Занимаясь на досуге изучением ранних рублей Екатерины Великой, рассматривая "вживую" экземпляры, которые находятся у меня в сейчас в наличии и любуясь фотографиями тех, что проходили через меня как предметы продажи, я заметил некоторые забавные различия, ранее (может я конечно заблуждаюсь и многого не читал) никем не зафиксированные. Возможно эти наблюдения не покажутся вам настолько критичными, что-бы предавать им серьезное значение и как-то выделять их в своих коллекциях, но возможно и наоборот, послужат поводом пересмотреть свой коллекционный материал в поисках указанных мной нюансов. Итак, рубль Екатерины II, 1 тип, ММД, смотрим на хвост орла:
А хвост этот интересен тем, что в самом начале чеканки рублей этого типа, кто-то немного просчитался с размером - длинной легенды, опоясывающей державного пернатого. Буква А в слове МОНЕТА очень уж сильно залезала на хвост орлу. И как мы видим, решение было элегантное и простое - отсечь ненужное.
Алексей,спасибо за наблюдение! У меня на 1763-1765 тоже самое Лёш а ты не замечал что среди этих годов улыбка проявляется у Екатерины 2 на разных монетах по разному?... А бывает и вовсе без улыбки
Замечал. Но такие сложные элементы штемпельного рисунка, как лицо императрицы, видоизменялись в силу массы различных факторов, порой без и без участия мастера - резчика, поэтому различать и выделять как какую-то разновидность их право-же не стоит. Это не ходячка ХХ века, где колоски - узелки... Так-же я давным - давно уже "забил" на жабо, на некоторых портретах оканчивающимся на границе контура портрета, а иногда сильно за него выходящем (что как раз можно наблюдать на твоем приведенном примере). Но согласен вот в чем: в коллекции очень красиво смотрятся такие монеты, особенно когда найдешь уж очень сильно отличающиеся выражением лица, да еще и в высоком качестве. Я бы не продавал такой повтор
Насколько я понимаю, рисунок орла был составной, то есть на какие-то элементы были свои пунсоны. Выходит так, что обрезанные перья на пунсоне сточили (он был позитивом).
Но ведь вроде как считается, что на маточник вначале наносили орла, а только потом уже литеры. А в данном случае - наоборот? Вначале надпись, а потом втискивали внутрь орла? Или же изначально понимали, что орла с надписью не вместить, и сразу обрезали три пера на пунсоне, а потом на освободившееся место уже набивали буквы. И таким же образом на всех монетах этого периода.
Интересно, всегда считал это нормой, во всяком случае, что правая сторона хвоста "куцая"... повелось такое чуть-ли не с "орла Дасье". Надо будет глянуть
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Действительно, началось в 1757 году с орла Дасье. Хвост на нём тоже несимметричный, но перья выполнены аккуратнее. В 1760 году рисунок орла на СПБ несколько видоизменился, и тогда уже появились те самые "почиканные" перья в хвосте, которые перешли и на петербургские рубли и Петра III, и Екатерины II.
Вот что и изумляет: неужели нельзя было за такой длительный период облагородить этот фрагмент? И странно что округленных, подправленных под законченность "куцых" хвостов несоизмеримо меньше, чем экземпляров с грубо "срезанными" концами. Должно-то по идее быть совсем наоборот: выявили косяк - исправили.
Наверное, объяснение этому заключается в количестве букв: в слове "монета" их шесть, а в слове "рубль" - пять. Если буквы расположены поровну (по три штуки) с двух сторон от державы, последняя из них должна оказаться под орлом. Потому и перья справа укорочены. Другое дело - орёл московского образца. На большинстве московских рублёвиков, начиная с 1762 года, буквы в слове "монета" расположены таким образом, что буква "Е" находится напротив державы, а не ниже её.
Тоже подумал про рубли Елизаветы. Но интересно замечание ТС - возможно хвост "куций" именно из-за буквы А. Возможно неудача в размещении гуртовой надписи вынудила орнотологические изменения - обрезание.
Однако, вот у меня сейчас в руках пример, вызывающий недоумение своей редковстречаемостью: почему нельзя было на всех монетах делать хотя-бы так? Не стану наверное говорить, что эта монета сейчас находится на моем предновогоднем аукционе на М. Подумают еще, что вся тема создана ради самопиара (блин, уже сказал, уже подумали)
IgorS пишет: Тоже подумал про рубли Елизаветы. Но интересно замечание ТС - возможно хвост "куций" именно из-за буквы А. Возможно неудача в размещении гуртовой надписи вынудила орнотологические изменения - обрезание.
Ув модераторы! Почему в моем посте № 10 слово "тот" является гиперссылкой и ведет на сайт женской одежды? Возмущает больше всего то, что мне за эту рекламу никто не проплачивал! Проверка: тот
Все, и у меня теперь нет... Спасибо за оперативность! Изм: обновляю - и опять есть. Просьба модераторам взять это на заметку. Или это дело в моем компе?
кАллега пишет: Однако, вот у меня сейчас в руках пример, вызывающий недоумение своей редковстречаемостью: почему нельзя было на всех монетах делать хотя-бы так?
Пожалуй, Вы правы - подправили хвост орла в 1765-м. Хотя в 1766-м встречаются и хвосты с "выкусом" (в основном "ЯI", с передатировкой из 1765).
кАллега, спасибо, интересная тема. Я как-то раньше проходил мимо этих особенностей орнитологии, хотя конечно-же на подсознательном уровне ощущал некое несоответствие рисунка хвоста. Думаю, и причина этого явления в процессе данного обсуждения установлена. Кроме того, это обсуждение является яркой демонстрацией роли и, если хотите, предназначения любительской нумизматики. У профессионалов до подобного скрупулезного подхода нет ни времени, ни, вероятно, желания. Между тем, данная тема проливает свет на ряд особенностей технологического процесса производства этих монет, что значимо для нумизматики.
По вопросам приобретения книги от автора - Монета «ефимок с признаком», прошу обращаться в личку.
Eugenius спасибо за отзыв. Я уже довольно продолжительное время собираю воедино свои вот такие незначительные наблюдения по теме рублей Екатерины II, касающиеся правда в основном московской и "грубой" чеканки. Самые интересные обращаю в текстовую форму и фотопримеры. Все тщусь надеждой когда-нибудь это опубликовать Но иногда начинает думаться, что многое из того, что я считаю интересным для себя, будет малоинтересно для окружающих. Решил сам себя проверить, и одно из таких наблюдений выложить на общественный суд. Страшно рад, что тема "куцего" хвоста оказалась замеченной именно теми людьми, мнение которых особенно для меня важно.
Думаю, если Вы напишите по этим вопросам статью, а лучше книгу, это будет интересно многим. При этом, лично мне, да наверняка и не только мне, будет очень интересны Ваши подходы в отношении "грубого чекана". Кстати, думаю, что подобная "обкатка" Вашего материала на этом форуме может оказаться весьма продуктивной вещью, которая сможет продемонстрировать наличие интереса к той или иной теме, а кроме того, в процессе обсуждения грамотными коллегами, может дать ответы на многие вопросы и способствовать развитию темы. Так что, начинайте!
По вопросам приобретения книги от автора - Монета «ефимок с признаком», прошу обращаться в личку.
кАллега пишет: А теперь вопрос. И он наверное все-же риторический: С 1762 года чеканили такую вот монету, с "почиканным" хвостом. Неужели всех все устраивало? .
Конечно же, многие любители нумизматики обращали своё внимание на этот куцый хвост. Что касается того, устраивал ли этот хвост работников монетного двора, - то конечно же устраивал и ущербным его не считали. Как здесь правильно было подмечено, этот (почти этот) куцый хвост появился ещё в 1757 году. И появился этот куцый хвост у Дасье не просто так, а в хорошо продуманном сочетании с формой правого крыла. И вместе, этот куцый хвост и правое крыло составляли некую художественную композицию в оформлении государственного герба. Но позже Иванов создавая свою композицию гербового орла, перенял элемент "куцости" хвоста у Дасье, а формат крыльев изменил на свой лад. И от этого изменения, уже куцый хвост стал бросаться в глаза, так как перестал быть в "одной обойме" с крылом. То есть, из-за нарушения продуманой первоначальной художественной композиции , возникла видимость ущербности одной детали и композиции в целом.