На главную страницу Библиотеки
Старый Талер "Сказки и легенды, главную роль в которых играет монета талер!".
1. «Звёздные талеры» (нем. Die Sterntaler) — сказка братьев Гримм, представляющая собой короткую легенду о бедной девочке-сироте, которая за свою доброту и богобоязненность получила награду с небес. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона, имеет номер 779: «Божественные поощрения и наказания»
Сюжет: Бедная девочка-сирота, у которой имеется лишь кусок хлеба, который ей подали добрые люди, отправилась в поле с надеждой на одного Бога. По пути ей поочерёдно встречаются другие нуждающиеся, голодные и мёрзнущие: бедняк и маленькие дети, которым она отдаёт свой хлеб, шапочку, жилетку, платье и блузку.
И вот, когда у девочки уже больше ничего нет, и осталась она одна в ночном лесу, с неба стали падать звёздочки, которые касаясь земли, обращались в серебряные талеры. А девочка вдруг очутилась в новой сорочке из тонкого льна, в которую она и собрала монеты. Собранного той ночью хватило, чтобы безбедно прожить всю жизнь.
2. "Девяносто девять гульденов"
Пришел однажды молодой парень к сапожнику в подмастерья наниматься.
- Много вас тут таких ходит,- говорит мастер.- На словах сапожники хоть куда, а как до дела дойдет, ничего не умеете.
- Испытай меня,- просит парень.
- Ладно,- согласился сапожник,- поглядим, умеешь ли ты сапоги тачать.
Сшил парень сапоги - загляденье. Обрадовался мастер и говорит:
- Работа у тебя спорится.
Ударили по рукам, и нанял сапожник парня в подмастерья.
Вечером показал ему мастер каморку под самой крышей, где тот будет жить.
Вошел подмастерье в каморку и дверь за собой запер. Разобрало сапожника любопытство, стал он в замочную скважину подсматривать. И видит - стал парень на колени, поклонился и говорит:
- Ну, господи, скажешь, наконец, сколько мне еще молиться? Молюсь, молюсь, а все без толку. Никак у тебя девяносто девять гульденов не выпросить!
Сказал, поднялся с пола и спать лег. Мастер к себе пошел.
На другой вечер подглядел сапожник снова, как подмастерье на коленях стоит, кланяется, с богом беседует.
- Ну, господи, скажешь, наконец, когда я от тебя сто гульденов получу?!
Решил сапожник с парнем шутку сыграть. Влез он на другой день на крышу и пробил дырку прямо в каморку, где подмастерье жил. Вечером снова слышит, как подмастерье у бога деньги просит. Взял тогда мастер кошелек, вышитый жемчугом, положил туда девяносто девять гульденов и опустил его в дырку.
Упал кошелек на пол, а подмастерье и говорит:
- Поглядим, что там упало. Может, это господь бог расщедрился?
Взял он кошелек, открыл его, стал деньги считать. Насчитал девяносто девять гульденов и ворчит:
- Эх! Хоть ты и господь бог, однако нечестный. Просил я у тебя сотню гульденов, а ты мне всего девяносто девять послал. Впрочем, кошелек гульден стоит, так что мы в расчете.
Сапожник всю ночь не спал: любопытство его разбирало - как подмастерье себя поведет?
Подмастерье засел с утра за работу, сапоги тачает, поет, насвистывает. Про деньги не вспоминает. Досадно стало мастеру, не выдержал он и говорит:
- Получил ты вчера вечером девяносто девять гульденов? Да еще кошелек, вышитый жемчугом?
- Верно! - отвечает подмастерье.
- Знаешь, откуда эти деньги?
- Знаю, от господа бога!
- Вовсе нет! - говорит сапожник.- Деньги эти от меня. Отдавай их теперь назад.
- Еще чего! - ухмыльнулся подмастерье.- Я богу молился, деньги выпрашивал, вот они на меня с неба и свалились.
- Отдавай деньги! - кипятится мастер.
- Ни за что! - ухмыляется парень.
- Я на тебя в суд подам! - грозится хозяин.
- Ну, напугал! - смеется подмастерье. Мастер и вправду в суд отправился и сговорился с судейскими подмастерья своего разорить.
Позвали парня в суд. Подошел он к стряпчему и спрашивает:
- Может, знаешь какое средство, чтобы кошелек у меня остался?
- Поделишься со мной, дам хороший совет! - отвечает стряпчий.
- Ладно! - обещает парень.
Стряпчий был хитрюга. Знал он, что мастер с судейскими в сговоре, и решил над парнем посмеяться.
- Начнет тебя судья расспрашивать,- говорит он ему,- а ты знай себе посвистывай да правой рукой усы поглаживай!
Подмастерье совет запомнил. Позвали парня в зал, и судья его спрашивает:
- Получил ты кошелек, вышитый жемчугом, и девяносто девять гульденов?
Парень в ответ только посвистывает да правой рукой усы поглаживает.
Бился с ним судья, бился, да все попусту. Устал он и говорит:
- Видать, этот подмастерье тронутый. Ничего с ним не поделаешь.
И как крикнет на него:
- Убирайся отсюда!
Не заставил подмастерье эти слова дважды повторять и выскочил из зала. А за дверью его уж стряпчий-плут догоняет. Он и сам не ждал, что работнику повезет, но решил за совет деньги получить.
- С тебя половина приходится!
Подмастерье в ответ лишь посвистывает да усы правой рукой поглаживает.
- Ах ты плут! - заорал в сердцах стряпчий.- Я тебе покажу!
Но парня уж и след простыл. Идет, радуется. Ловко же он двух плутов вокруг пальца обвел!
3. "Золотая утка"
Давным-давно, когда Варшава еще не была столицей Польши, а только крепостью князей мазовецких, жил в этом городе один ученик сапожника по имени Ясько. Паренек он был лихой, смелый, и страшно любил всякие приключения. А поскольку кошелек у него был пустой, то частенько подумывал Ясько, как бы его немного наполнить честным способом. Ходила в то время легенда, будто бы в подземелье старого замка князей мазовецких, стены которого и сегодня находятся на улице Тамка, было маленькое озерцо. По этому озерцу плавает золотая утка. Эта утка — прежняя хозяйка этого замка. Жадной и скупой она была при жизни, и теперь живет в подземелье, стережет свои богатства. Говорили также, что эта хозяйка огромным богатством одарит смельчака, который спустится в подземелье и найдет озеро. Однажды решил Ясько испытать свое счастье. Решил он отыскать утку и честным способом немного разбогатеть.
Надел он самое лучшее, что у него было, и отправился к замку. Долго блуждал он темными переходами, подземными коридорами, на ощупь водя рукой по влажным стенам, и спускался по каменным ступеням все глубже и глубже.
Наконец оказался он в огромной пещере, освещенной каким-то дивным светом, бьющим не то с потолка, не то с каменных стен. В этом бледном свете плескалась серебристо-темная вода озерца.
Остановился Ясько у самой воды и подумал: <Правду люди говорили, что есть в подземелье озеро. Только где же искать эту утку и попросить у нее сокровища?
Только он подумал об этом, как из воды вынырнула утка с золотыми перышками, от которых в пещере сделалось еще светлее.
Подплыла она к самому берегу и так ответила человеческим голосом:
— Смелый ты, должно быть, парень, раз не побоялся сюда прийти. Положена тебе награда. Но чтобы получить мои богатства, нужно иметь не только смелое, но и твердое сердце. Потому что тот, у кого мягкое сердце, очень быстро богатства потратит. Так вот, прежде чем я открою тебе мои сокровища, тебе придется пройти еще одно испытание. Вот тебе сто талеров. Потратить их ты должен только на себя в течение одного дня. Если хоть грош потратишь на других, не получишь ничего.
Молча выслушал Ясько все это, потом нагнулся и поднял тяжелый кошелек, который со звоном упал у его ног. Поклонился утке и пошел обратно.
Взвешивая в руке тяжелый кошелек, усмехнулся про себя Ясько и начал думать, на что деньги потратить.
— Приоденусь красиво, наемся досыта и позабавлюсь вволю. Талер круглый, катится быстро. Как ничто потрачу эти сто талеров, а завтра за новыми сокровищами пойду.
В центре города купил он себе красивую одежду, выбирая самые дорогие вещи, но хотя он и приоделся, с ног до головы, кошелек его был еще довольно тяжелый. Тогда зашел Ясько в наилучший трактир, велел принести себе самые изысканные блюда, сладкого меду. Когда же пришлось расплачиваться, то он очень удивился, что в него взяли один талер.
Наступал вечер. Где же потратить оставшиеся деньги? Ясько бродил по улицам, заходил в лавки, покупал разные ненужные мелочи. Пришел он наконец на площадь, где стояла большая палатка, в которой давали представление жонглеры и фокусники. Уселся Ясько на почетном месте, дорого его оплатив, до слез насмеялся от представления, но когда вышел, снова вспомнил о своих хлопотах. В кошельке осталось еще десять талеров. Как их потратить?
Стоял так Ясько задумавшись, как вдруг подошел к нему седой сгорбленный старичок, просящий милостыню. Вытянул руку и просит:
— Помоги старику, красивый панич…
Доброе сердце было у Ясько, чуткое ко всякой людской беде, не задумываясь, положил он золотой талер в вытянутую ладонь.
Вдруг что-то как треснет около него, как будто молния ударила. И услышал вдруг Ясько за собой голос золотой утки, не сладкий уже, как в подземелье, а суровый и гневный:
— Не сдержал уговора, сжалился над убогим! Слишком чувствительное у тебя сердце, чтобы унаследовать мои сокровища. Не пытайся даже спускаться в подземелье, потому что тебя там только смерть встретит.
Оглянулся Ясько, но никого не увидел. Исчез седой старичок. Наверное, незаметно ушел, пока Ясько слушал голос утки.
Пожал Ясько плечами и усмехнулся про себя:
— Не нужно мне таких богатств, которых я не смогу употребить для добра других.
