Статер Кизикин 410-330 г. до н.э., вес 16,00 гр. Дионис, обнаженный, с тирсом в руках, полулежащий на спине гарцующей пантеры, внизу рыба-тунец. Преподобный Четырехсторонний в квадрате.
Чрезвычайно редкий, очень важный и увлекательный выпуск.
Кизиценские монеты из электрума славятся использованием множества различных типов. На некоторых изображены игривые вариации, включающие значок тунца Кизика, на других - эмблемы животных других городов, но на большинстве изображены изображения греческих богов, либо в виде портретов, либо в полный рост. Этот редкий статер из электрума относится ко второй половине пятого века до нашей эры, когда изображения богов в полный рост, по-видимому, были особенно популярны у кизицийских граверов. В греческом мифе Дионис был богом вина, который родился от союза Семелы, дочери Кадма, и Зевса в облике орла. К сожалению, Гера узнала об этой интрижке и убедила Семелу попросить раскрыть истинный облик ее возлюбленного. Зевс подчинился, и сила его божественной формы мгновенно испепелила несчастную Семелу. Среди пепла Зевс нашел нерожденного Диониса, и, чтобы спасти его, царь богов, как говорили, зашил его в бедро, пока он не был готов родиться. После своего рождения он одарил человечество виноградом и приобрел последователей из числа мужчин и женщин, а также деревенских сатиров, все из которых ценили хороший напиток. Здесь Дионис изображен возлежащим на спине своей пантеры и несущим тирс. Последний представлял собой посох, который регулярно носили приверженцы бога во время религиозных обрядов и фестивалей. На его вершине был желудь, который, по-видимому, обмакивали в мед. По крайней мере, Еврипид отмечал, что мед капал с тирсов, которые носили менады в "Вакханках". Хотя такие посохи могут показаться безобидными, по крайней мере в одном случае говорилось, что во время путешествий Диониса по земле в тирсах, которые носили его последователи, скрывались злобно острые железные наконечники копий, которые могли быть обнаружены в любой момент. Считалось, что, вооружившись таким образом, Дионис и его группа поклонников завоевали Азию вплоть до Индии. Это двойственное использование тирса, как правило, отражает природу Диониса, бога вина, как ее понимали древние греки и на примере Еврипида. Подобно тирсу, который мог быть знаком праздника или оружием войны, дар вина смертным
и самому богу — обладал силой освобождать или разрушать. То
пантера была традиционным животным, ассоциирующимся с Дионисом, и часто фигурирует рядом с богом в греческом искусстве. Было высказано предположение, что эта ассоциация была призвана придать "иностранное" и экзотическое качество Дионису, чья мифология часто характеризует его как позднего пришельца в олимпийский пантеон и того, кто пришел откуда-то еще и не был сразу узнан, хотя было отмечено, что его имя уже фигурирует в линейном B записи с Пилоса на Пелопоннесе. Как бы то ни было, пантера с самого начала была верным спутником и частым ездовым животным Диониса.
Дионис изображен верхом на пантере на аттических краснофигурных вазах пятого века до нашей эры, и это изображение, по-видимому, пользовалось большой популярностью в более поздние периоды. Бог и животное изображены на знаменитой мозаике из Дома масок на Делосе (датируется примерно 120-80 годами до н.э.), кизицийский тип имеет наибольшее сходство с мозаикой из Дома Диониса в Пелле, которая, вероятно, лишь немного позже статерского типа. Весьма вероятно, что и то, и другое происходит от древнегреческой живописи, которая была хорошо известна в то время, но сейчас утрачена..