Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411


На главную страницу Библиотеки

Петрунин Ю.П. "Штемпельная каталогизация золотых и серебряных монет Петра III".

Петрунин Ю.П. "Штемпельная каталогизация золотых и серебряных монет Петра III".

Великий князь Георгий Михайлович (ГМ) в своем каталоге приводит только две разновидности рублевика регулярного выпуска:   экземпляр № 4 иллюстрирует  рубли со знаком ММД,  делавшихся на Московском (Красном) монетном дворе и № 8 со знаком СПБ, по образу и подобию которого чеканились  монеты в С.- Петербурге.
  С легкой руки великого князя в последующих нумизматических каталогах, в том числе современных, построенных с учетом штемпельной дифференциации,  воспроизводятся именно эти рисунки. Гурт на монетах, сделанных на С. - Петербургском монетном дворе  в своем большинстве имеет насечку, чеканившихся в Москве - надпись. Казалось бы точка в перечне разновидностей рублевиков Петра III давно поставлена. Однако наметанный глаз собирателя в массиве рублей Петра III обнаруживает варианты штемпелей, которые обладают особыми характеристиками, благодаря чему они выделяются в рутине нумизматического материала. Ниже приведены критерии, которые дают возможность разграничивать  портретные стороны рублевиков, при их визуальном сравнении.
Еще в 1910 году великие русские нумизматы А. Ильин и граф  И. Толстой  золотые монеты одного номинала  разграничивали   по вариантам.  Авторы указывали, что существуют 10-рублевые экземпляры, у которых “конец круговой надписи доходит до бюста” и, в отличие от них, встречаются разновидности, конец легенды которых, “не доходит до бюста”.
 Аналогичные  отличительные признаки были обнаружены и у  золотых 5-рублевиков. В приводимом во второй части настоящего издания каталоге представлены другие варианты золотых монет, которые также свидетельствуют о том, что монетный материал Петра III не так уныл и однороден, как это может показаться при беглом рассмотрении.
Упомянутые уважаемые авторы принимали самое непосредственное участие в подготовке Корпуса русских монет. Поэтому  остается непонятным, почему они не включили в каталог ГМ  ими же обнаруженные и описанные ранее варианты. Не вошли в издание ГМ  разновидности золотого червонца, хотя  те же  А. Ильин и  И. Толстой  рассматривали  монеты в зависимости от  наличия или, наоборот, отсутствия точки после даты на реверсе.
Штемпельная дифференциация  рублевиков Петра III  исследователями прошлых лет и современными каталогизаторами не проводилась и  была ограничена лишь двумя   монетами в зависимости от места их чеканки. Жесткая унификация  изображений на рублевых монетах  на первый взгляд действительно оставляет мало шансов обнаружить какую-либо особенную монету. Однако коллекционер, нацеленный на штемпельную подборку своего собрания, может значительно расширить спектр своего интереса, если обратится к анализу  ряда признаков. В качестве дифференциальных критериев, позволяющих идентифицировать конкретные варианты рублевиков, могут выступать различные элементы лицевой стороны, особенности круговой надписи, характер расположения слов и букв легенды относительно рельефного изображения и другое. Ниже предлагаются некоторые наиболее очевидные признаки, помогающие найти эти различия. Все они укладываются в четыре категории:

 1. Формальные признаки
 2. Иконографические различия
 3. Особенности в начертании легенд
 4.Своеобразие взаимного расположения  надписей и изображений
Дифференциация монетных штемпелей по формальным признакам очевидна  и не вызывает  затруднений. По существу такое разграничение  представлено во всех существующих каталогах. К формальным признакам относятся: знаки монетного двора (ММД и СПБ), знаки минцмейстера (ДМ и НК) и  характер гурта (шнуровидный гурт с наклоном насечки вправо или влево и надпись). Другие встречающиеся  признаки, такие как подпись медальера (С. Юдин) и крестообразная монограмма на реверсе присутствуют лишь на пробных экземплярах и новоделах, поэтому практического значения для собирателя не имеют.
Иконографические критерии поштемпельного разграничения монет - наиболее субъективный, но и в такой же степени увлекательный инструмент дифференциации монетного материала. Особенности  в изображении  головы - голова большая или малая, четкая прорисовка тонких прядей парика или гладкая фактура прически, лента косицы короткая или длинная, лента косицы в виде спирали или отдельных фрагментов, -  таков не полный набор признаков, по которым можно идентифицировать штемпельные варианты лицевой стороны. Для сравнения представлены два рублевика Петра III, которые иллюстрируют упомянутые наблюдения. Портреты на рублях явно отличаются по многим параметрам. Первый демонстрирует великолепный по художественно-эстетическому уровню экземпляр. Идеализированные черты лица, точное конструктивное построение формы головы и бюста, сочный рельеф с тонкой проработкой каждого элемента, воспринимаются как  плоды творчества опытного медальера. Во втором случае мы видим  далекий от привлекательности персонаж со скошенным подбородком, выпяченной вперед нижней губой  и плоским затылком. Сравнительно небольшая голова, усиливающая впечатление нарушенных пропорций, слабая проработка мелких деталей лица и прически парика исподволь формируют мнение о профессиональной слабости резчика. Даже такая казалось бы мелочь, как изображение ленты косицы у парика, свидетельствуют о большой дистанции в мастерстве художников. В первом случае тонко очерченная спиралевидная лента придает  изображению особый шарм и гармоничность. На другом портрете мы видим грубоватые фрагменты разной величины, видимо призванные живописать детали этого элемента парика, которые лишь усугубляют и без того  неоднозначное  восприятие  персонажа. 

