Julia Mamea. AR Denarius. Rome mint. AD 231. JVLIA MAMAEA AUG, draped bust r. Rev. JVNO CONSERVATRIX Juno diad. and veiled, standing half-left, holding patera and sceptre; at feet peacock stg. half-left, turning head back to catch drops out of patera. RSC 35, BMC 43, RIC S. Alexander 343, Sear 8212
vag пишет: Уважаемые коллеги! Правильно ли определил?
Julia Mamea. AR Denarius. Rome mint. AD 231. JVLIA MAMAEA AUG, draped bust r. Rev. JVNO CONSERVATRIX Juno diad. and veiled, standing half-left, holding patera and sceptre; at feet peacock stg. half-left, turning head back to catch drops out of patera. RSC 35, BMC 43, RIC S. Alexander 343, Sear 8212
Я единственное, внес бы правку в год чеканки. Все специалисты уверенно называют 222 год, а не 231, как в описании у Вас. Монетку отчеканили, после того, как Александер Север стал августом, и это первая монетка для его матери. И на аверсе она - без стефании или диадемы. Для остальных 11-ти выпусков - мать императора уже в диадеме. Правда, известны еще несколько монеток более поздних выпусков, где Юлия Мамея так же без диадемы, но это уже рарики... В общем, если не вдаваться в детали, то первый самый выпуск - без диадемы, 11 остальных - с диадемой. А так - абсолютно верная идентификация.
Благодарю за очередной развернуты комментарий! Я дату взял из Sear'a, но посмотрел случайно строчкой выше )))))))
Цитата
caracalla пишет:
Цитата
vag пишет: Уважаемые коллеги! Правильно ли определил?
Julia Mamea. AR Denarius. Rome mint. AD 231 . JVLIA MAMAEA AUG, draped bust r. Rev. JVNO CONSERVATRIX Juno diad. and veiled, standing half-left, holding patera and sceptre; at feet peacock stg. half-left, turning head back to catch drops out of patera. RSC 35, BMC 43, RIC S. Alexander 343, Sear 8212
Я единственное, внес бы правку в год чеканки. Все специалисты уверенно называют 222 год, а не 231, как в описании у Вас. Монетку отчеканили, после того, как Александер Север стал августом, и это первая монетка для его матери. И на аверсе она - без стефании или диадемы. Для остальных 11-ти выпусков - мать императора уже в диадеме. Правда, известны еще несколько монеток более поздних выпусков, где Юлия Мамея так же без диадемы, но это уже рарики... В общем, если не вдаваться в детали, то первый самый выпуск - без диадемы, 11 остальных - с диадемой. А так - абсолютно верная идентификация.
Добрый вечер! Поскольку Вы с огромным интересом относитесь к Риму, то отвечу подробно по монеткам Александра Севера (и Юлии Мамеи)... По пунктам...
1. Какой каталог выбирать - абсолютно Ваше право. С каким удобнее Вам - с таким и работайте... Выскажу лишь собственное мнение - по каталогу Сира... Самое слабое издание, в котором отсутствует огромное количество монет, зато огромное количество ошибок. В том случае, если собираете "по-мордовку" - типа каждого императора по одной монетке, или вы "ирисочник" - беру только то, что нравится, бессистемно, то Сир подойдет... По этому каталогу можно составить общее представление о монетах Рима, и найти наиболее часто встречающиеся выпуски... Если же пытаетесь углубиться в какое-то направление более серьезно, то нужны другие, более серьезные работы... Сира я бы охарактеризовал как "каталог для пионэров"...
2. Если Вы зайдете на любой солидный зарубежный аукцион, то по римской имперской чеканке, как правило идет ссылка всегда на RIC - это основной каталог... А дальше, чаще всего на BMC - каталог римских монет в собрании Британского музея... Дальше - RSC - 5-ти томник "Римские серебряные монеты"... У этого издания есть свои плюсы... Во-первых, томики тонкие - много места не займут... Во-вторых, нумерация совпадает с нумерацией в издании Коэна... Это очень удобно для меня... В такой бы последовательности я бы и рекомендовал эти издания, если перерастете Сира... У меня все три издания... Чудесно дополняют друг друга... У каждого есть свои достоинства... Сир когда-то стоял на полке. Был ДР у друга, который постольку-поскольку интересуется Римом... Презентовал ему. И он доволен. И я - что полку освободил.
