Полуйко Е.Г. "Неизвестный рублевик Анны Иоанновны 1734 года"
Так уж устроено человеческое восприятие, что, почерпнув из различных источников одну и ту же мысль, человек более не задумывается над достоверностью описанного, а принимает его на веру без всяких оговорок. Не смущает его и тот факт, что в литературе исследовательского направления только первое высказывание обосновывается имеющимися аргументами, а все последующие, как правило, являются лишь ссылками и повторениями. И необходим хороший толчок, нужны серьезные дополнительные факты, чтобы осознать, что и до них, и без них сомнения все-таки существовали.
Именно так и происходило, когда в различных каталогах при перечислении отличительных признаков монет Анны 1734 года первыми шли штемпели «типа 1733 года»: сначала «с брошью на груди» (как в 1732 и начале 1733 годов), затем «без броши на груди» (как в остальной период этого года). Да и почему, казалось бы, надо подвергать сомнению такой порядок изложения именно в этом году, если и 1731 год начинался с использования штемпелей типа 1730 года, и в начале 1733 года применялись штемпели аналогичные предыдущим?
И, конечно, можно бы было и не задумываться над использованием в 1734 году штемпелей именно 1733 года, тех, что «без броши на груди». Но как при этом расценивать повторное применение штемпелей типа «с брошью на груди», которые уже год как бездействовали? Что это — возврат к старым штемпелям или возврат к старому типу при изготовлении новых штемпелей?
Ответ находится сразу же, если сравнить единственный описанный штемпель 1734 года «с брошью на груди» с четырьмя известными штемпелями этого же типа 1733 года. Оказывается, что он полностью совпадает с одним из этой четверки (рис. 2)
но совершенно не похож ни на остальные три (рис. 1)
- ни на аналогичную им сотню штемпелей 1732 года. Портрет императрицы на этом штемпеле выполнен крупно, более рельефно, и он тяготеет по исполнению скорее к последующему типу 1734 года, так называемому «царственному», чем к предыдущим монетам.
Отсюда следует, что в начале 1733 года было использовано только три штемпеля типа «с брошью на груди» 1732 года, а в самом конце его был выполнен новый штемпель, который следует понимать как поиск нового типа портрета. Именно его применение продолжено было в начале 1734 года и в каталоги он включен в виде двух штемпельных пар: с разделительными точками в легенде оборотной стороны и без разделительных точек. За ним во всех описаниях идет новая серия портретов без броши на груди и, как уже было отмечено, В первый из них—«царственный» (рис. 4)
— по стилю исполнения лица императрицы наиболее близок этому штемпелю.
Именно близок и именно по стилю исполнения лица.
Остальное же оформление изменено полностью: появился второй ряд щитков на плече, заменив собой традиционные W-образные украшения; лента ордена изображена без складки; сложное украшение на груди заменено тонкой ниткой жемчуга; слово САМОДЕРЖИЦА утеряло три последние буквы; и, что особенно привлекает внимание, в прическе появилась нитка жемчуга, охватывающая пучок волос на затылке императрицы, чего не было ни на одном штемпеле предыдущих лет, но стало обязательным для последующего периода.
Таким образом, только исполнение лица императрицы выдает руку одного и того же мастера, все остальное изменено полностью и сразу.
Но сразу ли?
Летом 1990 года автору этих строк был показан рублевик Анны из одной московской коллекции, который ответил на этот вопрос (рис. 3).
Вот детальное описание его.
Лицевая сторона.
Выражение лица императрицы полностью совпадает с уже упомянутыми двумя монетами этого года, а размер портрета является промежуточным между ними. Наличие броши на груди, ряда украшений на плече и полного слова САМОДЕРЖИЦА указывает на происхождение его от прототипа 1733—34 годов «с брошью на груди», в то же время нитка жемчуга в волосах и длинный локон на ленте роднят его со штемпелем последующих выпусков. Есть и собственные отличительные признаки: наличие гвоздей в щитках, своеобразная форма складки одежды на груди, характер украшения под ней. Все это свидетельствует о непрекращающихся поисках нового типа портрета в начале года, а исключительная редкость монеты (это первая находка за 40 лет систематизации монет Анны!) позволяет считать ее очередной пробой в этом поиске. Подтверждается это/и тщательностью исполнения всех деталей рисунка.
Оборотная сторона.
Орел и легенда в деталях своих практически полностью повторяют штемпель 1733 года, в котором цепь ордена имеет розетки вместо звездочек. Однако особо следует отметить, что дата на нем не перегравирована из предыдущей, как на всех других, а выполнена именно в 1734 году, и это отводит ему заключительное место в ряду штемпелей «типа 1733 года».
По-видимому, на смену именно этой монете пришли пять новых штемпелей, объединенных общей характеристикой «царственные» и отличающихся крупным портретом с пятью жемчужинами в волосах и короной, выходящей в разрыв легенды. Все они сочетаются с новым типом оборотной стороны, имеющим крупный украшенный крест державы.
Таким образом, вашему вниманию предложена неописанная ранее рублевая монета Анны Иоановны 1734 года, являющаяся пробой в ряду изменения рисунков лицевой стороны и дополняющая цепочку последовательного перехода рисунка от типа 1733 года к последующему типу.
Литература:
1. Георгий Михайлович, вел. кн. Монеты царствования императрицы Анны Иоановны и императора Иоана III.— СПб., 1901. 271 е., XVI табл.
2. Чижов С. И. Описание вариантов, некоторых типов русских монет последних двух столетий. — М., 1904.
3. Уздеников В. В. Монеты России. 1700—1917. — М.: Финансы и статистика, 1986. 504 е., табл.
Смотрите также:
Источники:
Сборник Московского нумизматического общества (МНО) № 2, 1992 г.
Автор:
Полуйко Е.Г.
Прочитано 13980 раз(а)
Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:
Монеты России 1700-1917 серебро
Московское нумизматическое общество (МНО)