Полуйко Е.Г. "Неизвестный резчик монетных штемпелей Анны Иоанновны 1734 г."
Рубль императрицы Анны Иоанновны 1734г., имеющий инициал "В" в нижней части первой ленты наплечника, пользуется повышенным интересом у коллекционеров-любителей и упоминается во всех крупных каталогах. В статье-исследовании "Медальер Иван Васильев" ("Советский коллекционер", №13, 1975) М.М.Максимов относит эту монету к деятельности упомянутого "резного штемпельного дела мастера". Заодно же его работе он приписывает и весь выпуск 1734 года, обосновывая свои доводы тем, что монета с инициалом "В" и все прочие монеты этого года на оборотной стороне в цепи ордена Андрея Первозванного имеют розетки вместо звезд, характерных монетам 1730-1733 годов. Более того, по тексту само собой получается, что "этот тип лицевой стороны просуществовал на монетах четыре года (1734-1737), а в 1735 г. был даже единственным". Справедливо ли считать, что все это работа Васильева? Не смущает ли тот факт, что после сентября 1736 г. в документах Монетного двора фамилия Васильева больше не встречается?
Итак, одного ли мастера рука создавала в 1734 г. тип лицевой стороны монеты, вошедший в литературу последних лет как "идеализированный"?
Поштемпельная систематизация монет Анны Иоанновны и сравнительные исследования различных деталей рисунка на этих монетах дали большое количество фактов, позволяющих усомниться в однозначности и безоговорочности ранее сделанных выводов. Факты эти дают основания предположить, что одновременно работали два различных мастера, имеющих свой сформировавшийся подход и свою трактовку рисунка.
Рассмотрим лишь некоторые из них.
Факт первый.
Общеизвестно, что монеты эти существуют в двух вариантах: с подвеской из трех жемчужин на груди (или из трех драгоценных камней?) и без них, и относятся с последнему монетному типу года, насчитывающему более 50 различных штемпелей. Если принять во внимание, что всего лицевых штемпелей в этом году вырезано около 80-90, то на чеканку монет этого последнего типа должно было быть потрачено более полугода. И тем непонятнее упорство, е которым весь этот период приблизительно поровну изготовлялись штемпели без подвески (23 варианта) и с подвеской (29). Так, не является ли подвеска отличием (своеобразной неофициальной авторской меткой) в работе второго мастера? Тем более, что другие отличия тоже существуют:
- лицевые стороны монет "без подвески" выполнены более профессионально, единообразно и тщательно; расположение легенды выдержано строго в духе предыдущего типа, где "только крест короны разделяет надпись"; все портреты схожи как по размерам, так и по выражению лица;
- расположение легенды во втором варианте выдерживать не удавалось и здесь существуют штемпели, где крест короны приходится на букву "А" слова IМПЕРАТРИЦА, на промежуток между словами или на какую-либо из трех следующих за ним букв; не соблюдались и размеры портрета, а изменения выражения лица императрицы были таковы, что позволили в английском каталоге по некоторым экземплярам штемпелей всю эту группу и последующий 1735 г. объединить общим названием "horse face" ("лошадиная морда").
Слишком уж значительны все эти различия, чтобы считать обе группы штемпелей работой одного и того же мастера.
Факт второй.
Оборотные штемпели 1734 г. также могут быть четко разделены на две группы со своими совокупностями признаков. В литературе есть попытки провести такую группировку по наличию или отсутствию разделительных точек в легенде, но более глубокого анализа не проводилось, хотя предпосылок к этому достаточно. Для доказательства существования двух самостоятельных типов рисунка оборотной стороны монет отличительные признаки этих типов сведены в таблицу.
Дополнительным доказательством может служить еще и то, что только один из этих наборов признаков принят для использования в 1735 г., в то время, как в исследуемом году известны монеты с 23 различными штемпелями первого типа и с 26 - второго (и опять почти поровну!).
Факт третий.
В течении всего периода использования лицевых и оборотных штемпелей сочетание их в штемпельных парах было строго закономерно: лицевая сторона "без подвески" всегда была в паре с оборотной типа "с разделительными точками в легенде", а второй ти портрета - только со вторым типом герба. Таким образом, получены веские основания говорить не только о двух типах портрета, но и о двух типах штемпельных пар, имеющих не только отличительные признаки для идентификации их, но и броскую, удачно расположенную и хорошо заметную деталь - подвеска на груди императрицы, что может служить надежной отличительной меткой второго мастера.
И факт четвертый, свидетельствующий об одновременном изготовлении и использовании штемпельных пар обоих типов.
В начале 1734 г., после кратковременного применения шести штемпельных пар предыдущего года с перегравированной датой (свидетельство неподготовленности монетного двора к работе с новыми штемпелями), был осуществлен кратковременный, практически пробный выпуск монет с большим портретом императрицы, куда относится и т.н. "царственный" портрет. В паре с одним из этих штемпелей известен и оборотный штемпель второго типа. В следующем, и также кратковременном выпуске монет промежуточным типом портрета оборотных штемпелей обоих типов было уже почти поровну. Из этого можно сделать заключение, что затянувшийся процесс отработки нового портретного рисунка, который, как предполагает М.М.Максимов, выполнял мастер Иван Васильев, нарушил ритмичность изготовления штемпелей и потребовал привлечения новых мастеров. Таким образом, оборотные штемпели второго типа появились несколько позже штемпелей Васильева, но значительно раньше перехода на заключительную серию портретов. По-видимому, работа второго мастера над оборотными штемпелями была одобрена, и потому в дальнейшем ему была доверена, вместе с основным мастером, работа над более сложными и ответственными портретными штемпелями с момента окончательного становления монетного типа.
И вот теперь уместно будет сообщить о недавней находке - монете с портретом второго (с подвеской на груди), сведений о которой до настоящего времени в литературе не было. По рисунку самого портрета она полностью повторяет одну из монет, помеченных меткой Васильева, однако от всех других монет этого года ее отмечает отсутствие на груди свивающих из-за плеча лент наплечника обычно их 2 или 3. Главным же отличием следует считать небольшую метку А (возможно, буква А или Л), размещенную на груди под орденской лентой, у самого обреза бюста. Примечательным является и то, что это единственная известная монета "с подвеской на груди", оборотная сторона которой, хотя и не имеет разделительных точек в легенде, но по всем остальным отличительным признакам совпадает со штемпелями первой Руппы: имеет овальный контур хвоста, маленькую корону над орлом, одинарную рамку щитка герба Москвы и букву против державы.
Случайны ли такие совпадения? Не являются ли эти монета с '^личными метками результатом копирования различными маврами одной и той же исходной модели?
И, наконец, последнее наблюдение.
Вспомним упоминавшуюся ранее статистику. Штемпелей оборотной стороны монет второго типа известно 26 различных вариантов, а первого меньше - только 23, хотя применять их начали с самого начала года. Лицевых штемпелей "с подвеской" - 29, а "без подвески" - 23 - и опять меньше.Есть ли этому объяснение? Не отошел ли к концу года мастер Васильев от изготовления монетных рублевых штемпелей? И не здесь ли следует искать причину того, что для чеканки монет последующего 1735 года изготавливались только штемпельные пары второго типа, т.е. именно те, которые были в работе и, возможно, единственными в конце 1734 года?
Смотрите также:
Полуйко Е.Г. "Рубль Анны Иоановны". Каталог. Оригинальное издание 1989 г. с издательской обложкой.
Источники:
Нумизматический сборник Московского нумизматического общества (МНО) № 4, 1996 г.
Автор:
Полуйко Е.Г.
Прочитано 13518 раз(а)
Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:
Монеты России 1700-1917 серебро
Московское нумизматическое общество (МНО)