Это сводный список всех правителей античного мира, составленный по уже вышедшим изданиям:
1) Правители античного мира на монетах и в портретах (V в. до н.э. – VII в.). М., 2018.
2) Люди Древнего Рима на монетах и в портретах (от царей до принципата). М., 2017.
3) Правители Древнего Рима на монетах и в портретах (римские императоры, цезари, члены императорской семьи, узурпаторы, претенденты). М., 2016.
4) Античные писатели и учёные на монетах и в портретах. М., 2017.
В этом списке сделана попытка зафиксировать наибольшее количество «портретных» изображений (в том числе и посмертных) на монетах, медальонах, конторниатах и тессерах периода античности и раннего средневековья. Может, кому-то он и пригодится…
За все замечания, дополнения и исправления – был бы весьма благодарен.
Для удобства публикации разобью весь список на три тематические части:
– правители Древнего Востока, Греческого мира, Востока (V в. до н.э. – VII в.), царства которых территориально находились на трёх континентах античности (Европа, Азия, Африка)
Спасибо. А разве у Молона были какие-то "портретные" монеты??? Я помню только какие-то его бронзюшки - с головой Зевса и Аполлона. Или ещё что-то есть?
Никто пишет: А разве у Молона были какие-то "портретные" монеты???
Вот шо пишут наши зарубежные братья по разуму: "A unique silver tetradrachm with his portrait from Susa mint shows him as a man between about 30 and 40 years old, see Houghton and Lorber, Seleucid Coins, A Comprehensive Catalogue. Part I, Vol. 2, Plate 47 (coin 950)."
На всякий случай приведу кусочек из своего предисловия, где перечисляю некоторые нумизматические "портреты", которые не вошли...
Кроме уже изложенных пояснений и уточнений, мы также сочли возможным вообще не помещать и не воспроизводить некоторые монеты, относящиеся к периоду античных государств, ибо далеко не весь нумизматический материал этого периода соответствует задачам издаваемого иллюстрированного словаря. К примеру, многочисленные тетрадрахмы царей Индо-Скифии, — с общим типом аверса «царь на коне», — вообще не имеют индивидуальных, персонализированных изображений, поэтому в них нет никакой иконографической составляющей и они, на наш взгляд, не могут иметь ценности портретного свидетельства. Как нам кажется, наиболее ранним примером необязательной и малообоснованной атрибуции являются гемиоболы и тетартемории, отчеканенные городом Магнезия-на-Меандре в середине IV в. до н.э. Велеречивые описания некоторых нумизматических аукционов описывают аверсы этих редких монет как портретные изображения великого афинского полководца Фемистокла и его сына Архепола, правящих в Магнезии. Однако, если отбросить в стороны коммерческую составляющую подобных эффектных определений, следует признать, что гораздо логичнее и стилистически более обоснованно в них можно увидеть ещё достаточно архаичные изображения Аполлона и Зевса, — не более. Именно поэтому мы не решились поддержать эти весьма «романтические» атрибуции и отказались от их включения в наш иллюстрированный словарь. Кроме того, мы не стали воспроизводить и редкие портретные драхмы, отчеканенные после 63 г. до н.э. в Колхиде и изображавшие, как ранее полагали, колхидского правителя Аристарха, получившего царскую власть при поддержке Гнея Помпея Великого. Однако при ближайшем рассмотрении видно, что мужская голова в солярном венце, помещённая на аверс этих драхм, имеет несомненное портретное сходство с самим Помпеем, а не с Аристархом (см.: Ретовский О. Драхма Аристарха Колхидского из собрания Императорского Эрмитажа // Труды Московского нумизматического общества. 3 (1905). С. 1–5; Голенко К.В. Аристарх Колхидский и его монеты // Вестник древней истории. 4 (1974). С. 105–110). Не вошли в книгу и монеты конца II в. до н.э., якобы боспорской чеканки, на аверсе которой изображена голова в солярном венце. Эти биллоновые и медные монеты ранее считали нумизматическим изображением раба Савмака, поднявшего восстание на Боспоре в 109/108 г. до н.э., но сейчас более обоснованно предполагается их чеканка на территории Колхиды, а не Боспора, — что сильно корректирует былые версии (См.: Голенко К.В. О монетах, приписываемых Савмаку // Вестник древней истории. 4 (1951). С. 199–203; Голенко К.В. Ещё раз о монетах, приписываемых Савмаку // Вестник древней истории. 3 (1963). С. 69–81; Капанадзе Д.Г. Несколько добавочных замечаний по поводу статьи К.В. Голенко «О монетах, приписываемых Савмаку» // Вестник древней истории. 4 (1951). С. 203–204). Не рассматриваются монеты правителей Химьяритского царства, так как почти ничего не известно о хронологии и политической истории этого государства. При этом, повторяющаяся мужская голова на аверсе многих драхм и гемидрахм Химьярита, на наш взгляд, не имеет портретных черт и, скорее, изображает некий обобщённый «аполлонический» монетный тип. Остались «за бортом» и монеты первых царей Грузии (Гурген, Вахтанг, Гуарам, Стефанос I, Адернасе, Стефанос II), которые хотя и укладываются в обозначенный для словаря хронологический период (до VII в.), но, по сути, являются лишь грубыми подражаниями сасанидским драхмам Хормизда IV. По тем же причинам в книгу не вошли монеты правителей Государства эфталитов («белых гуннов»), по хронологии и персональной атрибуции которых не сохранилось практически никаких бесспорных сведений, хотя сами монеты имеют причудливую, особую эстетику (в серебре — под явным стилистическим влиянием чеканки Сасанидов, в бронзе — под влиянием монет Кушан). Определение некоторых аверсов этих монет как портретных типов «Тораманы», «Михиракулы», «Напки-Малика» и др. кажется нам достаточно условным и вряд ли может рассматриваться как материал для иконографии конкретного правителя. То же соображение можно отнести и к чеканке вестготов в Испании, лангобардских королей Италии и средневековых герцогов Беневента, — которые, в сущности, лишь подражали композиции и стилистике (только значительно окарикатуренной) римских солидов периода поздней Империи, а также монетам ранней Византии. Ещё меньшую иконографическую ценность имеют невразумительные и весьма схематичные портреты правителей Западного Согда (Мавак, Асбар, Гатфар) — на медных монетах Согдианы V–VI вв. Так как нам не удалось найти изображения мелких денежных номиналов некоторых царей Хорезма (Санбар, Раст, Сияваспарш, Вир) в приемлемой сохранности (даже в прорисовках), пришлось отказаться и от их воспроизведения. Среди монет царей Понта не рассматривается так называемая «уникальная» двухпортретная тетрадрахма Лаодики и Митридата V (см.: Сапрыкин С.Ю., Арутюнов В.А. Новая уникальная монета Митридата Евергета, царя Понта // Вестник древней истории. 3 (2001). С. 78–94). Большие сомнения в подлинности вызывает также единственная монета Тразона, правителя Паропамисады (95–80 гг. до н.э.; или около 130 г. до н.э.), которого считают сыном Менандра I Сотера, царя Греко-Бактрии. Эта уникальная драхма Тразона находится в частной коллекции и лишь Р. Сениор смог бегло осмотреть её, — но с запретом на фотографирование и любое её воспроизведение, что не может не вызывать закономерные вопросы.
Спасибо, но не пойдЁть... Во-первых, речь идёт только о портретных нумизматических изображениях (т.е. голова или бюст). Во-вторых, царь Приам суть персонаж мифологический, а вот древних римских царей (включая Ромула) буржуазные учёные считают всё же реальными, историческими личностями, - хотя и с большими оговорками, учитывая многочисленные мифологические "куски" их биографий.
Ага, ну теперь критерии отбора понятны. В принципе - тоже при желании можно придраться, так как "портретность" некоторых полулегендарных персонажей тоже очень условна и тяготеет к схематизации и идеализации... Ну то такэ. У меня вот, например, есть подражание тетре АМ с портретом Антонина Пия (тип без венка) в образе Зевса Резчик штемпеля что-то предвидел?
Никто пишет: А разве у Молона были какие-то "портретные" монеты???
Вот шо пишут наши зарубежные братья по разуму: "A unique silver tetradrachm with his portrait from Susa mint shows him as a man between about 30 and 40 years old, see Houghton and Lorber, Seleucid Coins, A Comprehensive Catalogue. Part I, Vol. 2, Plate 47 (coin 950)."
Вот, нашёл эту уникальную тетру. Если честно, легенда на реверсе, да, "Молон", но вот изображение на аверсе - смахивает на Антиоха III.
Хотя, в этом вопросе, я - лицо заинтересованное...
Готов поспорить, как только список появился, эллинисты сразу стали искать в списке четыре "блатных" имени: Набис, Ахей, Молон и Тимарх. Еще такое фото тетры Молона есть. Удивительная вещь конечно....
А вот на гектах много неизвестных подозрительных личностей. Например, такой бородатый профиль на гектах - кто это? Персидский сатрап, бог? Нет ни венка, ни диадемы, ни тиары. Мне вот видится в нем сам Фукидид, для сравнения его скульптура:
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
В каталогах пишут, что это все-таки изображение Молона По Селевкидам, кажется, забыта еще Клеопатра Селена I: https://en.wikipedia.org/wiki/Cleopatra_Selene_of_Syria Других изображений ее монет с ходу в сети не нашел. Гувер приводит три номинала с ее парным портретом с Антиохом XIII. Все три типа супер редкие.
Спасибо большое, знаю эти монетки. В предисловии к книжке "Античные писатели и учёные на монетах и в портретах" я привёл достаточно полную подборку "стоящих" и "сидящих" фигур поэтов и философов - с воспроизведением 23 основных типов (в том числе и из этой серии). Феофан Митиленский тоже вошёл. Что же касается других портретов (Секст и Флавия Никомахи, Юлия Прокула, Архедамида), то они по своим критериям не подошли под группу "писатели" и я их проигнорировал, хотя и дал в предисловии довольно пространный комментарий, т.к. Секст Никомах довольно долго считался изображением философа Секста Эпмирика.
Akrosas пишет: Готов поспорить, как только список появился, эллинисты сразу стали искать в списке четыре "блатных" имени: Набис, Ахей, Молон и Тимарх.
Набис, Ахей, Тимарх - разумеется, есть.
Авторский коллектив изданной просопографии Сирийских правителей уникальную тетру Молона вообще (предположительно) считают изображением Аполлона (A Seleukid Prosopography and Gazetteer. Part 1. Leiden, 1997. P. 51).
Boris GodonEarth пишет: По Селевкидам, кажется, забыта еще Клеопатра Селена I: https://en.wikipedia.org/wiki/Cleopatra_Selene_of_Syria Других изображений ее монет с ходу в сети не нашел. Гувер приводит три номинала с ее парным портретом с Антиохом XIII. Все три типа супер редкие.
Клеопатра Селена I - есть, она помещена в раздел Египет.
Уж если на тетре Молона изображен Аполлон, то на монетах бактрийского Софита не меньшая "белетристика" - там может и сам Софит, может Селевк Никатор, может даже и Антигон Монофтальм (если к 4-му веку приписывать монеты), а то и вовсе любой сатрап АМ, какой-нить Пифон. А вот на гекте это уникальный образ без опознавательных знаков в виде наличия диадемы или венка заслуживает внимания - интересно, что об этом пишет Bodenstedt.
А вот к вопросу изображения Лисимаха на монетах, есть такие вещицы, вероятно подражания. Лиц с бараньим рогом, а на реверсе сидящий Зевс. А другой лик с бычьим рогом и на реверсе Афина.
Если эту сморщенную морду-лица делал бы нормальный резчик, то получилось бы такое лицо, как на этом АМовском типе. Тут считается Геракл с чертами Лисимаха. Очень похожее лицо на вышепоказанные тетры. Глазница и бровь крайне схожие. Но это тоже недоказуемое, как и 50% всех перечисленных портретов в списке.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Akrosas пишет: Но это тоже недоказуемое, как и 50% всех перечисленных портретов в списке.
Сама фраза мне очень нравится и она весьма применима ко всему нашему обсуждению, но только я бы немножко уменьшил цифру "спорных" нумизматических портретов - где-то до 10-15 %
Еще чутка "ругательных слов", вроде в списке не увидел этих: Приписывают к Митридату Тоспу, или это отдельно царь Тосп:
Акафий:
Митридат Филопатор, это вроде бы Митридат VII - сын Митридата Евпатора, которого папик и казнил:
И еще вот такая монета существует, вроде бы приписывается к Биториксу:
Гиспаосин из Харакены:
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Еще такого у себя на компе в архивах нарыл, Гиркод:
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Akrosas пишет: Еще такого у себя на компе в архивах нарыл, Гиркод:
Спасибо. "Гиркод" - это не правитель Скифии, а, скорее, монетный тип, получивший своё условное название по прочитанной монетной легенде.
У Эфталитов этих "типов" столько, что даже кое-кто пытается хронологию этого государства выстроить. + - 100-120 лет - такой там период правления получается...
Никто пишет: "Биторикс" - похож на Геракла с именем магистрата. Последний зуб на кон не поставлю, но что-то вроде Понта или Вифинии конца I в. до н.э....
Это да, там еще Ликомед был, на аверсе у него уже более на Геракла похож, уже бородатый. Тяжелый случай, особенно если учесть тот факт, что античные правители через одного косили под каких-то героев и богов. Тут правда оно как полисный выпуск, без имени Ликомеда.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
А вот по поводу ахеменидов, на этом киликийском типе 400-350 гг до н.э. на аверсе более чем вероятно персидский царь в короне, вопрос только кто именно. Сатрап бы такую корону не надел. Может тот царь, при ком был отчеканен сей тип, какой-то из Артаксерксов II или III, или вовсе портрет основателя - Дарий I, Кир Великий или Камбис. Вот это большой вопрос...
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Akrosas пишет: А только портретные изображения нужны? <.......> А вот по поводу ахеменидов, на этом киликийском типе 400-350 гг до н.э. на аверсе более чем вероятно персидский царь в короне, вопрос только кто именно. Сатрап бы такую корону не надел. Может тот царь, при ком был отчеканен сей тип, какой-то из Артаксерксов II или III, или вовсе портрет основателя - Дарий I, Кир Великий или Камбис. Вот это большой вопрос...
Спасибо, но нет. Задачей было подсобрать иконографический материал в античной нумизматике, а не утонуть в толкованиях и предположениях.
Исходя из своего скромного опыта, говорить о более-менее угадываемой "портретности" на полноростовых фигурах правителей, изображённых на монетах можно лишь для чеканки Кушан, для кое-каких царей Осроены и шаханшахов Государства Сасанидов. Там просто привязки очень конкретные и хронологически выверенные. А вот для монет периода эллинизма - огромный простор для интерпретаций и версий и почти никаких обоснований для этих версий, увы.
У Ахеменидских царей был немножко другой венец - либо зубчатый, либо уступами.
Хотя очень вероятно, что на этой киликийской монетке показан вполне конкретный правитель, но какой - мы не узнаем, нет для этого зацепок. Таких "кандидатов" на индивидуальное изображение есть штук 50 в монетной чеканке конца V - начала IV вв. до н.э., но вряд ли мы хоть что-то сможем добавить к описанию аверса: "мужская голова, повёрнутая вправо".
Никто пишет: А вот для монет периода эллинизма - огромный простор для интерпретаций и версий и почти никаких обоснований для этих версий, увы.
В эллинизме было как, днем он царь, а вечером после кубка Геракла он уже и Артемида, и Афина, и Гермес и Зевс. Да даже портрет Деметрия Полиоркета на его тетрах можно толковать и как профиль Диониса в таинии и с бычьими рогами, либо как профиль сына Посейдона, и Деметрием там может и не "пахнуть". Очень удобная тема, что хочется, то и собирается в одном лице - кому цари, а кому классические боги. Но мы ведь уже даже не доверяем изображению, когда на реверсе написано такого-то царя, но на аверсе считаем все же однозначный бог, но не царь, как на тетрах Антигона Досона на аверсе Посейдон в венке. Сравнить со скульптурным портретом Антигона Досона также не получается, ибо скульптуру называем тоже Посейдоном, правда в повязке на голове, а не в венке.
Но ведь на денариях Коммода в львином скальпе именно Коммод, а не Геркулес, но для эллинизма же такой метод не подходит почему-то, не доверяем почему-то изображениям. Короче говоря, в эллинизме жили одни боги, людей не существовало.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Стоит еще вспомнить описания эллинистических царей у античных авторов. Тот же Сенека в De Ira III описывает дела Антигона, в данном случае греческие дела Антигона Гоната или Антигона Досона. "Он так же благодушно переносил злословие своих врагов, как и собственных сограждан. Как-то он осаждал греков в маленькой крепости, которую они считали неприступной и, презирая неприятеля, отпускали шуточки по поводу Антигонова безобразия, высмеивая то его маленький рост, то приплюснутый нос; он говорил на это: «Я очень рад, что у меня в лагере есть Силен: это вселяет добрую надежду»."
Спрашивается, что мы тогда наблюдаем на монетах Антигона Гоната на его аверсах на щите, уж Пан Силенович ли там, или все же сам Антигон?
В общем, удивительное дело, то что на монете написано царя Анигона, и то что по описаниям внешности и идее образа можно сделать какие-то выводы - это не аргумент, а то что на римских монетах написано императора Веспасиана - тут мы верим, но ведь есть такие Веспасианы, что там скорее портрет пергамского Филетера:
А уж на эфесском денарие Домициана тогда вовсе сам молодой македонский царь Персей собственной персоной:
Удобно, когда в одном городе Риме клепают канонизированные портреты, а если чуть в провинцию пойти, там уже порой совсем другие люди изображаются. А кто сказал, что в эллинизме у каждого царя не было одного города, где клепали канонизированные портреты? В общем, античными портретами заниматься - дело это суровое... Если кто-то думает, что в эллинизме на тетрах разные портреты, то в римской чеканке на самом деле имеется такое же разнообразие разных портретов, которые без легенды вокруг ни в жизнь не определили бы. А в целом, искусство античности после 250-го года до н.э. представляет собой более портретизм, а новые образы скульптур классических богов практически не изготавливались. Вот на волне скульптурных портретных школ искусств и на монетах стали более определенные портреты.
Вообще, просто удивительно, что нам не известны достоверные портреты всех трех македонских Антигонов, а это же величайшие правители своего времени. Зато какой-то Софит известен. Так на монетах Софита тогда такой же Софит на аверсе, как на аверсе тетр Антигона Гоната сам Антигон, а не Пан Но хуже всего, что мы с легкостью интерпретируем портреты всяких одинаковых морд-лица в башлыках на страшных медяках какой-нибудь Софены, Каппадокии или Армении, где все лица одинаковые. Но интерпретирует чисто по надписи на реверсе. Так там на аверсах в половине случаев тогда божок Митра и все дела...
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Вот на что стоило бы обратить внимание, так это на чеканку эвбейского г. Карист: https://www.acsearch.info/search.html?id=2078156 https://www.acsearch.info/search.html?id=845526 https://www.acsearch.info/search.html?id=287379 Это чеканка при Александре, который сын Кратера II-го. На аверсе портрет неизвестного персонажа, велика вероятность, что изображена морда-лица этого-самого Александра. Профиль часто с чьими-то не особо нейтральными чертами лица и венок-диадема весьма специфического типажа, хотя иногда списывают на Аполлона, но с таким же успехом можно и половину пергамских портретов Филетера в венке назвать Аполлоном. Возможно в дополнении к книге и стоило бы сделать список подобных не очевидных портретов с вариантами интерпретации, подобных типов монет не так и много на самом деле. Это уже будет исследование.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.