Картина Саврасова А. «Пейзаж с хижиной» или поучительная история одной подделки. Любитель Антиквариата
Страница
1 - 1 из 3
Начало | Пред. |
123
|
След. |
Конец
| Все История давняя, но поучительная и, как показывает практика, которое имеет продолжение и в наши дни. Действие первое. На антикварном рынке Москвы и Санкт-Петербурга в 2019 г. предлагается к продаже по очень привлекательной цене 30,000 долл. картина известного художника Саврасова А. "Пейзаж с хижиной" так как "у человека обстоятельства" (при рыночной цене картина 150,000-200,000 долл.). К картине прилагается два (!) экспертных заключения уважаемых организаций: Государственного Русского музея, экспертное заключение № 1746/4 от 29.06.2005 г. и Государственной Третьяковской галереи, экспертное заключение № ОЭ ГТГ-8355. Из заключения Государственного Русского музея:
"В результате сравнительного стилистического и технологического исследования авторство Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 - 1897) подтверждается. Подпись сомнений в подлинности не вызывает. Этот тонко и мягко написанный, гармоничный по цветной пейзаж характерен для раннего творчества А.Саврасова. Стилистически его можно датировать не позднее шестидесятых годов XIX века. Художественные материалы, использованные в работе, и признаки старения не противоречат предполагаемой датировке.
Композиционное решение, трактовка светлой дали с церквушкой на горизонте, неба с кучевыми облаками - типичны для А.К. Саврасова. Особенности образного строя экспертируемой работы, манера исполнения убеждают в ее подлинности. Подготовительный рисунок, видимый в инфракрасной области спектра, также характерен для творческой манеры А.Саврасова. В экспортируемом произведении органично сливаются буднично-повседневное и поэтическое начало. Картина имеет художественную и коллекционную ценность".
Из экспертного заключения Государственной Третьяковской галереи: "Авторство А.К. Саврасова подтверждается.
Произведение сравнивалось с подлинными работами Саврасова в собрании Третьяковкой галереи и с эталонным материалом банка данных отдела научной экспертизы ГТГ Сравнительный анализ позволил выявить присущие Саврасову манеру исполнения, особенности живописного почерка и общий подход к пониманию пейзажного образа.
Композиция с внимательно разработанными элементами пейзажа на переднем плане, широко открывающимися далями и пространством высокого неба с разнообразно переданным движением меняющихся облаков создает характерное для пейзажей Саврасова лирическое восприятие образа природы. Изображенная у дверей сарая женская фигурка придает пейзажу характер «обжитой» близкой человеку природной среды. Стилистика пейзажа и живописные приемы близки произведениям Саврасова 1850-х-начала 1860-х годов.
Технологические исследования подтверждают выводы стилистического анализа. Грунт с включением свинцовых белил характерен для ранних произведений Саврасова. Свечение в ИК- спектре излучения выявляет авторский подготовительный рисунок, исполненный карандашом и соответствующий графической манере художника.
Тонально разработанный прозрачный подмалевок близок эталонным работам Саврасова. Красочные пигменты идентичны палитре художника Мазок, фактурное построение деталей пейзажа сходны с пластическими приемами подлинных саврасовских произведений. Очень выразительно разработаны рисунок и пластика облаков Их формы, соотношение с пространством неба имеют близкие аналогии во многих пейзажах Саврасова, но наибольшее сходство можно отметить с изображением неба в картине «Вид на Москву от Мазилова» (1861)
Подпись авторская, лежит под старым лаком, имеет общий с живописью кракелюр старения.
Картина имеет художественное и музейное значение". Действие второе. Интервью с ведущим экспертом Третьяковки Владимиром Петровым в журнале "Итоги" № 5(555) от 29.01.2007 г., в котором выясняется, что это не картина Саврасова, а картина малоизвестного европейского художника, приобретенная на одном из аукционов, после чего на ней были подрисованы определенные элементы, в частности русская православная церковь на заднем плане и подделана подпись Саврасова, а экспертные музейные заключения отозваны. "Никто не может предсказать реакцию владельца, когда он выяснит, что до того, как подрисовали пару русских березок или бабу с корзинкой, картина стоила не полмиллиона долларов, а две-три тысячи..." - говорит ведущий эксперт Третьяковки Владимир Петров
Серия афер с подделкой русской классической живописи заставила власти заняться наведением порядка на рынке антиквариата. О том, как создаются и распознаются подделки и можно ли эффективно бороться с фальсификаторами, размышляет научный сотрудник Третьяковской галереи, ведущий эксперт по русской живописи Владимир Петров .
- Владимир Александрович, насколько, на ваш взгляд, серьезна проблема "художественного вымысла" на нашем антикварном рынке?
- Лично я выявил пока около 150 псевдорусских картин, о которых точно известно, где, когда и по какой цене был куплен западный исходник. Плюс к ним распознано еще около 200 фальшивых "русифицированных" произведений, но неизвестно пока, где они были приобретены до переделки и какой художник их писал. В целом же их, судя по всему, гораздо больше.
Страница
1 - 1 из 3
Начало | Пред. |
123
|
След. |
Конец
| Все