Наиболее известные мозаики археологического парка Пафоса находятся в так называемом доме Диониса — развалинах жилища богатого горожанина Пафоса, относящихся к римскому времени. Он построен на фундаменте постройки I века н. э.Усадьба площадью 2 тыс. м² занимала целый городской квартал; в доме насчитывалось 40 комнат и 15 мозаичных полов (556 м² мозаик).
К сожалению, внутри дома фотографировать запрещено, так что фотографий немного.
Изображения животных на орнаменте. Очень понравились - видно мастерство древнего художника.
А также понравилась мозаика изображающая момент похищения Ганимеда Зевсом, превратившимся в орла. Мастером искусно передан полёт большой птицы, простершей крылья над хрупкой фигурой юноши. Изображение обрамлено сложным орнаментом из восьмигранников и меандров.
Далее на территории парка нахоятся несколько объектов, относящихся к первой половине II века н. э.: агора (акрополь), храм Асклепия и театр (одеон). Все они были почти полностью разрушены во время землетрясений IV века н. э.
Прямоугольная в плане агора являлась главной площадью Неа-Пафоса. Рядом с площадью находятся несколько рядов амфитеатра — остатки античного одеона. Первоначально в амфитеатре было 25 рядов, отреставрировано 11 из них.
Саранта-Колонес — византийская крепость, основанная в VII веке для защиты города и гавани Пафоса от арабских набегов и существенно перестроенная крестоносцами в 1200 году. Название замка связано с множеством гранитных колонн, преобладавших в его внешнем облике.
В 1191 году перешла под контроль Ричарда Львиное Сердце. В 1200 году новые хозяева замка, возможно, рыцари ордена госпитальеров существенно перестроили и укрепили замок, однако уже в 1222 году он был полностью разрушен мощным землетрясением
Саттар пишет: Еще с того времени сохранился Дом Орфея, но фото оттуда у меня нет. Возможно у уважаемого Boris GodonEarth есть?
Фото-то есть. Только мозаики с Орфеем нет Дело в том, что когда мы там были, часть мозаик на открытом воздухе была укрыта и засыпана песком. Видимо реставрационные работы велись.
Цитата
Саттар пишет: И отдельный вопрос к знатокам, что это такое?
Могу только предположить. Я вычитал, что это была кузница для подковывания лошадей. Чуть дальше на втором Вашем фото в этом посте видны лошадиные стойла. Причем видно, что часть каменных элементов была заимствована крестоносцами от древних античных построек. Элемент в центре кузнечного круга явно мраморный и вероятно античный. Скорее всего, в оригинальной постройке он располагался не вертикально, а горизонтально и углубление в центре использовалось как паз для какой-то балки. Крестоносцы просто поставили камень "на попа", чтобы сделать достаточно массивное основание для наковальни. Впрочем, это не более, чем версия. PS Однако эта версия косвенно подтверждается тем, что античные колонны местами вмонтированы горизонтально в стены замка крестоносцев, видимо для их усиления.
Саттар, в Святилище Афродиты были? Если да, поделитесь впечатлениями. Прониклись духом эротики, синтезированным десятками поколений предков?
Boris GodonEarth пишет: у только предположить. Я вычитал, что это была кузница для подковывания лошадей. Чуть дальше на втором Вашем фото в этом посте видны лошадиные стойла. Причем видно, что часть каменных элементов была заимствована крестоносцами от древних античных построек. Элемент в центре кузнечного круга явно мраморный и вероятно античный. Скорее всего, в оригинальной постройке он располагался не вертикально, а горизонтально и углубление в центре использовалось как паз для какой-то балки. Крестоносцы просто поставили камень "на попа", чтобы сделать достаточно массивное основание для наковальни. Впрочем, это не более, чем версия. PS Однако эта версия косвенно подтверждается тем, что античные колонны местами вмонтированы горизонтально в стены замка крестоносцев, видимо для их усиления.
Саттар, в Святилище Афродиты были? Если да, поделитесь впечатлениями. Прониклись духом эротики, синтезированным десятками поколений предков
К сожалению, не был, поэтому сказать нечего. Ездил еще в "Гробницы царей" и Археологический музей, который как назло был закрыт.
caracalla пишет: Планировал летом в Грецию, на острова... Теперь закрались сомнения!
Так Кипр подходит и под "Греция", и под "острова"! Я туда раньше часто ездил, только на юг: от Лимассола до Протараса, в Пафосе был один раз проездом...
Царские гробницы - большой некрополь в двух километрах к северо-западу от гавани Пафоса на Кипре. Своё название гробницы получили от их великолепия и убранства, а вовсе не от захоронения там царей.
Подземные гробницы, многие из которых датируются IV веком до н. э., вырезаны из скалы, и как полагают исследователи, были местом захоронения аристократии и высоких должностных лиц вплоть до III века нашей эры. Многие гробницы украшены дорическими колоннами и настенными фресками, а некоторые, вырезанные в скалах, имитируют обычный дом
Большинство гробниц представляют из себя большие углубления выдолбленные в скалах, и похожие друг на друга. Естественно, всё убранство и погребальный инвентарь расхищено в древности или находится в музеях. Поэтому покажу только несколько гробниц, которые выделяются из общей массы
Попробую тоже поделиться своими воспоминаниями об отдыхе в Пафосе. Начнем, пожалуй, вот с этого места - мыса Маа, расположенного в небольшом селении Корал-Бэй в одноименной бухте километрах в 15-ти к западу от самого города Пафос. Местечко это не самое известное и туристическое, не уверен, что все там побывали.
Именно с этого места начинается эллинистическая история Кипра, или по крайней мере так считается. Маа - это небольшой и узкий (450 х 150 м) полуостров, получивший в наши дни и второе название - Палеокастро (Palaeokastro, греч. "Старая крепость" благодаря остаткам разрушенной древней стены на перешейке. Маа-Палеокастро делит бухту Корал Бэй (Коралловый залив) на две части. Это место идеально защищено от врагов с моря и легко обороняется с суши. Неудивительно, что оно привлекало поселенцев в течение нескольких тысячелетий. К мысу ведет тенистая дорога среди чудесных вилл, а дальше тропинки, с которых порой открываются великолепные виды.
Вычитать об этом месте удалось следующее. Исследование Маа началось в 1952 году, когда археолог Порфириос Дикейос заложил на полуострове первый раскоп, чтобы, изучив стратиграфию и находки, связать с Энкоми - крупным городищем в восточной части острова, имевшим слой Бронзового века. Позднее, в конце 1970-х годов Дикейос вновь вернулся на Маа, чтобы провести здесь еще 7 лет - с 1979 до 1985 годы. Результаты этих раскопок были изданы в 1988 году Карагеоргисом и Демасом. Удалось установить, что полуостров начал обживаться еще в начале халколита (или энеолита, то есть, в конце каменного века, в т.н. медном веке, во время перехода к бронзовому, в 4 тыс. до н.э.) - были найдены земляночного типа жилища и керамика. Но наиболее мыс известен даже не этим. Считается, что именно отсюда начинает развиваться микенская цивилизация на Кипре после дорийского вторжения на территорию микенских полисов на континенте и Крите. Предположительно, высадка здесь микенцев, выходцев бежавших с Крита, произошла ок. 1200 г. до н.э. Полуостров идеально подходил для основания на нем укрепленного поселения. По его сторонам расположены удобные песчаные гавани. Неподалеку, на берегу восточного залива, есть источник пресной воды (Вризи тис Маас, источник Маа), кстати, он до сих пор востребован. Территориальные преимущества, такие как прекрасные гавани с заливами, служившими в качестве укрытия, и беспрепятственный обзор подходов по суше и морю, вероятно, явились определяющими при выборе месторасположения поселения. Маа смог предоставить поселенцам безопасность и защищенность: со стороны заливов его склоны высоки, круты и обрывисты, а со стороны моря они также обрывисто, но более полого спускаются к воде. Узкий перешеек между большой землей и полуостровом было легко перегородить мощной стеной. В длину стена вытянулась на 70 метров, а в основании ее ширина составляла 3,5 м. Ширина ворот в стене была порядка 4 м. Внешняя часть стены была выполнена из плотно подогнанных друг к другу больших необработанных валунов, внутренняя - по тому же принципу, но из камней меньшего размера. Пространство между ними было заполнено щебнем. Верхняя часть стен была сделана из глиняных кирпичей. Остатки стены, преграждавшей вход в город, и городских ворот сохранились и сегодня. Правда осталось не многое, но толщина стены впечатляет и сегодня.
Город от моря также отделяла стена, правда не такая мощная. Сегодня от нее практически следов не осталось. На полуострове найдены свидетельства металлургической деятельности жителей, керамического производства. Большая часть найденной посуды была изготовлена на месте, но в материковых традициях. Еще одна новинка для Кипра - керамические ванны, заимствованные от Эгейской цивилизации. Раскопки показали, что существовало две фазы заселения Маа. Примерно через четверть века существования поселение погибло в пожаре. Возможно, причиной гибели стали пираты, которые сначала разграбили, а потом подожгли Маа примерно в 1175 г до нэ. Уцелевшие жители (вероятно бежавшие от побережья) вернулись и восстановили, что смогли и как смогли: разрушенный входной узел в стене перешейка заменили обычными воротами; перед западной частью стены на мысу была построена еще одна стена; прежние большие общественные комплексы были разделены на отдельные жилые ячейки; мегароны были сохранены, но значительно уменьшены в площади; в строительстве использовали то, что в прямом смысле валялось под ногами - крупные осколки керамики, обломки стен и т.п. Впрочем, и второй этап освоения Маа закончился уже к 1150 г. до н.э. - поселение было окончательно оставлено по неизвестной причине. В более позднее время участок лишь иногда и ненадолго вновь заселялся. Что приятно, по всему полуострову можно просто спокойно гулять. Вскрытые в процессе раскопок фундаменты и остатки стен жилищ микенцев в буквальном смысле находятся у тебя под ногами. Так и подмывало погулять с МД, хотя прекрасно понимал, что, во-первых, бесполезно, так как это бронзовый век, а во-вторых, низзя
Весь мыс Маа имеет сегодня довольно плоскую ровную поверхность, на которой не растут деревья. Повсюду встречаются только смешные кусты, имеющие форму пологих куполов, вот такую:
Построенный на мысе малюсенький музей Микенской колонизации Кипра абсолютно сливается с окружающим ландшафтом, с расстояния в 50 метров он уже становится невидимкой:
Музей был построен в 1989 году по проекту итальянского архитектора, профессора Туринского университета Андреа Бруно. Здание имеет необычный дизайн и представляет собой своеобразный бункер, издалека напоминающий приземлившуюся летающую тарелку. Средства на строительство музея выделил один из благотворительных фондов. Изначально планировалось, что это место станет «музеем Ничего» – по замыслу Бруно, помещение должно было оставаться пустым, являясь просто напоминанием о событиях прошлых лет. Однако позже было принято решение все же организовать там маленькую экспозицию. Поскольку музей не охраняется, ничего ценного там нет. Представлены только реконструкции этого места, фотографии единичных археологических находок, стенды рассказывающие о Микенском периоде Кипра. Чтобы вы могли сами сделать выводы о том, стоит или нет посещать это место, приведу фото пары стендов:
Находок, как видно, на Маа было сделано не так много. А вот последний стенд, посвященный первой Кипрской письменности меня заинтересовал и заставил немного почитать по этой теме. Кипро-минойская письменность является потомком критского так называемого "Линейного письма". Всего известно порядка 200 надписей, сделанных копро-минойским письмом, причем из них только малая часть имеет достаточно длинные надписи 10-50 слов, а большинство артефактов содержит всего лишь по 2-5 слов. Подавляющее большинство надписей выполнена тонким стилусом на глиняных табличках, которые, как предполагается, имели канцелярский характер, однако встречаются также глиняные шарики с нанесенным одним или двумя знаками. Назначение шариков до сих пор вызывает дискуссию. Поскольку кипро-минойский язык до сих пор не расшифрован, хотя некоторые отдельные иероглифы читаются, загадки его происхождения и семантики вызывают оживленные дискуссии до наших дней. Оказывается, что существуют два вида линейного письма, чего я не знал, так называемое Линейное письмо А и Линейное письмо Б. Письмо является более поздним, чем А и полностью вытесняет первое после вторжения на Крит ахейцев в ХVI в до нэ. Линейное письмо Б сегодня расшифровано, в то время как иероглифы письма А прочитаны, но расшифровке не поддаются. Одной из загадок письма А является то, что несмотря на надписи, сохранившиеся преимущественно на глиняных табличках, форма знаков этого письма позволяет предположить, что основным материалом для письма была не глина, а пергамент или подобный недолговечный материал. Другая загадка заключается в следующем. В начале 1950-х годов лингвист М. Вентрис дешифровал Линейное письмо Б, установив, что его надписи были выполнены на древнегреческом языке. Подстановка значений знаков, имевших сходное начертание в Линейном письме А, позволила уже тогда прочесть большинство надписей, однако язык их оказался непонятен. Ряд особенностей надписей, выполненных Линейным письмом А, заставляет предполагать, что письмо первоначально создавалось для другого языка, не имевшего ничего общего с греческим, и вероятно, не индоевропейского. А что же тогда получается с Кипро-минойским письмом? Является ли оно трансформацией Линейного письма Б, или развилось отдельно от него? Отсутствие переходных форм, существенные орфографические отличия и временная близость этих двух письменностей заставляют сегодня ученых считать их происхождение раздельным. Несмотря на сходство и очевидное родство, попытки дешифровки путём реконструкции промежуточных форм знаков между этими двумя письменностями до сих пор терпели неудачу. Отмечается, что кипрское и Линейное письмо Б по-разному были адаптированы к греческому языку и, вероятно, пришли к этой адаптации через разные догреческие языки для письменностей-предков. По мнению лингвиста С. Феррара, кипро-минойское письмо возникло не в результате длительной эволюции, а скачкообразно, в результате разового волевого решения, вероятно на основе Линейного письма А. Эх, жаль я не лингвист Зацепила загадка...
Кто-то наверняка знает, а кто-то может и нет, что Пафос - уникальный город. Уникальный тем, что фактически три раза менял свое местоположение. Согласно преданиям, на которые ссылаются и Страбон, и Павсаний город-государство Пафос был основан в XII в до нэ предводителем ахейских греков Агапенором во время возвращения с Троянской войны. Им же был по одной из версий построен храм Афродиты (одно из крупнейших святилиш эллинистического мира) недалеко от того места, где по легендам она в пене и вышла из моря. Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену. Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили богини погоды Оры.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом, По морю долгое время носился, и белая пена Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным, После же этого к Кипру пристала, омытому морем. Гесиод, «Теогония»
Однако версия основания первого Пафоса и строительство святилища Агапенором может оказаться не более, чем легендой, поскольку доподлинно известное самое раннее имя царя Пафоса... как раз Пафос . Место расположение этого первого Пафоса или Палео-Пафоса находится километрах в 15 от современного города на возвышенности, а вовсе не на берегу. Территория древнего Пафоса сегодня относится к маленькой деревне со смешным названием Кукля (или Куклия), в которой собственно и нет ничего, кроме археологического парка да пол дюжины неработающих в сиесту кафе. Туда-то и следует отправляться, чтобы увидеть святилище Афродиты. Но сначала еще пара слов об истории Пафоса. Благодаря легендам и нумизматическому материалу известны имена нескольких правителей независимого Пафоса, из которых самый известный, конечно, третий по счету правитель - Пигмалион. Наиболее ранние из дошедших до нас исторических подробностей, связанных с культом Афродиты на Кипре относятся к знакомой всем истории Пигмалиона, получившей двойную славу благодаря ремейку Бернарда Шоу. Пигмалион был безумно влюблен в Афродиту, и отчаявшись добиться взаимности воплотил ее образ в статую из слоновой кости, которой и адресовал весь пыл своих чувств.
Жил он, и ложе его лишено было долго подруги. А меж тем белоснежную он с неизменным искусством Резал слоновую кость. И создал он образ, — подобной Женщины свет не видал, — и свое полюбил он созданье. Овидий, «Метаморфозы»
При очередной встрече с Афродитой в месте священных мистерий, во время посвященных ей празднеств, он умолил богиню оживить созданную им статую. Афродита выполнила его просьбу, и таким образом на свет появилось чудесное существо Галатея — превратившаяся в живую женщину статуя Афродиты. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери — Пафо и Метарма. Исходя из некоторых источников можно сделать вывод, что Пафо и Метарма были первыми верховными жрицами культа Афродиты, вступившего с этого времени в свою новую фазу развития. При этом поселение, находившееся в районе священного места, где проходили мистерии Афродиты Пигмалион назвал в честь своей дочери — Пафос. Это был общепринятый в древности обычай — называть местности и города по имени своих потомков. Такова альтернативная версия происхождения названия Пафос. Как независимый город-государство Пафос существовал до примерно 490 г до нэ. В интервале 490-410 гг до нэ Пафос попадает в зависимость от Персии, а с 410 по 374 гг до нэ под власть другого города-государства Кипра - Саламина. Затем снова возвращается власть Персов до 333 г до нэ. Нетрудно догадаться, что далее вместе со всем Кипром Пафос вливается в Македонскую империю, а после развала Империи с 310 г до нэ попадает под власть Египетских Лагидов.
Так как жили мы на Кипре не так далеко от святилища Афродиты, машину брать не стали и отправились в деревню Куклия на автобусе. Дорога от центра Пафоса занимает всего полчаса, что по московским понятиям совсем не расстояние. По приезду больше всего поразило, что место в наши дни не пользуется особой популярностью, с нами сошла всего лишь одна пара. А когда-то... Это место было почти также притягательно для паломников и путешественников, как, пожалуй, район Мулен Руж в Париже для первых российских туристов начала 90-х К святилищу Афродиты стекался народ со всего Средиземноморья. Толпы из Греции, Ассирии и Египта приезжали сюда в Палео Пафос каждую весну, чтобы участвовать в священных мистериях - Афродисиях. Мистерии представляли собой в наших современных понятиях просто оргии, во время которых женщинам необходимо было вступить хотя бы раз в половую связь с незнакомым мужчиной. Собственно поклонение богине началось здесь еще задолго до строительства святилища. В раскопках были найдены культовые женские фигурки, относящиеся аж к 3800 году до н. э. Но тогда это была другая богиня. Сначала тогдашние «киприоты» поклонялись Богине-Матери, потом Астарте, культ которой завезли из Месопотамии. Астарта являлась богиней плодородия и покровительницей женщин. И уже того времени в среде догреческого населения Кипра утверждается древнейший, по сути своей оргиастический культ, который современные археологи обтекаемо называют культом «богини плодородия». Все мы знаем, что есть святые места, о которых говорят - "намоленные". В Пафосе произнести это слово язык не поворачивается. Скорее место тут такое... , ну скажем "налюбленное", что атмосфера этого передается посетителям даже через тысячелетия и настраивает на определенную, достаточно специфическую волну душевных струн При этом нужно добавить, что римляне были тоже не лыком шиты и не отставали от греков. Массовые оргии в храме Афродиты продолжались аж до конца IV века. Так должен был выглядеть храм Афродиты согласно реконструкции Дж. Фишера фон Эрлаха (1721 год):
Перед входом на территорию археологического музея сегодня находится церковь, расположенная поблизости от святилища. Это церковь Panagia Katholiki (Παναγία Καθολική), часть которой была построена ещё в XII веке. Оригинальная церковь имела в плане форму креста и строилась в эклектичном франко-византийском стиле. Портальная ее часть была пристроена позже уже в 16 веке. Внутрь мы, к сожалению не попали, так как шли работы по реставрации. Странное впечатление оставило то, что снаружи по периметру церковь была обмотана какими-то проводами, как будто она пытается развалиться наружу как картонная коробка.
Когда попадаешь на территорию археологического комплекса даже немного теряешься от того, как мало осталось на месте некогда одной из наиболее известных святынь античности. Древнее святилище представляло собой большую огороженную площадку (приблизительно 20 × 50 метров), называвшуюся «теменос», где не было зданий, а вместо них располагались алтари и места для приношения даров. Стена, окружающая «теменос», остатки которой можно видеть и в наши дни, сложена из гладко отесанных блоков, с большим количеством нерегулярных отверстий — их предназначение до сих пор остается загадкой. Современную реконструкцию храма можно увидеть на небольшом плакате рядом с его останками . Сакральным центром этого святилища, как уже говорилось, был темный серо-зеленый конический камень. Его называли «карадаш» — «черный камень» (совсем не по-гречески). Собственно ему и поклонялись, как воплощению богини Афродиты. Этот священный камень (как считается) был обнаружен во время раскопок на месте храма более ста лет назад и долгое время хранился в подвале запасников Национального музея Никосии, пока не был доставлен в местный археологический музей в Куклии (Kouklia), где он сейчас и выставлен. Камень имеет размеры 130 х 90 см и весит около тонны. Его фото тоже будут. От Неопафоса к святилищу в Палеопафосе вела дорога, по которой во время ежегодных празднеств в честь Афродиты проходили священные ритуальные процессии пилигриммов со всей Ойкумены. В 77 году н. э. произошло сильнейшее землетрясение, принесшее сильные разрушения всем постройкам Древнего Пафоса. В ходе восстановительных работ римские власти не только восстановили старое святилище, но возвели новое храмовое сооружение, южная стена которого находилась всего в 2-х метрах от внешней северной части древнего храма. Таким образом оба святилища представляли единый архитектурный комплекс, здания которого были связаны между собой специальным переходом и культовые богослужения там продолжались как и в древние времена.
От нового храма римских времен остались только лишь фрагменты фундаментов и мозаичные полы:
Римские императоры уделяли особое внимание храму Афродиты. Причина такой особой заботы крылась в том, что они рассматривали этот храм как свое главное родовое святилище, поскольку главным титулом каждого императора был «Цезарь». Этот титул произошел от личного имени «Юлий Цезарь», который был прямым потомком легендарного Юла — сына Энея и внука Афродиты. А, как известно, Эней был троянский принц, герой Троянской войны, рожденный Афродитой от царя дарданов Анхиза. После падения Трои часть троянцев под предводительством Энея переселилась в Италию и основала там поселение, из которого впоследствии вырос Великий Рим. И наконец, последнее третье сооружение античного периода, расположенное на территории комплекса, развалины которого можно сегодня увидеть - это Римская вилла 1-го века, перестроенная уже вероятно в позднеримский период и предназначавшаяся, как предполагается, для проживания служителей храма.
С наступлением эпохи христианства, нетрудно предположить что, значение святилища Афродиты как религиозно-мистического центра Средиземноморья стало угасать и через несколько столетий знаменитый культ перестал существовать. Покинутый храм, постепенно разрушаясь, простоял еще почти тысячу лет, пока не был окончательно разобран при Лузиньянах. Древние священные камни послужили строительным материалом для стен сахарной мануфактуры и Лузиньянского замка, в котором проживали их наместники, в функции которых входило следить за производством сахара. Впрочем, пройдем дальше в сам замок, в котором расположен маленький археологический музей местных находок, и откроем наконец тайну происхождения камня Афродиты
Сказать честно, первое впечатление, полученное от Лузиньянского замка еще снаружи на подходе к нему, было - абсолютный новодел:
Как правило, первое впечатление и оказывается наиболее верным. Замок, был изначально построен в 13 веке, но затем разрушен, расширен и перестроен турками уже в 1571 году. Но и турецкие постройки лежали в руинах вплоть до 1953 года, когда были начаты современные восстановительные работы и приспособление замка для нужд музея. От оригинальных построек остался только первый этаж с готическими арочными сводами со стороны замка, обращенной к морю. В этих помещениях теперь проводят концерты, там царит полумрак и для съемок они не приспособлены. А во всем остальном вполне так себе симпатичный маленький замок с тенистым внутренним двориком.
А теперь "выпускаем Берлагу" (с) - фото камня в студию! Камень имеет форму неправильной треугольной в основании призмы. В сети можно найти только стандартные канонические фото камня с одной из его граней. Поэтому покажу его со всех сторон:
Структура поверхности камня абсолютно не оставляет почву для фантазий считать его метеоритом, и не дает ни единого визуального намека на возможность содержания метеоритного железа в камне Афродиты. Но это только мои чувственные, так сказать, ощущения. А что показывает структурный анализ вещества камня? На самом деле, считается, что в исследовании бетиля Пафоса жирная точна учеными уже поставлена, и давно. Предлагаю Вашему вниманию скан фрагмента статьи M. D'Orazzio "Свидетельства метеоритов в греческой и латинской литературе: между историей и мифом", опубликованной Лондонским Геологическим Обществом в книге "Myths and Geology":
В последнем подчеркнутом предложении собственно и сообщается о том, что камень Афродиты является не метеоритом, а природным местным скальным камнем типа габбро. Это было доказано исследованиями профессора Ф.Ж.Майера еще в 2004 году. Знаменитый аукцион CNG в свое время вешал "изюм" бидерам в своих описаниях монет с камнем Афродиты! Но не хочется завершать красивую легенду о метеоритном происхождении бетиля столь банально На самом деле, посмотрев вживую на камень, я вовсе не уверен, что именно то, что показано на фото стояло в храме. Во первых, камень явно мал - римские монеты хоть и условно, но дают совершенно другие представления о пропорциях камня и храма. Во вторых - камень кривоват, на монетах он изображен абсолютно правильной конической формы. В третьих - на монетах на камне изображено плоское навершие. Форма камня не дает даже намека на то, что на нем что-то могло крепиться сверху. Да и вообще - как-то он не очень, чтобы быть способным собирать на праздники "широкую общественность" со всех краев Ойкумены... Так может быть на самом деле в святилище находился совсем другой артефакт? Ведь ничего не свидетельствует о том, что именно данный каменюга являлся предметом культа, кроме того, что в 1888 году его нашли где-то неподалеку от развален, перевороченных и перемолотых четырьмя цивилизациями! Так что давайте оставим еще чуть-чуть простора для своей фантазии.
Закончим уже со святилищем Афродиты. Экспозиция музея, собранная в "Лузиньянском" замке совсем небольшая, но есть интересные экспонаты, найденные здесь при раскопках. Например огромная керамическая ваза-амфора, служившая в ритуальных целях, 14 в до нэ. Или, например, керамическая ванна минойско-микенских времен, те тоже 12-14 вв до нэ.
Что интересно, что при раскопках практически не было найдено ни одного скульптурного изображения, по меньшей мере, достаточно полного. Однако найдены пьедесталы скульптур с надписями, что вероятно свидетельствует о том, что святилище разграблялось еще в древности после наступления упадка оргиастического культа.
В музее всего пара залов. Если даже осматривать их достаточно внимательно, управиться можно довольно быстро. В экспозиции на нескольких витринах представлена мелкая керамика и пластика.
Недалеко от святилища был найден каменный саркофаг 5 века до нэ, на котором изображены сцены из произведений Гомера:
На территории святилища Афродиты чуть на отшибе были обнаружены остатки еще одной виллы Римского периода, названной "дом Леды" в честь найденной там хорошо сохранившейся мозаики с сюжетом "Леда и Лебедь". Подлинная центральная часть мозаики выставлена в музее, а копия экспонируется под открытым небом. Подлинник в музее страшно бликовал, не обессудьте за кривое фото:
Ну и улыбнуться немного. Во дворе музея выставлен среди всего прочего зачем-то гипсовый слепок бетиля (полый внутри):
Теперь, надеюсь, у Вас может сложиться вполне полное впечатление о том, стоит ли тратить полдня и ехать из Пафоса на осмотр святилища Афродиты.
Немного фото из Археологического музея Пафоса. Археологический музей Пафоса существует с 1936 года. Вначале он располагался в здании начальной школы, затем музей перевели в район средневекового города. В 1966 году вновь состоялся переезд экспозиции в новое здание, где ее можно увидеть и сегодня. Музей небольшой, но очень любопытный. В экспозиции музея представлены предметы периода с эпохи неолита до XVIII в. нашей эры. Большинство предметов найдены в Пафосе, Куклии, Пейе, Помосе, Героскипу, Кидаси, Марионе, Лемпе. Основная экспозиция размещена в пяти залах. Среди экспонатов можно увидеть керамические изделия, относящиеся к бронзовому веку, ювелирные украшения, монеты, образцы старинного стекла, саркофаги, каменные скульптуры и необычные надписи. В первом зале музея представлены экспонаты, относящиеся к эпохе неолита, энеолита, а также бронзового века. Наибольшее мое внимание привлекли фигурки и нательные украшения каменного века, выполненные в виде крестов. Это и оригинальные женские фигурки, держащие на руках горизонтально фигуру ребенка, и просто женские фигуры с раскинутыми в стороны руками. Интересна также мелкая бронзовая пластика и ранние золотые украшения. Непонятно каким образом в раннегреческое золото попал медальон римской эпохи с вмонтированной монетой Каракаллы:
Наибольший интерес вызывают безусловно второй и третий залы музея, в которых представлены экспонаты классического, эллинистического и римского периодов. В залах можно увидеть керамику, скульптуру, надгробия и, конечно,...монеты. Большинство экспонатов снабжено кратким описанием и поэтому может обходиться без моих дополнительных комментариев.
А вот уникальный экспонат. Эти керамические сосуды, повторяющие формами части тела человека, относятся к первому веку до нэ. Они были найдены при раскопках в Като Пафосе. Считается, что это грелки, которые использовались античными медиками в терапевтических целях:
В экспозиции много амфор. Видимо основание подобной амфоры я нашел в археологическом парке Пафоса, о котором рассказывалось выше, прямо под ногами:
Недавно вернулся из Италии. Среди прочего посетил Неаполь и тамошний археологический музей. Вот маленький фотоотчет об отделе нумизматики. Не все ветрины были достаточно освещены для съёмки но кое что получилось. Мне осебенно понравилась литая римская и италийская медь. Выставлены целые клады греческих и римских монет. Много отличных ауреев и тетр ( они не получились на фото ).
Valery Zhukov пишет: Среди прочего посетил Неаполь и тамошний археологический музей.
Валерий, спасибо за фото с моими любимыми Римскими Республиканскими литухами! Подскажите, где конкретно эти монеты в данном музее посмотреть, надеюсь скоро там быть.
*** Time Did Indeed Heal All Wounds, But It Left A Nasty, Unforgiving Scar ***