Художник, получивший звание хогэн в школе Кано. Он вырезал нэцкэ из кипариса (хэноки) и расписывал их, но никогда не ставил подпись на своих работах. Есимура считается одним из величайших резчиков нэцкэ. Инаба Цуро, автор «Сокен Кисе», ставит его на первое место в своем списке мастеров и включает в свое собрание 13 работ мастера.
Для работ Сюдзана характерно особое нанесение и качество красок. Они не высыхают и не отслаиваются со временем, подвергаясь износу только в тех местах, которые часто соприкасаются с поверхностью кимоно. Можно сказать, что краски чрезвычайно устойчивы к износу, подобно слоновой кости.
До сих пор не раскрыт их способ нанесения на расписываемые объекты, предположительно, изначально мастер наносил грунтовку , которая соединяясь с краской образовывала защитную оболочку деревянной поверхности изделия.
У нас на Аукционе, который состоится 7 декабря , есть нэцкэ Рюдзин Netsuke/ Рюдзин с драконом
Мицухиро предпочитал работать в слоновой кости, хотя встречаются его работы в дереве (в том числе эбеновом) и бамбуке. Типичные для него сюжеты включают птиц, животных, рыб, овощи, фрукты, цветы, предметы домашнего обихода и посуды для чайной церемонии. Иногда он изображал стоящие фигуры людей или богов.
Резчик превращал самые обычные предметы в примеры изящества и красоты. Работы мастера славятся великолепной детализацией и безупречной полировкой, его стиль исполнения самобытен и легко узнаваем.
Одна из отличительных способностей Мицухиро заключается в том, что он мог обрабатывать один материал так, что тот приобретал совершенно другой вид. Как пример, чайник, выполненный из черного дерева, выглядит, словно изготовлен из металла. Также мастерская работа с деревом и лаком позволила добиться полного эффекта матовой глазури керамической чайной чаши. А обработка слоновой кости придало изделию полное сходство с керамической черепицей на крыше.
Сюжеты данного мастера весьма разнообразны и включают отдельное или групповое изображение животных, зодиакальный круг, людей, флору, мифические сюжеты, бытовые предметы, искусно вырезанные миниатюры пейзажей, дворцов и многое другое.
Резчик работал с разнообразными материалами высочайшего качества: слоновой костью, нарвалом, уми-мацу, различными породами дерева, янтарем, орехом. Для инкрустации глаз использовал панцирь черепахи, уми-мацу, желтый жемчуг, надклювье птицы носорога. Для резчика характерно полное разнообразие форм в нэцкэ: саси, рюса, катабори, кагамибута и т.д.
Кайгёкусай известен своей скрупулезностью в выборе самых отборных материалов для своих резных работ. Из слоновой кости предпочитал бивни слонов из Юго-Восточной Азии и использовал только его фрагменты высочайшего качества. Стилистика и манера резьбы, точность и чистота отделки, детальная проработка, стремление к совершенству и перфекционизм в высшей мере отличают работы мастера из Осаки. Его животные представлены в естественных позах, при этом структура скелета и распределение веса тщательно учтены в дизайне.
Кокэйсай Сансё родился 6 ноября 1871 года в Осаке и скончался 20 июля 1936 года. Таким образом, его жизнь захватила три периода японской истории: Мейдзи, Тайсё и частично Сёва. Доподлинно известно, что Сансё был учеником Кокусая Досё.
Досё преимущественно работал со слоновой костью и деревом в сочетании с костью, а также мастерски владел техникой инкрустации. Досё, в свою очередь, был учеником Анракусая Дораку и, предположительно, учеником Мицухиро и Кайгекусая. Таким образом, Сансё можно считать продолжателем традиции самых замечательных мастеров осакской школы.
Подавляющее большинство известных нэцкэ Сансё созданы из дерева, и лишь несколько из слоновой кости. Также известны несколько небольших окимоно из слоновой кости и даже одно инро, приписываемые руке данного мастера.
Если говорить о сюжетах, то Сансё, как правило, изображал людей в их повседневной жизни, преимущественно из низких социальных слоев: акробатов, танцоров, клоунов, слепых, нищих, пьяниц и рыбаков. Встречаются среди его работ и маски театра Но, мифические существа, персонажи классической китайской литературы, Дарумы, черти, русалки.
Сансё, будучи щедро наделен не только художественным талантом, но и хорошим чувством юмора, очень тонко воплощал в своих работах царившие в обществе настроения. Его гротескные, комичные, подчас карикатурные творения стали отображением той городской культуры, которая расцвела в период Эдо.
Прекрасный мастер начала 19 века из Осаки. Предполагается, что он проходил обучение под руководством Кайгекусая Масацугу или Охара Мицухиро, чье влияние более заметно в его работах. Известно около 30 подписанных мастером нэцкэ, оценивая которые, можно охарактеризовать манеру Дораку как смелую, яркую, более энергичную и менее рафинированную, чем у Мицухиро. Резчик любил четкие линии, в работе с деталями проявлял хорошие технические навыки и художественный вкус.
В Сокен Кисе говорилось следующее: «Гараку из Осаки, он называет себя Risuke. Является учеником Tawaraya Dembei и искусным резчиком по дереву».
Гараку предпочитал слоновую кость, иногда используя нарвала, но также работал с деревом. Его сюжеты, выполненные в слоновой кости, включают в себя черепаху, оленя, перепела, кошку, корову, Баку, обезьяну, кролика, вылупляющегося тенгу, гриб с улиткой или лягушкой, группу ракушек, группу бобов, танцующую лисицу и островитянку южных морей.
В дереве известны такие работы, как шиши, лошадь, чихающий мужчина, китаянка и Jurojin. Инкрустация глаз обычно выполнена из умимацу.
Kaппа — это японское мифологическое существо, относящееся к семейству водяных. Наиболее распространённый образ каппы напоминает нечто среднее между лягушкой и черепахой: у него лягушачья кожа, клюв вместо носа, пальцы на руках и ногах могут быть соединены перепонками, на голове — короткая шерсть, а на спине — черепаший панцирь. На макушке у каппы расположено блюдце, которое наделяет его сверхъестественной силой. Это блюдце всегда должно быть заполнено водой, иначе каппа утратит свою силу и даже может умереть.
Маска выполнена из бамбука — процесс резьбы по бамбуку довольно сложный и требует много времени и усилий. Красивые резные изделия из бамбука — результат долгой и кропотливой ручной работы.
В этой маске изображён достаточно редкий сюжет — образ трёхглазого буддийского монаха, который достигает просветления и становится ёкаем. Это мистическое существо можно найти в сборнике набросков, который был создан японским художником Кацусикой Хокусаем в XIX веке. Сборник известен как «Манга Хокусая».
Нэцкэ выполнена из чёрного дерева, которое имеет неповторимую текстуру. Благодаря этому даже самые мелкие детали изделия чётко видны и не теряются на фоне природного рисунка.
Священные лисы являются слугами синтоистского божества Инари, и их статуи и изображения украшают святилища этого божества. В древних японских мифах говорится о небесных лисицах, которые обладали великой мудростью и служили добрым и благочестивым людям. Эти священные лисы выступают в роли посредников между небесным и земным мирами. Они часто защищают людей или места, приносят удачу и отгоняют злых духов.
Более распространёнными являются дикие лисы, которые наслаждаются своими проделками. Существуют истории, в которых дикие лисы обманывают или вселяются в людей, заставляя их вести себя странно. Несмотря на это, даже дикие лисы остаются верными своим обещаниям, помнят о дружбе и всегда отплачивают за любую оказанную им услугу.
Нэцкэ выполнена из древесины красной дальбергии, которая обладает удивительным разнообразием расцветок и широко используется в декоре и интерьере.
Один из известных резчиков в Осаке, работавший в период с середины до конца XVIII века. В книге Майнецхаргена упоминается о шести известных произведениях этого мастера. В сохранившихся работах в основном представлены сюжеты, связанные с богами и сэнинами — божествами японской мифологии.
Все работы мастера были выполнены из дерева и отличались высокой детализацией и великолепной прорисовкой лиц персонажей. Его подпись, представляющая собой единственный иероглиф «Tsuji», часто находилась в скрытых от глаз местах. Также хотелось бы обратить внимание на глубоко выбранные химатоси круглой и овальной формы, являющимися не отъемлемой чертой работ данного резчика.
Его семейное имя — Каgei. Он был одним из известных резчиков Осаки и учителем не менее знаменитого Кокэйсая Сансе, о котором мы уже упоминали в предыдущих публикациях.
Дошо почти всегда работал с слоновой костью, создавая миниатюрные, натуралистичные и стилизованные произведения. Его моделями обычно становились животные, растения и божества. Слоновая кость, используемая в его работах, имеет светлую окраску, а детали, такие как глаза, обычно инкрустированы.
Как правило, мастер ставил свою подпись, не обозначая резерв.
Один из резчиков Осаки конца 19 — начала 20 века, излюбленными сюжетами которого были обезьяны и крысы. Как и любой талантливый художник, Масатами выработал в своем деле неповторимый почерк, который выражается в мелких деталях, особенностях композиции и излюбленных приемах.
Глаза Масатами инкрустировал бусинками из черного рога, иногда перламутром, а также подводил веки чернилами суми, что зрительно вытягивает их контур. Он также прокрашивал красными чернилами уши и ноздри, однако к настоящему периоду времени в большинстве случаев этот цвет истерся. Конечности приматов вырезаны настолько реалистично, что четко различимы суставы, фаланги и когти. Самцы обезьян обычно имеют гениталии. Большинство животных смотрят вверх с открытыми ртами, на их мордах написано забавное или любозначительное выражение.
Обычно мастер вырезал подпись на своих нэцкэ и окимоно внутри прямоугольного или эллиптического резерва, хотя существуют его подписи без резерва.
Ввиду достаточно большого количества работ, обладающих одинаковыми стилистическими особенностями и подписью Масатами, можно предположить, что мастер открыл мастерскую, в которой работало много резчиков, изготавливающих одинаковые или похожие модели с небольшими вариациями в деталях. Можно сказать, что многие работы были созданы разными людьми, но по единому лекалу. Исходя из особенностей культурного наследия, в Японии было принято, если какая-то вещь выполнена подмастерьем в очень высоком качестве, учитель мог разрешать ставить свою подпись или наносил ее самостоятельно.
Сюжет отображенный в нэцкэ - пасущаяся лошадь, был достаточно популярен в японском декоративно прикладном искусстве. Автор изобразил кобылу, стоящую на четырех ногах, голова которой опущена к земле, грива проходящая от шеи до холки разделена посередине, а уши заострены и подняты вверх.
Животное вырезано с натуралистичной точностью, с большими добрыми глазами и длинным закрученным хвостом, который обвивает спину под асимметричными химотоси. Кость хорошо отполирована и покрыта приятной патиной, карамельного цвета.
Маска относится к Бугаку — репертуару танцев, исполняемых при японском императорском дворе, основанному на традиционных танцевальных формах. В танцах бугаку используются яркие красочные костюмы и маски с гротескными чертами. Программа представления бугаку состоит из динамичных и спокойных танцев, исполняемыми одним или несеколькими танцорами, в маске и без них. Большую часть в танце играют элементы пантомимы. Маски, используемые в танцах бугаку, представляют собой либо человеческие лица непонятного типа, либо лики фантастических существ и морды животных.
Работа мастера впечатляет своей смелостью и выразительностью. На маске изображен человек с нахмуренными бровями, выступающими скулами и обнаженным верхним рядом зубов. С обратной стороны в центре изделия проходит центральная перекладина, на которой расположены химотоси.
Netsuke / Нэцкэ Лежащий кабан Япония, Ямада, провинция Исэ, период Мейдзи , конец 19 века Дерево; резьба, тонировка, инкрустация Длина: 46 мм Высота : 29 мм Подпись: подпись #Masanao 正直 Состояние: хорошее c незначительным износом, профессиональная реставрация левой передней ноги Провенанс: частная коллекция Публикации: похожая работа была продана австрийской Галереей Восточного Искусств Zacke на Аукционе Fine Netsuke & Sagemono 28/04/2023 за 3900 евро (лот 129). https://japanesenetsuke.bidspirit.com/?viewHiddenAuctions=1#catalog~216~241~17241 https://t.me/netsukerussia https://dzen.ru/id/6750cf607a54b0239c358189
Кабан, лежащий на четырёх ногах, поднимает голову, обнажая свои клыки. Его глаза, украшенные темным рогом, ярко сияют. Искусно вырезанная шерсть придаёт животному выразительность. Ноги аккуратно сложены , создавая естественные изгибы, которые образуют натуральные химатоси. На полированном участке внизу можно разглядеть подпись Masanao.
Резчик — представитель известной своими традициями семьи из города Ямада провинции Исэ. Основоположником этой школы считается Suzuki Masanao, который творил в первой половине XIX века. Потомки продолжают дело своего великого предка и сегодня.
Статья 7.Региональные центры резьбы. Провинция Кии (Вакаяма). Непревзойденным резчиком считался Огасавара Иссай из города Вакаяма. Его манеру резьбы отличала тонкость деталировки и тщательность обработки каждого самого мелкого фрагмента поверхности. Мастер, помимо дерева и слоновьего бивня, использовал в работе кость морских животных, что стало отличительным признаком местной школы.Инаба упомянул в своем перечне двух талантливых учеников Иссай – самурая Нагао Таитирō, от которого, похоже, сохранилось одно подписанное нэцкэ,и Дзюдзō, о котором ничего не известно. Некоторое влияние творчество Иссай оказало на весьма самобытного резчика Кагэтоси, которого принято относить к мастерским Киото, но среди его работ обнаруживаются нэцкэ из морской кости и копии работ Огасавара (например, тэнгу, вылупляющийся из яйца). Следует признать, что деятельность местных мастеров и их взаимосвязи еще недостаточно изучены, поэтому атрибуция школе Вакаяма возможна по редкому для нэцкэ материалу, а датировка – на основании стилистического анализа.
A marine ivory netsuke of Benkei Style of Ogasawara #Issai, late 18th/early 19th century. В 2018 году на Аукционе Bonhamce была продана нэцкэ Бэнкей в стиле Ogasawara Issai и очень похожая на предмет указанный Мейнецхаргеном в MCI.
FILE ID=2452325] An ivory netsuke of a ronin laying in wait Attributed to Ogasawara #Issai, Edo period (18th century) В 2013 году на аукционе Bonhamce был продан ронин атрибутированный Ogasawara Issai
Немного работ из предстоящего аукциона Netsuke / Нэцкэ Корова и теленок Япония, Ямада, провинция Исэ. Период Эдо, вторая половина 19 века Дерево; резьба Длина мм; Высота мм Подпись: #Masanao 正直 Состояние: отличное с незначительным износом (небольшая профессиональная реставрация рогов коровы ) Публикация: похожая работа была продана австрийской Галереей Восточного Искусств Zacke на Аукционе Fine Netsuke & Sagemono 22/04/2022 за 4175 евро (лот 42). Провенанс: частная коллекция https://japanesenetsuke.bidspirit.com/?viewHiddenAuctions=1#catalog~216~241~17216 https://dzen.ru/id/6750cf607a54b0239c358189 https://t.me/netsukerussia
Изящное и удивительно сильное нэцкэ, выполненное из чёрного дерева и украшенное великолепной резьбой, изображает лежащую корову, которая склонила голову в выражении нежности. Телёнок прижимается к ней снизу, облизывая её подбородок. Веревочная уздечка, проходящая через кольцо в носу коровы, изогнутые рога и все остальные детали выполнены с исключительной точностью.
На нижней стороне нэцкэ можно увидеть искусно вырезанные копыта, а также глубоко вырезанные химотоси — углубления с большим овальным отверстием и меньшим по размеру. Рядом с химотоси стоит подпись Masanao одного из мастеров центра региональной резьбы провинции Исэ — города Ямада. К сильным сторонам школы Ямада можно отнести тонкость резьбы, художественный вкус и создание новых моделей, которые не встречались у других резчиков.
Статья 7. Региональные центры резьбы. Провинция Исэ (город Цу) Танака Минкō (1735–1816) #Minko был родом из провинции Ига, где стал известен изготовлением буддийской скульптуры для домашних алтарей. По приглашению даймё Тōдō переехал в город Цу провинции Исэ, начал выполнять заказы для замка, а в свободное время увлекся миниатюрной резьбой, освоив навыки предположительно под руководством Тамэтака. Его нэцкэ прославились оригинальностью и затейливой конструкцией. Минкō изобретал фигуры с подвижными элементами, комбинировал разные материалы, использовал инкрустацию там,где современники обходились тонировкой и подкрашиванием. В тех работах,где у мастера не возникали желание или необходимость усложнять композицию,его стиль отличали простота и безыскусность. Сохранилось большое количество нэцкэ, незначительно отличающихся качеством и манерой исполнения, нос бесспорной авторской подписью. Очевидно, освоившись в Цу, резчик основал мастерскую, где не только обучал новичков, но и держал подмастерьев для выполнения подготовительной работы или копирования его моделей. После он проверял готовое изделие или самостоятельно завершал нэцкэ и отмечал его автографом.
Кокэй 虎溪 #Kokei был учеником Минко, следовавший манере наставника и временами использовавший его каō (стилизованное изображение иероглифа, применявшееся вместо или вместе с подписью). Хотя, если верить Уэда Рэйкити, обучение ремеслу Кокэй проходил в городке Камэяма в 20 километрах от Цу,после чего переехал в Кувана, где и обосновался . Подавляющее большинство нэцкэ Кокэй – анималистика: календарные животные,особенно любимые им тигры и упитанные щенки . Барсук тануки с раздувшимся животом-барабаном – модель, придуманная Минкō, – неоднократно появлялся в его репертуаре . Доказательством успешности мастера можно считать нэцкэ в виде дракона с драгоценным шаром.
На обороте указано, что оно выполнено «по запросу правительства», а это свидетельствует об известности Кокэй среди высокопоставленных заказчиков. Особенностью авторского стиля стал неподражаемый юмор, умение преобразить привычный облик зверя в эмоционального персонажа с характером и темпераментом: комичный толстолапый тигр, задумчивая обезьяна, кокетливая лошадь,слегка нелепый кабан. Особенно удачны в этом смысле чем-то заинтересованные волки с перламутровыми глазами. Кокэй был великолепным, техничным резчиком, свободно трансформировавшим объем в угоду художественному замыслу.
By Hasegawa #Ikko, signed Ikko 一光 К местной региональной школе принято относить творчество Хасэгава Иккō, мастера первой половины XIX века, о жизни которого ничего не известно. Некоторые его работы стилистически близки манере Танака Минкō: предполагается, что он мог обучаться резьбе у Конан Минко, ученика Танака Минкō. Однако в его предпочтении бытовых сюжетов и в склонности к «описательной», неэкспрессивной трактовке гораздо большее сходство обнаруживается с нэцкэ, создававшимися в это время в Эдо, например, мастерами Гёккосай или Иссэн.
В XIX веке на первый план выходит другой центр миниатюрной резьбы в провинции Исэ – город Ямада, куда переехал и где обосновался Судзуки Масанао #Masanao (1815–1890), основатель семейной мастерской по изготовлению нэцкэ.
Изначально ремеслом Масанао была обработка металла, но к середине жизни он поменял профессию и стал резчиком по дереву. Технические приемы Масанао осваивал под руководством Иттан (?–1877), принадлежавшего школе Нагоя и Гифу, поэтому в его произведениях и работах учеников прослеживается влияние стиля, распространенного в провинции Овари.
Masakatsu был сыном Масанао 1 и жил в конце XIX века. Практически все его нэцкэ были вырезаны из самшита. Хотя некоторые из них повторяли работы его отца, он создал множество оригинальных сюжетов, украсив их тончайшей резьбой.
Некоторые нэцкэ имеют форму окимоно, вероятно, они были созданы в последние годы его жизни под влиянием западных вкусов, которые были популярны в период Мейдзи. Подпись мастера, нанесенная четкими штрихами, обычно располагается в полированном овале без обрамления резервом.
Большую часть своей короткой жизни резчик был инвалидом и создал сравнительно немного произведений искусства. Однако его змеи, по моему личному мнению, являются одними из лучших в мире японской миниатюрной скульптуры.
Среди резчиков школы Исэ Ямада особое место занимает #Harumitsu (Shunko), 春光. Он творил в середине XIX века, и его работы, безусловно, заслуживают внимания.
Майнецхарген упоминает, что всего известно 21 нэцкэ и одно окимоно, созданных этим мастером. Среди них выделяются двенадцать животных, символизирующих знаки зодиака, одна цикада и три свернувшиеся клубком змеи.
Тигр данного резчика с нашего Аукциона, который состоится сегодня в 20.00 по московскому времени
Netsuke / Нэцкэ Сидящий тигр Япония, Ямада , период Эдо, вторая половина 19 века Дерево; резьба, тонировка, инкрустация Высота: 38 мм Подпись: Harumitsu Состояние: отличное c незначительным износом Публикации: Scholten, Japanese Art, Exibition Catalogue September 2000 Провенанс: частная коллекция
Тигр, сидящий на задних лапах, оглядывается через левое плечо. Его морда оскалена, а острые зубы обнажены. Мастер с особой тщательностью проработал шерсть и подушечки лап, глаза животного инкрустировал слоновой костью и темным рогом.
Это редкое нэцкэ выполненное из древесины терракотового оттенка, покрыто восхитительной патиной, образовавшейся в течении нескольких веков. Работа подписана мастером школы Исэ Ямада —Harumitsu. Майнецхарген упоминает, что всего известно 21 нэцкэ и одно окимоно, созданных этим резчиком. Среди них — двенадцать животных, символизирующих знаки зодиака, одна цикада и три свернувшиеся клубком змеи.
С большой вероятностью, в карточке Майнецхаргена отображена именно эта прекрасная нэцкэ. Harumitsu был последователем Масанао из Ямады. Его работы отличаются зрелым стилем и тщательной проработкой деталей. Отличительная особенность резчика - отсутствие правильных пропорций, особенно в гипертрофированно крупных головах животных.
Статья 7. Региональные центры резьбы. Эдо (Токио) #Deme
Из семи мастеров XVIII века из города Эдо, упомянутых Инаба Цурю, не все в настоящей момент известны своими работами. Дэмэ Уман, профессиональный резчик театральных масок, открыл новое направление в нэцкэ – изготовление миниатюрных копий масок и импровизированных вариаций на тему. По всей видимости, его работы имели успех, и творческая идея была подхвачена даже в Киото, где традиция резьбы имела стар ые корни: знаменитый Масанао, продолжая работать с собственными моделями, пробовал вырезать несколько нэцкэ в виде масок театра нō . В XIX веке практика распространилась в другие регионы – не только представители семьи Дэмэ, но и резчики городов Осака,Нагоя, провинций Хида и Тамба, специалисты по лаку и даже керамисты занимались созданием миниатюрных личин, физиогномических штудий и реалистично выполненных лиц, демонстрирующих сильные эмоции.
Многие маски атрибутируются данным резчиком, но большинство из них следует рассматривать как более поздние копии, сделанные либо членами этой семьи, подписавшимися его именем из-за уважения, либо сторонними подражателями. Подпись мастера неизменно находится на продольной штанге с задней стороны поверхности изделия.
Значительный вклад в развитие местной школы внес Хиромори Мива (?–1789), происходивший из знатной семьи и увлекавшийся резьбой как хобби. Именно его новаторские работы стали ориентиром для многих учеников, последователей и современников, что позволяет считать Мива создателем специфически эдоской традиции миниатюрной резьбы. Главное отличие его нэцкэ в выборе сюжетов. Мастер, как и многие другие, начинал с создания крупных фигур китайских персонажей, но потом перешел на героев японской литературы и бытовые сюжеты. Среди его работ известны ловец осьминогов, «масляный монах» абурабодзу, массажист с клиентом, уличный рассказчик бива-хоси, резчик масок. Современники быстро подхватили предложенную Мива возможность расширить сюжетный ряд, и уже в конце XVIII века в Эдо появились новые мастера, в чьих творениях, забавных или реалистичных, можно было обнаружить простых обывателей, таких же горожан, как и сам резчик, занятых своими делами.
Ɏ #Hojitsu Возвышение местной школы произошло к середине XIX века, что заметно и по появлению новых имен, и по количеству производимых нэцкэ. Одним из лучших, но недооцененных мастеров Эдо был Мэйкэйсай Ходзицу (1790–1873?), чьи работы, возможно, не удивят новизной приемов, но абсолютно точно доставят эстетическое удовольствие мягкой трактовкой образа и техническим мастерством, близким к совершенству.
Большую мастерскую в Эдо основал Тикуёсай Томотика (1800–1873), оказавший значительное влияние на развитие местной традиции резьбы нэцкэ. В мастерской работало три поколения мастеров, подписывавших свои работы одним именем. От их деятельности осталось большое количество нэцкэ и окимоно, создававшихся в последние десятилетия XIX века на экспорт. Работы, подписанные именем Томотика, имели разный уровень художественной ценности. В лучших примерах очевидна оригинальность замысла и техничность и тщательность исполнения. При создании массовых нэцкэ на продажу резчики не всегда следили за качественной финальной доработкой: можно обнаружить небрежность в мелкой резьбе, тонировке и полировке. Вероятно, именно Томотика изобрел неяркое окрашивание широкой кистью в углублениях, моделирующих объем. При небрежном исполнении такая тонировка легко превращалась в неряшливые пятна, чем стали грешить рядовые нэцкэ эпохи Мэйдзи. В мастерской Томотика проходили обучение многие мастера Эдо, ставшие впоследствии самостоятельными и признанными резчиками: Хидэтика, Масатоси, Томомаса. https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/japanesenetsuke/source/catalog/auction/52727/lot/17236/Netsuke-Нэцкэ-Rōshi-на-быке-Япони?lang=ru
Статья 7.Региональные центры резьбы. Провинция Кии (Вакаяма). Непревзойденным резчиком считался Огасавара Иссай из города Вакаяма. Его манеру резьбы отличала тонкость деталировки и тщательность обработки каждого самого мелкого фрагмента поверхности. Мастер, помимо дерева и слоновьего бивня, использовал в работе кость морских животных, что стало отличительным признаком местной школы.Инаба упомянул в своем перечне двух талантливых учеников Иссай – самурая Нагао Таитирō, от которого, похоже, сохранилось одно подписанное нэцкэ,и Дзюдзō, о котором ничего не известно. Некоторое влияние творчество Иссай оказало на весьма самобытного резчика Кагэтоси, которого принято относить к мастерским Киото, но среди его работ обнаруживаются нэцкэ из морской кости и копии работ Огасавара (например, тэнгу, вылупляющийся из яйца). Следует признать, что деятельность местных мастеров и их взаимосвязи еще недостаточно изучены, поэтому атрибуция школе Вакаяма возможна по редкому для нэцкэ материалу, а датировка – на основании стилистического анализа.
#Houn https://t.me/netsukerussia Такахаси Хоун работал в Эдо (Токио), где получил титул Хоген за вырезание буддийских изображений. При жизни он пользовался большим уважением . Кроме того, он был учителем Такамуры Тоуна, очень уважаемого резчика по дереву, создававшего буддийские скульптуры, и учителем знаменитого художника Такамуры Коуна (1852-1934).
Такахаси Хоун упоминает лишь несколько нэцкэ, и это единственное иллюстрированное нэцкэ, созданное этим резчиком. Вероятно, причина в том, что он сосредоточил своё внимание на вырезании более крупных буддийских изображений по заказу различных храмов. Уникальная обработка материала и сюжета ясно показывают, откуда родом этот знаменитый резчик. Представленная резьба на самом деле является скорее буддийской скульптурой, чем нэцкэ, и похожа на резные изделия Камакуры высочайшего уровня, хотя и в миниатюрной форме.
Этот редкий резчик был последователем Miwa 1 и известен достаточно малым количеством работ. Брутальная, порой кажущаяся грубой манера резьбы являются отличительной чертой резьбы данного мастера.
https://t.me/netsukerussia #Jobun Дзёбун, был мастером нэцкэ, который жил в конце 18 века - начале 19 века в Эдо. Он был учеником Hokei и создавал свои произведения из самшита, изображая обычных людей с яркой и выразительной внешностью. Его героями становились люди из повседневной жизни: рисовальщики, каменщики, продавцы перца, крысоловы, разносчики риса и иностранцы.
Дизайн работ Дзёбуна был тщательно продуман. Он ценил простоту превыше всего, и в его произведениях нет ничего лишнего. В то же время каждая деталь, подчеркивающая характер персонажа, была выполнена с особой тщательностью, будь то повязка на голову, пучок волос на макушке, ремешок сандалий или пуговица на пальто. Выражения лиц были хорошо проработаны и вызывали симпатию и юмор. Создавалось впечатление, что в его нэцкэ запечатлены образы его соседей.
Древесина самшита, которую использовал Дзёбун, была красиво окрашена и патинирована. Красительный пигмент придавал древесине первоначальный светлый или желтый оттенок, что также является отличительной чертой его работ.
К сожалению, о Дзёбуне известно довольно мало, что является общей судьбой многих прекрасных мастеров. Он был прекрасным резчиком, но имел мало образования и плохо вырезал свое имя. Это противоречит представлениям западного мира о ремесле netsuke-shi, но огромная социальная пропасть отделяла представителей этого ремесла от художников и каллиграфов. Последние занимали высокое положение в обществе, их жизнь и творчество были хорошо задокументированы. Первые же занимались своим ремеслом ради заработка и признания, которое распространялось не дальше, чем место их проживания.
By Gessho (Gessei), signed #Gessho 月生 Japan, Edo (Tokyo), late 18th century, Edo period (1615-1868)
Gessho работал исключительно с деревом, объектом его творений становились люди как реальные, так и вымышленные. Среди них Нио, Секи, Тенага и Асинага, Кану, танцор, исполняющий танец журавля, борец и прочее. Все нэцкэ резчика - это высокие стоящие фигуры. Дизайн упрощен за счет исключения тех деталей, которые не способствуют раскрытию сути изображаемой фигуры. Резьба смелая и выразительная, без намека на элегантность. Химатоси огромных размеров, один из которых вмещает узел полностью. Глаза у большинства фигур вырезаны, отполированы только открытые поверхности, и они хорошо контрастируют с углубленными неполированными участками. Цвет - коричнево-желтоватый, патинирование достаточно плотное.
https://t.me/netsukerussia Shugetsu, signed Shugetsu 舟月 Japan, Edo (Tokyo), late 18th to early 19th century, Edo period (1615-1868)
Шугетцу упоминается в Сокен Кисе. На самом деле под этим именем упоминается минимум три резчика. Прежде чем вступить в ряды резчиков жон был известным художником и получил звание хогэна за свою работу в этой области. Его нэцкэ вырезаны из дерева, c с использованием текстуры, чтобы подчеркнуть определенные участки работы. В качестве сюжетов он использовал фигуры людей, мифических созданий и животных, которых изображал в смелом, массивном стиле, несмотря на строгую форму и бережное использование материала. Работы на фото возможно имеют отношение к разным резчикам, которые подписывались одним именем.
#Gessen https://t.me/netsukerussia Gessen в основном делал работы из дерева, сюжеты связанные с мифическими созданиями, легендами и бытовыми аспектами жизни. Большинство его работ не подписано.