С монетой поздравляю!!! И я сегодня взял еще одну тетру в руки - не такая редкая, и не с таким уникальным дизайном на реверсе, но... Тоже неплоха, и по Приеру известно 11 штук... Как обычно - в сохране... Сегодня даже "греки" заценили - мол, красота и "никогда такую не видели" Так же в выходные выставлю...
Алексей, привет! Спасибо! Очень печально и обидно, что у Пальмиры и ее памятников такая теперь участь... Будем сохранять хоть то, что от нас зависит - монетки, фотографии, воспоминания. Буду очень признателен за твои фоторепортажи и рассказы, в любое время, как только сможешь!
Цитата
caracalla пишет: ... И там есть и иная троица - где помимо Бога солнца и Бога луны, третьим стоит Мелькарт (Геракл) с традиционной дубинкой...
Да, видел этот барельеф в сети, но поганого качества фото, не стал его прикладывать. Если найдешь фото, будет просто здорово.
Классно, что удалось вам собраться, посидеть и посмаковать монетки! Очень любопытно посмотреть на твою новинку, особенно в предвкушении, зная твои высокие требования к качеству. У меня тоже есть, чем теперь похвастаться. Но будем делать это неспешно, смакуя не только свои монетки, но и облизываясь по-доброму на чужие
caracalla пишет: Увы! Увы! Увы! Ни храма Баалшамина, ни этого фрагмента больше не существует... Боевики, ныне находящиеся у власти, заложили взрывчатку и все подорвали... Сохранилась часть стены, окружавшей храм, а внутри несколько сотен камней - фрагменты храма... Все... В самом храме - не больше десятка чудом собранных в округе фрагментов осталось... А так, что находилось внутри - вывезено и разграблено... Что не успели вывезти - там все лица отбиты... Зрелище печальное...
Варвары... теперешние власти вряд ли озаботятся сохранением древностей. Во всяком случае поток монет из этого региона наблюдаемый в последние годы и не думает останавливаться. Вот пара примеров очень редких монет из южной Сирии которые я выиграл в прошлом месяце. Септимий Север, Диум. Галлиен, Адраа
Boris GodonEarth пишет: Поздравляю, очень красивая монета и редкий ранний тип Филиппа II В комплект Вашей монете покажу выигранный недавно еще более ранний тип - Pr 328:
Почистить немного аверс надо будет )
Я видел Вашего Филиппа . По моему это тот же аукцион где торговался и мой Филипп . Поздравляю. Отличная тетрадрахма .
Представлю вниманию еще одну новую монету, тетрадрахму палестинской Кейсарии Маритима. Всего тетрадрахм с лого SPQR (Senatus Populus Quiritium Romanus) известно лишь 7 штук - 5 монет Каракаллы (4 типа) и 2 Макрина (2 типа). Данная монета известна в единственном экземпляре и только на ней из всех известных семи монет орел держит голову вправо:
Шикарная вещь, поздравляю! Уникальная монета, и в очень хорошем состоянии (да простит меня уважаемый Horoshenko). В моей картотеке кроме Вашей пять монет Каракаллы трёх типов, интересно где у нас разночтение.
Boris GodonEarth пишет: Представлю вниманию еще одну новую монету, тетрадрахму палестинской Кейсарии Маритима. Всего тетрадрахм с лого SPQR (Senatus Populus Quiritium Romanus) известно лишь 7 штук - 5 монет Каракаллы (4 типа) и 2 Макрина (2 типа). Данная монета известна в единственном экземпляре и только на ней из всех известных семи монет орел держит голову вправо:
Супер! Мои поздравления! Отличная монетка!!! И сохран - очень даже ничего!
А вот такой забавный уродец? Думал, что имитация, но потом пришел к выводу, что штемпель реверса натуральный. Хочу найти тот же среди проходов или где-то в коллекциях. Пока не нашел. Аверс, конечно, совсем странный. Хорошо видна часть ретроградной легенды ANTONEIN.. поэтому и взял. Так-то что тут...
парион пишет: А вот такой забавный уродец? Думал, что имитация, но потом пришел к выводу, что штемпель реверса натуральный. Хочу найти тот же среди проходов или где-то в коллекциях. Пока не нашел. Аверс, конечно, совсем странный. Хорошо видна часть ретроградной легенды ANTONEIN.. поэтому и взял. Так-то что тут...
Обидно Вас расстраивать, но думаю, что это фуфлище наподобие тех, что я где-то выше показывал от Priapus. Фантазийный аверс, несоответствующий копированному реверсу. В данном случае реверс от Эмесы, а по поводу аверса: - ВСЕ легенды аверса Эмесы начинаются c ΑΥΤ Κ Μ - Имя пишется не с "О", а ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ или ΑΝΤωΝΕΙΝΟϹ - Стиль портрета совершенно не соответствует Эмесе - Ретроградная легенда на тетрах мне известна ТОЛЬКО у левосторонних портретов Думаю, если смыть покрытие, все сомнения развеются...