Весело посвистывая, пошел он домой. Красивую одежду, что купил на золотые талеры, спрятал в сундук. Наутро оделся во все старое. С тех пор жил Ясько как прежде.
А поскольку был он паренек добрый, до работы охочий, то везло ему в жизни не меньше. Вскоре стал Ясько подмастерьем и открыл свою мастерскую. Никогда не жалел он об утраченных сокровищах.
— Дороже золота для меня людское уважение, — говорил Ясько, привычно ударяя молотом по колодке. — И приятнее мне тот грош, что я заработаю собственным трудом, чем те подземные сокровища.
4. Горный дух Вильдерман.
Вильдерман — Дикарь, добрый великан, гигантский горный дух, был наряду со скачущим конём егеря Раммеля излюбленным изображением на монетах герцогов Вельфов, курфюрстов Брауншвейг-Люнебург-Ганновера и герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских.
Согласно легенде, Дикарь — мощный гигант. Он имеет длинную густую бороду и носит только набедренную повязку из сосновых или еловых ветвей, иногда в дубовом венке. На голове носит шапку изо мха. В одной руке, вместо оружия, Дикарь держит выкорчеванное дерево, которое может быть лиственным или хвойным.
Впервые он появился на талерах и полуталерах герцога Генриха Младшего Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1514-1568) в 1539 году и просуществовал на монетах Вельфов в течение двух с половиной веков. Мы видим его на больших и малых серебряных монетах, на некоторых золотых и часто, в XVIII веке, на медных пфеннигах.
На золотых и серебряных монетах Дикарь изображался на аверсе или реверсе, на медных — всегда на аверсе. За небольшими исключениями, Дикарь изображался на всех монетах, чеканенных на монетных дворах Гарца. Он стал широко известным символом горы Гарц. Исключением являются некоторые золотые монеты, которые чеканились в Брауншвейге и некоторые серебряные монеты Вольфенбюттеля. На монетах горный дух обычно изображен стоящим со стволом дерева или елью в руке. Иногда он держит герб, иногда держателями герба изображались два Дикаря.
Дикарь олицетворяет собой стихию, сказочно красивую, богатую природными богатствами горную местность. Фольклористы Гарца говорят, что он является легендарной фигурой, олицетворяющей горы Гарц. Сказание о диком человеке было принесено в 1500 году, в начале второго периода добычи руды в Гарце, приезжими шахтерами из Рудных гор. По местным преданиям, саксонский герцог Генрих Лев дважды разрушал королевские шахты в Раммельсберге около Гослара и принадлежащие этим шахтам строения в 1168 году, и особенно основательно, в 1180 году. В результате этого многие шахтеры Гарца покидали родину и уходили в Рудные горы, где 1168 году были открыты богатые серебряные рудные залежи, возле которых позже возник город Фрейберг. Там требовались опытные шахтеры. В 1173 году маркграф Отто Мейсенский совершил поездку в Гослар, где набирал шахтеров для работы в Гарце. С пришлыми шахтёрами истории о Дикаре, вероятно, попали в Рудные горы.
5. Конь Раммеля и талера с его изображением.
Легенда приписывает открытие серебряных рудников в 968 императору Оттону I Великому (912–973), основателю «Священной Римской империи германской нации». Оттон послал своего егеря Раммеля в лес для ловли диких зверей. На опушке леса Раммель спешился, а коня привязал к дереву. Ожидая хозяина, конь разрыл копытами землю и выбил оттуда тяжелые и светлые камни. Когда их показали императору, тот понял, что это богатая серебряная руда и велел учредить на этом месте рудники, а гору назвали Раммельсбергом. С тех пор пошла легенда, что конь Раммель, помогал императору в поиске драгоценных жил, рудники назвали Раммельскими (и монеты герцогства зачастую имеют изображение легендарного коня), а сам конь стал покровителем горного дела Брауншвейга.
Талеры c гербовой фигурой Нижней Саксонии в виде скачущего белого коня впервые чеканились при Христиане Людвиге в Люнебурге (1648 - 1665). В момент своего создания в XIV веке герб не имел династического значения, а был скорее народным символом и лишь позже получил увязку с династией Вельфов, широко распространившей свое владычество в странах Европы. По легенде (№2) конь егеря императора Оттона I во время охоты ударил копытом в землю и выбил оттуда тяжелые и светлые камни. Так якобы были открыты богатые серебряные рудники Раммельсберга, конь же на столетия стал символом горнорудного дела Брауншвейга.
Также он считался покровителем ремесленников, персонификацией рудников Гослара.
Источники:
Группа Вконтакте "Старый талер", 2022 г.
Автор:
Старый Талер
Прочитано 539 раз(а)
Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:
Талеры
На главную страницу Библиотеки
Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях
Маркетъ-плейсъ СМ:
Монеты царской (императорской) России до 1917. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМонеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМедали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборыБоны России 1769-2024. Боны в слабах PMG, PCGS, Знакъ, PGАнтиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Мюнцкабинеты для монет, боксы для монет в слабах, коробки, футляры, альбомы для монет, холдеры для монет
|
|
|
|
|