Вторая группа определяет качество заготовки или монетного кружка до того момента, когда он попадает под монетный штемпель. Рис.10. Неправильная заготовка (англ.Ragged flan). Г.Кассий Лонгин, 42 год до н.э., денарий Монетные заготовки перед чеканкой должны были подвергаться предварительной обработке для того, чтобы конечный продукт получался более качественным. Очевидно, что некоторые заготовки такой операции не подвергались, поэтому получившиеся монеты не совсем круглые и плоские. Такие монеты необходимо отличать от обломанных монет, которые получаются, если в процессе денежного обращения внутренний дефект заготовки, например трещина, проявляется и от монеты откалывается кусок. Рис.11. Прямоугольный монетный кружок (англ.Squared flan). Салонина, 254–268 годы, сестерций Некоторые римские медные монеты II-III веков отчеканены на монетных кружках, которые изготовлены не методом литья, а, кажется, вырезанием заготовки ножницами из листа металла. Эти монеты имеют характерную прямоугольную форму, поэтому часть изображения, особенно легенда, при чеканке утеряна Рис.12. Дефекты заготовки при литье (англ.Casting voids and flan flaws). Веспасиан, 69–79 годы, денарий Иногда сплав заготовки содержит посторонние твердые включения, например, из не расплавившегося металла, входящего в состав сплава. Также плохая подготовка сплава для монетного кружка иногда приводит к возникновению глубоких каверн на поверхности заготовки. Даже последующая чеканка не может полностью убрать эти каверны с поверхности монеты, что, конечно, значительно ухудшает внешний вид монеты. Рис.13. Плоское пятно напротив портрета (англ.Flat spot opposite head). Констанций Хлор, 293–306 годы, фоллис Бюст правителя на аверсе – обычно самая высокая часть монеты и, соответственно, самая глубокая часть монетного штемпеля. Когда монетный кружок недостаточно толстый, а сила удара невелика, на реверсе получается пустое пятно в том месте, где металл при ударе заполнил глубокое место штемпеля и прогнулся в сторону аверса. На этой монете видна непрочеканка на верхней части фигуры Гения. Третья группа уточнений касается качества удара молотом по монетному штемпелю. Рис.14. Четко отштампованная монета (англ.Bold). Домициан, 81–96 годы, денарий Монеты, четко отштампованные на большом кружке, особенно ценятся коллекционерами, поэтому при описаниях такие монеты особенно оговариваются. В качестве признаков такого тщательного изготовления можно упомянуть наличие на монетном кружке полностью отчеканенного жемчужного круга и монетной легенды. Рис.15. Слабый удар при чеканке (англ.Soft strike). Траян Деций, 249–251 годы, антониниан На реверсе этой монеты небольшой износ, тем не менее, мелкие детали не видны. Это произошло вследствие слабого удара при изготовлении. Рис.16. Трещина от сильного удара (англ.Severe striking crack). Максимин Фракиец, 235–238 годы, сестерций Многие монеты имеют небольшие трещины на краях. Глубокая трещина на фланце не задела важные детали, но обращаться с такой монетой стоит крайне аккуратно. Рис. 17. Двойной удар (англ.Double Struck). Максенций, 307–312 годы, фоллис Многие античные монеты были выбиты более чем одним ударом молотка. Когда монетный кружок сдвигается между ударами, то в результате получается монета с удвоенным рисунком. Двойной удар ведет к утере деталей и крайне нежелателен. На представленном примере, на реверсе изображение храма зеркально отразилось благодаря второму удару. Четвертая группа определяет качество использовавшегося при чеканке монетного штемпеля. Рис. 18. Засоренный штемпель (англ.Filled die). Септимий Север, 193–211 годы, сестерций Соринки и частички постороннего материала, попавшие в штамп, могут при чеканке «стереть» отдельные буквы, но другие оставить отчетливыми. На представленном сестерции легенда реверса практически Рис. 19. Трещина штемпеля (англ.Die Crack). Август, 14–37 годы, денарий Отчетливая линия проходит от затылка императора к краю монеты, что является результатом трещины в штемпеле. Рис. 20. Выщербленный штемпель (англ.Die cud). Волузиан, 251–253 годы, антониниан Более сильные повреждения штемпеля с утерей его частей формируют на монете комки. Наплыв металла на ухе и лучевой короне императора образовались именно из-за выщербленного в этом месте штемпеля. III. Степени сохранности монет в зависимости от воздействия окружающей среды
Третьим фактором, кроме износа и качества изготовления, являющихся основой всех стандартных градаций, необходимо также учитывать химическое или механическое воздействие, которому подвергалась монета в процессе обращения. Иногда это воздействие вполне положительно, образуя так ценимую коллекционерами патину, но, по большей части, нижеприведенные примеры описывают недостатки монет, которые образовались от пребывания в земле или соприкосновения с руками коллекционеров, археологов, реставраторов и таможенников. Осторожная очистка может улучшить состояние, но всегда при этом существует опасность полностью погубить монету. В аукционных каталогах после описания монеты очень часто встречается именно характеристика состояния поверхности монеты и патины на этой поверхности. Экземпляры медно-бронзовых номиналов без патины оцениваются существенно ниже аналогичных монет, имеющих патину. Особенно красивая патина может существенно увеличить цену монеты, являясь помимо прочего и дополнительным подтверждением подлинности данного экземпляра.
Страница
2 - 2 из 3 Начало
|
Пред.
|
123
|
След. |
Конец
| Все