Эпир (Hπειρος) — древнегреческое государство, расположенное в одноимённом балканском географическом регионе. Родина эпиротов граничила на юге с Этолийским союзом, на востоке — с Фессалией и Македонией, а на западе — с иллирийцами. На короткий период (280 — 275 годы до н. э.) царь Эпира Пирр сделал свою родину сильнейшим государством греческого мира и боролся на равных с Римской республикой на её территории.
Молосская династия Эакидов с 370 года до н. э. начала расширять свои владения за счёт соседних племён. Их союзником было Македонское царство, которое помогало бороться с набегами иллирийцев, и в 359 году до н. э. молосская принцесса Олимпиада стала супругой царя Филиппа II Македонского. После того, как Филипп II изгнал её дядю Арриба, новым правителем Эпира стал её брат Александр I, получивший титул царь Эпира.
В 334 году до н. э. Александр Македонский вторгся в Азию, а его дядя — в Южную Италию. Там он выступил на стороне греческих колоний в их борьбе с италийскими племенами и Римской республикой. Несмотря на первоначальные успехи, царь Эпира Александр I был убит в сражении в 331 году до н. э. В 330 году погиб Александр Молосский, и понятие «Эпир» впервые появилось в греческих источниках. Также чеканка монет трёх основных племён Эпира сменилась на единую монету с легендой ΑΠΕΙΡΩΤΑΝ, «Эпироты». После гибели Александра, престол наследовал Эакид, но он был свергнут в 313 году до н. э.
Его сын Пирр занял престол лишь в 295 году. Будучи одарённым полководцем, он оказал военную поддержку греческому населению Тарента. В битвах при Гераклее и Аускуле его войска разгромили римлян, но и сами понесли серьёзные потери, чем породили понятие "Пиррова победа".
В 277 году Пирр захватил карфагенскую крепость Эрикс на Сицилии, но своей опрометчивой политикой сделал островитян собственными врагами. Вскоре он покинул остров, и вернулся в Южную Италию. В битве при Беневенте (275 г. до н. э.) Пирр был разбит римлянами, и решил вернуться домой, тем самым утратив здесь свои былые завоевания
В 233 году до н. э. была убита последняя представительница династии Пирридов — царица Деидамия. После этого местное население решило организовать федеративную республику. Но владения нового государство серьёзно сократились: на западе Акарнания провозгласила независимость, а этолийцы заняли Амфилохию, Амбракию и оставшиеся земли севернее залива Амвракикоса. Причинами гибели династии эпирских царей могли стать непопулярный союз с Македонией, а также тенденции в местном обществе. Тем не менее, Эпир оставался серьёзным игроком в Греции и вступил в Эллинский союз. В дальнейшем государство стало жертвой экспансии Римской республики, которая параллельно боролась с Македонией. Эпирский союз придерживался нейтралитета в двух первых войнах, но в третьей (171—168 до н. э.) поддержал Персея Македонского и подвергся разгрому и разорению римскими войсками, вследствие чего 150 тысяч эпиротов были проданы римлянами в рабство.
Велия, или, иногда, Элея (Еλέα, лат. Velia) — древний город, греческая колония в Лукании, на берегу Тирренского моря, в 25 км к юго-востоку от Пестума.
Развалины Элеи ныне находятся в городской черте города Ашеа (Кампания), они неплохо сохранились и составляют памятник Всемирного наследия.
Основана ок. 535 года до н. э. фокейцами из Малой Азии, покинувшими отечество после завоевания полководцем Кира, Гарпагом, греческих городов Малоазиатского побережья.
Согласно Геродоту (1:163-167), первопоселенцы перебрались на остров Хиос, затем на Кирн (где они основали город Алалию и пробыли пять лет) и, вытесненные карфагенянами и этрусками, закрепились на итальянском побережье Тирренского моря в стране, называемой Энотрия. Там они изгнали аборигенов вглубь полуострова и поселились на побережье.
Город прославился своими философами: Парменидом, основателем элеатской философской школы, и Зеноном. Из Элеи был также родом философ-софист и ритор Алкидамант.
В 275 г. Элея стала союзником Рима, окончательно же подчинилась римлянам в 90 до н. э. Была покинута жителями в Средние века из-за непрестанных набегов сарацин.
Селинунт (Σελινοΰς, лат. Selinus, итал. Selinunte) — античный город в Италии, на южном берегу Сицилии (провинция Трапани). Основан греками в 628 году до н. э.
Селинунт являлся одним из значительнейших греческих городов на южном берегу Сицилии. Основанный мегарскими колонистами в 628 году до н. э. он пережил свою метрополию. Селинунт был самым западным пунктом греческой части острова на юге и граничил с финикийскими владениями.
Имя Селинунт — финикийского происхождения; сами селинунтцы производили имя города от названия сельдерея (др.-греч. σέλινον), в изобилии произраставшего в окрестностях Селинунта, и помещали изображение этого растения на своих монетах. Селинунт был основан в той части южного берега Сицилии, откуда виден весь морской путь от Сицилии к Африке. Оттого стратегическое значение Селинунта во время войн греков и впоследствии римлян с карфагенянами было весьма велико.
В VI в. до н.э. известен тиран Ферон, сын Мильтиада. После него известны тираны - Пифагор и Эврилей.
В центре города стоял акрополь, вокруг которого была построена стена. Селинунт имел две искусственные гавани, из которых главной была Мазара — укрепление и, вместе с тем, складочное место товаров в восточной части Селинунтской области.
Город был украшен многочисленными храмами, великолепными постройками и произведениями скульптуры; по развитию архитектуры и ваяния он не уступал первостепенным городам греческого мира. Художественные памятники Селинунта, находимые в его развалинах и при раскопках, дают понятие о постепенном развитии греческого искусства, начиная с неуклюжих архаических построек и статуй и кончая совершенными образцами Фидиева искусства. К древнейшим памятникам относятся храмы акрополя, от которых сохранились грубые метопы.
Жизнь Селинунта прошла в борьбе с местным народом — элимцами, которые поначалу заключили союз с афинянами, однако сицилийская экспедиция 415—413 гг. закончилась разгромом. Затем элимцы заключили союз с карфагенянами, которые считали Селинунт весьма важным местом высадки и со времени первых столкновений с греками избрали его операционной базой.
В 408 году до н. э. Селинунт был разорен карфагенянами; во второй раз он был разрушен в 249 году до н. э., причем оставшиеся в живых жители города были переведены в Лилибей. Около 305 г. до н.э. ненадолго вошёл в состав Сицилийской державы Агафокла. В третий раз Селинунт был уничтожен в 827 году новой эры сарацинами.
Большинство храмов Селинунта — дорические периптеры.
Сохранившиеся руины храмов обозначают условно латинскими буквами: на акрополе — A (490–460 гг. до н. э.), B (ок. 250 г. до н. э.), C (580–570 гг. до н. э.), D (ок. 540 г. до н. э.), O (490–460 гг. до н. э.); к востоку от акрополя — храмы E (середина V в. до н. э.), F (конец VI века до н. э.) и G (530–409 гг. до н. э.).
Да, вероятно это чеканка. Но факт чеканки не гарантия подлинности. У монеты проблемы со стилем, проблемы неразрешимые. Можно смотреть трещинки, гурт до победного - предмет от подобных манипуляций подлинным не станет. Как определил? Насмотренность.
По второй ссылке - все админы каталога в данный момент не располагают свободным временем для обработки фото и загрузки монет на сайт. Отслеживание материала ведется. Пока так.
ALЕХ пишет: Человек привыкает ко всему. Адаптируется... И к росту цен в том числе. ) По божествам. Фелицита. Фелиците. Фелицитой. Снимается последняя буква (старославянская традиция - чтобы слово заканчивалось на гласную, как раз всё по правилам), а не пририсовывается лишний слог. Либерта. Плохо звучит? ) Либертата лучше? )) Весту, у которой изначально окончание не подразумевающее исправлений, не трогаем. Или пусть будет Вестата, чтобы всё шло по кальке? ) Плодить лишние сущности здесь, на мой скромный взгляд, не стоило изначально.
Что делать, раз живём при олигархическом капитализме.
Веста,как была,так и осталась. Фелицита мне больше нравится, чем Фелицитата, но правильно ли звучит название в русскоязычной транскрипции, с латинского, вот для меня вопрос.
Про Весту было для сравнения. А как лучше ложится на текст? - Вирта или Виртута? Вы пишите про транскрипцию, а я чуть выше писал об этом. Речь о женских персонификациях и богинях, соответственно, транскрипция имя собствеенного женского рода должна быть созвучна общему правилу феминитивов. Заканчиваться на А, или Я, которая по сути тоже А, но укороченное. Актриса, стюардесса, студентка, Оксана, Мария, Анна, Светлана, Фемида. К чему я привожу этот ряд? Это все женский род. Где нибудь окончание -та имеется? Фемитата? Колхознитата? Стюардетата? Феличита. Фелицита. Каждый пусть дзюбит по своему... Теперь понимаете, что я сына фараона-солнце Аменхотепа 3-го не просто так упомянул? ) дело не в Кеметофилии, а в том, какое "послевкусие" оставил Эхнатон для жителей страны Та-Кем.
Да, а куда деваться, как то божества обзывать надо
Человек привыкает ко всему. Адаптируется... И к росту цен в том числе. ) По божествам. Фелицита. Фелиците. Фелицитой. Снимается последняя буква (старославянская традиция - чтобы слово заканчивалось на гласную, как раз всё по правилам), а не пририсовывается лишний слог. Либерта. Плохо звучит? ) Либертата лучше? )) Весту, у которой изначально окончание не подразумевающее исправлений, не трогаем. Или пусть будет Вестата, чтобы всё шло по кальке? ) Плодить лишние сущности здесь, на мой скромный взгляд, не стоило изначально.
Если вернуться к Риму, то и буквы Ц там не было. Звучало С в данном случае как дифтонг "тс". Как в современном итальянском, это и К, и Ч, зависит от положения буквы в слове, идёт ли за ней гласная, или согласная. Но это из серии "я так думаю".
aleksey.ivliev пишет: как говорится "в рамках допустимого"...
Безусловно. Вообще, адаптация написания имён собственных с древних языков обычно подразумевает сокращение слова, а не приращение. Снятие окончаний (-ос, -ус и тд) , это то, что меняет звучание, но сохраняет смысл. Приращивание же, наоборот, в разных падежах вносит юмористический оттенок в словообразование. Кем? Татататой. Кому? Тататате. Кого? Татататы.
ALЕХ пишет: Это смотря с какой точки зрения правильно. Эхнатон тоже считал, что Атон это единственный действенный бог локального пантеона. Но потомки решили иначе.
Это смотря с какой точки зрения правильно. Эхнатон тоже считал, что Атон это единственный действенный бог локального пантеона. Но потомки решили иначе.
aleksey.ivliev пишет: Есть замечательное многотомное произведение "живого классика" - Сергея Георгиевича Плаксина. На многих античных форумах он известен под ником Никто... Там, среди массы информации есть и четкое описание Богов, Богинь и Персонификаций... Настоятельно рекомендую к приобретению, а еще лучше - к прочтению...
Алексей, привет! Я потом уже понял, откуда растут эти окончания. Неакадемические, тем не менее. Все эти "-татататы", озвученные на ФорАпе много лет назад, в научный оборот не вошли. Не хочу кому-либо навязывать своё мнение, разумеется. Видимо, здесь вопрос стоит, что кто как хочет, тот так и пишет. Тем не менее, поисковики так и не узнали такую версию написания.
И ещё мысль вслух. Сам факт фривольной постановки окончаний слов или вариантов написания может породить (или не породить) традиции типа "Карл 3-ий", которого весь ненемецкий мир называет кинг чарльз...