3. По поводу денариев Александра Севера (Орбианы и Юлии Мамеи) - лучше каталога римских монет из Британского музея - и не придумать.
Не только каталог, но и перед каждым разделом подробное описание всех типов монет, в каком году отчеканена была и очень-очень подробные сведения об особенностях чеканки каждого монетного двора (здесь Рим и Антиохия), какому события она была посвящена и так далее... Но, ближе к Вашей монетке - Юлии Мамеи с Юноной Охранительницей на реверсе... Очень просто, когда речь идет о датированных монетах - в легенде аверса или реверса - упомянуто какое-то консульство, или в какой раз императором стал... Годы всех консульств известны - год чеканки очевиден... А вот в случаях, когда на реверсе нет подсказок? Типа как здесь, где на реверсе Юнона Охранительница - как определить год чеканки? Известно, что на Британских островах было найдено огромное количество кладов... Датировка, когда он был спрятан - по последней по году выпуска монете... Вот благодаря анализу кладов монет, и есть четкая датировка всех недатированный монет... Четкая и внятная аргументация...
В отличие от Сира, который почему-то поставил 231 год... И почему я не удивлен?
Итого: согласно каталогу римских монет в собрании британского музея эта монетка Юлии Мамеи относится к самому первому выпуску - весна-лето 222 года.
Вы угадали, я - "пионЭр", "ирисочник" и "по-мордовец" в одном лице, и совершенно этого не стесняюсь, поскольку Рим для меня - очень интересная и увлекательная, но не основная тема нумизматики.
RIC и RSC у меня есть в электронном виде, как и Sear. Последним мне пока удобнее пользоваться: мне кажется, он немного лучше структурирован для новичка.
Кстати, а вот часто ссылаются на Woytek'a - а что это за издание?
vag пишет: Вы угадали, я - "пионЭр", "ирисочник" и "по-мордовец" в одном лице, и совершенно этого не стесняюсь, поскольку Рим для меня - очень интересная и увлекательная, но не основная тема нумизматики. RIC и RSC у меня есть в электронном виде, как и Sear. Последним мне пока удобнее пользоваться: мне кажется, он немного лучше структурирован для новичка.
Да какой удобнее - тем и пользуйтесь на здоровье... Если хватает Сира - отлично! Будет не хватать, пойдете выше - к RIC и RSC. Высший пилотаж - уже Британский музей... А так - абсолютно соглашусь - привыкнешь к одному, совсем другая система расположения монет в другом... Не сразу и "переключаешься" с одного на другой... Ну, дело привычки...
Цитата
vag пишет: Кстати, а вот часто ссылаются на Woytek'a - а что это за издание?
Это мы с Вами обсуждали общие каталоги - по всему Риму... Есть еще масса каталогов более узко направленных... Для меня это тот же Hill - чисто по Северам, и даже без "поздних" Северов... От Септимия Севера до Каракаллы... Для 99% коллекционеров - книга абсолютно не нужная... Тем более - без картинок, тонкая брошюра... Исключительно для коллекционеров Северов... так и с Войтеком - поляк подробно разобрал и расписал монетки, отчеканенные при Траяне... Если круг Ваших интересов ограничен всеми выпусками именно этого императора - книга станет настольной... А так - и Сир сойдет
Цитата
vag пишет: я - и "по-мордовец" в одном лице, и совершенно этого не стесняюсь...
Стесняться нечего... Каждый собирает то, что его "греет" и вызывает интерес... И чем больше будет разных интересов, и разных коллекций - тем лучше... А "по-мордовке" - я искренне восхищаюсь теми отважными людьми, которые в это дело ввязываются... Допустим, коллекцию "12 цезарей" - в денариях я несколько раз видел... Собирали люди... А вот "до конца" дошедших в плане сбора всех императоров (и их домочадцев) - ни разу не доводилось даже слышать о подобном... Но, уверен, рано или поздно кто-то это сделает (монстры, типа Британского музея, или Венского собрания - я в расчет не беру)... Тут была попытка закрыть типа полный список силами всех коллекционеров со СМ - всех так и не собрали... Но, попытка прекрасная!
vag пишет: Кстати, а вот часто ссылаются на Woytek'a - а что это за издание?
Это двухтомный каталог монет Траяна(2010г) от всемирно известного австрийского нумизмата Бернарда Войтека (Bernhard Woytek). Пока им составлен только каталог монет Траяна, но как я понимаю планируется и составление нумизматических каталогов других правителей и эпох. По содержанию и удобству каталога Войтека сказать ничего к сожалению не могу, только тот факт, что он на немецком, собственно не имею оного(стоимость около 200€, да и нет пока нужды)
Вам действительно Sear более удобен чем RIC, спрашиваю без упрёка? Может из-за иллюстративного материала.. потому как лично для меня со структурой большие проблемы — сумбурно и не системно расположены различные варианты, отсортирован только по номиналам. В отличие от RIC, где один столбец номинал, другой аверс, другой реверс. Все это в хронологическом порядке, даже степень редкости указана (на момент составления каталога). С уважением.
Изменено: Stepan.Fedorov - 09.11.2021 20:08:20(Несколько резко написал)
vag пишет: Вы угадали, я - "пионЭр", "ирисочник" и "по-мордовец" в одном лице, и совершенно этого не стесняюсь, поскольку Рим для меня - очень интересная и увлекательная, но не основная тема нумизматики.
В своё время Андрей Пятыгин делал список-ценник более-менее всех «морд» правителей на римских монетах.
Список этот не бесспорный, большинство цен уже давно ускакало на конях реальности в надзвёздную высь фантазий, но всё же хоть какое-то представление и соотношение по редкости он даёт…
Что же касается тех, кто собирал (или собирает) «морды» – и я с удовольствием поплескался в этом болотце. Если исходить из приведённого списка, то всё, чего я смог достичь – 166 «морд». Учитывая, что 19 монет из списка уникальны (т.е. никто и никогда их не купит, а всякие там Британские музеи и Парижские Кабинеты медалей их не продадут), а штук 30 и без этого стоят совершенно фантастические суммы, – мой результат ещё вполне неплох…
caracalla пишет: покажу свой вариант этой монетки из моей коллекции...
Если бы не эта тема, не заметил бы, что всего один денарий у Юлии Мамеи отличается от остальных. Я себе такой купил год назад. Не стараюсь собрать все разновидности, в коллекцию кладу лишь то, что нравится, стремясь закрыть "помордовку" по основным типам (а-ля Каракалла молодой/взрослый, Гета в ранге Цезаря и в ранге Августа и тп.). Несколько денариев Мамеи продал, потому что не нравились, но этот приберег, я различал их так: легенда разделена портретом/легенда над головой, оказывается тут еще и диадема отсутствует!
P.s. пользуюсь только электронными ресурсами Wildwinds и Dirtyoldbooks, мне хватает.
Stepan.Fedorov пишет: По содержанию и удобству каталога Войтека сказать ничего к сожалению не могу, только тот факт, что он на немецком, собственно не имею оного(стоимость около 200€, да и нет пока нужды)
Тут коллега, bishep801, однозначно подскажет... Он разбирается во всем разнообразии выпусков Траяна... И уже самый полный каталог по этому императору Войтека существенно дополнил... Для него это как раз настольная книга - об удобстве или неудобстве он наиболее точно сказать сможет...
Цитата
Никто пишет: Что же касается тех, кто собирал (или собирает) «морды» – и я с удовольствием поплескался в этом болотце. Если исходить из приведённого списка, то всё, чего я смог достичь – 166 «морд». Учитывая, что 19 монет из списка уникальны (т.е. никто и никогда их не купит, а всякие там Британские музеи и Парижские Кабинеты медалей их не продадут), а штук 30 и без этого стоят совершенно фантастические суммы, – мой результат ещё вполне неплох…
Более, чем неплох!!! Просто отличный результат... Хотя и далекий от мечты... Даже если Андрей Пятыгин не смог приблизиться к "конечному результату", то что говорить об остальных? "Неофиты" просто часто не представляют, во что ввязались, собирая "по мордам"... Эта тема кажется "легкой"... Уважаемый Никто, и "ты Брут?" Ржу, не могу!!!
СамыйПервый пишет: Если бы не эта тема, не заметил бы, что всего один денарий у Юлии Мамеи отличается от остальных. Я себе такой купил год назад.
Отличный денарий! Поздравляю...
Цитата
СамыйПервый пишет: Не стараюсь собрать все разновидности, в коллекцию кладу лишь то, что нравится, стремясь закрыть "помордовку" по основным типам (а-ля Каракалла молодой/взрослый, Гета в ранге Цезаря и в ранге Августа и тп.).
Для примера - цезарь/август. Если пытаться собрать того же Гету (или Каракаллу) в обоих ипостасях. Это - несложно. Но, то о чем пишет уважаемый Никто - есть уникальные монетки. Мало кто знает, но достаточно простой, чтобы подобрать в коллекцию Диадумениан. Известны 3 или 4 монетки, отчеканенные буквально в последние дни перед тем, как Юлия Меса с Элагабалом свергли августа Макрина и его сына (цезаря) Диадумениана... И на них надпись в легенде аверса - не CAES (цезарь), а AVG (август)... Прямо сейчас нет фото этой монетки под рукой, но уход был больше 20 тысяч долларов... Или, денарий одной из жен Элагабала - Аннии Фаустины - уход прекрасного экземпляра был больше, чем денария Диадумениана с титулом августа... Костя Барковский, царство ему небесное, показывал фото, и говорил, что эта монетка в России... Это круто... Видел только фото обеих монет, в руках не держал... И вряд ли буду в руках держать... Хотя, никогда не говори никогда... Но, вряд ли...
Цитата
СамыйПервый пишет: я различал их так: легенда разделена портретом/легенда над головой, оказывается тут еще и диадема отсутствует!
Разделение по разбивке легенды - отмечается в каталоге Британского музея... Там в каталоге, как правило, не одна монета, а 2, 3, 4, или даже 6-7 экземпляров... и приведены различные типы разбивок... Но собирать денарии еще и по этому признаку - это с ума сойти... Монет чеканилось очень много, над монетами работали разные резчики... Один уместил легенду над головами, второй - нет, а третий "писал" более крупными буквами - разбивка иная... Вариантов - море... Рим - не Греция... Тут по штемпелям, как у греков - собирать просто нереально... Но, это ИМХО...
caracalla пишет: Вариантов - море... Рим - не Греция... Тут по штемпелям, как у греков - собирать просто нереально... Но, это ИМХО...
А вот правильно ли я понимаю, что "маточники" в Риме ещё не применялись, и каждая штемпельная пара резалась вручную?
И портрет каждый раз - тоже изготавливался заново с нуля?
Ещё вопрос: использовались ли, к примеру, один штемпель аверса с несколькими штемпелями реверса (и наоборот), или "штемпельные пары" были жестко привязаны?
И пока последний дилетантский вопрос на сегодня - правильно ли я понимаю, что монетные кружки (заготовки) не вырубались из полосы/листа, а изготавливались посредством литья, после чего изображение на них наносилось методом (ручной??? или механизированной???) чеканки?
caracalla пишет: Вариантов - море... Рим - не Греция... Тут по штемпелям, как у греков - собирать просто нереально... Но, это ИМХО...
А вот правильно ли я понимаю, что "маточники" в Риме ещё не применялись, и каждая штемпельная пара резалась вручную?
И портрет каждый раз - тоже изготавливался заново с нуля?
Ещё вопрос: использовались ли, к примеру, один штемпель аверса с несколькими штемпелями реверса (и наоборот), или "штемпельные пары" были жестко привязаны?
И пока последний дилетантский вопрос на сегодня - правильно ли я понимаю, что монетные кружки (заготовки) не вырубались из полосы/листа, а изготавливались посредством литья, после чего изображение на них наносилось методом (ручной??? или механизированной???) чеканки?
Ой, тут вопросов - если подробно отвечать, то "Война и мир" в сравнении с этим - тонкая брошюра будет... СМ все же больше торговая площадка... Я бы в очередной раз рекомендовал на ФорАП (Форум Андрея Пятыгина) зайти - там все подробно расписано, специалисты в антике сотни тем исписали... Это - первое. А, во-вторых, это не Российская Империя... С антикой все сложнее... И на мой взгляд - интереснее... И в одном случае, вам скажут да, а в другом нет. Например, если мы будем говорить об одновременно выпускавшихся монетах на монетном дворе Рима, и на монетном дворе Антиохии... Или о монетах периода Республики, и чеканившиеся во времена Траяна, или так называемая "позднятина" - период позднего Рима... Везде есть свои особенности... Если коротко, и очень неполно: 1. Резались вручную... Часто не одним мастером, а мастерами разными, и самое главное - разной квалификации... Один из них мастер, второй - подмастерье... В итоге: одна монета - портрет - шедевр, другая - в руки страшно брать... Бывает, монета в идеальном сохране, в штемпельном блеске, а я ее не покупаю... Жду такую же, но где портрет - шедевр... 2. Сто пудов совмещались... Железной привязки нет... Есть монеты с одинаковым реверсом - одна штемпельная пара, а вот в качестве аверса для денария использовалась заготовка, при помощи которой чеканились те же ауреи... А потом перебросили ее в другой цех - и в результате появляется денарий (крайне редкий), аверс которого - как на аурее... Шедевр... Ну, и добавьте сюда "мулы" (гибриды), когда аверс, например, Юлия Домна, а реверс - от заготовки для ее мужа - Септимия Севера... Эти монетки - явление нередкое... Стоят они дороже, чем обычный денарий... Но, не астрономическую сумму... Сказать, что это - ошибка? Или резчик не успел изготовить штемпель реверса, не останавливать же работу - что было, то и объединили... Не всегда порядок был идеальный... 3. Дискутируемая тема. Рабочие ли чеканили вручную. Или использовался труд рабов. Но, Римская империя - не Российская... только чеканка. Ручная. Никакой механики.
Это если коротко. Блиц-ответы. На блиц-вопросы. Средняя температура по больнице. В каждый период - свои особенности. Я отвечал, исходя из того, что наиболее близко к периоду Северов. Но, ответы могут быть очень вариативные, если брать другие периоды...
vag пишет: правильно ли я понимаю, что монетные кружки (заготовки) не вырубались из полосы/листа, а изготавливались посредством литья, после чего изображение на них наносилось методом (ручной??? или механизированной???) чеканки?
"Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку, переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки, соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.
Глиняные формы, в которых изготавливались монетные заготовки
Чеканка денариев производилась парой штемпелей, нижний из которых надежно закреплялся в тисках, а верхний держался рукой и приставлялся мастером непосредственно при чеканке. Горельеф римских монет, как и греческих, был высоким, и, чтобы все детали хорошо прочеканились, заготовку предварительно раскаляли в печи. Разогретая заготовка имела меньшую жесткость, что продлевало жизнь железных и бронзовых штемпелей.
Производство заготовок и сама чеканка были основными технологическими операциями при изготовлении монет. Но самым важным и ответственным процессом, который и определял вид будущей монеты, было изготовление штемпелей. На рабочей поверхности нижнего штемпеля всегда размещался портрет, а на торце верхнего – зеркальное изображение реверса. Это не просто традиция, а производственная необходимость, вызванная тем, что верхний штемпель всегда изнашивался быстрее нижнего, а изображение аверса было более значимо и сложно в изготовлении.
Денарий императора Максиминуса (235-238гг) и железные штемпели первых веков н.э.
Изготовлением штемпелей в Риме занимались граверы – scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. Получив утвержденный эскиз изображения и текст легенды будущей монеты, мастера приступали к изготовлению инструмента чеканки. Заготовками штемпеля служили два бронзовых или железных стержня. Будущий нижний штемпель для устойчивости был короче верхнего, который предстояло держать рукой. Торец штемпелей выравнивался, зачищался и полировался. Затем металлическим циркулем на рабочую поверхность наносилась разметка ободка и легенды. Заранее заготовленным пуансоном, с силуэтом и объемом головы императора, на штемпеле чеканилась основа негативного изображения профиля. При помощи ряда более маленьких и простых пуансонов, с рабочей кромкой в виде точек, треугольников, полумесяцев, колец, на основу головы методом чеканки накладывались детали портрета. Так появлялись нос, глаза, губы, волосы на голове и бороде, пока образ правителя не становился цельным и законченным. Трудно поверить, но мастер для изготовления реалистичного и живого портрета императора, почти всегда обходился без использования резца, работая над изображением лишь с помощью чеканки. Когда портрет или фигурная композиция были закончены, мастер приступал к чеканке ободка и легенды. Практически все буквы латинского алфавита чеканились при помощи нескольких пуансонов: длинной и короткой «I», большой и маленькой «C» и «S». Когда изображение было готово, штемпели повторно полировались. На финальной операции уходили следы разметки и остатки металла, которые выдавливались пуансоном при нанесении углубленного изображения. После закалки штемпель был готов к чеканке монет.
Использование пуансонов не только упрощало производство штемпелей, но и обеспечивало единство стиля, однообразие и узнаваемость римских монет. Так как верхний штемпель, в отличие от нижнего, был свободен и произвольно приставлялся к заготовке во время чеканки, римские монеты, в своём большинстве, имеют свободное соотношение аверса-реверса. Но с появлением сопряженного штемпеля, в поздней империи появились монеты, имеющие строгое соотношение сторон.
Сопряженный штемпель монеты Константа I с буквами антиохийского монетного двора, найденный во Франции, и бронзовый фоллис этого императора, отчеканенный в Антиохии."
caracalla пишет: Даже если Андрей Пятыгин не смог приблизиться к "конечному результату", то что говорить об остальных? "Неофиты" просто часто не представляют, во что ввязались, собирая "по мордам"... Эта тема кажется "легкой"...
Тема римских «морд», конечно, нелёгкая, но кто сказал, что нужно обязательно собрать ВСЁ? Такая недостижимая задача не стояла и не стоит, вообще-то. Это как в книгах – нагло попытаться собрать, скажем, все издания Льюиса Кэрролла, всего-то на русском языке. Спорим, не получится, даже при любом количестве выделенных на это денег? А ведь это тиражные и относительно недавние издания…
Все мировые нумизматические коллекции «помордовок» (о которых слышал, видел, читал) очень избирательны. Даже самые богатые собиратели сами ставят себе некие обоснованные ограничения: либо в одном металле (только золото), либо в одном номинале (только сестерции), либо до какого-то правления (до Флавиев, до Северов, только «поздние» императоры), либо вообще одна, но любимая династия и т.п. Лично мне всегда была интересна, прежде всего, историческая и эстетическая составляющая.
Интересные люди, интересные лица (иногда ужас какие страшные, но именно этим и любопытны!), первые дома правителей (Юлии-Клавдии, Флавии, усыновлённые императоры и Антонины, Северы), период военных императоров, доминат-тетрархия, дом Константина, дом Валентиниана-Феодосия, – всё это более-менее достижимо, если не сильно спешить и ограничиться серебром, бронзой и биллоном в состоянии Good Very Fine (а кое-что и Very Fine). А вот когда резко поднимешь критерии сохранности монет или в узурпаторов упрёшься, или «позднее» золото пойдёт и никаких других вариантов нет – усё, сливай воду!.. В общем, не очень-то и хотелось, зелен виноград!
Никто пишет: Все мировые нумизматические коллекции «помордовок» (о которых слышал, видел, читал) очень избирательны. Даже самые богатые собиратели сами ставят себе некие обоснованные ограничения: либо в одном металле (только золото), либо в одном номинале (только сестерции), либо до какого-то правления (до Флавиев, до Северов, только «поздние» императоры), либо вообще одна, но любимая династия и т.п. Лично мне всегда была интересна, прежде всего, историческая и эстетическая составляющая.
Ой, ВСЕ собрать - об этом даже и не заикаюсь... Исключительно о том, чтобы в серебре собрать - денарии и антонинианы... Медь и бронза - часто дороже золота стоит... Речь исключительно о том, что бы максимально близко приблизиться к сбору всех морд (даже заменяя денарии на провинциальные монетки - для Аннии Фаустины, например). Ты слышал, чтобы кто-то хотя бы приблизился к этому? Я - нет. Даже поклонники Светония - прочитали - восхитились - и 9 монет подобрали... А вот еще трех персонажей из творения Светония - ждут и ищут. Хотя пару раз подборку - полную - видел. Более реальная задача...
vag пишет: И портрет каждый раз - тоже изготавливался заново с нуля?
Лучше один раз показать, чем сто раз рассказать. Довольно частая монетка Юлии Мамеи. Но... Найти в сохранности, это раз, найти с супер-портретом, это два - задача сложная... На одном из немецких аукционов "добывали"...
И пример того, что резчик штемпеля - жалкий подмастерье... Это уже монетка номер два... Нос - картошкой... И это еще не самый страшный вариант...
Обе монетки чеканились на монетном дворе Рима... Один номер во всех каталогах... И так далее... Но, "две большие разницы"
И портрет каждый раз - тоже изготавливался заново с нуля?
Сейчас на Heritage идут торги за денарий Юлии Мамеи, на котором портрет идентичен портрету Орбианы на её денарии. Не знаю, как так вышло, но считаю, что это не совпадение.
Есть еще один пример - это антониниан Гордиана III с "бальбинообразным" портретом. Резчики еще не отвыкли от образа Бальбина, поэтому на первых штемпелях монет Гордиана III портрет был похожим на Бальбина.
caracalla пишет: Ты слышал, чтобы кто-то хотя бы приблизился к этому? Я - нет. Даже поклонники Светония - прочитали - восхитились - и 9 монет подобрали... А вот еще трех персонажей из творения Светония - ждут и ищут. Хотя пару раз подборку - полную - видел. Более реальная задача...
Ну, «12 цезарей» в серебре – это не фокус! Видел пяток таких подборок, даже у меня есть. Там всегда одна беда – не очень идеальные (мягко говоря) денарии Калигулы и Клавдия. Вот «12 цезарей» в золоте – это, да! Таких у нас, в Москве, лицезрел аж две! И это частные лица, не музей Аликперова. Только Юлий Цезарь в золоте – это немножко «за уши» притянуто, Веста это…;)
caracalla пишет: Это серьезное собрание! Мои поздравления! Но дальше - с каждым десятком - будет все сложнее!
Спасибо я переключил своё внимание на республику периода Сулла-Цезарь, так что речь уже не десятках, а вот буквально каждую монету поднять трудно. Но зато как интересно)
Никто пишет: Ну, «12 цезарей» в серебре – это не фокус! Видел пяток таких подборок, даже у меня есть. Там всегда одна беда – не очень идеальные (мягко говоря) денарии Калигулы и Клавдия. Вот «12 цезарей» в золоте – это, да! Таких у нас, в Москве, лицезрел аж две! И это частные лица, не музей Аликперова. Только Юлий Цезарь в золоте – это немножко «за уши» притянуто, Веста это…;)
Вот идеальная тема для проведения следующего конкурса по Риму - на соседнем Форуме - "Жизнь 12-ти цезарей". И позволить не по три монетки выставить, а от 1 до 12-ти... Или всю подборку сразу И будет битва - а мы просто полюбуемся красотой... А так - поверь - даже 12 монет - в супер-сохране - по нынешним временам - это уже фокус!
Avitus пишет: Спасибо я переключил своё внимание на республику периода Сулла-Цезарь, так что речь уже не десятках, а вот буквально каждую монету поднять трудно. Но зато как интересно)
Кажется, что Северов много... Но, проходят одни и те же оборотки, одних и тех же императоров... Перевалил за 2 сотни... И теперь тупо сижу в засаде, как рыбак... В ожидании, что "клюнет"... У меня все это еще отягощено "перфекционизмом", но пока еще проплывет рыба, и я увижу монетку в качестве, но которой нет пока в собрании... Иногда полгода сижу - и "не клюет", а иногда "жор" начинается... Сразу несколько экземпляров выскакивает, или чью-то коллекцию Северов "дербанят" на аукционе... И тут еще выиграть надо... Мне кажется, что я первую сотню денариев положил к себе в коллекцию быстрее и легче, чем десяток "новинок" сейчас...
СамыйПервый пишет: Сейчас на Heritage идут торги за денарий Юлии Мамеи, на котором портрет идентичен портрету Орбианы на её денарии. Не знаю, как так вышло, но считаю, что это не совпадение.
Есть еще один пример - это антониниан Гордиана III с "бальбинообразным" портретом. Резчики еще не отвыкли от образа Бальбина, поэтому на первых штемпелях монет Гордиана III портрет был похожим на Бальбина.
Да, мы это с Вами уже обсуждали... По Орбиане... Тут несколько моментов. Во-первых, а "руки то помнят" - набил мастер руку, дали задание сделать портрет невестки - изобразил подобное же... Но легенда не позволяет сомневаться - Орбиана. Во-вторых, "мимикрия" - множество примеров... На первых монетах Септимий Север - вылитый Пертинакс. И "мститель" за Пертинакса... И даже в легенде на первых монетах появляется надпись PERT - типа "приемный сын" Пертинакса... Позднее, после смерти Септимия Севера, на монетах - самых поздних - у Геты - длинная борода, почти как у отца... Выпуски редкие, надо еще поискать, но явно младший отпрыск хотел вызвать ассоциации, что он - "копия" отца... Еще позднее - Элагабал (по слухам (а может это и не слух) он - внебрачный сын Каракаллы, так любимого в армии), и случайно это? - легенда на аверсе его монет в точности повторяет легенду аверса Каракаллы... Нормальная тема... И нередкая...
caracalla пишет: на соседнем Форуме - "Жизнь 12-ти цезарей"
Отчего не на этом? Я бы поучаствовал с превеликим)
Да какая разница - где? Там просто быстрее конкурс раскачать. Вот один по Греции - уже прошел. А по римскому женскому портрету - сейчас идет. Если здесь кто-то возьмется - а тема интересная - будет здорово! Я, правда, сам участие в нем принять не смогу. Книгу с удовольствием еще раз перечитаю, но до Северов автор не дожил, так что мне с моими "персонажами", увы, в нем участие не принять!
vag пишет: правильно ли я понимаю, что монетные кружки (заготовки) не вырубались из полосы/листа, а изготавливались посредством литья, после чего изображение на них наносилось методом (ручной??? или механизированной???) чеканки?
"Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок... отсюда
Такое нельзя цитировать! Зачем плавить стружку? Чтоб угар увеличить? И плавка прямо в форме заготовок предполагает, что весь шлак останется в заготовке! Процесс превращение нескольких тонн металла в стружку безусловно "значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев" Производство штемпеля без резца... Разогрев заготовок - спорный вопрос.