28 (16) января 1859 г. Именной указ "О новом гербе на золотой, серебряной и медной монете". (Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. СПб, 1832-1884. Т. 34.).
29 января 1601 года Скончалась Луиза Лотарингская-Водемон - королева Франции (1575-1589), супруга Генриха III Валуа.
Луиза Лотарингская-Водемон (фр. Louise de Lorraine-Vaudémont) родилась 30 апреля 1553 года в замке Номени в Лотарингии. Она была первым ребенком Николя Лотарингского, графа де Водемон и герцога де Меркёр, и Маргариты д’Эгмон, происходившей из знатного голландского рода. Когда девочке едва исполнился год, умерла ее мать. Вторая супруга отца, Жанна Савойская, была очень привязана к ней и дала прекрасное образование.
Генрих Валуа впервые увидел Луизу еще будучи герцогом Анжуйским при Лотарингском дворе герцога Карла III. На него произвела большое впечатление трогательная и нежная красота высокой белокурой девушки с прелестными светло-карими, чуть близорукими глазами. Не желая терять независимость и опасаясь стать супругом слишком властной женщины, он хотел взять в жены нежную и кроткую девушку, которая будет ему преданной помощницей. В январе 1575 года Генрих делает Луизе официальное предложение, вскоре она становится его супругой.
Будучи королевой, Луиза не принимала никакого участия в делах управления государством, хотя не была обделена умом. И все же Генрих III иногда приглашал ее на заседания Совета. Она была верной помощницей Генриха III, искренне любившей его и дарившей ему утешение.
Трагическим завершением правления Генриха III Валуа стало его убийство монахом-фанатиком 1 августа 1589 года. Он погиб, не оставив прямого наследника. Королева Луиза больше никогда не снимет траур, став «Белой Королевой».
Последующие годы она прожила в замке в Шенонсо (который получила в наследство от Екатерины Медичи), погруженная в глубокий траур. Свое наследство Луиза завещала своей племяннице Франсуазе, будущей герцогине де Вандом, жене Сезара Вандомского.
29 января 1601 года Луиза де Водемон умерла в замке Мулен (Франция).
29 января 1616 г. 409 лет назад Открыт мыс Горн — крайняя южная точка архипелага Огненная Земля.
В 1615 году группа купцов из голландского города Хорн организовала экспедицию для поиска нового пути в Ост-Индию. 25 мая из гавани Хорна вышли два судна: «Эндрахт» («Согласие») и «Хорн». На борту обоих судов было 87 человек. Командовал экспедицией Виллем Схаутен, а торговым директором был Якоб Ле-Мер.
В начале декабря они достигли Патагонии, где вытащили корабли на пляж для очистки корпусов от налипших ракушек и водорослей. Один из кораблей, «Хорн», во время очистки воспламенился и сгорел почти дотла. Команда «Хорна» собрала спасенные пожитки и перебралась на «Эндрахт». Плавание продолжалось.
24 января 1616 года корабль миновал Магелланов пролив. Схаутен подозревал, что земля должна когда-нибудь кончиться. Это произошло вечером 29 января. Схаутен назвал южную оконечность Америки мысом Хорн (в русской традиции – мыс Горн, нидерл. Kaap Hoorn, исп. Cabo de Hornos) в честь родного города и погибшего судна.
Кроме того, он доказал, что Огненная Земля – остров. Пересекая Тихий океан, экспедиция совершила массу открытий: острова и целые архипелаги.
В октябре 1616 года корабль прибыл в Батавию – центр голландской Ост-Индии. Однако по прибытию моряков, губернатор Батавии с представления Ост-Индийской компании приказал арестовать их за нарушение прав означенной компании, выразившееся в том, что они прошли без разрешения Магелланов пролив.
«Эндрахт» c грузом был конфискован. Схаутена, Ле-Мера и верных им моряков отправили в Голландию, где их ждал суд. Ле-Мер умер в пути. Общественное мнение в Голландии было взбудоражено. Суд оправдал путешественников, губернатор Батавии был отозван со своего поста, а отцу Ле-Мера было возвращено судно со всем грузом.
Кроме того, Ост-Индийская компания оплатила морякам все издержки, в том числе и за смерть Ле-Мера. А Схаутен в 1619 году опубликовал свои путевые дневники. Так мыс Хорн (Горн) официально появился на картах.
Сегодня на мысе Горн, который расположен на острове Горн в проливе Дрейка, разделяющем Южную Америку и Антарктиду, находится знаменитый маяк. Команда маяка состоит всего из нескольких человек.
29 января 1728 года (297 лет назад) Принято решение о прекращении работ над «Потаенным судном».
В Адмиралтейств-коллегии 29 января 1728 года было принято решение о прекращении работ над «потаенным судном». Никонов был разжалован из мастеров в рядовые «адмиралтейские работники» и сослан в Астраханское адмиралтейство, где в это время строились корабли для Каспийской флотилии, с прочими отправляющимися туда морскими и адмиралтейскими служителями под караулом. «Потаенное судно» было заперто в амбар, где и закончило свой век.
«Потаенное судно» Никонова - первая в мире изначально военная подводная лодка. Чертежей и подробного описания судна не сохранилось. Приблизительная длина судна была не более 6 метров, высота 1,5-2 метра. В корпус были вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приема воды при погружении. В процессе всплытия вода откачивалась за борт вручную с помощью поршневого насоса. В корпусе была сделана шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки, находящейся в подводном положении, движитель в виде весел. Параллельно постройке лодки, Никоновым был разработан один из первых водолазных костюмов для выхода человека из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского корабля, прообраз современного боевого пловца-диверсанта. Памятник первой подводной лодке установлен в городке Сестрорецк, в 11 километрах от Санкт-Петербурга.
29 января 1833 г. 192 года назад Организована первая в России городская почтовая сеть.
Местом, где впервые в России появилась городская почта, был Санкт-Петербург. Первая почтовая сеть открылась 29 января 1833 года. Организована она была следующим образом — город разделили на почтовые округа, всего их было 17. В почтовых округах работали 45 пунктов, где принимали почту. Обычные лавки, работая до позднего вечера, отлично подходили для сбора корреспонденции, которую по два почтальона на каждый округ три раза в день относили на почтамт.
В 1848 году отказались от услуг лавочников, развесив по городу почтовые ящики. На почтамте письма сортировались, ставился штемпель, и письмоносцы разносили их по адресам. «Штемпельные куверты» для оплаты почтовых расходов в Санкт-Петербурге появились с 1845 года.
К 1850 году внутригородская почтовая связь существовала уже в четырех городах России: Петербурге, Москве, Казани и Варшаве (Царство Польское входило в состав Российской империи).
В январе 1858 года в обращении появились почтовые марки вместо «штемпельных кувертов». Рассматривались пробные проекты марок. В результате Почтовый департамент и Экспедиция заготовления государственных бумаг в 1856 году приняли рисунок первой российской почтовой марки. Александр II утвердил замену «штемпельного куверта» почтовой маркой.
К 1875 году городская почта действовала уже в 47 городах России, а к началу 20 века была введена во всех городах страны.
29 января 1856 г. 169 лет назад Учреждена высшая военная награда Великобритании — «Крест Виктории».
Во все времена и у всех народов прославлялись мужество и доблесть воинов, совершавших подвиги во имя Отчизны. Им вручались разного рода награды.
В Великобритании это «Крест Виктории» (англ. Victoria Cross, VC). Самую почетную военную награду Соединённого Королевства ввела 29 января 1856 года королева Великобритании Виктория. Изготавливается награда из бронзы неизменно на ювелирной фирме «Ханкокс».
По форме это простой крест, в центре расположились корона и лев на ней. Слова «За отвагу» четко определяют степень героизма воина, получившего почетный орден. Право получить «Крест Виктории» есть у любого солдата или офицера, служащего в британской армии с одной только оговоркой: подвиг должен быть совершен под огнем противника.
Мало кому при жизни удавалось получить эту награду, поэтому король Эдуард VII в 1902 году разрешил вручать «Крест Виктории» родственникам погибшего героя. А король Георг V в 1920 году сумел убедить Правительство в том, что никакое преступление не дает права лишать героя законной награды. За всю историю существования этого ордена им награждены 1358 человек.
Напомним, что высшая воинская награда Российской Федерации — Орден Святого Георгия, восстановлена 8 августа 2000 года Указом Президента РФ Владимира Путина (ранее была упразднена в 1917 году).
Орденом Святого Георгия и знаком отличия — Георгиевским Крестом награждаются старшие и высшие офицеры России за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, ставших образцом военного искусства, подвиги которых служат примером доблести и отваги для всех поколений защитников Отечества.
29 января 1860 года Родился Антон Чехов - русский писатель и драматург.
Кому не известны цитаты: «Краткость – сестра таланта» и «В человеке все должно быть прекрасно…». Но далеко не все помнят, что их автором был Антон Павлович Чехов, великий русский писатель, чья слава распространилась далеко за пределы России и не померкла до сегодняшнего дня.
Антон Павлович Чехов родился (17) 29 января 1860 года в Таганроге. Учился в Таганрогской гимназии, а в свободное время помогал отцу в бакалейной лавке. Антон очень любил читать и часто читал вслух, разыгрывая сцены перед братьями и знакомыми.
В 1876 году семья разорилась и переехала в Москву. Чехов остался в Таганроге и, чтобы добыть средства к существованию, стал давать частные уроки. После окончания гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета. Чтобы заработать на жизнь, стал писать небольшие юмористические рассказы, публикуя их под псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки и другими. Впоследствии они вошли в сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».
В большую литературу писатель пришел после окончания университета — работая уездным врачом, он одновременно продолжал публиковать свои произведения. Его сборник «В сумерках», вышедший в 1887 году, был замечен читателями и критикой. В том же году была поставлена его первая пьеса «Иванов». В 1890-х годах Чехов был самым читаемым писателем в России.
Основными темами творчества писателя являются идейные искания интеллигенции, проблемы обывательского существования. Его лучшими произведениями считаются рассказы «Палата № 6», «Человек в футляре», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Они и сегодня выглядят современно и с успехом идут во многих театрах мира.
В 1892 году Чехов купил имение Мелихово недалеко от Москвы, где продолжал заниматься литературным творчеством, а также не оставлял своей врачебной практики, помогая местным крестьянам. В последующие годы он много ездил по стране, а в 1898 году из-за ухудшения здоровья перебрался в Ялту, где построил дом. Здесь бывали Л.Н. Толстой, М.Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.И. Левитан.
Однако болезнь - туберкулез - прогрессировала, и летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Однако это не помогло, и (2) 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скончался в Баденвайлере (Германия). Похоронен он был в Москве на Новодевичьем кладбище.
29 января 1886 г. Карл Фридрих Бенц запатентовал первый успешный автомобиль с бензиновым двигателем.
Benz Patent-Motorwagen или трицикл Бенца №1 — первый в мире автомобиль, построенный в 1885 году немецким изобретателем Карлом Бенцем. 29 января 1886 года на него официально был получен патент №37435.
Работу над мотором внутреннего сгорания собственной конструкции Карл Бенц начал ещё в конце 70-х гг. XIX века. За основу была взята конструкция, разработанная немецким инженером Николаусом Отто. В качестве горючего Бенц решил использовать бензин, а не дорогостоящий спирт, на котором работали двигатели конкурентов. Воспламенение горючей смеси осуществлялось при помощи искры. Источником питания служила батарея, ток от которой подавался на индукционную катушку, повышающую напряжение до необходимой величины. Для получения горючей смеси Карл Бенц использовал карбюратор. В 1879 году были проведены первые испытания рабочей версии двигателя.
В 1885 году Бенц впервые установил свой двигатель на колёсную повозку. Этот автомобиль очень напоминал трёхколёсный велосипед с одним передним управляемым колесом и двумя задними ведущими. Кроме того, от велосипеда Карл Бенц позаимствовал трубчатую раму и большие колёса со спицами и резиновыми шинами.
29 января 1886 года Карл Бенц официально зарегистрировал собственный автомобиль, получив патент за номером DRP-37435 «Автомобиль, работающий на бензине» от 2 ноября 1886 года. Уже в июле того же года немецкие газеты сообщили о первом публичном выходе на Рингштрассе в Мангейме трёхколесного Benz Patent Motor Car, модель №1.
В 1887 году Карл Бенц внёс технические модификации в автомобиль, создав модель №2. В 1888 году стартовали официальные продажи автомобиля. В 1889 году была создана модель №3, которая была представлена на всемирной выставке в Париже.
В 1894 году Бенц выпустил новую версию автомобиля, уже с четырьмя колёсами, и назвал её Benz Velo.
В 1906 году в честь 20-летия своего изобретения Карл Бенц передал свой автомобиль в музей города Мюнхен, Германия. В настоящее время он размещён в стеклянной витрине в транспортном центре данного музея.
В 1936 году к 50-летнему юбилею были построены три копии автомобиля Бенца, которые попали в музей Mercedes-Benz, Технический музей в Вене и Музей транспорта в Дрездене.
Всего за время производства с 1886 по 1893 год было создано 25 автомобилей Benz Patent-Motorwagen.
29 января 1895 года (130 лет назад) Первое публичное выступление императора Николая II.
Первым публичным выступлением императора Николая II стала его речь, произнесенная 29 января 1895 года в Николаевском зале Зимнего дворца пред депутациями дворянства, земств и городов, прибывших «для выражения их величествам верноподданнических чувств и принесения поздравления с бракосочетанием».
29 января 1908 г. 117 лет назад Учрежден первый российский аэроклуб.
В первом номере за 1908 год научно-популярного иллюстрированного журнала «Воздухоплаватель», издаваемого в Санкт-Петербурге, вышла статья коллежского асессора Василия Корна, в которой он призвал создать учреждение, пропагандирующее идеи спортивного воздухоплавания среди населения.
Его призыв был услышан, и (16) 29 января 1908 года в Санкт-Петербурге собрались на своё первое собрание учредители российского аэроклуба. Василий Корн писал: «16 января, по приглашению организатора аэроклуба, состоялось собрание 18 учредителей его. После продолжительного обмена мнений решено образовать комиссию для выработки устава клуба. В состав комиссии вошли: председателем В.В. Корн, секретарем Ососов, членами — Клоппенбург, Кипарский, Рынин, Нагель, Яншин, граф Стенбок-Фермор (член Государственной Думы), Б.А. Суворин, полковник Семковский, подполковник Одинцов, штабс-капитан Шабский, Гарут, Фельдберг, капитан Герман и Костович».
На собрании была создана комиссия, которой поручили разработать Устав клуба. Устав определил главную миссию созданного предприятия: развивать в России идеи применения воздухоплавания в научно-технических, военных и спортивных целях; организовать совместную деятельность учёных и любителей воздухоплавания.
Совет клуба, состоящий из 35 человек, был утверждён на общем собрании сроком на 5 лет в ноябре 1908 года. Другим органом самоуправления было общее собрание. Все частные воздухоплавательные учреждения страны были под его началом, за что клуб получил имя «Всероссийский аэроклуб».
Когда в 1909 году Николай II стал покровительствовать летной организации, к названию прибавили слово «Императорский». Тогда же «Императорский всероссийский аэроклуб» (ИВАК) вступил в Международную авиационную федерацию.
Россия не раз была первой в мире в освоении неба и летной техники. 9 сентября 1913 года российский летчик Петр Нестеров положил начало высшему пилотажу, впервые в мире выполнив «мёртвую петлю», названную по его имени петлей Нестерова.
29 января 1932 года (93 года назад) С конвейера сошел первый автомобиль ГАЗ-АА.
На заводе имени Молотова в Нижнем Новгороде, ныне Горьковский автомобильный завод, 29 января 1932 года с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА, известный как «полуторка». Он был создан на базе американского «Форда-АА». Автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 3285 см3, четырёхступенчатой коробкой передач и мог развить мощность в 42 лошадиных силы. Кабина изготавливалась из дерева и прессованного картона. Грузовик обладал высокой проходимостью по грунтовым дорогам, а по шоссе мог развивать скорость до 70 км/ч.
29 января 2000 года (25 лет назад) Крупнейший выигрыш в истории игорного бизнеса.
Официантка отеля «Монте-Карло» 29 января 2000 года стала обладательницей почти 35 миллионов долларов, испытав удачу на одном из игровых автоматов Лас-Вегаса. В казино она решила заглянуть после рабочей смены. У Синтии Джей было 30 долларов, когда она стала играть на автомате, входящем в специальную систему «Мегабакс», в ней объединили свои усилия и капиталы 157 казино штата Невада. Минимальная ставка в игре - три доллара.
Синтия успела проиграть 27 долларов, но решила идти до конца. Последняя попытка чуть не довела азартную официантку до инфаркта - автомат засиял, засверкал, загремел на весь зал, сообщая о джек-поте, размером 34 959 458 долларов. Так Синтия Джей стала обладательницей самого большого на то время выигрыша в игровые автоматы в мире. Для того чтобы заработать такую сумму официанткой, ей понадобилось бы трудиться 1 165 лет.
Руководство системы «Мегабакс» хотело немедленно объявить о небывалом выигрыше, но Синтия настояла, что первой обо всем должна узнать ее мать. И только из уст дочери, а не по телевизору или от соседей. Несколько раз Джей пыталась дозвониться матери, но никто не поднимал трубку.
В конце концов Синтию отвезли домой на лимузине, взяв обещание, что она сразу же вернется в отель «Дезерт Инн Резерт», в казино которого она и превратилась из официантки в миллионершу. После пресс-конференции почетная гостья отеля получила символический чек на всю сумму и чек настоящий - пока на 1,4 миллиона долларов. По условиям «Мегабакс», джек-пот будет выплачиваться ей частями в течение нескольких лет.
К несчастью, девушка недолго наслаждалась неожиданным богатством. Всего через несколько месяцев после выигрыша она получила серьезные травмы в автокатастрофе и оказалась в инвалидном кресле. В интервью Синтия заявила, что променяла бы все свои деньги на возможность ходить и как прежде работать официанткой.
29 января 2010 года Первый полет истребителя пятого поколения Су-57.
Впервые Су-57 поднялся в воздух 29 января 2010 года, совершив полет длительностью около 45 минут. Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель Герой России Сергей Богдан. Су-57 - перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ имени Сухого в рамках проекта «ПАК ФА».
В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов в Комсомольске-на-Амуре, где проводилась сборка опытных образцов, для испытания вооружений. В брошюре, посвященной 80-летию ОКБ имени Сухого от 29 июля 2019 года, было сообщено что истребитель Су-57 запустили в серийное производство. Новый истребитель создан для замены тяжелого многоцелевого истребителя Су-27. Перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разработан ОКБ имени Сухого в рамках проекта «ПАК ФА».
Малозаметность является одним из основных требований к истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения возможности обнаружения самолета в радио, инфракрасном и видимом световом диапазонах длин волн, а также акустически. Это станет одним из факторов повышенной боевой выживаемости истребителя.
Снижение заметности Су-57 в радиодиапазоне обеспечиваются как формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета, так и средствами радиоэлектронной борьбы. В частности, кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов.
Также в конструкции исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта уголкового отражателя. Радиопоглощающие материалы конструкции и покрытия планера в значительной степени снижают силу отражаемых сигналов. В некоторых случаях, например в остеклении кабины, применяются отражающие материалы.
Кроме того, для снижения радиозаметности часть вооружения спрятали во внутренних отсеках самолета. Благодаря этим мерам отражаемый сигнал значительно ослабляется и направляется в сторону от источника.
Отмечается, что стоимость одной единицы Су-57 будет в 2,5-3 раза ниже по сравнению с зарубежными аналогами. По мнению ряда авторитетных военных изданий новый российский истребитель имеет целый ряд ключевых преимуществ над главным конкурентом, американским истребителем пятого поколения F-22 «Раптор».
29 января 2019 года В России найден гигантский алмаз.
Алмазодобывающая компания «Алроса» 29 января 2019 года, добыла крупнейший за последние годы алмаз массой 191,46 карат на месторождении Удачнинского горно-обогатительного комбината. Прозрачный камень с желтоватым оттенком размером 40х31х20 мм был добыт на кимберлитовой трубке «Удачная». Сопоставимый по размеру алмаз был найден более 2,5 лет назад.
Директора Единой сбытовой организации «Алроса» Евгений Агуреев сообщил, что подобные находки крупных алмазов ювелирного качества, вес которых превышает 100 карат, подтверждают, что в запасах кимберлитовой трубки «Удачная» находится достаточно много уникального драгоценного сырья. С начала разработки трубки в 1967 году данное месторождение дало компании сотни крупнейших алмазов.
«Алроса» - крупнейший в мире производитель алмазов. Компания добывает алмазы на территории Республики Саха (Якутия) и Архангельской области. В 2017 году предприятия группы «Алроса» добыли 39,6 миллионов карат алмазов. Выручка от продажи алмазов составила $4,2 миллиарда, бриллиантов - $96,9 миллионов.
29 января 2020 года (5 лет назад) В Санкт-Петербурге состоялась церемония спуска на воду тральщика «Яков Баляев».
Тральщик «Яков Баляев» - российский корабль противоминной обороны, пятое судно проекта 12700 «Александрит». Построен Средне-Невским судостроительным заводом, для нужд ВМФ РФ. Корабль относится к новому поколению минно-тральных сил и предназначен для борьбы с минами, которые новый корабль ПМО может обнаруживать как в воде морских акваторий, так и в морском грунте, при этом, не входя в опасную зону. Для борьбы с минами судно может применять различные виды тралов, а также телеуправляемые и автономные необитаемые подводные аппараты.
На Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге 29 января 2020 года прошла церемония спуска на воду четвертого серийного корабля противоминной обороны проекта 12700 «Яков Баляев». Участие в торжественном событие принял генеральный директор предприятия Владимир Середохо. Корабли проекта 12700 разработки конструкторского бюро «Алмаз» предназначены для борьбы с морскими минами, в том числе с так называемыми умными морскими минами, которые они способны обнаруживать как в воде, так и в морском грунте. В ближнесрочной перспективе для ВМФ будет построена серия из нескольких десятков кораблей противоминной обороны этого проекта. Эти тральщики имеют самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии и обеспечивающий его более высокую прочность в сравнении со стальными корпусами, большую живучесть корабля при поиске мин.
Основные характеристики.
Водоизмещение - 890 т
Длина - 61,75 м
Ширина - 10,8 м
Осадка - 2,68 м
Двигатели - дизель, 2 ДГ по 315 кВт, 2 ДГ по 210 кВт
Мощность - 1×2500 л.с.
Скорость хода - 15-16,5 узлов
Дальность плавания - 1500 миль на 10 узлах
Автономность плавания - 10 суток (по запасам провизии)
29 января 1918 года Совнаркомом Республики принят декрет о роспуске царского флота и создании нового, Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), комплектуемого на принципах добровольности. На следующий день в приложении к приказу по флоту и Морскому ведомству, которым объявлялся декрет, были изложены права и обязанности вольнонаемных моряков.