Анализ последнего портрета Петра III  очередной раз наводит на размышления о том, почему так не благосклонна оказалась монетная иконография к предмету своей творческой реализации. Во второй главе мы уже касались того, что нелепость силуэта  персонажа объясняется болезненным  пиететом портретируемого к своему кумиру Фридриху II Великому.  Отсюда проистекает  удлиненный нос,  усеченный подбородок и т. д. Тем не менее, на повестке дня стоит еще одно наблюдение, которое, по нашему мнению, также влияет на трактовку  некоторых сторон  монетной иконографии Петра III.
Русская поговорка о том, что “глаза - зеркало души”, очередной раз подтверждает  истину  в такой специфической обрасти знаний, как нумизматика. Художники середины XVIII века говорили, что “вид лица и острота зрака” - важная, если не главная часть портрета, которую гравер выполнял с особенной тщательностью.  Окончательная отделка второстепенных деталей могла быть поручена ученикам, однако знающий мастер всегда предпочитал вырезать глаз лично. Манера гравировки глаза на монетных портретах имела колоссальное значение. Законы рисунка, заложенные еще издревле, диктуют  художникам, что при положении головы в профиль (равно как и при трехчетвертном повороте)  глаз строится по форме треугольника.  Если голова в положении фас, то глаз строится в форме ромба.
В природе нарушение каких-либо законов карается справедливым возмездием. Изобразительное искусство не является исключением. Нарушение законов рисунка наказывается его зрительным  невосприятием. Миндалевидные глаза египетских богов смотрятся с современных позиций нелепо и во  многом в связи с тем, что профильные изображения божеств египтян наделялись трапециевидным рисунком глаза.
 Если экстраполировать эти законы на монетные портреты  Петра III, то  можно обнаружить весьма любопытную особенность.  Большая часть рублевых монет несет образ императора  с “дурным”, а точнее с неестественным  глазом, который строится в форме  “неправильной” трапеции. Такой глаз получается  если делать зрачок в виде впадины или углубленной  круглой точки. В такой манере гравировали глаз на большинстве  монетных портретах Петра III.  Получается, что профиль императора обращен вправо, а глаз смотрит на 90 градусов в другую сторону -  на зрителя.  Эффект усиливается, если зрачок зачернен патиной. Такое анатомо-физиологическое  построение в природе наблюдается у птиц. Вспомним, как на сленге коллекционеров нередко называют  Петра III на его монетах - “дятел”. Не потому ли  чудаковатость некоторых портретов императора  оказалась подспудно связана   с особым рисунком глаза, который способствовал рождению неблагозвучного прозвища.  Такая манера гравировки глаза  не типична для других монет императорского периода. Особой строкой выделяются различия в изображении бюста: плоский или выпуклый чекан (признак применим и к голове), широкий или узкий обрез рукава, три или четыре ранта ворота на шее, особенности в укладке мантии. Эти признаки могут  дополнить идентификацию штемпельных вариантов монет.
Наглядными  критериями  разграничения  рублевых монет  служат надписи. Удобным признаком является расположение конца легенды по отношению к бюсту. Например, на лицевой стороне  слово “ВСЕРОС” может соприкасаься с бюстом, находиться близко от него или на значительном расстоянии.
 Характер расположения знака монетного двора по отношению к бюсту также бывает  полезным. Например, буквы «СПБ» или «ММД» по-разному проецируются на обрез рукава. Знак монетного   двора иногда соприкасается  с обрезом бюста  или, наоборот, в разной степени отстоит от него. Все эти особенности можно применять для идентификации штемпельных разновидностей.
Удобным и очевидным критерием распознавания оригинального штемпельного варианта рублей со знаком “СПБ” является точка в конце легенды на лицевой стороне. Редким является экземпляр, у которого точка регистрируется в начале круговой надписи. Оборотная сторона также имеет свои особенности, связанные, как уже указывалось, с местом чеканки монеты. На обороте рублевиков со знаком “ММД” по обеим сторонам хвоста  стоят инициалы    “ДМ”. Реверс монет, изготовленных в северной столице, имеет индекс  “НК”. Буквы знака минцмейстера могут быть малыми или большими, они, благодаря воле резчика, способны локализоваться  вблизи у хвоста или лап орла, или, наоборот, быть расположенными  в отдалении от них, естественно, в рамках соответствующего монетного поля.
Второстепенным отличительным признаком может служить точка после слова “МОНЕТА”, локализация  которой варьирует  относительно центрального хвостового пера. Она может располагаться справа и слева от центрального пера, причем в разной степени удаления от него. Нередко точку можно обнаружить непосредственно под центральным пером.
Монеты Петра III лишены орфографических ошибок в надписях, а также явных  оплошностей  в изображениях, таких как, например, отсутствие латинских I в монограмме на рублевиках  Петра I. Вместе с тем досадные искажения, связанные с небрежностью резчика,  можно обнаружить. Так, при всей четкой организации   оформления оборотной стороны, встречаются экземпляры, у которых  “набекрень” расположена большая корона над головами орла.
Нередко обнаруживается штемпель с изображением  скипетра, лишенного  верхнего декора, отчего создается впечатление, что императорская регалия заканчивается  стилизованной латинской V. Такие  особенности  носят случайный характер и связанны либо с нечеткой работой  гравера, либо с нарушениями технологического процесса.
Все  эти признаки или их комбинация определяют своеобразие  экземпляра и при  формировании коллекции с поштемпельным подбором монет могут учитываться. Ведь никого не удивляет, когда коллекционер с заметным волнением приобретает монеты Петра II с ошибками в имени  - ПЕРТЬ, или браком в написании титулатуры Екатерины I - САМОДЕРИЦА., вместо САМОДЕРЖИЦА., и  трепетно включает их в свое собрание.

Задать вопрос автору в "Книге Почетных Гостей"

Полную версию статьи с иллюстрациями читайте в книге: Петрунин Ю.П. "Монеты императора Петра III". Монетная иконография. Каталог монет. Очерки по нумизматике. С автографом автора! / Yury Petrunin "Coins of emperor Peter III". Monetary Iconography. Catalogue of coins. Articles on Numismatics. With the author's autograph!




Источники:  «Монеты императора Петра III. Монетная иконография. Каталог монет. Очерки по нумизматике», 2010 г.
Автор:  Петрунин Ю.П.
Прочитано 12529 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 золото Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Нарвская конфузия. Петрунин Ю.П.

Рубль Иоанна Антоновича: почему портрет, а не вензель? Петрунин Ю.П.

Гербовый орел на рублевых монетах Екатерины I. Петрунин Ю.П.

Петрунин Ю.П. "Северная война. Начало войны. Капитуляция Дании. Травентальский мир".

Петрунин Ю.П. "Чей портрет на рублевых монетах Петра II?".

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМонеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМедали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборыБоны России 1769-2024. Боны в слабах PMG, PCGS, Знакъ, PGАнтиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Мюнцкабинеты для монет, боксы для монет в слабах, коробки, футляры, альбомы для монет, холдеры для монет

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса