Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411


На главную страницу Библиотеки

Петрунин Ю.П. "Кто был автором портретных штемпелей монет Петра III регулярной чеканки?".

Петрунин Ю.П. "Кто был автором портретных штемпелей монет Петра III регулярной чеканки?".

Вопрос, сформулированный в заглавии, кажется некорректным. Ведь всем хорошо известно, что медальером, резавшим высочайше утвержденный   штемпель рублевого номинала с портретом Петра III, был Тимофей Иванов. Образец, созданный Самуилом Юдиным, не был принят для массового выпуска. Итак, как будто бы точки над i давно расставлены, работы медальеров атрибутированы и можно уверенно перевернуть эту страницу отечественной нумизматики. Однако не все так просто и ясно. Позволим предположить, что С. Юдин, так же как и Т. Иванов, создавал штемпеля, которые использовались для изготовления государственных монет Петра III регулярной чеканки.
Для начала воспроизведем логическую цепь, которая отвечает на вопрос, почему автором стандартного рублевика  1762 года с портретом Петра III  считается Т. Иванов. Да по той простой причине, что экземпляры с подписью С. Юдина в обрезе рукава существуют в единичных экземплярах  - значит работы медальера не были  утверждены и таким образом не получили серийного производственного тиражирования. Документы свидетельствуют, что работа по изготовлению пробных  образцов была поручена  также Т. Иванову, следовательно для массового выпуска были высочайше одобрены монеты, принадлежащие его резцу. Не беда, а   хвала автору, который в силу природной скромности, не подписал свое творение!
  Однако природная скромность позволила через полгода          Т. Иванову в течении не одного десятилетия ставить свои инициалы на рублях Екатерины II. Таким образом, эту субъективную компоненту можно из анализа исключить.
Объективный же  фактор заключается в том, что до настоящего времени нет ни одного документа, который бы свидетельствовал, что пробный образец рублевика работы С. Юдина был отвергнут, а  монета, созданная Т. Ивановым, принята к  промышленному производству.
Позволим высказать некоторые соображения о том, почему С. Юдин не мог быть выведен из  списка лиц, осуществляющих монетный передел. 30 января 1762 вышел Указ Сената “О чеканке рублевиков по Высочайше утвержденному образцу”. Как следует из документа образцом  явился “абдрук” или живописный эскиз рублевой монеты. На тот момент на монетном дворе  было лишь два медальера, чей профессионализм позволял гравировать  августейший профиль - С. Юдин и Т. Иванов, которые и были привлечены к работе “с крайним поспешением”. Этот факт  документируют соответствующие Указы Монетной Канцелярии. Причем документы неоднократно упоминают фамилии мастеров именно в такой последовательности - на первом месте ставится имя С. Юдина. Если полагать, что его пробные  рублевики были отвергнуты в качестве образцовых, это совсем не значит, что мастер был отстранен от работы. Было бы непозволительной роскошью  отказаться от услуг первоклассного медальера, равно как и нелепо предположить его использование в качестве простого копииста, воспроизводившего штемпеля Т. Иванова.
Остается определить, как же был задействован ведущий специалист монетного двора. Может он был определен к подготовке медали на кончину Елизаветы Петровны, в то время как Т. Иванов без устали резал монетные штемпеля? Действительно, существует соответствующая медаль с подписью С. Юдина. Но такая работа не могла заполнить все рабочее время мастера. Уместно заметить, что к работе над медалью аналогичного содержания был привлечен и      Т. Иванов, о чем свидетельствует его подпись на миниатюре. То есть, Иванов в такой же степени тратил свое рабочее время на изготовление памятной медали, как и его визави. Очевидно, что Юдин продолжал трудиться на монетном дворе, но остается не до конца ясным , какую  же работу он там выполнял.
На тот факт, что С. Юдин  по-прежнему активно привлекался к созданию портретных штемпелей говорит более поздний Указ Монетной Канцелярии, датированный 22 февраля, в котором предписывалось “медальерным мастерам Юдину и Иванову”  в экстренном порядке изготовить “контр-пунцоны”, другими словами  маточники, для чеканки “империальной монеты” и полтин. Из документа следует, что живописный “абдрук” или по-современному эскиз монет прилагался. Как известно, империалы, равно как и полтины, были выпущены в различных штемпельных вариантах. Портреты императора на них выполнены в разных художественных стилях. Все они не подписаны. Нельзя исключить, что существование штемпельных разновидностей обусловлено трудом разных медальеров. Можно ли определить, какие штемпеля принадлежат работе Юдина, а какие вышли из-под резца Иванова? Объективных и однозначных  механизмов для решения этого вопроса не найти.
Однако, на основании вышесказанного можно сделать два важных в рамках настоящей работы предположения: первое - С. Юдин продолжал активно работать на монетном дворе над монетными штемпелями, предназначенными для массового выпуска; второе, и это самое главное, - нельзя исключить, что в категорию этих монет, были включены    рублевики регулярной чеканки. Если предположения верны и соответствуют реальному положению вещей, то возникает естественное желание: как в массе рублевиков Петра III найти монеты,  с которыми можно  было бы ассоциировать имя медальера.
Задача на первый взгляд не разрешимая. Вместе с тем, обнаруживаются ниточки, которые помогают связать имена медальеров с некоторыми штемпельными оттисками. И помогут нам в этом деле иконографические инструменты. Достоверно известно, что С. Юдин создал  три монетных штемпеля: с портретами Елизаветы Петровны на червонце 1757 г. и пробном рубле 1758 г., а также  портретом Петра III  на пробном рублевике, датированным  1762 г. (рис. 2). Все эти монеты подписаны автором. Портреты объдиняет общий стиль гравировки. Все они выполнены в низком рельефе, что предохраняет их от быстрого износа в процессе обращения. Лицам портретируемых моделей придана выразительность, отвечающая требованиям идеализированного портрета.  Тщательно проработаны детали бюста и подробности прически.
Теперь обратимся к рублевикам Петра III регулярного выпуска. Стандартные рублевики, один из которых выпускался на Московском монетном дворе, другой в С.-Петербурге. Монету со знаком ММД отличает относительно плоский чекан. Портрет на лицевой стороне  не лишен привлекательности, его автор явно стремился придать персонажу идеализированные черты. Все детали потрета  вплоть до прядей парика и косицы тонко проработаны. Создается впечатление, что творческий почерк на рублевике тот же, что и на монетах с подписью С. Юдина.
 Изображение Петра III  на рубле со знаком “СПБ” исполнено совершенно в другом стиле.  Покатый лоб, вытянутый нос и сомкнутый в кривой линии рот наряду со скошенным подборобком создают профиль, далекий от привлекательности. Высокий рельеф изображения, который обеспечивает игру светотени и выгодно влияет на зрительное восприятие,  должен был бы подчеркнуть фактуру парика. Однако этого не происходит. Нейтральная гладкость текстуры лица распространяется на всю голову, лишая портрет линий и контуров, которые обычно создают оптический эффект гармонии и красоты портетируемой модели.
Таким образом на рублях Петра III определяются два иконографических варианта портрета, отличающихся рисунком и манерой исполнения. Очевидно, что штемпеля резали различные мастера. Скорее всего таковыми были С. Юдин и Т. Иванов. Списать иконографические различия штемпельных оттисков на работу копиистов не логично. К тому периоду в технологию монетного дела прочно вошли маточники, штемпеля для которах резали медальеры-прфессионалы. Роль “авторского” влияния копииста на модификацию штемпеля, по всей видимости, сводилась лишь к вариантам надписи, литеры которой набивались по-разному в их привязке  к деталям портрета.
Косвенным свидетельством в пользу  предположения того, что рублевик с портретом петербургского  образца был вырезан Т. Ивановым, может служить штемпель оборотной стороны. Известно, что с 1757 по 1761 гг.  на С.-Петербургском монетном дворе  стали чеканиться  рубли с портетом Елизаветы Петровны, созданные Т. Ивановым,. На реверсе этих рублевиком до 1761 г. набивались гербовые орлы Ж.А. Дасье. Однако в 1761 году портретные стороны штемпелей работы Т. Иванова стали комплектоваться штемпелями с  гербовым орлом того же мастера. По существу Т. Иванов модифицировал орел Дасье, сохранив его контуры, однако привнес заметные подробности оперения, которые придали изображению авторскую новизну. Именно этот вариант орла стал чеканиться и на рублях Петра III на Петербургском монетном дворе. Логично предположить, что совсем недавно им же разработанный   штемпель орла, Т. Иванов решил включить  в комплект штамповочных инструментов для производства монет Петра III.
Вышеизложенное не дает основание думать, что в Москве изготавливались только монеты работы Т. Иванова, а в северной столице - С. Юдина. В массе рублевиков со знаком “СПБ” иногда регистрируются экземпляры с отчетливо выраженными характеристиками монет московского типа.

Задать вопрос автору в "Книге Почетных Гостей"

Полную версию статьи читайте в книге: 

Петрунин Ю.П. "Монеты императора Петра III". Монетная иконография. Каталог монет. Очерки по нумизматике. С автографом автора! / Yury Petrunin "Coins of emperor Peter III". Monetary Iconography. Catalogue of coins. Articles on Numismatics. With the author's autograph!




Источники:  "Монеты императора Петра III". Монетная иконография. Каталог монет. Очерки по нумизматике, 2010 г.
Автор:  Петрунин Ю.П.
Прочитано 11848 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 золото Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Нарвская конфузия. Петрунин Ю.П.

Рубль Иоанна Антоновича: почему портрет, а не вензель? Петрунин Ю.П.

Гербовый орел на рублевых монетах Екатерины I. Петрунин Ю.П.

Петрунин Ю.П. "Северная война. Начало войны. Капитуляция Дании. Травентальский мир".

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМонеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМедали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборыБоны России 1769-2024. Боны в слабах PMG, PCGS, Знакъ, PGАнтиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Мюнцкабинеты для монет, боксы для монет в слабах, коробки, футляры, альбомы для монет, холдеры для монет

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса