Примерно такая реакция и была ожидаема. Монеты все ваши ничего общего с подлинными не имеют. Как, впрочем, и те, что я показал выше. Там обе фэйк. Вы можете отнести их куда угодно, но подлинность от этого не изменится. Как не изменится и вечное человеческое желание наживы, быстрых денег. Не разбираясь в предмете - быть так уверенными в подлинности нельзя, тем более платить за то, в чем не разбираешься. Обычный азарт. Недавно прошла волна пользователей, которые показывали рубли 18 века. Вернее, "рубли" 18 века. В момент азарта и жажды наживы мозг работает совсем по иному. Абсолютно все (99%) ТС тех тем с "рублями" (хоть и купили их с рук) были уверены в подлинности, и в том, что форум просто дурит их, желая купить у них их "сокровища" за бесценок. Вы с весны с ними возитесь по абсолютно той же модели поведения. "Не разбираюсь, но хочу мильярд". Всего хорошего!
Покажу вам два предмета. Специально сделал фото только что. Эксклюзифф, так сказать. Давайте с вами поиграем в игру. Нужно определить, где оригинал, а где нет. Вторая задача - определить, какая серебрянная, а какая - не очень. По визуалу. Сразу скажу - серебрянная имеет абсолютно правильный вес (17, 1 гр).
Номер раз
Номер два
Просьба к другим участникам ветки не подсказывать. Отвечает только ТС.
Аспендос (Аσπενδος) — древний город, широко известный своим древним театром. Руины города находятся в 35 км от Анталии. Это был один из самых богатых городов Памфилии.
Согласно легенде, город был основан прорицателем Мопсом или Полипетом после Троянской войны. Во избежание набегов с моря, город был построен в 16 км от берега моря. Входил в состав Ликии, Персии, Афинского морского союза.
В 333 г. до н.э. перешёл от персов к Александру Македонскому. Затем город был под властью Селевкидов, Пергама, и с II в. до н. э. - Рима. В римский период город достиг наивысшего расцвета, и был в числе самых крупных городов Памфилии. Хороший климат и удобное местоположение способствовали быстрому развитию города и превращению его в один из крупнейших торговых центров. На берегах реки Эвримедон был создан порт, а в окрестностях разбили оливковые сады и виноградники. Знаменитейший портовый и торговый город занимался торговлей зерном, украшениями, вином и лошадьми. Скакуны Аспенда ценились во всём античном мире. В городе столетиями чеканили свою собственную серебряную монету.
[FILE ID=2430547] [FILE ID=2430548]
Одной из главных достопримечательностей Аспендоса является хорошо сохранившийся римский театр; его сценический портал обладал богатым архитектурно-скульптурным убранством, является старейшим и самым прочным образцом римских театров в Анатолии , сохранившимся до наших дней со своей сценой. Его архитектор Зенон, сын Феодора Аспендосского . Его строительство было начато во времена Антония Пия и завершено во времена Марка Аврелия (138-164). Театр был представлен местным богам города и императорской семье. Город снабжался водой через акведук, руины которого видны неподалеку.
Сиде (Σίδη) – древний курортный портовый город на юге средиземноморского побережья Турции. Он известен протяженными пляжами и греко-римскими руинами. В центре Сиде сохранились руины театра II века, которые могли вместить до 15 000 человек. Возле гавани стоят белые мраморные колонны греческого храма Аполлона. Археологические объекты здесь повсюду, а самые ценные находки выставлены в музее Сиде, занимающем здание восстановленных римских бань. Город упоминается в Ветхом Завете под именем Сида (1Мак. 15:23)
Согласно Страбону, Сиде был одной из древнейших известных греческих колоний в Анатолии, которая была основана выходцами из Кимы Эолийской в VII веке до н. э. на месте более древнего поселения. Слово «Сиде» на местном анатолийском языке означало «гранат» — филологические исследования показали, что это слово не имеет ни греческих, ни финикийских корней. Гранат здесь считался символом изобилия. После колонизации жители Сиде продолжали говорить и писать на местном сидетском языке, о чём свидетельствуют обнаруженные в ходе археологических раскопок сидетские надписи, датируемые III—II веками до н. э. Из этого можно сделать вывод, что пришедшие в Сиде колонисты из Кимы восприняли и стали употреблять местный язык. Это подтверждается свидетельством Арриана, который, повествуя о деяниях Александра Великого в Анатолии, отмечал, что пришедшие в Сиде греки забыли родной язык и стали использовать неизвестный им ранее местный диалект.
В VI веке до н. э. город Сиде, как и вся Памфилия, попал под власть царей Лидии, а после последовавшего в том же веке крушения Лидийского царства вошёл вместе со всей Памфилией в состав державы Ахеменидов. В период господства Ахеменидов Сиде пользовался определённой экономической автономией и начал чеканить собственные серебряные монеты с изображением Афины, Аполлона и граната — символа города. В 334 году до н. э. Сиде без всякого сопротивления сдался Александру Македонскому, после чего стал одним из основных центров чеканки монет в его империи. Александр оставил в городе гарнизон, подчинявшийся Неарху.
После смерти Александра Великого и распада его империи Сиде в III веке до н. э. перешёл под власть государства Птолемеев, которое благодаря своему сильному флоту завоевало господство в восточном Средиземноморье. При Птолемеях в Сиде чеканились монеты из бронзы. В 218 году до н. э. город был включён в состав государства Селевкидов. Во время Антиоховой войны между Римом, Родосом и Пергамом, с одной стороны, и Селевкидами — с другой, военный флот Сиде сражался на стороне последних. Эта война оказалась проигрышной для Селевкидов и по условиям Апамейского мира 188 года до н. э. город Сиде и вся Памфилия были переданы под власть Пергамского царства.
В составе Пергамского царства город Сиде приобрёл большую автономию, пользуясь практически безграничной экономической свободой, в результате чего вскоре наступил один из периодов наибольшего процветания в его истории.
Благодаря своему мощному флоту и развитой торговой гавани, жители Сиде быстро развили торговлю с народами восточного Средиземноморья, а получаемые доходы использовали для реконструкции и архитектурного развития города. Всё это привело к тому, что во II веке до н. э. Сиде стал в своём регионе признанным центром торговли, науки и культуры. О стремительном развитии экономики города свидетельствует то, что в этот период в Сиде началась массовая чеканка серебряных монет, а о развитии науки, культуры и образования говорит тот факт, что во II веке до н. э. будущий селевкидский царь Антиох VII Сидет провёл свою молодость в Сиде, где он воспитывался и получал образование.
Период процветания Сиде закончился в начале I века до н. э., когда город и всю Памфилию захватили пираты, пришедшие из Писидии и горных районов Киликии. Жители Сиде вынуждены были уступить пиратам свои рынки и порт, в результате чего город превратился в центр работорговли. Пираты признали над собой власть воевавшего с Римом понтийского царя Митридата VI Евпатора и пользовались его поддержкой. В 78 году до н. э. римская армия во главе с проконсулом Публием Сервилием Ватией начала освобождение южного побережья Анатолии от пиратов, в результате чего Сиде и другие города Памфилии перешли под власть Римской республики. В 25 году до н. э. Памфилия была официально включена в состав Римской империи и Сиде стал римским провинциальным городом-портом.
Во II—III веках Сиде, будучи метрополией римской провинции Памфилия, пережил второй период своего наивысшего развития и процветания. Множество монументов и статуй, сохранившихся в Сиде до наших дней, были воздвигнуты именно в эту эпоху. В городе продолжал действовать монетный двор, Сиде был признанным центром культуры и образования. Золотой век города начал клониться к закату в конце III века, когда горные племена с севера начали нападать на прибрежные области Памфилии. Во время правления императора Юлиана II (361—363) эти племена окружили Сиде, но были отброшены, после чего были отремонтированы и обновлены крепостные стены города. При этом была воздвигнута новая каменная стена, которая поделила город на южную и северную части, а всё население Сиде переселилось в южную часть города. Строительная надпись, сохранившаяся на этой стене в районе современного археологического музея, повествует, что она была построена под руководством некоего Филиппа Аттия, поэтому в настоящее время стена носит его имя. Тогда же или несколько позже городские стены были расширены и протянуты за пределы своих первоначальных границ, установленных в период эллинизма.
ЕВКРАТИД I ВЕЛИКИЙ (Eukratides I Megas) сын Гелиокла и Лаодики. царь Бактрии в ок. 170–145 гг. до Р.Х. дети: Евкратид II Сотер (скорее всего); Платон (вероятно); Гелиокл I (?).
Евкратид по праву считается одним из великих царей Бактрии. Его приход к власти ознаменован многолетней смутой и гражданской войной, разгоревшейся после смерти Деметрия I. Началась она около 180 г. до Р.Х., когда Евкратиду удалось свергнуть с трона в собственно Бактрии преемников Деметрия (Агафокла).
На протяжении примерно 10 лет Евкратиду удалось занять все греко-бактрийские царства, вытеснив династию Евкратида I в недавно завоеванные Деметрием I северо-индийские владения. Собственно восхождение на трон Евкратида принято относить к 171 г. до Р.Х. на основании пассажа Юстина: «Почти в одно и то же время стали царями Митридат в Парфии, а Евкратид в Бактрии, оба великие мужи» (Justin, XLI, 6 (1)).
Известно, что Митридат I Аршак VI, которого имеет в виду Юстин, пришел к власти в 171 г. до Р.Х. По-видимому, к этому времени следует отнести разгром Евкратидом выступившего против него царя областей Паропамисады и Арахозии Антимаха I (вероятно сына или зятя Евтидема I). Некоторое время после этого Евкратид пытался занять и греко-индийские царства, но, в конце концов, потерпев поражение от Аполлодота I и Менандра I, он вернулся в Бактрию, ограничившись этим регионом.
В последующей схватке с Менандром Евкратид потерял контроль над Паропамисадами. Весьма вероятная родственная связь Евкратида с Селевкидами (из этого рода скорее всего происходила мать Евкратида Лаодика) дает ряду исследователей повод предполагать, что выступление Евкратида – не самоличная его инициатива, а операция, спланированная при дворе Антиоха IV Эпифана, который хотел таким образом вернуть в подчинение Антиохии фактически независимую сатрапию Бактрию, управлявшуюся слишком усилившимися царями из дома Евтидема I. Определенные резоны в этой версии есть. Евкратид вполне мог воспользоваться помощью и политической поддержкой свого n-юродного брата Антиоха и, даже, пообещать последнему подчинить бактрийские владения Селевкидам. Фактически же он добился царской власти и ни о каком подчинении Сирийскому престолу даже не помышлял.
Западные границы государства Евкратида подверглись атакам парфянского царя Митридата I. В 167 г. до Р.Х. под ударами парфянских войск пал Герат и были захвачены две пограничные с Парфией области Бактрианы – Аспиона и Турива. Чуть позже та же участь постигла располагавшуюся рядом Согдиану (Strabo, Geograph., XI, 8, 2).
Дальнейшее правление Евкратида продолжилось войной с индо-греческим царем Деметрием II (или, по мнению ряда исследователей, удалившимся в Индию Деметрием I), осадившим столицу Бактрии. Видимо с большим трудом, но Евкратиду все же удалось прорвать осаду, а потом разгромить силы Деметрия II и на короткое время подчинить себе все индо-греко-бактрийские владения. На монетах Евкратида появляется эпитет «Сотер» - «Спаситель».
Но триумф Евкратида был скоротечен: на обратном пути из Индии он был убит своим сыном Гелиоклом I. Причем убит он был как враг, отцеубийство не скрывалось: «Во время обратного похода Евкратид был убит в пути своим сыном, которого перед тем сделал своим соправителем. Сын этот даже не старался скрыть отцеубийство, как будто он убил не отца, а врага. Он проехал на колеснице по отцовской крови и приказал бросить труп без погребения» (Justin, XLI, 6). Гелиокл получил эпитет «Дикайос» - «Справедливый». Это показывает характер правления Евкратида I как довольно жесткий и, вероятно, деспотический.
Впрочем, ряд исследователей высказывают гипотетическую версию о том, что Гелиокл I мог быть сыном Деметрия II. С точки зрения этого предположения возможно объяснить жестокое отношение Гелиокла к Евкратиду, но отношения при дворе Евкратида, характер его правления и с принятием этой гипотезы остаются такими же: без поддержки недовольных монархом придворных сын врага Евкратида вряд ли бы мог подобраться к царю для совершения убийства и уж тем более сомнительно, что без такой поддержки его, наряду с сыном Евкратида провозгласили бы царем.
Еще одна версия, которую предлагают исследователи, исходя из трагической смерти Евкратида: в Бактрии шла гражданская война как между конкурирующими династиями Евтидема и Евкратида, так и внутри них.
Ко всему вышесказанному приходится признать, что в пассаж у Юстина вкралась ошибка: в 146-145 гг. до Р.Х., к которым должен относиться индийский поход Евкратида, властителем индо-греческих царств был Менандр I, а не Деметрий II. По этому поводу учеными были высказаны четыре основные версии. Первая из них сдвигала все описанные события на более ранний период, а смерть Евкратида I относила к 159 г. до Р.Х.
Однако эта гипотеза опровергается последними исследованиями в области нумизматики. Вторая версия предполагала идентичность Деметрия I и Деметрия II. Согласно этой гипотезе Деметрий I не умер в 180 г. до н.э., а отправился править в завоеванные им Индийские владения, оставив в Бактрии вместо себя своего сына Евтидема II. Однако эта теория также не находит своего подтверждения в нумизматике: монеты Деметрия II существуют и в портретах на них весьма затруднительно представить себе Деметрия I.
Третья версия говорит о том, что события в данном отрывке изложены сжато и имели место в разное время. Осада столицы Евкратида велась действительно Деметрием I, а вот индийский поход Евкратида происходил много позже уже при Менандре. И конечно захватил Евкратид не все индийские владения греческих царей, а отнятые у него ранее Паропамисады. Эта гипотеза тоже имеет свои значительные минусы: в середине 140-х гг. до Р.Х. Менандр находился на вершине своего могущества. Шли многочисленные войны в Индии. Вряд ли сил у бактрийского царя Евкратида хватило бы на прямое столкновение с Менандром.
Четвертый вариант реконструкции развития событий представляет собой более развитую третью гипотезу. И в свете ее события видятся примерно так: Деметрий II был родственником Деметрия I и, скорее всего, Менандра I. Он был соправителем Менандра в отнятых у Евкратида Паропамисадах (и, возможно, в Арахозии). Именно с ним и воевал в 147–145 гг. до Р.Х. Евкратид, пока великий Менандр покорял Индию. Чеканка монет при Евкратиде позволяет сделать выводы об устойчивости экономики страны, значительном (не смотря на войны) развитии торговли.
Не только любопытным и немаловажным в этом плане является то, что Евкратидом чеканились самые большие в античном мире золотые монеты номиналом в 20 статеров (вес 169,2 г.; диаметр 58 мм). Некоторые монетные находки позволяют сделать выводы, что на севере границы владений Евкратида доходили чуть ли не до р.Сыр-Дарьи и включали Согдиану. Хотя это утверждение не считается бесспорным.
Основанный в 710 г. до н.э. ахейцами и спартанцами город, благодаря торговле и мореплаванию, быстро достиг своего расцвета. По преданию, Кротон был выстроен по указанию самого Аполлона в настолько здоровой местности, так что из него выходили лучшие атлеты греческого мира. Кротон насчитывал наибольшее число победителей на Олимпийских играх, хотя был обитаем сравнительно недолго. Известен случай, когда на Олимпийских играх, в забеге на один стадий первыми пришли к финишу семь атлетов из Кротона. Знаменитый атлет Милон, шестикратный олимпионик, был также уроженцем Кротона. В Греции ходили поговорки: «Последний из кротонцев был первым из остальных греков» и «Здоровее кротонца».
Треножник с ножками в виде львиных лап, изображенный на монетах Кротона (илл. 3) – атрибут культа Аполлона, символ той роли, которое божество сыграло в основании города. В Кротоне Аполлон почитался как Основатель — Аполлон Архегет (пророчества дельфийского оракула Аполлона оказывали сильнейшее влияние на общественные дела греков, в том числе и на основание колоний). Есть и альтернативное толкование: треножник – это символ многочисленных побед кротонских атлетов, например, уже Гомер упоминает треножники в качестве призов победителям соревнований.
Ахейская колония, основанная в VII в. до н.э. Союзник Сибариса, попавший под его влияние после того, как тот помог восстановиться Метапонту после его разрушения местными племенами. Город поместил на своих монетах изображение колоса: либо ячменя, либо пшеницы (Рис. 2). Причина выбора такого сюжета – откровенно «пасторальна»: город жил выращиванием хлеба. Колос также является атрибутом Деметры, богини плодородия и земледелия, культ которой был «профильным» для города. По свидетельству Страбона, город настолько разбогател на торговле зерном, что посвятил дельфийскому святилищу «золотой сноп». Возможна также связь между изображением колоса и игрой слов, основанной на созвучии названия города – Метапонт и греческим словом «метопоринос», что означает «осенний», осень — время жатвы, время сбора хлеба.
Самый значительный город региона. Основан ахейскими колонистами в 720 г. до н.э. Город возвысился благодаря тесным связям и торговле с Малой Азией. В зените своего могущества Сибарису подчинялись четыре местных племени и около 30 окрестных городков и посёлков. Число жителей, вероятно, доходило до 100 тысяч человек.
На статерах Сибариса (илл.1) изображался бык с повернутой назад головой. Хорошо сбалансированное с точки зрения художественной композиции изображение животного прекрасно вписывалось на монетный кружок. Возможно, что некоторые выпуски этих монет чеканились в подвластных Сибарису городах, например статеры с легендой SIRINOS / PYX, которые имеют несколько иной стиль изображения. Бык, скорее всего, олицетворяет собой источник богатства города, принадлежащие ему обильные поля и пастбища. Также это может быть изображением бога местной реки, принявшего обличье быка (Сибарис стоял на реках Кратис и Сибарис). В пользу этой версии говорит, тот факт, что город Лаос, куда бежали жители разрушенного Сибариса, чеканит в 510-500-ых годах до н.э. статеры по подобию сибарисских, с той лишь разницей, что бык на них был изображен андрокефальным (т.е. имел мужскую человеческую голову). Распространенность этого сюжета на монетах других городов Великой Греции (например, Неаполя, Гелы и т.д.) тоже подкрепляет такое толкование сюжета.
Третья версия гласит, что применение своеобразной техники чеканки статеров вызвано нехваткой серебра в Южной Италии. Из-за малого количества известных месторождений этого металла в тех краях, городам пришлось перечеканивать чужие монеты. Доказательством этой теории могут служить расплющенные монетные кружки, тонкие и широкие, а также монетные штемпеля с очень глубоким рельефом, которые должны были совершенно уничтожить изображение исходной монеты. Минусом этой версии, являются отсутствие соответствующей по весу монеты, подходящей для перечеканки. Популярный в регионе коринфский статер, который действительно служил материалом для перечеканок, например в сицилийском Селинунте, не подходит, так как весит 8,6 грамма. Также настораживает полное отсутствие следов первичных изображений на «перечеканенных» статерах, которые должны были бы остаться, несмотря на все ухищрения мастеров при перечеканке.
Еще одно предположение, четвёртое, о причинах применения incuse technique дает Т. Моммзен в «Истории Рима»: «Италийские ахеяне стали чеканить весьма искусно и ловко большие, тонкие и всегда снабженные надписями серебряные монеты при помощи двух однородных клейм, частью выпуклых, частью с углублениями; этот способ чеканки свидетельствовал о благоустройстве цивилизованного государства, так как предохранял от подделки, которая состояла в том, что металлы низшего качества обволакивались тонкими серебряными листочками».
Прежде чем мы обратимся к примерам монет, необходимо сказать несколько слов о датировках. В настоящее время принято считать датой начала чеканки монет италийскими городами Великой Греции середину VI века, примерно 550 г. до н.э. Чеканка началась одновременно в трех полисах: в Сибарисе, Метапонте и Кротоне. Около 530-520-х гг. до н.э. к этим центрам монетной чеканки добавились Каулония и Посейдония. Одновременное начало чеканки монет одного веса и применение одной технологии для производства монет может являться одним из материальных доказательств существования в это время тесного союза между городами. Позже соперничество между бывшими союзниками Сибарисом и Кротоном вылилось в открытую борьбу, результатом этого столкновения стало в 510 г. до н.э. разрушение Сибариса. В других городах чеканка монет по этой технологии продолжалась до 500 – 480-х гг. до н.э., после чего монеты стали терять вес, а внешний вид стал обычным, с выпуклым изображением аверса и реверса. Позже всех, примерно в 510 – 500-х гг. до н.э., начинает чеканку собственных статеров по такой технологии Тарент. Как уже говорилось, дольше всего эта технология продержалась в Кротоне и Метапонте, примерно до 430-х гг. до н.э.
Что было причиной, такого сложного и нестандартного метода выпуска монет этими городами? В разное время было выдвинуто несколько предположений. Первое, маловероятное, объясняет, что в целом точное соответствие вогнутых и выгнутых изображений, было сделано из практических соображений, а именно, для того, что бы монеты можно было легче хранить и считать, выстроив в удобные столбики. Примерно такие же соображения приводятся иногда в дискуссиях относительно формы византийских золотых «чашек», дизайн которых также пока не нашёл общепринятого объяснения.
Вторая теория объясняет такой дизайн монет практическим воплощением идей пифагорейцев. Пифагор, философ, «величайший греческий мудрец» по словам Геродота, и математик, которому приписывают доказательство знаменитой теоремы, родился на эгейском острове Самос. Его отец Мнесарх был резчиком гемм, что вплотную примыкает к искусству изготовления штемпелей, поэтому будущий философ должен был иметь достаточно полное представление о тонкостях этого ремесла. В 530 г. до н.э. Пифагор, не поладив с тираном Поликратом, переселяется в Кротон, где находит много последователей своего учения, создавших своего рода религиозный орден, который фактически приходит к власти в Кротоне и распространяет своё влияние на многие другие города Великой Греции. Начинается чеканка монет, на которых зеркальное расположение изображений воплощает собой дуализм, согласно пифагорейцам, присущий всем вещам. Косвенно подкрепляет эту теорию следующее умозаключение: непосредственно философ жил сначала в Кротоне, а потом в Метапонте, куда он был вынужден переселиться после потери демократической партией власти в Кротоне. И именно в этих двух городах чеканка по этой технологии продолжалась вплоть до 430 годов до н.э., то есть значительно дольше, чем в остальных городах. К сожалению, принятие этой красивой теории не соответствует либо дате прибытия философа в Кротон, либо датировке начала чеканки монеты в греческих полисах Италии.
Статеры италийских городов второй половины VI века до н.э.. Автор - Денис Хеймонен (Финляндия)
Первые монеты в Южной Италии были выпущены во второй половине VI века до н.э. ахейскими колониями, расположенными на берегу Ионического моря: Сибарисом, Метапонтом, Кротоном и несколько позже Каулонией. Интересен тот факт, что метрополии этих городов не имели на тот момент своей собственной монетной чеканки. Ранние выпуски южно-италийских монет имеют много общих черт, в первую очередь, их объединяет общий весовой стандарт, именуемый ахейским, при котором в то время вес основной монеты, статера, немного превышал 8 грамм. Система младших номиналов в этих городах была разной и достаточно сложной. Драхма или треть статера, была представлена повсеместно, но дальше начинались различия: чеканились тетроболы, триоболы, монеты в четверть статера и оболы. Я остановлюсь только на основном, старшем номинале, как на монете наиболее четко дающей представление о еще одной общей черте первых южно-италийских монет – об уникальной технике чеканки.
Статеры чеканились на необычно широком монетном кружке по технологии, не встречаемой больше нигде в остальном греческом мире того времени. Реверс этих монет был в общем почти точной негативной копией изображения лицевой стороны, но в отличие от аверса, изображение было не выпуклым, а углублённым внутрь поверхности монеты. Это достигалось тем, что штемпель аверса был стандартным, вогнутым, а реверса необычным, выпуклым. Весь процесс трансформации металла монетного кружка был более сложным, чем в других регионах. Все монетные заготовки делались правильной круглой формы и одного размера, изображения аверса и реверса тщательно подгонялись один к другому, при чеканке выверялось соотношение штемпелей относительно друг друга. Вырезая изображения на штемпеле реверса, резчики иногда шли дальше простого копирования изображения аверса, изменяя в процессе работы многие мелкие детали изображения и даже самого сюжета.