Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.


На главную страницу Библиотеки

Полуйко Е.Г. "Некоторые уточнения к каталогу монет Анны 1740 г."

Полуйко Е.Г. "Некоторые уточнения к каталогу монет Анны 1740 г."

При описании монет по системе каталога-определителя зача­стую бывает достаточно единственного признака, позволяющего с достоверностью провести идентификацию. Этот признак должен быть групповым при ориентировке на так называемый «выборочный» принцип описания, когда за указываемой монетой стоит целая однотипных монет, и строго индивидуальным в случае описания «поштемпельного».

К сожалению, в современной литературе, доступной широкому кругу нумизматов-любителей, с великой легкостью смешиваются оба эти принципа, что затрудняет определение монет и вызывает дезинформацию и путаницу. И тогда приходится исследовать множество близких по исполнению вариантов, то-есть опытным путем устанавливать истину. Путь этот требует большого коли­чества коллекционного материала, а потому труден. И тем важ­нее становится информация, которая дополняет или уточняет уже пошедшие в обиход сведения.

Остановлюсь только лишь на одной записи в перечне рублевых монет императрицы Анны Иоановны.

У Северина (Severin Н. М. The Silver Coinage of Imperial Rus­sia. 1682—1917. — Lnd.,1 1965.) среди шести московских рублеви­ков под № 1325 описана монета со следующими признаками: ли­цевая сторона — крест стороны под буквами IС; оборотная сто­рона — крест державы большой.

То, что описание сделано по «выборочному» принципу, сле­дует из неоспоримого факта: в крупных коллекциях насчитыва­ется до 20 различных вариантов этих монет. У автора этих строк имеется 6 вариантов только лишь с «крестом короны под бук­вами IС». Если бы их действительно было бы только два, то кресты, будь они разные по размеру (маленький и большой), рас­познать труда не составляло бы. Но, как показали промеры, вы­сота крестов на этих монетах следующая: 2,0; 2,1; 2,1; 2,2; 2,3 и 2,3 мм. Эти ли крайние значения имел ввиду автор каталога или имеется вариант с еще большим крестом? Таким образом, ни по объему материала, ни по достоверности сведений этот раздел ка­талога не может быть полезным при поштемпельном изучении мо­нет.

И начинать надо по принципу — все сначала.

В первую очередь следует отметить, что форма креста дер­жавы на московских монетах 1740 года, как и в предыдущий период, весьма несложна — это простого типа крест с несколько расширяющимися к окончанию лучами. При изменении его высоты в пределах ±15%, а именно такие величины получены при промере всех известных монет 1740 года, разница в размерах глазом фиксируется, но только при совместном рассматривании, и потому этот отличительный признак не может быть рекомен­дован для включения в каталог.

А вот то, что до сих пор никто не обратил внимание на на­личие среди монет с «крестом короны под буквами IС» одной мо­неты с крестом державы иной формы, — это уже явный промах. Крест этот чуть меньше среднего размера (2,1 мм), но лучи его на конце снабжены поперечными перекладинами, за счет чего он кажется более массивным и легко отличным от остальных. Не его ли имел ввиду автор? Тем более, что именно он по ста­тистике имеет на присвоение знака не совсем обычной разновид­ности (.), который и проставлен в каталоге против монеты под № 1325. Описание разновидности монеты по изменению формы креста куда предпочтительнее описания по неопределенному изменению его размера, и такое исправление в каталогах следует сделать.

А в заключение необходимо сказать, что существует еще од­на монета с подобным крестом. Она относится, по-видимому, к черезвычайно редким, поскольку никогда не упоминалась ни в устной любительской информации. Крест державы на ней высо­той 2,6 мм и кажется он настоящим гигантом в сравнении с дру­гими. На лицевой стороне монеты «крест короны под буквой С», но главное, что делает ее интересной, важной и редкой, это ошибочная надпись IМПЕРАТРИЦА, из-за чего штемпель и не мог долго находиться в работе. Вот такого креста или такой ошибки в легенде действительно вполне достаточно, чтобы на­дежно опознать эту монету по единственному признаку, без прив­лечения к сравнению других ее особенностей.

Литература:

1. Георгий Михайлович вел. кн. Монеты царствования императрицы Анны Иоановны и императора Иоана III. — спб., 1901. — 271 е., XVI табл.

2. Severin Н. М. The Silver Coinage of Imperial Russia. 1682—1917. — Lnd,., 1965.

3. Максимов М. М. Рублевик медальера Л. Дмитриева. — СК, 1977, № 15, с. 56-159.

4. Уздеников В. В. Монеты России. 1700—1917. — М., Финансы и стати­стика; 1986.-504 с., табл.

Смотрите также:

Полуйко Е.Г. "Рубль Анны Иоановны". Каталог. Оригинальное издание 1989 г. с издательской обложкой.


Источники:  Сборник Московского нумизматического общества № 1, 1990 г.
Автор:  Полуйко Е.Г.
Прочитано 3066 раз(а)

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Полуйко Е.Г. "Варианты трактовки герба Москвы на монетах Анны Иоанновны"

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2024 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса