Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.


На главную страницу Библиотеки

Твердюков И.Н. "Фаберже".

Твердюков И.Н. "Фаберже".

Имя Фаберже на слуху вот уже около 150 лет. Более 100 лет прошло с момента ликвидации фирмы после революции в России и смерти ее руководителя, однако оно не забыто, как это произошло с большинством его коллег, известных ныне только узким специалистам. Регулярно проходят масштабные международные выставки, появляются новые значительные коллекции работ Фаберже, каждый год публикуются исследования его творчества. Чем же оно до сих пор так интересно и так сильно задевает за живое? Некоторые искусствоведы не без оснований отмечают, что Карл Фаберже в художественной части нередко подражал известным старым, чаще европейским, мастерам, да и технические находки предшественников также были в чести у сотрудников фирмы; отчасти это справедливо, но изделия Фаберже исполнены столь искусно и с таким чувством стиля, что представляют собой совершенно уникальное явление.
**********
Ковш. Россия, Санкт-Петербург, 1909 г. Фирма «К. Фаберже», мастер Генрик Вигстрём. Нефрит, золото, алмазы, эмаль, полтина Екатерины II. 3,7х 12 х 6,1 см. 
Ковш. Россия, Санкт-Петербург, 1909 г. Фирма «К. Фаберже», мастер Генрик Вигстрём. Нефрит, золото, алмазы, эмаль, полтина Екатерины II. 3,7х 12 х 6,1 см. Клейма: «НМ», клеймо-тройник Петербургского пробирного управления с цифрами пробы «56» и женской головкой в кокошнике, обращенной вправо. Провенанс: был куплен Николаем П 21 марта 1909 г. за 275 руб. С экспертным заключением. 
Нефритовый ковш с ручкой из золота в стиле Людовика ХV, украшенный золотой монетой с красной эмалью по гильошированной поверхности в обрамлении из алмазов. Изделия с нефритом были в числе наиболее дорогих в силу значительной себестоимости, связанной с дороговизной камня высшего качества и сложной его обработкой. Нефритовые предметы Фаберже часто бывали выточены очень тонко, что создавало эффект прозрачности камня и позволяло великолепно показать его красоту. Согласно архивным данным, представленный ковш был куплен императором Николаем II, дальнейших данных о его бытовании в настоящее время не найдено, вероятнее всего, он был использован для подарка.
Аукционный дом Александр. Аукцион Частных Коллекций № 1, 24.11.2022. Лот № 223. Эстимейт 7,000,000 - 10,000,000 руб.
**********
Гений Карла Фаберже позволил ему сделать из рядовой петербургской ювелирной фирмы, созданной его отцом Густавом, огромное предприятие, которое не просто на равных конкурировало с величайшими западными ювелирными гигантами, — произведения Фаберже зачастую превосходили их продукцию по многим параметрам. Сам Карл Густавович говорил в 1914 году в интервью журналу «Столица и усадьба»: «Понятно, если сравнивать с моим делом такие фирмы, как "Тиффани", "Бушерон", "Картьс", то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня... У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей... Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов». Фаберже удалось создать свой собственный, узнаваемый с первого взгляда стиль. Основой достижения успеха была ставка на художественность: даже недорогие поделочные камни обычно подбирались для наилучшего воплощения задумки художника настолько щепетильно и качественно, что изделия неизменно становились шедеврами.
**********
Рамка с портретом Великого Князя Бориса Владимировича. В оригинальном футляре. Россия, Санкт-Петербург, 1899—1904 гг. Фирма «К. Фаберже», мастер Андерс Невалайнен. Дерево, серебро, позолота, гильош-эмаль. 42,3 х 31,8 х 1,8 см.
Рамка с портретом Великого Князя Бориса Владимировича. В оригинальном футляре. Россия, Санкт-Петербург, 1899—1904 гг. Фирма «К. Фаберже», мастер Андерс Невалайнен. Дерево, серебро, позолота, гильош-эмаль. 42,3 х 31,8 х 1,8 см. Клейма: «К. Фаберже», «АМ», клеймо-тройник Петербургского пробирного управления с цифрами пробы «88», женской головкой в кокошнике, обращенной влево, и инициалами пробирного мастера «ЯЛ». С экспертным заключением. Рамка с прозрачной белой перламутровой эмалью по гильошированному фону украшена серебряными позолоченными накладками, рамкой с жемчужником по краю стекла, рамкой с листьями аканта по внешнему периметру и оправлена в раму из клена «птичий глаз». Свилеватая текстура древесины подчеркивает стройность основной композиции предмета. Рамка представляет собой характерный образец аналогичных произведений в неоклассическом стиле, изготовленных в мастерской Невалайнена. При этом она, видимо, самая крупная из ныне известных и отличается к тому же выдающейся сохранностью. Исключительной редкостью является наличие оригинального футляра. В рамке сохранилась аутентичная фотография великого князя Бориса Владимировича в гусарской форме, с его автографом.

Фотографии с автографом, подобные представленной, обычно дарились по важному семейному поводу внутри близкого круга родственников императорской фамилии в качестве личного подарка, лишь в редких случаях и при условии близких и доверительных отношений выходя за пределы семьи. На сохранившихся изображениях различных императорских и великокняжеских интерьеров можно увидеть столы, заставленные такими фотографиями в дорогих рамках, как правило, полученных в виде личных подарков от родственников.

Великий киязь Борис Владимирович (12(24) ноября 1877, Санкт-Петербург — 9 ноября 1943, Париж) — третий сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, внук императора Александра II. Согласно традициям, существовавшим в императорской семье, сделал военную карьеру. Командовал в 1914 г. лейб-гвардии наследника цесаревича Атаманским полком. Свиты Его Императорского Величества генерал-майор в 1915 г. позднее в том же году ушел в отставку и назначен походным атаманом всех казачьих войск при Верховном Главнокомандующем. Большого интереса к службе не проявлял, в высшем свете приобрел славу ловеласа, грозы ревнивых мужей и бдительных матерей. Неудачно сватался к принцессе Виктории Евгении Баттенбергской, позднее в 1916 г. к дочери Николая II, Ольге Николаевне. Императрица Александра Фёдоровна была категорически против этого брака, Ольга также не проявила энтузиазма. Факт отказа стал поводом для серьезного кризиса в отношениях между ветвями семьи Романовых. После революции сумел уехать на юг России и оттуда перебраться в Европу вместе с матерью Марией Павловной и младшим братом Андреем Владимировичем. С ними следовали его любовница Зинаида Рашевская и известная балерина Матильда Кшесинская, будущая жена брата. В 1919 г., в Генуе, Борис Владимирович заключил брак с Зинаидой Рашевской. Брак был неравным и не был признан старшим братом Кириллом Владимировичем, провозгласившим себя главой семейства Романовых, также был плохо воспринят матерью, великой княгиней Марией Павловной, ожидавшей для своего сына блестящей светской партии. Несмотря на былую репутацию, Борис Владимирович оказался счастлив в браке. Из родственников в основном поддерживал отношения с Андреем Владимировичем и его женой Матильдой Кшесинской. Семья сумела вывезти некоторые средства из России и не нуждалась, тем более что Борис Владимирович оказался весьма способным к биржевым спекуляциям, Получив после смерти матери в наследство парюру с изумрудами, купил замок Сан-Суси под Парижем. Умер в Париже в 1943 году.

Аукционный дом Александр. Аукцион Частных Коллекций № 1, 24.11.2022. Лот № 231. Эстимейт 12,000,000 - 15,000,000 руб.

**********

Способствовала успеху и нестандартная организация дела. Фаберже сохранил за собой общее руководство, контроль за продажами и дизайн, само же производство было передано в мастерские, имевшие определенную хозяйственную самостоятельность и специализацию. Причем это было сознательным решением: Карл Фаберже не просто привлекал «свободных» владельцев мастерских под свое крыло, но и помогал им финансово. Взамен чаще всего они были обязаны работать по эскизам фирмы и всю свою продукцию реализовывать исключительно через магазин Карла Фаберже. Раздел прибыли осуществлялся после продажи, себестоимость же изготовления предметов полностью покрывалась самим Фаберже. Для исполнения эскизов привлекались известнейшие живописцы, скульпторы, архитекторы — фактическив распоряжении фирмы находились лучшие художественные силы страны.
Постоянными покупателями фирмы были европейские монархи, в том числе члены королевских семейств Англии, Дании, Италии, Испании, Швеции, Болгарии, кайзер Германии; значительное собрание шедевров Фаберже также сложилось из приобретений короля Таиланда Чулалонгкорна. Книга продаж магазина Фаберже в Лондоне выглядит как страницы справочника «Кто есть кто» в рядах родовой и финансовой аристократии всего мира: рядом с именами британских монархов, русских великих князей стоят фамилии известнейших дипломатов, банкиров (например, Ротшильдов) и многих других видных
личностей.
Карл Фаберже был удостоен различных наград и званий от огромного числа государств мира. Фирма Фаберже имела большой успех на внешнем рынке, но главными се клиентами были, конечно, представители Российского императорского дома, русская знать и промышленники. Именно их спрос стал основой финансового успеха предприятия. Фирма расширялась, помимо основного отделения в ‘Санкт-Петербурге были созданы се филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.
**********
Увеличительное стекло (лупа). В оригинальном футляре. Россия, Санкт-Петербург, 1900—1901 гг. Фирма «К. Фаберже», мастер Михаил Перхин. Золото, гильош-эмаль, стекло. Длина 11,6 см, диаметр оправы 3,4 см, толщина 0,9 см.
Увеличительное стекло (лупа). В оригинальном футляре. Россия, Санкт-Петербург, 1900—1901 гг. Фирма «К. Фаберже», мастер Михаил Перхин. Золото, гильош-эмаль, стекло. Длина 11,6 см, диаметр оправы 3,4 см, толщина 0,9 см. Клейма: «Фаберже», «М.П», клеймо-двойник Петербургского пробирного управления для изделий весом до 8,54 г с цифрами пробы «56» и инициалами пробирного мастера «ЯЛ». Номер фирмы Фаберже: 3848. Провенанс: Christie's‚ «The Di Portanova collection of Faberge», 25.10.2000, № 498. Выставки: Wartski 23.11.2010, № 34. Публикации: Wartski «The last flowering of court art», 2010, pp. 96-97.  С экспертным заключением.
Фирма Фаберже производила очень много утилитарных предметов, не только дорогостоящих из-за использованных при их изготовлении благородных металлов и драгоценных камней, а превращенных мастерами в уникальные произведения искусства. Одним из таких раритетов является представленное увеличительное стекло, с отделкой двуцветным золотом, белой эмалью светло-сиреневого оттенка, прозрачной перламутровой эмалью на гильошированной поверхности. Особенность предмета состоит в оригинальном, редко встречаемом рисунке гильоша.

`Увеличительные стекла вообще не производились массово в России, поскольку сами линзы были монопольной продукции германских фирм и продавались весьма дорого. Нечасто они встречаются и в продукции фирмы Фаберже. Изделие отличает наличие собственного, оригинального, фирменного футляра, при том что обычно коробки в процессе бытования предметов не сохранялись.

Аукционный дом Александр. Аукцион Частных Коллекций № 1, 24.11.2022. Лот № 246. Эстимейт 4,000,000 - 6,000,000 руб.

**********

Фаберже потерял свое дело в ходе революции 1917 года в России, и фирма более никогда не была восстановлена, несмотря на неоднократные попытки наследников мастера, оказавшихся в эмиграции. Можно предположить, что в отрыве от русского общества повторить успех Карла Фаберже вряд ли было возможно.

В Советской России, нуждавшейся в средствах, большинство шедевров фирмы Фаберже было продано за границу. Огромное количество предметов попало на Запад — частично в багаже эмигрантов, частично в ходе «рейдов» международных антикварных торговцев, частично в ходе государственных распродаж музейных запасников. Немалый объем предметов оказался на Западе через дипломатические и торговые связи 20-30-х годов, систему Торгсинов, потом — через солдат и трофейные команды вермахта в ходе Второй мировой войны.
В СССР наследие Фаберже было почти забыто. Первое время в музеях к изделиям его фирмы даже относились с плохо скрываемым презрением как к устаревшим предметам мещанского быта, позднее избегали упоминаний о них как о бывшей собственности господствующих классов. Только в 1980-х годах произошли какие-то изменения на фоне ностальгического сожаления о «России, которую мы потеряли»: стали интересоваться и работами Фаберже, проводить выставки, издавать книги, исследовать архивы, появился коллекционный рынок.
Интересу к теме Фаберже способствует ее значительная разработанность на Западе и международное признание. Исторически сложилось, что родственные и дипломатические связи российского императорского двора, представители которого дарили множество изделий Фаберже, участие фирмы в крупных международных выставках, наличие магазина в Лондоне и большая его популярность среди европейского высшего света познакомили мир с творчеством мастера.
Наследием Фаберже в разное время увлекались многие крупные коллекционеры, значительная часть предметов в составе их собраний впоследствии оказалась в музсях. Например, крупная коллекция принадлежит британской королевской семье, также стоит упомянуть коллекцию семьи Макферрин из Техаса. Еще одно, безусловно выдающесся, собрание принадлежит экс-эмиру Катара, Хамаду бин Халифа Аль Тани. Легендарной коллекцией изделий Фаберже в свое время владел американский предприниматель Малкольм Форбс, в настоящее время она превратилась в самое крупное в мире собрание
Музея Фаберже на Фонтанке.
Среди российских государственных музеев, владеющих коллекциями Фаберже, стоит упомянуть Музеи Московского Кремля, Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный исторический музей, Омский музей имени Врубеля, Минералогический музей РАН имени А. Е. Ферсмана и музей Санкт-Петербургского Горного университета. Все эти собрания содержат немало превосходных предметов. В остальных музеях предметы Фаберже представлены крайне эпизодически.
За все время фирма Фаберже произвела около 150 000 предметов, однако столь значительные цифры не должны вводить в заблуждение искусствоведов и коллекционеров, так как только примерно 25 000 предметов проходят по категории «фантазийных изделий», а именно они и являются основными предметами коллекционирования. Трудно даже гипотетически представить себе, насколько значителен урон, нанесенный этим предметам временем, особенно учитывая две мировые войны, революцию, работу скупок и прочие реалии ХХ века. В результате всего вышеперечисленного количество оставшихся в мире предметов крайне мало, а сохранность их часто оставляет желать лучшего. На сегодняшний день подобных предметов в коллекционной сохранности осталось не более 30 %, то есть около 8 000, как минимум половина из них уже находится в различных музеях мира. Таким образом, вероятное количество произведений фирмы, до сих пор доступных для собирателей, около 4 000 на все мировые коллекции.
Наследие Фаберже, с одной стороны, является частью российской культуры, а с другой — это международный бренд, конъюнктура и стоимость предметов которого зависят не только от локального российского рынка, но и от мировых тенденций. В целом стоит отметить, что изделия Фаберже еще полностью не перешли в собственность музеев, как это уже случилось с большинством более ранних предметов, но с каждым годом возможность их приобретения стремительно сокращается.

**********
Информационные вставки с фото не относятся к оригинальному тексту автора, а являются лишь дополнительным иллюстративным оформлением страницы сайта по разрешению правообладателей.

Источники:  Аукционный дом "Александр". Аукцион частных коллекций № 1, 2022 г.
Автор:  Твердюков И.Н.
Прочитано 362 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Антиквариат

На главную страницу Библиотеки


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2024 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса