Классификация степеней сохранности античных монет. Пятыгин А.
Страница
1 - 1 из 3
Начало | Пред. |
123
|
След. |
Конец
| Все
«С великой разборчивостью и строгостью он требовал, чтобы монеты были неистертые…» Светоний. «Нерон», 44. Коллекционеры монет традиционно стараются приобретать монеты в наиболее лучшем по сохранности состоянии, тогда как для нумизматики, как науки, достаточно такое состояние монеты, при котором она уверенно определяется. В связи с вышесказанным, именно коллекционеры разделяют монетный материал по состоянию, присваивая каждой конкретной монете свою степень сохранности. Необходимо отметить, что собиратели современных монет, оценивая их состояние, сходятся в оценке почти всегда, зачастую позволяя делать себе покупки монеты на основании только словесного описания и оценки сохранности. Коллекционеры античных монет, достаточно часто, оценивают состояние конкретной монеты каждый по-своему, причем, обоснованность оценки каждого имеет под собой веские основания. Факторы античного производства и влияние времени оказываются настолько разными, что две однотипные монеты, оцененные по состоянию как «Очень хорошая монета (Very Fine)», будут абсолютно не похожи друг на друга. Нумизматы и продавцы очень часто не согласны в том, какой именно термин употребить при оценке конкретного экземпляра. В нашу задачу входило показать, какими внешними признаками необходимо руководствоваться при оценке собственных монет и как наиболее правильно оценить монету только по описанию в аукционном каталоге, даже если ее изображение недоступно. В настоящем разделе рассматривается классификация монет с учетом факторов, используемых при описании именно в аукционных каталогах по продаже античных монет. I. Степень сохранности монет по износу при обращении
Первый фактор, на который обращается внимание при описании и оценке сохранности монеты, это степень износа ее в процессе денежного обращения. В приведенной ниже таблице даны названия наиболее распространенной сейчас шкалы сохранности монет по износу. Необходимо отметить, что каждая сторона античной монеты должна оцениваться отдельно, в том числе и из-за особенностей античного производства, например, когда верхний и нижний монетные штемпеля служили разное количество времени. Рис. 1. Состояние MS (Юлия Домна, 193–217 годы, денарий)
Монеты в таком состоянии коллекционеры современных монет иногда делят на две части. К первой относятся первые 100-200 монет, изготовленных новой парой штемпелей, и именно их называют MS ( «Штемпельный блеск»). Ко второй части относятся экземпляры, просто не участвовавшие в денежном обращении, которые именуют UNC ( «Не участвовавшие в денежном обращении»). Отыскать среди античных монет экземпляры, однозначно определяемые именно этими градациями, вероятно, не представляется возможным. Тем не менее, в аукционных каталогах последних лет встречается такая оценка выставленного экземпляра, под которой, видимо, необходимо понимать просто безупречно изготовленную свежими штемпелями монету, которую спрятали в клад сразу после выхода её из монетного двора. Скорее всего, необходимость использования этой градации возникла для того, чтобы специально выделить в каталоге действительно выдающиеся по сохранности экземпляры. Рис. 2. Состояние EF (Юлия Маммея, 222–235 годы, денарий)
Монеты в этом состоянии характеризуются незначительным износом, затронувшим только незначительные детали по самому верху изображения. Так как на аверсе античной монеты обычно расположен бюст правителя, при этом самой центральной и высокой частью этого рельефа является изображение височной доли, можно упрощенно сказать, что сохранность всех деталей изображения уха (например, двойная линия при изображении ушной раковины) является достаточным для определения степени сохранности как EF. Все остальные детали изображения, каждый волосок в бороде, листья лаврового венка, складки фигуры персонификации или богини на реверсе обязательно должны быть отчетливо видны. Примерно 95% оригинального изображения на монете должно сохраниться. Рис. 3. Состояние VF (Юлия Домна, 193–217 годы, денарий)
Монеты в этом состоянии явно находились в денежном обращении, и это его следы явно видны, особенно на мелких деталях. Изображение уха сохранилось как один цельный элемент, часть деталей при этом утрачена. Листья лаврового венка все еще видны как раздельные элементы, но никаких прожилок и других внутренних деталей на этих листьях уже нет. На реверсе отдельные детали одежды персонификации или богини еще не сливаются в одно целое, но складки на них уже стерлись. Можно утверждать, что примерно 75% оригинального изображения на монете сохранилось. Рис. 4. Состояние F (Клавдий, 41–54 годы, денарий)
На монетах в этом состоянии некоторые детали уже совершенно стерты, но большинство элементов дизайна полностью сохранили свои контуры, отдельные детали при этом сохранены. Черты лица отделены друг от друга и не сливаются, но лавровые венки, например, не полны, лишившись центральных листьев. Ухо на бюсте может уже полностью отсутствовать, остается только углубление от ушного отверстия. Монетную легенду можно прочитать без особых проблем. Условно на монете сохранилось примерно 50% оригинального изображения. Рис. 5. Состояние VG (Август, 27 год до н.э. – 14 год, аурей)
На монетах в этом состоянии большинство таких больших деталей, как портрет, обозначены полным контуром. Мелкие детали могли сохраниться только в местах, которые находились ниже основного изображения и поэтому не подверглись износу. Черты лица начинают на портрете сливаться друг с другом, образуя одно изображение. Приблизительно сохранилось 25% оригинального изображения на монете. Рис. 6. Состояние G (Август, 14–37 годы, денарий)
На монетах в таком состоянии контуры большинства составляющих по большей части завершены (например, силуэт бюста правителя), но детали внутри этого контура отсутствуют. Мелкие детали могут сохраниться только благодаря счастливому стечению обстоятельств. Рис. 7. Состояние fr (Август, 27 год до н.э. – 14 год, медный асс)
На монетах в таком состоянии большинство составляющих изображение крупных и мелких деталей обозначено частично. Тем не менее, такие монеты специалисты можно идентифицировать и, соответственно, описать. Ещё одно состояние монет, которое мы не включили в нашу классификацию, иногда обозначают как Poor (Плохо). Монета в этом состоянии представляет собой просто гладкий жетон. Определить, что это такое можно только случайно, или если одна из сторон сохранилась в лучшем состоянии. Для того чтобы монеты трех последних категорий вошли в серьезную коллекцию, необходима их исключительная редкость. Монеты двух последних степеней, которые, честно говоря, трудно различить между собой, часто относятся к дефектным монетам. К дефектным монетам относятся также и все фальшивые монеты. Иногда данным градациям предшествует буква «а» или «n» (about или nearly — около), означающая, что монета не вполне заслуживает данной категории, но и слишком хороша, чтобы сместить ее на категорию ниже. Таким же образом индекс «g» (good — хорошо) означает, что монета несколько лучше монет этой категории, но до следующей градации не дотягивает. Некоторые аукционисты при описании используют для тех же целей знаки “+» или “-». Следовательно, монета в состоянии «About EF» незначительно лучше, чем монета «Good VF». Необходимо заметить, что в отношении оценки состояния монет из бронзы или серебра действуют некоторые различия. Так качество серебряных монет всегда оценивается строже, видимо в связи с большим количеством дошедших до нас экземпляров. В отношении редких монет зачастую оценка сохранности наоборот завышается в сравнении с обычными монетами. Можно встретить, например, в описании такую фразу «Отличная сохранность для данного выпуска», при том, что состояние такой монеты едва дотягивает до Fine. Составители аукционных каталогов очень тщательно относятся к определению градации состояния монет, потому что колебания цены на аналогичные монеты, но с различными степенями износа, весьма значительны. Каких-то строгих закономерностей изменения цены при повышении градации нет, но в последнее время заметен значительный рост цен именно на монеты в состоянии MS и EF.
II. Степень сохранности монет в зависимости от качества их изготовления Вторым важным фактором при оценке и описании античных монет служит качество их изготовления, которое зачастую сильно отличается по времени и месту чеканки. Некоторые монетные дворы осуществляли тщательный контроль над качеством своей продукции, поэтому практически каждая монета, покидавшая этот двор, была превосходна. Другие же работали в такой небрежной манере, что хороший образец их продукции сейчас практически невозможно найти. Тщательность изготовление монетной заготовки, равномерный состав сплава, одинаковый износ монетных штемпелей — все эти и многие другие условия варьировались настолько, что все античные монеты практически индивидуальны. Поэтому при описании монет в коллекциях и аукционных каталогах можно встретить следующие уточнения, касающиеся качества их изготовления, которые условно можно разделить на четыре группы. Первая группа уточнений касается центровки штемпеля относительно монетного кружка. Рис.8. Хорошо центрированная монета. (англ. Well centered). Веспасиан, 69–79 годы, аурей Изображение, отчеканенное на монете, полностью воспроизводит рисунок штемпеля, полностью уместилось и находится ровно в центре монетного кружка. Следует заметить, что такие монеты, изображение на которых хорошо центрированы по отношению к монетному кружку, встречаются достаточно редко. Можно сказать, что хорошая центровка свойственна определенным временным периодам и монетным дворам, в то же время для некоторых правителей и мастерских обнаружить правильно отчеканенную монету практически невозможно. Рис.9. Нецентрированная монета (англ.Off Center). Дидий Юлиан, 193 год, денарий
Античные монеты достаточно часто небрежно центрированы, но небольшая степень такой плохой центровки обычно незаметна. Сильно нецентрированная монета значительно проигрывает во внешнем восприятии и конечной стоимости, так как достаточно большая часть изображения и легенды на монете утеряна.
Страница
1 - 1 из 3
Начало | Пред. |
123
|
След. |
Конец
| Все