rebus пишет: Стесняюсь своего Датамеса показать... скромненько он так смотрится на фоне всей этой красоты...
Класс!!! До этого и не видел, кроме как на дорогущих аукционах, что-бы на обеих сторонах монет Datamesа был такой хороший прочекан. Дамочка просто красавица!
rebus пишет: rjkz1968 , вскоре сможете стать счастливым обладателем... Даже не знаю, какой тут смайлик ставить... наверное, такой Пришлось расстаться...
Спасибо конечно, но у меня уже два таких статера есть, хотя, звучит интригующе: rjkz1968 , вскоре сможете стать счастливым обладателем... Вы что, отправили эту монету на аукцион какой? А ссылку можно?
Да пока нет ссылки... В продаже увидите через месяц. Там всего будет старт $200. Думаю, что мои калечные фотки будут информативнее (виден рельеф), чем те, которые там выставят...
Выкрошка штемпеля аверса создает очень трогательную иллюзию - Аполлон плачет. Кстати, какое-то время назад считалось, что имеется портретное сходство между профилем, изображенным на этих монетах, и Антиохом Великим, ставшим стратегом союза в 192 г до нэ. Однако современная датировка этих статеров опровергает эту гипотезу и приписывает изображенный профиль Аполлону.
LUCANIA, Herakleia. Circa 281-278 BC. AR Nomos (21mm, 7.81 g, 9h) АВЕРС: голова Афины вправо; на ней коринфский шлем с гребнем, украшенный Скиллой, метающей камень. РЕВЕРС: обнаженный Геракл стоит анфас, повернув голову вправо, положив правую руку на дубину; поверх протянутой левой руки висит львиная шкура, в руке держит лук и стрелу; над дубиной сова
Хороший тип Гераклеи. Николай, есть задание - разузнать, что означает дифферент "сова". Она в виде дифферента и в Таренте, и еще где-то в Магна Греции. Есть подозрения, что она с Пирром связана - личный символ, как в легенде, мол на кончике копья сидела.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Поздний медяк с острова Родос. Времена Тиберия. Пожалуй, самое крупное что нашел у себя из "островного" собрания. Обмылок, конечно, но 38 миллиметровый! )))
rjkz1968 пишет: шлем с гребнем, украшенный Скиллой, метающей камень.
Действительно, камень. Нашел у себя среди драхм Фарсала вот такую Сциллу. Жест рукой вышел у селатора очень двусмысленный... Что-то среднее между фэйспэлмом и чисто женским "ой, всё!".
rjkz1968 пишет: шлем с гребнем, украшенный Скиллой, метающей камень.
Действительно, камень. Нашел у себя среди драхм Фарсала вот такую Сциллу. Жест рукой вышел у селатора очень двусмысленный... Что-то среднее между фэйспэлмом и чисто женским "ой, всё!".
Александр - это же имеет элементарное объяснение - у тебя более поздняя, значит уже метнула, а у меня боле ранняя, пока ещё только собирается кидать
Цитата
Akrosas пишет: Хороший тип Гераклеи. Николай, есть задание - разузнать, что означает дифферент "сова". Она в виде дифферента и в Таренте, и еще где-то в Магна Греции. Есть подозрения, что она с Пирром связана - личный символ, как в легенде, мол на кончике копья сидела.
Akrosas, а что здесь думать то? Сказки всё это, обычный маркетинговый ход от аукционистов, дабы втюхать подороже. Не удивлюсь, если когда-нибудь на ауках появится и тетра от царя Приама или двухпортретник Нефертити с Эхнатоном
С Пирром она естественно связана... В эти годы у него была экспедиция в Италии и Сицилии. Полным полно известно магнагреческих выпусков (не от имени Пирра чеканенных) в трех металлах, служившими для оплаты наемных войск.
rjkz1968 пишет: шлем с гребнем, украшенный Скиллой, метающей камень.
Действительно, камень. Нашел у себя среди драхм Фарсала вот такую Сциллу. Жест рукой вышел у селатора очень двусмысленный... Что-то среднее между фэйспэлмом и чисто женским "ой, всё!".
Александр - это же имеет элементарное объяснение - у тебя более поздняя, значит уже метнула, а у меня боле ранняя, пока ещё только собирается кидать
Цитата
Akrosas пишет: Хороший тип Гераклеи. Николай, есть задание - разузнать, что означает дифферент "сова". Она в виде дифферента и в Таренте, и еще где-то в Магна Греции. Есть подозрения, что она с Пирром связана - личный символ, как в легенде, мол на кончике копья сидела.
Akrosas, а что здесь думать то? Сказки всё это, обычный маркетинговый ход от аукционистов, дабы втюхать подороже. Не удивлюсь, если когда-нибудь на ауках появится и тетра от царя Приама или двухпортретник Нефертити с Эхнатоном
При чем тут маркетинг. Эту версию с совой я позавчера сам придумал)))
Александр, да, с пирровскими походами несомненно связано, как и все монеты того региона в это время. Просто суть именно в сове - возможно монета как-то непосредственно с Пирром связана. Или сии города на своих монетах показали таким образом союз с Пирром. В Магна Греции такие мелочи имели смысл. Саранча на монетах Метапонта тоже имеет смысл. В общем, клоню к тому, что сова в данном случае это возможно личный символ Пирра, как якорь Селевка или орел на молнии у Птола. Только сам Пирр свой символ не рекламировал. Вероятно этими монетами расплачивались с пирровскими наемниками. Ну это так, версии. В общем, сова - это явно больше чем просто дифферент.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Akrosas пишет: В общем, клоню к тому, что сова в данном случае это возможно личный символ Пирра, как якорь Селевка или орел на молнии у Птола. Только сам Пирр свой символ не рекламировал. Вероятно этими монетами расплачивались с пирровскими наемниками. Ну это так, версии. В общем, сова - это явно больше чем просто дифферент.
Ничего не знаю про связь царя Пирра с совой, но вот символом его считаю, скорее, слона, изображённого на ранних римских слитках и на южноиталийских монетках.
На эту темку когда-то статейку наваял. Ниже даю краткую выжимку из неё.
Предполагают, что одновременно с литыми, так называемыми «либральными» ассами, в качестве платёжных средств имели хождение четырёхугольные платы (весом в 4 и 5 фунтов – т.е. от 1300 до 1600 гр.), которые представляли собой медные слитки более правильной формы с двухсторонними изображениями животных, птиц и пр. (без обозначения стоимости, вероятно, со знаками магистратов) (aes signatum). С обеих сторон на эти платы были помещены самые различные животные и атрибуты, возможно, имевшие какое-то религиозное, охранительное значение: слон, свинья, бык, Пегас, орёл, кадуцей, якорь, петухи, трезубец, треножник и пр.
Римский энциклопедист Варрон (I в. до н.э.) сообщает по этому поводу, что «древнейшая чеканная монета помечена изображением животных» (Варрон. Сельское хозяйство, II, 1, 9), а Плиний ошибочно относит это событие к периоду правления царя Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.), который «вычеканил первую монету с изображением овцы и быка» (Плиний, XVIII, 11-12). Уже Плутарх упоминает древние монеты «с изображением быка, барана и свиньи, в знак того, что богатства достигают, главным образом, разведением скота, и отсюда – всё изобилие» (Плутарх. Римские вопросы, 41). Эта недостоверная версия о «Сервиевой меди» была так популярна в период античности, что даже и в VI в. этому римскому царю приписывают «попечение о чистоте монеты» (Кассиодор. Вариа, VII, 32E).
Римские медные слитки прямоугольной формы не были платёжным средством в полном смысле этого понятия (так как на них отсутствует какое-либо обозначение номинала), но, возможно, в начальный период римской монетной чеканки, использовались в качестве фиксированного средства обмена или для обеспечения официальных платежей, таких как налоги или судебные штрафы, или же номинальная весовая стоимость металла могла являться единицей для оценки богатства граждан и не была предназначена для регулярных платежей.
Пожалуй, именно на этих двухсторонних медных слитках можно увидеть начальные примеры «монетной пропаганды», которая отмечала первые серьёзные победы Рима над внешним врагом. Исходя из традиционной датировки слитков (280-260 гг. до н.э.), речь может идти о войне Рима с Тарентом и Пирром (281 - 272 гг. до н.э.), а если следовать нижней хронологической границе в датировке М. Крауфорда (280-242 гг. до н.э.) – о событиях Первой Пунической войны (264-241 гг. до н.э.).
Своеобразным «ключом», объясняющим общую тему серии «военных» слитков, можно считать медный слиток с изображением слона и свиньи (Craw. 9/1). Здесь видно весьма конкретное указание на события военного противостояния между Римом и царём Пирром, о котором римские авторы сообщают: «В Италии слоны впервые появились в Лукании во время Эпирской войны в 472 году от основания Рима. Поэтому народная молва нарекла их луканскими быками» (Солин, 25, 15). Само сравнение слонов с «луканскими быками» (boc Luca), связывают с тем, что бык для римлян был до тех пор самым крупным из известных животных.
Как описывают источники, ещё во время переправы в Италию флот Пирра был застигнут страшной бурей, самому ему пришлось вплавь добираться до берега, где к нему присоединились 2 000 пехотинцев и 2 слона (Плутарх. Пирр, 12). Однако, вскоре остатки флота всё же достигли гавани в Таренте и практически всех слонов ему удалось сохранить. Прибытие этих животных, доселе неизвестных в Италии, произвело на тарентинцев столь глубокое впечаление, что они отметили его в своей чеканке: была выпущена серия монет (Vlasto, 732-73 8) с изображением маленького индийского слона, а выше был изображён на дельфине Тарас, сын Посейдона и герой-эпоним города Тарента. Всё это, видимо, должно было символизировать нерушимый союз тарентинцев и царя Пирра, прибывшего по морю.
Пирр имел в своём войске всего лишь 20 индийских боевых слонов (Юстин, XVII, 2, 14; Плутарх. Пирр, 15; Орозий, IV, 1,6), эффектное появление которых во время сражения с римлянами при Гераклее (Лукания) в 280 г. до н.э. он приберёг под самый конец битвы, о чём сообщают римские историки: «Римляне как только увидели шествующих среди сражающейся толпы слонов, грозных обликом, мерзких запахом, ужасающих величиной, обманутые новым способом ведения боя и напуганные, особенно когда дрогнули кони, обратились в бегство» (Орозий, IV, 1, 8) . «Так почти победивших победили неведомые им македонские чудовища», - добавляют историки II-IV вв. (Плутарх. Пирр, 17; Юстин, XVIII, 1, 6; Евтропий, II, 11, 3).
Лишь в 275 г. до н.э. Маний Курий Денат (консул 290, 284, 275, 274 гг. до н.э.) одержал победу над войском Пирра. в битве при Беневенте, захватив 8 слонов, 4 из которых (остальные, вероятно, умерли от ран) он провёл в своём триумфе (Дионисий Галикарнасский, XX, 12, 3; Плиний, VIII, 16; Евтропий, II, 14, 2). Историк Луций Анней Флор пишет об этом триумфальном шествии, в ходе которого жители Рима впервые увидели этих величественных животных: «Настали мир и покой, а трофеи от стольких богатейших племен оказались таковы, что Рим не мог вместить плодов своей победы. И недаром! Не было в Риме триумфа, более прекрасного и великолепного. До сего времени не видели ничего, кроме овец вольсков, стад сабинян, повозок галлов, сломанного оружия самнитов. А теперь, если взглянуть на пленных, - молосс и фессалиец, македонец и брутиец, алул и луканец, а если окинуть взором триумфальное шествие - золото, пурпур, знамёна, картины, тарентинская роскошь. Но римский народ ни на что не смотрел с таким удовольствием, как на тех, кого так боялся, - на чудовищ с их башнями: чувствуя себя пленниками, они, опустив головы, следовали за победителями-конями» (Флор, I, 13, 25-2 8) .
Логично было бы предположить, что именно к периоду 280-275 гг. до н.э. и относятся римские слитки с изображением слона и свиньи. Можно особо отметить, что на слитке очень точно изображены основные внешние признаки породы именно азиатского, индийского слона: маленькие уши и крутая, покатая спина.
Что же касается свиньи, то она здесь показана как соперник и главный враг слона, так как, по древним представлениям, слоны пугались, когда слышали хрюканье свиней, и начинали отступать (Плиний, VIII, 27). Так, Клавдий Элиан в своей «Истории животных», рассказывая о том, что "слон труслив, как безрогий баран, и визжит, как свинья", сообщает о том, что "римляне с помощью свиней обратили в бегство слонов Пирра и одержали славную победу» (Элиан. История животных, I, 3 8) .
Постепенно родилось представление о том, что слоны могут быть обращены в бегство маленькими животными. Это утверждение обычно производят из античной теории «симпатий и антипатий» (Плутарх. Какие животные самые умные, 32; Застольные беседы, II, 7, 3), которую полностью разделял Сенека: «Тут нет ничего удивительного: неразумные существа боятся пустяков. Движение колесницы и вращение её колес заставляет львов забиваться назад в клетку; слоны пугаются поросячьего визга» (Сенека. О гневе, II, 11).
Интересное упоминание мы находим у Элиана, повествующего об осаде Антигоном II Гонатом, царём Македонии (277-239 гг. до н.э.), Мегар, когда жители города успешно использовали визжащих свиней против слонов противника. Причём, чтобы вызвать непрерывный визг, несчастные животные были обмазаны маслом и подожжены, а слоны, боясь этих звуков, во время битвы смешали ряды и перестали повиноваться командам (Элиан. История животных, XI, 14). Вполне возможно, если только этот случай имел место, жители Мегар уже знали о подобном использовании свиней против слонов Пирра и лишь повторили его.
Можно с определённой осторожностью предположить, что слон и свинья, помещённые на римских медных слитках, являются одним из первых примеров «нумизматической аллегории», где слон может олицетворять войско Пирра, а свинья – римлян. Это особенно вероятно, если вспомнить, что самого царя Пирра постоянно отождествляли с боевым слоном и даже во II в. в Аргосе (Арголида) сохранялись и были известны изображения слонов, вырезанные на его памятнике, установленном на том месте, где было сожжено тело великого полководца (Павсаний, II, 21, 4).
Что же касается свиньи, то в римской мифологической традиции она считались священным жертвенным животным, указавшим Энею место для основания Лавиния и Альба Лонги, прародины римлян (Вергилий. Энеида, III, 388-393; VIII, 43-48; VIII, 81-85; Варрон. Сельское хозяйство, II, 4, 18; Аврелий Виктор. Происхождение римского народа, XI, 2). Кроме того, Варрон упоминает свиней как первых животных, использовавшихся в качестве священной жертвы при заключении мира и союза (foedus) (Варрон. Сельское хозяйство, II, 4, 9).
P.S. Разумеется, всё изложенное является лишь версией. Буду признателен за конкретные замечания и исправления.
P.S.S. Хрень какая-то нарисовалась... В общем, вместо дурацкого смайлика в очёчках должна стоять цифра 8.
Насчет совы - есть какая-то байка, мол сия птица сидела на копье Пирра во время штурма Аргоса. Типа предвестник поражения и смерти. Это уже не италийские дела, но все же. Может быть сова на монетах Тарента и Гераклеи символизирует и поражение Пирра, эдак римляне попросили отметить... хотя версия надумана, но все же.
Более правдоподобно, что сова символизирует обращение к греческим полководцам для помощи в борьбе против Рима. Ну и Пирр в итоге обращения был приглашен. Сова символ Афины, а Афина основной символ греков. Считается, что тот же Птолемей I поместил на реверсе своих тетр Афину в знак солидарности с континентальными греками. Ну или Тарент с Гераклеей указали римлянам, что они греки, "дети совы", а не волчицы...
Вот интересно, что означает реверс на золотом статере Агафокла типа лик в слонике/крылатая(!) Афина и дифферент сова.
По поводу слона и свинки - это правдоподобно, спасибо за исследование. Кстати, давно интересовался значением символов на этих ассах. То молния, кадуцей, трезубец - сразу вспоминаю эти ассы, когда смотрю на дифференты АМовских тетр. Вот подозреваю, что партии металла для АМовских тетр были помечены такими символами, а потом эти символы отразились в виде дифферента на монетах, которые отчеканены из данной партии металла.
Насчет первейших монет - я тут было намедни задумывался, мол может первые монеты появились вовсе в Магна Греции... По крайней мере мне интересно - где появились первые бронзовые чеканенные монеты - может именно в Магна Греции? Раньше как-то не задавался вопросом о первичности чеканки бронзы.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
По поводу указания животными мест основания поселений - очень интересная тема. Про свинку истории не слыхал еще. Про кусок мяса и орла пожалуй самое распространенное - и Антиохия на Оронте, и Александрия Египетская по одной из версий основана по указанию орла. А вот скажем оазис Сива по легенде был основан Дионисом - он со своим войском блуждал по пустыне, заблудился, и вдруг увидели барашка. Голодные все бросились за барашком и он их привел в оазис, где Дионис и основал святыню. А барашка так и не споймали)))
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
rjkz1968 пишет: В общем как появятся здесь ещё пара икебан-заставок для рабочего стола из Античных монет, создадим новую тему и это перенесём туда, ОК?!
Ждём от других икебаны, желательно свои. Но если какая красота есть в сети, то, можно и разбавить. Scipio, а ты спроси разрешения у Савмака, его бы икебану разместить здесь ( у меня она, вернее они, аж 4 штуки, тоже есть, но, формально надо и спросить)
Случайно икебана "завалялась". С веб-дизайнером обсуждали дизайн сайта по Северам, ну и для "картинок" сфотографировал кое-что из своего собрания династии...
Все икебаны до этой - порадуют любителей великолепного "греческого стиля" (к этим любителям отношу и себя), но тут красота - работа римских и сирийских граверов... Своя эстетика...
Отличные монеты!!! Но, забавно... С возрастом не только лицо Эвтидема "погрузнело", брыли на щеках отвисли, но и на реверсе "палка" (палица) уже не так прямо стоит, да и сам Геракл стал заваливаться=) Случайно???
Сиракузы, тетрадрахма 480 года до нашей эры. аверс - Возничий на колеснице управляет квадригой вправо, держит вожжи и кнут, сверху Ника держит венок над лошадьми реверс - ΣVRΑΚΟΣΙΟΝ Голова Аретузы в диадеме вправо, окружённая четырьмя дельфинами плывущими по часовой стрелке.
Сиракузы, тетрадрахма 480 года до нашей эры. аверс - Возничий на колеснице управляет квадригой вправо, держит вожжи и кнут, сверху Ника держит венок над лошадьми реверс - ΣVRΑΚΟΣΙΟΝ Голова Аретузы в диадеме вправо, окружённая четырьмя дельфинами плывущими по часовой стрелке.
Kamnaskires V AR Tetradrachm. Seleukeia on the Hedyphon, Year 267 = 46/5 BC. Diademed and draped bust left, with pointed beard; star and anchor behind / BACIΛEΩC KAΠNACKIPOY TOY EΓ BACIΛEΩC KAΠNACKIPOY, diademed and draped bust left, wearing beard, date in exergue. Van’t Haaff p. 75, subtype 1-4. 14.01g, 30mm, 12h. Near Extremely Fine. Very Rare.
Элимаис.( Елимаида) Персидская сатрапия под Парфией Елимаиду или Elamais (Ἐλυμαΐς, Hellenic форма более древнее название Элам) зависимая от Персов, Парфянцев территория, существовавшая с 2-го века д.н.э до начала 3-го века нашей эры. Находится во главе Персидского залива в современном регионе Хузестан, Иран (Susiana).
В древних источниках сообщается, что эти люди были великими лучники и выходцы из Суз, которые лежат к востоку от территории Елимаиду. В наше время почти ничего не известно про эту территорию. Важнейшим предметом для исследования её, являются монеты. Ничего не известно и об их языке, хотя эламский использовался Ахеменидами 250 лет до того, как Елимаис начал своё существование. Королевство Елимаиду просуществовала до его исчезновения путем вторжения Сасанидов в начале 3-го века нашей эры.
Если будут дополнения по истории этих монет, буду благодарен!