Да нет, просто размеры изображений (портретов) маленькие, потому и нормально рассмотреть ордена на них не получается. Просто я за это время их самых разных насмотрелся в поисковике (набираем "орден белого орла речи посполитой" и переходим в картинки, а там их!..), пожалуй, уже и на сильно размазанном изображении опознаю.
А вот ещё скульптура этого "дядьки", вроде и нижняя челюсть у него вперёд выдвинута.
Но, похоже, это всё-таки не он...
Цитата
Тимофей пишет: Носом не вышел он для нашего дела, посмотрите на монетках, совсем не такой.
Не, нос у него в старости был - что надо! Но то в старости... Вы правы...
Не знаю точно всегда или с какого-то времени кавалер ордена Андрея Первозванного "прицепом" получал ещё набор орденских знаков в том числе и Белого Орла.
Не стоит. Собственно, то, что награжденный Орденом Андрея Первозванного становился Кавалером всех орденов империи, не совсем верно. Это не распространяось на Орден Святого Георгия И ОСВладимира. А вот с какого периода Кавалер ОАП становился также Кавалером Низших орденов Империи, не помню, но Орден Белого Орла Вошел в их число только после польского восстания 31 года.
Кстати, о теме обсуждения. Мне кажется, что скорее нужно искать польско-литовский след. На портрете Андрей на орденской цепи и выше Орла, что может означать Подданство Российской Империи данной персоны: поляк, скорее, был бы изображен С обратным соотношением. Орел в это время орден иностранный, награждения не много. При Елизавете Разумовские, при Екатерине поболе, но большинство бывшие поляки и литовцы. А по физиогномике напоминает молодого Потемкина: нос, челюсть. Кстати, он имел оба ордена. Хотя , скорее, это все же не он.
Это Потоцкий Станислав Щенсный (в названии файла его полное имя). Между прочим, основатель парка Софиевка, что под Уманью (Черкасская область Украины). А бровь как похожа!
Уважаемый exkursant правильно подметил насчёт того, что каждый видит по-своему. Это касается, в первую очередь, художников. Даже по этим двум работам разных художников-гравёров видно, что, помимо разного уровня мастерства, у каждого из них свой стиль. Кроме того, передавая образ, художник делает акцент на какой-нибудь черте характера, что ли (не могу сейчас подобрать подходящее определение...). Так, в восковом барельефе переданы аристократизм, горделивость, могущество... А медальный портрет передаёт ум, благородство и даже грусть... Портрет на воске можно условно назвать "царственным", а на медали - "лирическим". При этом определённое сходство между ними, на мой взгляд, всё же есть.
Если нос вздернуть? Может попробуем авторство вычислить? Покажите класс, господа! Исходным можно взять конец 1782 - дата награждения орденом АП, раньше этой даты портрет не появиться. Леберехт?
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
exkursant, есть хоть какая-то история вокруг предмета? Может быть это часть общей композиции и по сопутствующим сюжетам станет понятнее? Что это вообще и откуда.
Цитата
водолей пишет: При этом определённое сходство между ними, на мой взгляд, всё же есть.
Меня смущает разница по форме носа, размеру глазниц, прикусу и форме подбородка.
Тимофей пишет: exkursant, есть хоть какая-то история вокруг предмета? Может быть это часть общей композиции и по сопутствующим сюжетам станет понятнее? Что это вообще и откуда.
Нет истории. Конверт А4, фото и вопрос: "Кто это?"
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Eva пишет: Извините что вмешалась ..полюбопытствовала тему почитать..если просто по делитантскии свежим взглядомто" левый Бунша " похож особенно бровью " приподнятой" С Ув
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Вице-канцлер Александр Михайлович Голицын на вашем бюсте как раз был награжден и АП и БО, при этом он был сыном Михаила Михайловича Голыцына (я его медальный портрет показал выше)
Вот портрет отца (Михаила Михайловича):
Вот портрет его брата (Дмитрия Михайловича)
А вот потрет дяди (Алексея Дмитриевича)
Семейная черта и доминантный признак - форма носа. Также довольно похожи у всех и подбородки. Жаль, что нет медали самого вице-канцлера, Александра Михайловича. Он вроде был не в фаворе и, видимо, не получил привелегии на собственную медаль. Большой любитель изящных искусств:
Цитата
Голицын был любителем художеств, многое сделал для украшения подмосковной усадьбы Пехра-Яковлевское и собрал целый музей редких картин и скульптуры. Произведения искусства собирал в течение многих лет, много получал в подарок, в том числе от князя Д. М. Голицына. Считая, что его коллекция будет полезной отечеству и, чтобы она не была раздроблена, он завещал её Голицынской больнице в вечное хранение. Но его воля была нарушена наследниками. Вся его галерея в 1817—1818 годах была распродана с аукциона и большая частью ушла за границу.
На портрете Левицкого в ГТГ он еще молодой, изображен с орденом АП и Александра Невского. Но вот что интересно, помер вице-канцлер в 1807 году, а барельеф в аналогичной технике (воск на шифере) из Русского музея датирован 1811-1815. Так что он вполне мог заказывать себе и бюсты, и барельефы и как раз при Павле или Александре мог себе заказать и подобный портрет. Все сходится.
Да, очень похоже, особенно если учесть, что на восковом барельефе он моложе, чем в мраморе. Не нашёл в сети фотографий этого бюста в профиль, аналогичный барельефу. А в Третьяковку попаду не скоро...
И еще дополню. Бюст Шубина из ГТГ - это 1775 год. Резать портрет должны были не с натуры, разумеется, а с какого-то источника. Судя по форме парика (букли, косичка) этот бюст наилучший кандидат. Портрет Левицкого - это 1772 год, и там персонаж изображен довольно моложавым. Но на момент создания барельефа оригиналу - если отталкиваться от моей идеи датировки - уже было прилично лет, поэтому резчик мог немного "состарить" образ. Добавил полноты, мешки под глазами и конечно второй орден, который приобрел особое значение после разделов Польши.
Голицын был любителем художеств, многое сделал для украшения подмосковной усадьбы Пехра-Яковлевское и собрал целый музей редких картин и скульптуры. Произведения искусства собирал в течение многих лет, много получал в подарок, в том числе от князя Д. М. Голицына. Считая, что его коллекция будет полезной отечеству и, чтобы она не была раздроблена, он завещал её Голицынской больнице в вечное хранение. Но его воля была нарушена наследниками. Вся его галерея в 1817—1818 годах была распродана с аукциона, и большая часть ее ушла за границу.
Кстати, у поляков в Википедии бардачок-с со списком кавалеров. Вице-канцлер там поименован как Михаил Михайлович (у которого ордена БО не было). Орден Белого орла я так понимаю, Александр Михайлович получил в 1767 году, в адрес-календаре на этот год указано, что он кавалер Ордена Св. Александра и Белого орла. Обратите внимание, что в Росписи наш орден указан первым, а Белого Орла последним.
На портрете Левицкого 1772 года были только ордена Св. Андрея и Св.Александра (картинка с искаженным цветом с репродукции, на фото оригинала не так заметно). Никакого Белого Орла.
На барельефе было показано 2 ордена (Андрея Первозванного и Белого Орла). Сам орден после третьего раздела (1795) был упразднен. Восстановлен как высший польский орден был как раз в 1807 году, когда и умер Александр Михайлович. Не посмертный ли барельеф? Вопрос чистая фантазия, конечно.
Сюда бы антрополога или криминалиста - у них свои критерии. Я по дилетантски попробовал сравнить соотношение между уровнем зрачков и верхом лба с общей высотой лица... получилось, что Потоцкий не очень-то похож. А. М.Голицын подошел больше. Причем Потоцкий по этому фактору имеет сходство на всех картинах и медали, независимо от возраста. Где-то так...
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
В пользу версии о Станиславе Потоцком следующие доводы: Та самая кираса Вот на портрете Потоцкого с отпрысками из Лувра
Детали портрета (нос и челюсть)
Ну и самое главное - лента ордена. Очевидно, что лента через левое плечо на барельефе из первого поста - это лента ордена Белого Орла, на котором и закреплен замеченный Водолеем знак ордена. Поляк на своем портрете конечно же рассчитывал видеть высший орден своей страны. Орден Св.Андрея Первозванного, хотя и хорошо виден, но все равно как бы в довесок: он и не на ленте, и не на цепи, а просто "прикручен" к груди.
На всех живописных портретах Потоцкого показана лента БО через левое плечо. На всех картинах-портретах А.М.Голицына - лента АП, но через правое плечо.
На барельефе, выходит, все ж таки лента Белого Орла, так как через левое плечо носили именного ленты БО. Пантограф тут совершенно не аргумент - ошибки такого рода вряд ли допускались, изображено то, что и планировал резчик.