Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411


На главную страницу Библиотеки

Старый Талер "Риксдалеры Гольштейн-Готторпов на шведском троне".

Старый Талер "Риксдалеры Гольштейн-Готторпов на шведском троне".

«История не знает сослагательного наклонения» - обычно эта фраза предваряет как раз такой мыслительный эксперимент на историческую тему. Так и сейчас, если бы стрелка исторического развития повернула немного в иную сторону, шведский трон никогда бы не достался ближайшим родственникам Екатерины II - младшей ветви Гольштейн-Готторпской династии в лице ее дяди бывшего любекского князя-епископа Адольфа Фредерика и его потомков.Единственный законный наследник Карла XII - Карл Петер Ульрих, будущий император Пётр III, против своей воли и к своей беде, был увезён в Россию, сделавшись наследником родной тетки Елизаветы Петровны, а наследником шведского трона в 1743 году, под давлением России, был назначен дядя его будущей жены.

С его смертью начался 67-летний период правления Гольштейн-Готторпов в Швеции, который ознаменовался серьезными политическими преобразованиями, соперничеством короля и парламента, попыткой реставрации абсолютизма и отказом от великодержавных идей в итоге, вызванных утратой Финляндии в неудачной войне с Россией. Все четыре короля этой династии состояли в ближайшем родстве с русским императорским домом. Как уже было сказано, Адольф Фредерик приходился дядей по матери императрице Екатерине II, он также был двоюродным дядей по отцовской линии для Петра III.

В момент вступления Адольфа Фредерика (1751-1771 гг.) на престол в политической жизни Швеции господствовала так называемая «эра свобод» - политический режим, характеризующийся сильным влиянием парламента Риксдага на жизнь страны при одновременной слабости королевской власти. Политическая жизнь определялась соперничеством «партии шляп» и «партии колпаков». «Шляпы» оцениваются историками как проводники профранцузской политики, настроенные антироссийский и весьма реваншистски по отношению к итогам Северной войны. «Колпаки» напротив выступали за более тесное сотрудничество с Россией, опираясь на англо-русскую финансовую поддержку.

Король же предпочитал не вмешиваться в политические вопросы, его любимыми занятиями были изготовление табакерок и сытные застолья. Так он и вошёл в историю, умерев постыдной смертью от переедания в 60-летнем возрасте, которая достаточно подробно описана современниками, включая меню последнего королевского ужина. По свидетельствам биографов, в тот вечер монарх откушал за обедом кабачковый суп, лобстеров с икрой, копченую сельдь и квашеную капусту с брусникой, а запивал все это игристыми винами. Далее полагался десерт — традиционные шведские булочки семла. Адольф Фредрик съел их аж 14 штук! После чего почувствовал себя нехорошо, удалился в свои покои, где помучился какое-то время болями в животе, а затем умер. Граф Юхан Габриэль Оксеншерна записал в дневнике, что «сия кончина подобала не государю, но деревенскому попу».

У Адольфа Фредерика было трое сыновей, двое из которых - Густав и Карл стали королями Швеции. Первым на престол взошёл старший из них - Густав III (1771-1792 гг.), воспитанный в духе просвещенного абсолютизма, решительный и волевой, склонный к театральности и свято веривший в божественную природу королевской власти. Екатерина Великая не жаловала своего кузена, вскоре после начала его царствования, в письме госпоже Бьельке она высказала такую мысль: «Сердце говорит мне, что ваш любезный шведский король и его милая маменька не сделают ничего путного».

Молодого короля не устраивала роль красивой декорации при всесильном Риксдаге. И вскоре, в 1772 году, он решился на «монархический переворот», покончив с «эрой свобод» и утвердив абсолютную королевскую власть. По этому поводу российская императрица сокрушалась в переписке с Вольтером: «Что вы скажете о революции в Швеции? В четверть часа… народ лишился там своей конституции и своей свободы… Швеция лишена свободы, и король в этом государстве имеет такую же деспотическую власть, какую имеет король французский», но в своей стране с учреждением конституции и свобод, императрица конечно же не спешила.

Обретение реальной власти позволило Густаву III проводить более решительную политику. Он искренне стремился вернуть Швеции былое величие, завоевать Санкт-Петербург и проучить своенравную сестрицу. В 1788 году он действительно начинает войну с Россией, которая продлилась два года, в основном на море и в Финляндии, но закончилась статусом-кво для сторон, несмотря на блистательную победу Густава III в морском сражении при Свенсксунде.

В частной жизни король жил несчастливым браком с нелюбимой супругой Софией Магдалиной Датской. По рассказам современников король впервые навестил спальню своей жены лишь на девятом году брака, когда уже давно был коронован. Отношения между ними были столь холодны, что породили слухи об отцовстве графа Мунка (одного из фаворитов Густава III) при зачатии наследника, принца Густава Адольфа. Сам король предпочитал жене общество молодых фаворитов, к числу которых, кроме уже упомянутого графа Мунка относился граф Густав Мориц Армфельт. С ним король не раз инкогнито путешествовал по Европе, посетив Италию и Париж, театральные и оперные постановки. Вообще театр, опера и балы-маскарады относились к числу самых любимых развлечений короля, самых дорогих его сердцу. В 1782 году по инициативе Густава III основана королевская опера, в 1788 году - королевский театр. И именно Армфельт был назначен руководить сначала оперой, а потом и театром, что безусловно подчеркивало его «особый статус» при дворе.

К началу 1790-х годов король настроил против себя слишком многих: в Риксдаге, при дворе, в собственной семье - везде Густаву III возникла оппозиция. Против него зародился заговор, и 16 марта 1792 года на короля было совершено покушение во время бала-маскарада в королевской опере. Пуля, выпущенная Якобом Юханом Анкастрёмом в спину короля, оказалась смертельной. Раненого монарха доставили во дворец, провели операцию по извлечению пули, во время которой выяснилось, что заряд был начинён дробью и ржавыми гвоздями. Вскоре начался сепсис и рана загноилась. В ночь с 28 на 29 марта Густав III скончался. Перед смертью он успел уточнить своё завещание, где определил, что при малолетнем наследнике будет править регентский совет во главе с братом короля герцогом Карлом Сёдерманландским, и фаворитами короля графами Таубе и Армфельтом.

Завещание не было исполнено. Очень скоро регент сблизился с давними противниками покойного короля и отстранил его фаворитов от власти. Разбирательство дела о покушении на Густава III, проведённое в спешке, не преследовало цели разоблачить весь заговор. Наказан был лишь сам убийца Анкастрём, казненный в апреле 1792 года, истинные же вдохновители заговора остались безнаказанными.

Юный король Густав IV Адольф (1792-1809 гг.) отличался подозрительностью, высокомерием и своенравием. В 1796 году он был объявлен совершеннолетним и под нажимом Екатерины II должен был быть обручён с одной из внучек императрицы. Для этой цели он прибыл в Санкт-Петербург, где ему был оказан самый почетный приём. Однако Густав IV Адольф расторг помолвку, чем привёл императрицу в крайнее расстройство. Через несколько дней Екатерина скончалась от инсульта.

Самостоятельное правление Густава IV Адольфа характеризовалось продолжением абсолютистской политики его отца, крайним неприятием французской революции, ее идей и личной неприязнью к Наполеону Бонапарту. Обращаясь с речью к Риксдагу король охарактеризовал его как «зверя Апокалипсиса из Откровения Иоанна Богослова». Шведский король был единственным монархом на материке, который так и не признал императорский титул Бонапарта.

Коронация Густава IV Адольфа в апреле 1800 года была омрачена чередой досадных инцидентов. В городке Норчёппинг, где король вопреки желанию двора решил провести коронацию, во время процессии конь под монархом вздыбился и сбросил его в грязь в парадном одеянии, и далее отказался продолжать путь. Густав IV Адольф был вынужден пересесть на другого коня, и в этот момент короной повредил себе голову. Так он и прошествовал к месту коронации: под проливным дождем, в грязи, со стекающей со лба кровью. Под вечер, не выдержав волнения, у супруги короля Фредерики Баденской случился выкидыш. В этих происшествиях современники усмотрели дурное знамение всему царствованию и роду монарха.

Будучи последовательным противником наполеоновской Франции, Густав IV Адольф сблизился с Россией и Великобританией. После Тильзитского мира, Наполеон настоял, чтобы Александр I самостоятельно решил проблему непокорной Швеции и даже был не против полного поглощения Швеции Российской империей о чем прямо и заявил русскому послу в Париже графу Толстому в начале февраля 1808 года. В конце 1807 года Александр I в ультимативной форме потребовал от шведского короля присоединиться к блокаде, на что Густав IV Адольф ответил решительным отказом, рассчитывая на поддержку Великобритании и собственные силы. 9 февраля 1808 года без объявления войны русская армия начала вторжение в Финляндию, в марте войну Швеции объявила и Дания. Ситуация была тяжелой, общественное мнение в стране было против войны, но король выступал за продолжение сопротивления. К осени 1808 года войска Швеции в Финляндии были разгромлены, нависла реальная угроза высадки вражеского десанта в окрестностях Стокгольма и захвата столицы.

Противники короля решили, что настало время осуществить давно задуманный план по его отстранению от власти. 13 марта 1809 года начинается восстание войск в Карлстаде, в тот же день генерал-адъютант Адлеркрейц с группой заговорщиков арестовывает Густава IV Адольфа в его покоях. Арестованного короля отправляют в замок Грипсхольм, место заключения принца Юхана (будущего короля Юхана III в 1568-1592 гг.) и короля Эрика XIV (1560-1568 гг.). В этом мрачном и символичном для шведской истории замке короля понуждают подписать отречение. Формально в пользу сына - 9 летнего принца Густава. 1 мая того же года собравшийся Риксдаг подтвердил удаление Густава Адольфа от власти, а также лишил такового права его законных наследников, параллельно возложив на бывшего короля вину за все грехи: «Густав IV Адольф нарушил королевскую клятву, ведя единовластную и абсурдную внешнюю политику, которая привела к поражению в Померании и потере Финляндии. Застой в торговле и экономике — тоже вина короля».

Корона была передана в руки его дяди, герцога Карла Сёдерманландского, бывшего регентом в 1792-1796 гг.

Бывший король отправился в изгнание, жил в Германии и Швейцарии ведя, по отзывам современников, «бродячий» образ жизни. Он развёлся с женой и умер в относительной безвестности и бедности в Санкт-Галлене в 1837 году.

После переворота Риксдаг принял Конституцию, которая, с поправками, действовала до 1974 года, заключил перемирие и затем мир с Россией, Данией и Францией. Швеция лишилась Финляндии и Померании, по сути ее границы стали соответствовать современным, и решительно отказалась от активной внешней политики, что положило начало двухвековому «шведскому нейтралитету».

На момент провозглашения королем, Карлу XIII было 60 лет. Он был стар, бездетен и страдал от прогрессировавшего старческого слабоумия. Фактически к руководству страной он никогда не был допущен, эта роль отводилась аристократии и царедворцам. Желая угодить Наполеону, испросило у него разрешения сделать кронпринцем Швеции кого-то из его родни или маршалов. Выбор пал на маршала Жана Батиста Бернадота. 21 августа 1810 года риксдаг избрал Бернадота кронпринцем Швеции, а 5 ноября усыновлён королём. С этого времени Бернадот стал регентом, а фактически — правителем Швеции под именем Карла Юхана.

Политика последнего очень быстро перестала быть лояльной Франции и в большей степени соответствовала интересам Швеции: он отказался предоставить Наполеону шведский контингент для вторжения в Россию, в 1812 году заключил союз с Александром I, в 1813-1814 гг. командовал шведской армией в европейском походе против Наполеона, включая битву народов под Лейпцигом. В 1814 году заставил Данию уступить Норвегию, которая хоть и не стала частью Швеции, но была объединена с ней личной унией до 1907 года. Король скончался в феврале 1818 года в Стокгольме и с его смертью началась новая страница шведской истории под знаменем династии Бернадотов.

Денежное обращение периода правления Гольштейн-Готторпской династии в Швеции можно разделить на 4 исторических этапа, которые характеризовали постепенную ее эволюцию от средневековой к более современной:

1-й - 1751-1769 гг. - сохранение системы предыдущего царствования, основа денежного обращения риксдалер и его фракции: 1/2, 1/4 и 1/8 риксдалера, а также серебряные марки, далеры медью, эре серебром и эре медью, сохранение серебряно-медного биметаллизма и плавающего курса между серебряной и медной монетой.

2-й - 1770-1775 гг. - переходный период, отказ от риксдалера в пользу серебряного далера, прекращение де-факто выпуска медных плат и медных монет, выведение из обращения серебряной марки и ее замена монетами в 16, 8, 4 эре серебром (аналог 2, 1 и 1/2 марки при старом счете);

3-й - 1776-1801 гг. - возвращение серебряного риксдалера и его выпуск большими тиражами, появление новых номиналов монет, объединяющих традиции счета на марки и далеры: 1/3, 1/6, 1/12 и 1/24 риксдалера. Переход к серебряному монометаллизму. Ликвидация серебряных и медных эре, отказ от выпуска медной монеты вообще (кроме небольших выпусков 1777-78 гг.).

4-й - 1802-1818 гг. - сохранение прежней системы с возобновлением выпуска медных монет, номинированных в скиллингах (1 скиллинг = 2 эре серебром, или 12 рундштюков, которые были только счетной единицей), а также его фракций в 1/2, 1/4, 1/8 и 1/12 скиллинга. Массовая перечеканка старой медной монеты достоинством 2 эре и 1 эре серебром в 1 и 1/2 скиллинга соответственно.

Основные изменения в системе денежного обращения пришлись на 3-й ее этап, а именно на 1776-77 гг, когда была проведена денежная реформа Густава III и установлен серебряный монометаллизм. Серебряные риксдалеры начинают чеканить огромными тиражами. При населении Швеции около 3 млн. человек в конце XVIII века, за период 1771-1792 гг. было отчеканено более 5 млн. риксдалеров (по сравнению с 880 тысячами отчеканенными в 1751-1771 гг. при Адольфе Фредерике), наиболее массовые выпуски которых пришлись на 1776, 1781-82 гг. и 1790-92 гг.

С Адольфа Фредерика в оформлении дизайна монет появляется новшество - указание королевского девиза царствования: «Salus Publicа Salus Mea» (букв. Общественная безопасность - моя безопасность) - при Адольфе Фредерике (1751-1771 гг), «Fäderneslandet» (букв. Отечество) - во время Густава III (1771-1792 гг.), «Gud och Folket» (Бог и народ) - в правление Густава IV Адольфа (1792-1809 гг.), «Folkets Väl Min Högsta Lag» (букв. Народное благо мой высший закон) - при Карле XIII (1809-1818 гг.).

Дизайн риксдалеров всех четырёх царствований подчиняется общему закону. Аверс - портрет короля, обращённый вправо, имя и титул в легенде, реверс - коронованный гербовый щит, окружённый цепью ордена Серафимов, выше - девиз правления, слева и справа - номинал, внизу год чеканки и знаки минцмейстера. Гурт с текстом на латыни или шведском языке. Нормативный вес монет 29,25 грамма, изготовлены из серебра 878-й пробы.

Самыми распространенными и недорогими являются риксдалеры Густава III при средней цене около 150 евро в хорошем состоянии, самыми редкими - Карла XIII, при цене от 400 евро и выше соответственно.

Прежде чем завершить эту статью, давайте вернёмся к королю Густаву IV Адольфу и его потомкам. До своего свержения он обзавёлся четырьмя законными детьми. Его старшая дочь - принцесса София Вильгельмина Шведская вышла замуж за великого герцога Леопольда Баденского, от брака с которым родился сын - великий герцог баденский Фридрих, зять кайзера Вильгельма I Гогенцоллерна. Его старшая дочь Виктория, правнучка Густава IV Адольфа, в 1881 году вышла замуж за шведского кронпринца Густава (будущего короля), а в 1907 году стала королевой Швеции и прародительницей всех ныне живущих членов шведской королевской семьи. Таким образом, потомки Гольштейн-Готторпов воссоединились с потомками Жана Батиста Бернадота.

Для иллюстрации статьи использованы изображения монет из коллекции автора. 

Риксдалеры Гольштейн-Готторпов на шведском троне.

Риксдалер, король Адольф Фредерик, 1762 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер H. Malmberg, тираж 18 268 экз.
Риксдалер, король Адольф Фредерик, 1762 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер H. Malmberg, тираж 18 268 экз.

3 далера (риксдалер), король Адольф Фредерик, 1770 год, 9 серафимов в цепи, монетный двор Стокгольм, минцмейстер A. Lindberg, тираж 143 352 экз.
3 далера (риксдалер), король Адольф Фредерик, 1770 год, 9 серафимов в цепи, монетный двор Стокгольм, минцмейстер A. Lindberg, тираж 143 352 экз.

3 далера (риксдалер), король Густав III, 1776 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 1 460 756 экз.
3 далера (риксдалер), король Густав III, 1776 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 1 460 756 экз.

Риксдалер, король Густав III, 1782 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 653 651 экз.
Риксдалер, король Густав III, 1782 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 653 651 экз.

Риксдалер, король Густав IV Адольф, 1793 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 261 737 экз.
Риксдалер, король Густав IV Адольф, 1793 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 261 737 экз.

Риксдалер, король Густав IV Адольф, 1797 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 154 517 экз.
Риксдалер, король Густав IV Адольф, 1797 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 154 517 экз.

Риксдалер, король Густав IV Адольф, 1806 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 204 774 экз.
Риксдалер, король Густав IV Адольф, 1806 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 204 774 экз.

Риксдалер, король Карл XIII, 1812 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 43 493 экз.
Риксдалер, король Карл XIII, 1812 год, монетный двор Стокгольм, минцмейстер O. Lidjin, тираж 43 493 экз.



Источники:  Группа Вконтакте "Старый Талер", 2022 г.
Автор:  Старый Талер
Прочитано 586 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты Европы Талеры

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Старый Талер "Золотой Софийский дукат и Рождественские талеры Иоганна Георга Саксонского".

Старый Талер "Памятные талеры короля Баварии Людвига Первого".

Старый Талер "Нюрнбергский талер Императора Фердинанда II 1627 года и первый рубль Алексея Михайловича 1654 года, совпадение или подражание!?".

Старый Талер "Шмалькальденский союзный талер".

Старый Талер "Генрих V Благочестивый и его любимый двуручный меч".

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМонеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМедали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборыБоны России 1769-2024. Боны в слабах PMG, PCGS, Знакъ, PGАнтиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Мюнцкабинеты для монет, боксы для монет в слабах, коробки, футляры, альбомы для монет, холдеры для монет

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса