Всем доброго времени суток!
Обсудим может быть и еще одно "белое пятно" российской нумизматики, почему-то эта тема
ранее прицельно не обсуждалась, исправим недочет!
ВВедение:
Этот иллюзорный Пробный Рубль выделяется как одна из величайших редкостей Русской
нумизматики. Портрет не был подписан. Кто же был гравером? Мы до сих пор не знаем
ответа. Даже в коллекции одного из величайших Русских нумизматов – Великого Князя
Георгия Михайловича не было подобной монеты – ему были известны только два экземпляра,
один из которых находился в Государственном Эрмитаже, а другой – в частной коллекции. В
августе 2000 года один такой рубль был продан на аукционе ‘Ренессанс’. Предлагаемая нами
монета превосходит по сохранности оба других известных экземпляра, и увеличивает
количество известных монет до трех. Впрочем, неизвестно на какую из двух монет в частных
руках ссылался Великий Князь.
Покровитель искусств и науки, императрица Екатерина II Великая, обладала отличным
чувством стиля и превосходным художественным вкусом: культура и эстетика её окружения
ни в малой мере не уступала уровню ведущих европейских дворов. Эта атмосфера сказалась и
на медальерном искусстве, которое при Екатерине испытало подлинный творческий подъем.
На Петербургском монетном дворе ведущие немецкие медальерные мастера работали рука об
руку с Самойлом Юдиным и Тимофеем Ивановым. Последнему принадлежали характерные
портреты Екатерины II на Рублевиках – основной монетной продукции Петербургского
монетного двора. Основные типы бюста – 1762, 1766, 1777 и 1783 обнаруживают целый ряд
исправлений и улучшений, которые были призваны удовлетворять как требования монетного
двора, так и нужды политики, но уж в особенности и безусловно -- личные амбиции и вкусы
Императрицы.
В 1766 году было принято решение о необходимости создания нового монетного портрета
Екатерины. Вполне очевидно что послужило причиной: бюст первого портретного типа Рублей
1762-1765 годов показывал Екатерину моложавой, с улыбкой на устах, наклоненной слегка
вперед, так что ее плечи даже слегка горбятся как у молодой дебютантки первого бала. Не то
что бы этот портрет не льстил императрице – скорей всего он просто уже не представлялся
достаточно серьезным, дабы передавать облик Самодержицы Всея Руси.
Эта потребность в новом облике и вызвала к жизни рассматриваемый нами пробный рубль.
Очевидно, что заказ был официальный -- об этом говорят как знаки монетного двора, так и
инициалы монетного мастера. Неизвестному нами граверу был предложен как образец
официальный портрет Императрицы. Можно с несомненностью утверждать, что это был
парадный портрет Екатерины II 1763 года работы ведущего придворного живописца - Федора
Рокотова. На полотне Екатерина изображена в профиль влево, также было и на штемпеле с
которого отчеканена наша монета. Таким образом, при копировании не было бы даже
необходимости и зеркале.
В целом, бюст на Пробном Рубле более реалистичен, чем утвержденный тип работы Иванова.
Нос и подбородок, однако, обнаруживают небольшие отличия от портретов Екатерины того
периода. Медальер изобразил Екатерину с маленьким прямым носиком, тогда как в
официальной живописи того времени нос Императрицы более массивен. Автор монетного
бюста подтянул и второй подбородок Екатерины. В целом монетный портрет более
идеализирован и моложав.
Возможно, образ показался Екатерине жестковатым и был отвергнут. А может быть, от
чеканки отказались на монетном дворе по вполне практическим технологическим причинам:
драпировки и другие детали бюста были слишком вычурны, сложны и непригодны для
массовой монетной эмиссии. Какова бы не была причина, этот дизайн не был утвержден и на
сегодня у нас оказалось только три экземпляра таких интереснейших монет.
"из описания лота 2092 аукциона Д. Маркова в 2012 году"
Вопрос: какие версии относительно того, кто бы мог быть медальером данного рубля (в поиске ответа,
мне думается, могут помочь коллекционеры медалей данного периода)
Мои соображения по данному вопросу:
Итак, на тот период времени на СПМД 2 основных медальера: С. Юдин и Т. Иванов. Авторство обсуждаемого нами портрета может быть
присвоено как первому, так и второму причем абсолютно обоснованно. Увы, у Великого князя отсутствует основной пласт документов за
1766 год, поэтому нам придется идти путем логики,анализа и предположений.
За версию об авторстве С. Юдина говорит тот факт, что в 1758 он первый пошел по пути создания Большого портрета на рубле
неутвержденного образца (кстати, вопрос авторства данного портрета именно С. Юдиным открыт, не смотря на инициалы С. Ю.
в обрезе рукава, автором данного портрета скорее всего был Ж. А. Дасье, но это еще предстоит выяснить), пока абстригируясь, примем
за основу гипотезы авторство портрета именно С. Юдиным, при этом стилистика исполнения обсуждаемого в теме портрета Екатерины 2 вполне
схожа с портретом 1758 года Елизаветы Петровны, однако после многочисленных неудач с утверждением авторства собственных портретов на монетах рублевого достоинства,он сконцентрировался преимущественно на резке медалей, мог бы он быть привлеченным для работы над новым типом портрета в 1766 году не совсем ясно.
За версию Т. Иванова говорят те факты, что обсуждаемый нами период -это период расцвета мастерства и фактической монополии Т. Иванова в качестве основного монетного дела мастера на СПМД, подчеркну, именно монетного, а не медальерного, опять же стилистика исполнения вполне похожа на руку этого талантливого и виртуозного мастера, особенно это хорошо видно если сравнивать обсуждаемый нами в параллельной теме
"промежуточный" тип портрета
Господа, какие Ваши мнения по данному вопросу?
Обсудим может быть и еще одно "белое пятно" российской нумизматики, почему-то эта тема
ранее прицельно не обсуждалась, исправим недочет!
ВВедение:
Этот иллюзорный Пробный Рубль выделяется как одна из величайших редкостей Русской
нумизматики. Портрет не был подписан. Кто же был гравером? Мы до сих пор не знаем
ответа. Даже в коллекции одного из величайших Русских нумизматов – Великого Князя
Георгия Михайловича не было подобной монеты – ему были известны только два экземпляра,
один из которых находился в Государственном Эрмитаже, а другой – в частной коллекции. В
августе 2000 года один такой рубль был продан на аукционе ‘Ренессанс’. Предлагаемая нами
монета превосходит по сохранности оба других известных экземпляра, и увеличивает
количество известных монет до трех. Впрочем, неизвестно на какую из двух монет в частных
руках ссылался Великий Князь.
Покровитель искусств и науки, императрица Екатерина II Великая, обладала отличным
чувством стиля и превосходным художественным вкусом: культура и эстетика её окружения
ни в малой мере не уступала уровню ведущих европейских дворов. Эта атмосфера сказалась и
на медальерном искусстве, которое при Екатерине испытало подлинный творческий подъем.
На Петербургском монетном дворе ведущие немецкие медальерные мастера работали рука об
руку с Самойлом Юдиным и Тимофеем Ивановым. Последнему принадлежали характерные
портреты Екатерины II на Рублевиках – основной монетной продукции Петербургского
монетного двора. Основные типы бюста – 1762, 1766, 1777 и 1783 обнаруживают целый ряд
исправлений и улучшений, которые были призваны удовлетворять как требования монетного
двора, так и нужды политики, но уж в особенности и безусловно -- личные амбиции и вкусы
Императрицы.
В 1766 году было принято решение о необходимости создания нового монетного портрета
Екатерины. Вполне очевидно что послужило причиной: бюст первого портретного типа Рублей
1762-1765 годов показывал Екатерину моложавой, с улыбкой на устах, наклоненной слегка
вперед, так что ее плечи даже слегка горбятся как у молодой дебютантки первого бала. Не то
что бы этот портрет не льстил императрице – скорей всего он просто уже не представлялся
достаточно серьезным, дабы передавать облик Самодержицы Всея Руси.
Эта потребность в новом облике и вызвала к жизни рассматриваемый нами пробный рубль.
Очевидно, что заказ был официальный -- об этом говорят как знаки монетного двора, так и
инициалы монетного мастера. Неизвестному нами граверу был предложен как образец
официальный портрет Императрицы. Можно с несомненностью утверждать, что это был
парадный портрет Екатерины II 1763 года работы ведущего придворного живописца - Федора
Рокотова. На полотне Екатерина изображена в профиль влево, также было и на штемпеле с
которого отчеканена наша монета. Таким образом, при копировании не было бы даже
необходимости и зеркале.
В целом, бюст на Пробном Рубле более реалистичен, чем утвержденный тип работы Иванова.
Нос и подбородок, однако, обнаруживают небольшие отличия от портретов Екатерины того
периода. Медальер изобразил Екатерину с маленьким прямым носиком, тогда как в
официальной живописи того времени нос Императрицы более массивен. Автор монетного
бюста подтянул и второй подбородок Екатерины. В целом монетный портрет более
идеализирован и моложав.
Возможно, образ показался Екатерине жестковатым и был отвергнут. А может быть, от
чеканки отказались на монетном дворе по вполне практическим технологическим причинам:
драпировки и другие детали бюста были слишком вычурны, сложны и непригодны для
массовой монетной эмиссии. Какова бы не была причина, этот дизайн не был утвержден и на
сегодня у нас оказалось только три экземпляра таких интереснейших монет.
"из описания лота 2092 аукциона Д. Маркова в 2012 году"
Вопрос: какие версии относительно того, кто бы мог быть медальером данного рубля (в поиске ответа,
мне думается, могут помочь коллекционеры медалей данного периода)
Мои соображения по данному вопросу:
Итак, на тот период времени на СПМД 2 основных медальера: С. Юдин и Т. Иванов. Авторство обсуждаемого нами портрета может быть
присвоено как первому, так и второму причем абсолютно обоснованно. Увы, у Великого князя отсутствует основной пласт документов за
1766 год, поэтому нам придется идти путем логики,анализа и предположений.
За версию об авторстве С. Юдина говорит тот факт, что в 1758 он первый пошел по пути создания Большого портрета на рубле
неутвержденного образца (кстати, вопрос авторства данного портрета именно С. Юдиным открыт, не смотря на инициалы С. Ю.
в обрезе рукава, автором данного портрета скорее всего был Ж. А. Дасье, но это еще предстоит выяснить), пока абстригируясь, примем
за основу гипотезы авторство портрета именно С. Юдиным, при этом стилистика исполнения обсуждаемого в теме портрета Екатерины 2 вполне
схожа с портретом 1758 года Елизаветы Петровны, однако после многочисленных неудач с утверждением авторства собственных портретов на монетах рублевого достоинства,он сконцентрировался преимущественно на резке медалей, мог бы он быть привлеченным для работы над новым типом портрета в 1766 году не совсем ясно.
За версию Т. Иванова говорят те факты, что обсуждаемый нами период -это период расцвета мастерства и фактической монополии Т. Иванова в качестве основного монетного дела мастера на СПМД, подчеркну, именно монетного, а не медальерного, опять же стилистика исполнения вполне похожа на руку этого талантливого и виртуозного мастера, особенно это хорошо видно если сравнивать обсуждаемый нами в параллельной теме
"промежуточный" тип портрета
Господа, какие Ваши мнения по данному вопросу?
Там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости