Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.


На главную страницу Библиотеки

Полуйко Е.Г. "Неизвестный резчик монетных штемпелей Анны Иоанновны 1734 г."

1.jpg

Рубль императрицы Анны Иоанновны 1734г., имеющий ини­циал "В" в нижней части первой ленты наплечника, пользуется повышенным интересом у коллекционеров-любителей и упоми­нается во всех крупных каталогах. В статье-исследовании "Медальер Иван Васильев" ("Советский коллекционер", №13, 1975) М.М.Максимов относит эту монету к деятельности упомя­нутого "резного штемпельного дела мастера". Заодно же его ра­боте он приписывает и весь выпуск 1734 года, обосновывая свои доводы тем, что монета с инициалом "В" и все прочие монеты этого года на оборотной стороне в цепи ордена Андрея Перво­званного имеют розетки вместо звезд, характерных монетам 1730-1733 годов. Более того, по тексту само собой получается, что "этот тип лицевой стороны просуществовал на монетах четыре года (1734-1737), а в 1735 г. был даже единственным". Справед­ливо ли считать, что все это работа Васильева? Не смущает ли тот факт, что после сентября 1736 г. в документах Монетного двора фамилия Васильева больше не встречается?

Итак, одного ли мастера рука создавала в 1734 г. тип лицевой стороны монеты, вошедший в литературу последних лет как "идеализированный"?

Поштемпельная систематизация монет Анны Иоанновны и сравнительные исследования различных деталей рисунка на этих монетах дали большое количество фактов, позволяющих усом­ниться в однозначности и безоговорочности ранее сделанных выводов. Факты эти дают основания предположить, что одновременно работали два различных мастера, имеющих свой сформировавшийся подход и свою трактовку рисунка.

Рассмотрим лишь некоторые из них.

Факт первый.

Общеизвестно, что монеты эти существуют в двух вариантах: с подвеской из трех жемчужин на груди (или из трех драгоцен­ных камней?) и без них, и относятся с последнему монетному типу года, насчитывающему более 50 различных штемпелей. Ес­ли принять во внимание, что всего лицевых штемпелей в этом году вырезано около 80-90, то на чеканку монет этого последнего типа должно было быть потрачено более полугода. И тем непо­нятнее упорство, е которым весь этот период приблизительно поровну изготовлялись штемпели без подвески (23 варианта) и с подвеской (29). Так, не является ли подвеска отличием (своеобразной неофициальной авторской меткой) в работе второ­го мастера? Тем более, что другие отличия тоже существуют:

- лицевые стороны монет "без подвески" выполнены более профессионально, единообразно и тщательно; расположение ле­генды выдержано строго в духе предыдущего типа, где "только крест короны разделяет надпись"; все портреты схожи как по размерам, так и по выражению лица;

- расположение легенды во втором варианте выдерживать не удавалось и здесь существуют штемпели, где крест короны при­ходится на букву "А" слова IМПЕРАТРИЦА, на промежуток между словами или на какую-либо из трех следующих за ним букв; не соблюдались и размеры портрета, а изменения выраже­ния лица императрицы были таковы, что позволили в англий­ском каталоге по некоторым экземплярам штемпелей всю эту группу и последующий 1735 г. объединить общим названием "horse face" ("лошадиная морда").

Слишком уж значительны все эти различия, чтобы считать обе группы штемпелей работой одного и того же мастера.

Факт второй.

Оборотные штемпели 1734 г. также могут быть четко разделе­ны на две группы со своими совокупностями признаков. В лите­ратуре есть попытки провести такую группировку по наличию или отсутствию разделительных точек в легенде, но более глубо­кого анализа не проводилось, хотя предпосылок к этому доста­точно. Для доказательства существования двух самостоятельных  типов рисунка оборотной стороны монет отличительные призна­ки этих типов сведены в таблицу.

3.jpg

Дополнительным доказательством может служить еще и то, что только один из этих наборов признаков принят для использо­вания в 1735 г., в то время, как в исследуемом году известны мо­неты с 23 различными штемпелями первого типа и с 26 - второго (и опять почти поровну!).

Факт третий.

В течении всего периода использования лицевых и оборотных штемпелей сочетание их в штемпельных парах было строго зако­номерно: лицевая сторона "без подвески" всегда была в паре с оборотной типа "с разделительными точками в легенде", а второй ти портрета - только со вторым типом герба. Таким образом, по­лучены веские основания говорить не только о двух типах порт­рета, но и о двух типах штемпельных пар, имеющих не только отличительные признаки для идентификации их, но и броскую, удачно расположенную и хорошо заметную деталь - подвеска на груди императрицы, что может служить надежной отличительной меткой второго мастера.

И факт четвертый, свидетельствующий об одновременном изготовлении и использовании штемпельных пар обоих типов.

В начале 1734 г., после кратковременного применения шести штемпельных пар предыдущего года с перегравированной датой (свидетельство неподготовленности монетного двора к работе с новыми штемпелями), был осуществлен кратковременный, практически пробный выпуск монет с большим портретом императрицы, куда относится и т.н. "царственный" портрет. В паре с одним из этих штемпелей известен и оборотный штемпель второго типа. В следующем, и также кратковременном выпуске монет промежуточным типом портрета оборотных штемпелей обоих типов было уже почти поровну. Из этого можно сделать заключе­ние, что затянувшийся процесс отработки нового портретного рисунка, который, как предполагает М.М.Максимов, выполнял мастер Иван Васильев, нарушил ритмичность изготовления штемпелей и потребовал привлечения новых мастеров. Таким образом, оборотные штемпели второго типа появились несколько позже штемпелей Васильева, но значительно раньше перехода на заключительную серию портретов. По-видимому, работа второго мастера над оборотными штемпелями была одобрена, и потому в дальнейшем ему была доверена, вместе с основным мастером, работа над более сложными и ответственными портретными штемпелями с момента окончательного становления монетного типа.

И вот теперь уместно будет сообщить о недавней находке - монете с портретом второго (с подвеской на груди), сведений о которой до настоящего времени в литературе не было. По рисун­ку самого портрета она полностью повторяет одну из монет, по­меченных меткой Васильева, однако от всех других монет этого года ее отмечает отсутствие на груди свивающих из-за плеча лент наплечника обычно их 2 или 3. Главным же отличием следует считать небольшую метку А (возможно, буква А или Л), разме­щенную на груди под орденской лентой, у самого обреза бюста. Примечательным является и то, что это единственная известная монета "с подвеской на груди", оборотная сторона которой, хотя и не имеет разделительных точек в легенде, но по всем остальным отличительным признакам совпадает со штемпелями первой Руппы: имеет овальный контур хвоста, маленькую корону над орлом, одинарную рамку щитка герба Москвы и букву против державы.

Случайны ли такие совпадения? Не являются ли эти монета с '^личными метками результатом копирования различными ма­врами одной и той же исходной модели? 

И, наконец, последнее наблюдение.

Вспомним упоминавшуюся ранее статистику. Штемпелей оборотной стороны монет второго типа известно 26 различных вариантов, а первого меньше - только 23, хотя применять их начали с самого начала года. Лицевых штемпелей "с подвеской" - 29, а "без подвески" - 23 - и опять меньше.Есть ли этому объяснение? Не отошел ли к концу года мастер Васильев от изготовления мо­нетных рублевых штемпелей? И не здесь ли следует искать при­чину того, что для чеканки монет последующего 1735 года изго­тавливались только штемпельные пары второго типа, т.е. именно те, которые были в работе и, возможно, единственными в конце 1734 года?

2.jpg

Смотрите также:

Полуйко Е.Г. "Рубль Анны Иоановны". Каталог. Оригинальное издание 1989 г. с издательской обложкой.


Источники:  Нумизматический сборник Московского нумизматического общества (МНО) № 4, 1996 г.
Автор:  Полуйко Е.Г.
Прочитано 13398 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро Московское нумизматическое общество (МНО)

На главную страницу Библиотеки


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2024 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса