Макрин и Диадумениан нечеканили в Гиераполе не так много типов. Вместе не больше, кажется, восьми. Причем это тот редкий случай, когда типов с портретом Диадумениана известно больше, чем его отца. - Pr 943 (15) - Pr 945 (3) - Pr 946 (6) - Pr 947 (43) - Pr --- Справедливости ради нужно отметить, что типы Диадумениана отличаются только легендой аверса.
Только что приобрел тетрадрахму Макрина. Доказывает что тетры с широким алтарём это все-таки Неаполис а не Библус.
Тот же штемпель аверса что и у всех трех известных мне экземпляров Prieur 1711:
Конечно известны случаи использования тех же штемпелей аверса в тетрах разных городов, но тут все же алтарь, который отличается от бесспорных тетр Неаполиса только формой. Причем именно такая форма алтаря вполне себе бывает на бронзовых монетах Неаполиса.
Очень любопытно. Кстати, вот четвертый Prieur 1711 с тем же аверсом:
Что интересно, у меня этот тип тоже есть (Pr 1319 var), но я не обращал раньше внимания:
Это открытие очень радикально меняет атрибуцию тетрадрахм Библа. Есть много типов с подобным видом алтаря и разными минтмарками на верхних полях, что считалось не присуще Неаполю. Вот например Pr 1322:
На досуге проанализирую повнимательнее. Крайне интересно.
Пытаюсь разобраться с дифферентами на монетах Библа и Неаполиса. Пока получается плохо. Коллеги, подскажите пожалуйста, есть ли мысли - какой храм изображён на этой монете Библа?
Boris GodonEarth пишет: Коллеги, подскажите пожалуйста, есть ли мысли - какой храм изображён на этой монете Библа?
День добрый! Книжка Price & Trell "Coins and their cities" в помощь. Я от нее далеко сейчас, а поздно вечером смогу посмотреть Или ув. Никто заглянет )
Святилище Афродиты библосской, от которого осталось только упоминание у Лукиана Самосатского: "Видел я в Библе великое святилище Афродиты библосской, в котором справляются оргии в честь Адониса. Я ознакомился и с ними. Говорят, что оргии эти установлены в честь Адониса, раненного в этой стране вепрем; в память об его страданиях местные жители ежегодно подвергают себя истязаниям, оплакивают Адониса и справляют оргии, а по всей стране распространяется великая печаль". Вот так - оргии, но в печали. Я так понял, святилище, близкое по строению к храму Афродиты на Пафосе: в основе - бетиль как объект поклонения, обширный двор, где, видимо, проводились какие-то священнодействия. И что-то вроде "притвора", входное помещение
Большое спасибо! Я понимал, что это не святилище Афродиты в Пафосе, но не мог найти описание схожего святилища в Библосе. Фактически это единственный тип монет, однозначно относящийся к Библосу, на котором изображён алтарь максимально приближенно к дифференту на спорных тетрадрахмах. А вот у Неаполя таких монет больше. Кроме того, на ряде тетрадрахм Каракаллы с горой минтмарк «алтарь» появляется совместно с дифферентом K. Это также свидетельствует за версию factor о принадлежности всех тетрадрахм с алтарем не Библосу, а Неаполю.
Кстати, в книге сказано, что комплекс в Мекке наследует подобную схему - бетиль как объект (Кааба) в центре двора для церемоний и священнодействий . А сам принцип такого святилища родом из Бронзового века
Я вообще теперь немного запутался. В Библосе и его окрестностях (в Афке) существовали два святилища Афродиты, посвященные Адонису?
Обращаюсь к тексту Д.Д.Фрезера "Золотая ветвь": "...Центрами действия мифа об Адонисе и торжественного ритуала этого бога являлись два места в Западной Азии: Библос на побережье Сирии и Пафос на острове Кипр. Жители этих городов поклонялись Афродите, вернее, ее семитическому двойнику – богине Астарте. Правителем этих центров, если верить преданию, был царь по имени Кинир,* отец Адониса. Город Библос считался самым древним в Финикии, в незапамятные времена он был основан великим богом Эл, которого греки и римляне отождествляли с Кроносом и Сатурном. Как бы то ни было, в исторические времена этот город считался местом священным, религиозной столицей страны, некой финикийской Меккой или Иерусалимом. Стоял этот город на возвышении, недалеко от моря; Библос славился святилищем Астарты, где посреди открытого двора, окруженного крытыми галереями – снизу к ним можно было подняться по лестницам, – возвышался конусообразный обелиск, священный символ богини. В этом святилище совершались обряды в честь бога Адониса, Адонису был посвящен и весь город, и река, впадающая в море несколько южнее Библоса, в древности также носившая имя Адониса. Таково было царство Кинира. Во все времена город управлялся царями, при которых, возможно, имелся сенат или совет старейшин. Царю Киниру, приписывалось основание святилища богини Афродиты, или Астарты, на горе Ливан, расположенной на расстоянии одного дня ходьбы от столицы. Вероятно, этим местом был городок Афака в верховьях реки Адонис, на полпути между Библосом и Баалбеком. В Афаке находилась знаменитая роща и святилище Астарты, которое было разрушено по приказу императора Константина по причине изуверского характера этого культа. Место, на котором находился храм, было обнаружено современными путешественниками около убогой деревушки, которая до сих пор носит название Афка и расположена на опушке романтического, дикого, поросшего лесом ущелья Адониса. Деревушка находится среди вековых ореховых рощ на краю обрыва. Неподалеку от этого места река вырывается из пещеры, расположенной у подножия огромного скалистого амфитеатра, и каскадами низвергается на самое дно долины. Чем ниже, тем роскошнее и гуще становится растительность; вырываясь наружу из всех этих трещин и расщелин, она простирается зеленым покрывалом над ревущим, грохочущим на дне огромной пропасти потоком. Есть нечто восхитительное, почти опьяняющее в свежести этой низвергающейся каскадом воды, чистоте горного воздуха, в яркой зелени растений. Храм, на месте которого до сих пор возвышаются несколько отесанных глыб и прекрасная колонна из гранита, занимал обращенную к устью реки террасу, с которой открывался великолепный вид. Через пену и рев ниспадающих вод взгляд скользит вверх к пещере и достигает наконец грандиозных обрывов, возвышающихся над ней. Утес этот настолько велик, что козы, которые передвигаются по его краям, ощипывая молодые побеги на кустах, кажутся находящемуся внизу наблюдателю муравьями. Со стороны моря открывается особенно впечатляющий вид, когда солнце наводняет это глубокое ущелье своим золотым светом, обнажая фантастические опоры и закругленные башни этого горного укрепления, мягко падая на лесную зелень. Именно здесь Адонис, согласно преданию, в первый или в последний раз встретил Афродиту; здесь же было похоронено его истерзанное тело. Трудно вообразить себе более пленительный фон для истории трагической любви и смерти. Долина, впрочем, не столь пустынна, как это может показаться. То здесь, то там можно разглядеть монастырь или деревушку, оставшуюся наедине с небом на вершине какого-нибудь выступающего вперед утеса, прилепившуюся к почти отвесной скале, иногда над бешеным потоком реки. А вечером мерцающие сквозь мглу огоньки выдают присутствие селений на кажущихся неприступными склонах. По-видимому, в древности вся эта чудесная долина была посвящена Адонису. Память о нем витает над ней и поныне, ибо высокие утесы, которые сжимают долину, то здесь, то там увенчаны разрушенными памятниками культа этого бога. Некоторые из этих строений нависают над захватывающими дух безднами, в которые и посмотреть-то невозможно без головокружения; далеко внизу под ними можно различить кружащихся около своих гнезд орлов. Один такой памятник находится в Гине. На лицевой стороне этого громадного камня над грубо вырубленной нишей высечены фигуры Адониса и Афродиты. Он изображен с копьем в руке в ожидании вепря, а она сидит в скорбной позе. Эта пораженная горем фигура, возможно, и является плачущей Афродитой Ливанской, описанной Макробием, а ниша в скале – это, вероятно, могила ее возлюбленного. Участники культа Адониса верили, что каждый год этот бог умирал в горах от смертельной раны и каждый год природа окрашивалась его священной кровью. Так год за годом девицы оплакивали его преждевременную смерть, когда цветы Адониса – красные анемоны расцветали среди ливанских кедров и река Адонис волнистой розовой лентой текла в море, окаймляя извилистые берега голубого во время берегового бриза Средиземного моря..."
Boris GodonEarth пишет: В Библосе и его окрестностях (в Афке) существовали два святилища Афродиты, посвященные Адонису?
Сейчас эти руины носят название "Храм Адониса", наверное исходя из новейших изысканий . Забейте в гугл-картах координаты 34°04'02.4"N 35°53'30.4"E Вообще место красивое.. Я думаю, что в Библосе был храм Афродиты (основное святилище), а в Афке - место, где Адонис пострадал. В культовом значении они , конечно, были связаны
Перечитал две статьи на эту тему, Кроппа и Фархи с Бессарабовым. Мои выводы что однозначно эти монеты выпущены от имени Неаполиса, но вот место чеканки под вопросом. Уж больно стиль отличается от бронзы. Но это совсем другая тема для обсуждения.
Boris GodonEarth пишет: Макрин и Диадумениан нечеканили в Гиераполе не так много типов. Вместе не больше, кажется, восьми. Причем это тот редкий случай, когда типов с портретом Диадумениана известно больше, чем его отца. - Pr 943 (15) - Pr 945 (3) - Pr 946 (6) - Pr 947 (43) - Pr --- Справедливости ради нужно отметить, что типы Диадумениана отличаются только легендой аверса.
Boris GodonEarth пишет: Я вообще теперь немного запутался. В Библосе и его окрестностях (в Афке) существовали два святилища Афродиты, посвященные Адонису?
Кстати, вообще любопытная очень книга, рекомендую.
За ссылочку по книге спасибо! По храмам, и что там сейчас осталось от них в наши дни - спрошу замечательного местного гида - Анхар. Но чуть позже - сейчас там пока не до этого. И возит она не туристов по достопримечательностям, а телевизионные группы по местам обстрелов. Но обязательно задам вопрос.
Factor пишет: Получил ее на днях, в руках смотрится вполне коллекционно, во всяком случае для меня: Поискал ещё монеты Неаполиса с алтарем, вот две как раз времени Макрина http://www.s391106508.websitehome.co.uk/PHP/SNG_PHP/04_03_Reply.php?Series=SNGuk&AccessionNo=0408_6105 Эта из Fitzwilliam Musuem, а вот из коллекции Софаера. Перечитал две статьи на эту тему, Кроппа и Фархи с Бессарабовым. Мои выводы что однозначно эти монеты выпущены от имени Неаполиса, но вот место чеканки под вопросом. Уж больно стиль отличается от бронзы. Но это совсем другая тема для обсуждения.
А давайте покажу еще одного раннего неописанного Каракаллу, но теперь из Лаодикеи. Вообще-то это мул: аверс Pr 1142 (2), реверс 1125 (2). Любопытно не только то, что такое сочетание штемпелей не описано, но и то, что Приер дает различную датировку этим двум типам и разносит их по разным группам - в первую и вторую. Т.е. либо монета чеканена в 207 г. в переходный период, либо существующее разделение по группам носит лишь условный характер.
Над монетой конечно придется еще немного поработать в плане экстерьера, но надеюсь, что справлюсь.
Boris GodonEarth пишет: А давайте покажу еще одного раннего неописанного Каракаллу, но теперь из Лаодикеи. Вообще-то это мул: аверс Pr 1142 (2), реверс 1125 (2). Любопытно не только то, что такое сочетание штемпелей не описано, но и то, что Приер дает различную датировку этим двум типам и разносит их по разным группам - в первую и вторую. Т.е. либо монета чеканена в 207 г. в переходный период, либо существующее разделение по группам носит лишь условный характер.
Над монетой конечно придется еще немного поработать в плане экстерьера, но надеюсь, что справлюсь.
Пятно внизу на аверсе неслабое. Оно весьма заметно и его надобно бы вывести. Есть вариант как? В остальном всё весьма неплохо.
Boris GodonEarth пишет: Есть варианты, попробую. Покажу, что получилось. Спасает то, что пятно не на самом сложном месте монеты.
А это пятно? Точно? Не медь на поверхность проступила? Выглядит так, как-будто отслоение произошло. Но это впечатление исключительно по фото. Я если беру монетку с каким-то дефектом, то точно не сиро-финикийца с надеждой на "поправить". Билонное серебро - не самый лучший металл для эксперимента. С монеткой безусловно поздравляю, c интересом посмотрю как будет выглядеть после "лечения". Но тут главное - не переусердствовать.
И еще такой вопрос - по моему ни разу тут не поднимался - а есть вообще в каком-либо музее хорошая подборка сиро-финикийских тетрадрахм? Хотя бы в виде отдельного стенда или витрины? Или исключительно вкрапления?
Поздравляю, обе монеты хороши. И не за безумные деньги взяли. Макрины из Арада очень редки в хорошем сохране и прочекане, да 331-й Филипп вовсе не частый тип. Достойная покупка
Boris GodonEarth пишет: Поздравляю, обе монеты хороши. И не за безумные деньги взяли. Макрины из Арада очень редки в хорошем сохране и прочекане, да 331-й Филипп вовсе не частый тип. Достойная покупка
Спасибо . Цена аукциона очень даже хорошая . Жаль что по прибытию монет домой , цена становится приемлемой только для больших любителей искусства .
Boris GodonEarth пишет: Поздравляю, обе монеты хороши. И не за безумные деньги взяли. Макрины из Арада очень редки в хорошем сохране и прочекане, да 331-й Филипп вовсе не частый тип. Достойная покупка
Спасибо . Цена аукциона очень даже хорошая . Жаль что по прибытию монет домой , цена становится приемлемой только для больших любителей искусства .
Ну, а как "горный" Неаполис ушел неслабо? Да, стало трудно. Тем более, что со времен распродажи коллекции Приера, такого изобилия редкого и качественного материала в этой теме я даже и не помню. Похоже параллельно распродают не менее двух неплохих коллекций на разных аукционах. Нужно пользоваться. Хоть что-то удалось зацепить? Кстати, показанный выше неописанный Элагабал из Эдессы уже висит на RPC, что снижает количество вопросов о подлинности и повышает стоимость молотка.
И по поводу интереса "в мировых масштабах". В мировых масштабах была борьба только за две монеты, ну три от силы. Остальная борьба была аукциониста с максимальными бидами участников ))