Грилихес Авраам Авенирович, старший медальер Санкт-Петербургского монетного двора, автор многих работ в медальерном искусстве.
1 января 1849 г.
Родился в семье медальера Авенира Гиршевича Грилихеса. Первоначальное образование получил в виленском раввинском училище и виленской рисовальной школе. В 1869 г. по настоянию М. Антокольского поступил в Академию художеств по медальерному отделению. В то время такого отделения в академии за отсутствием учеников не существовало, а потому для Грилихеса был специально открыт соответствующий класс и вызван лучший тогдашний медальер монетного двора Брусницын. В первом году пребывания своего в Академии Грилихес на выставке получил за портрет, исполненный на стали, серебряную медаль и в последующие годы удостоился нескольких медалей и денежных премий за выставленные работы. Между ними «Дискобол» и «Германик» были приняты в музей Академии. По окончании Академии Грилихес поступил на службу медальером при Санкт-Петербургском монетном дворе и вскоре получил звание классного художника первой степени. Занимал должность старшего медальера монетного двора. Некоторые известные работы:
Медаль в память сорокалетия профессора Грубера. Медаль в память 50-летия академика Кокшарова. Медаль в память юбилея генерала Г.А. Леера. Медаль в память юбилея принца М.Н. Лейхтенбергского. Медаль, преподнесенная французским обществом 7-му Президенту Французской республики Феликсу Фору. Медаль в память спасения царского семейства 17 октября 1888 г. Медаль и рубль в память открытия памятника императору Александру II в Москве. Лицевые стороны монет рублевого, 50-и 25-и копеечного достоинства, империал и полуимпериал. Все портреты императора Александра III для капитульских медалей. Наградная медаль Санкт-Петербургского университета. и многие другие.
Кроме того, им исполнены работы на камнях: Портрет барона Горация Осиповича Гинцбурга на горном хрустале (топазе), удостоенный на Всемирной Парижской выставке в 1889 году золотой медали. Портрет Великой княгиней Александры Георгиевны на ониксе, приобретенный Великим князем Павлом Александровичем. Портрет Императора Николая II, приобретенный им же. Портрет Императора Александра II. Портрет датской королевы Луизы на ониксе, приобретенный Императрицей Александрой Феодоровной.
19 марта 1912 г. состоялось чествование Авраама Грилихеса в связи с 35-летием его службы на Монетном Дворе. Сообщая об этом, газета "Одесские Новости" подчеркивала, что "…известный медальер Авраам Авенирович Грилихес… за свои работы… удостоился благодарственных писем от некоторых государей Европы. До сих пор он считается первым специалистом в своей области". Спустя месяц, 24 апреля 1912 года Авраам скончался от приступа "грудной жабы". Как и его отец Авенир, он был похоронен на Еврейском кладбище в Петербурге. Найти местоположение могил пока не удалось.
Авенир и Авраам Грилихесы. Отец и сын. Творчество граверов-медальеров Авенира Грилихеса и его сына Авраама составило эпоху в российском медальерном искусстве, в работе Петербургского Монетного двора последней четверти XIX в - первого десятилетия XX в. В эти годы ("серебряный век" русской культуры) медальерное искусство было востребовано, как никогда прежде. Медали заказывались и изготавливались к памятным и праздничным датам государства, различных обществ, университетов, министерств, полков и т.д., к юбилеям выдающихся личностей. Всю жизнь отец и сын Грилихесы были очень близки и заботились друг о друге. Ими совместно созданы десятки медалей, лицевую сторону чаще делал сын, оборотную - отец. Рукой сына написаны многие прошения отца и даже расписки в получении жалованья, кроме подписи Авенира. Ввиду отказа вдовы от наследства, долги по которому превышали стоимость имущества, его вместе с долгами принял на себя Авраам. Вдове была назначена пенсия - 350 руб. в год, хотя и не "полная", которую давали за выслугу 35 лет (Авенир прослужил около 33), но "усиленная" с особого разрешения министра финансов. Авраам в 1907 г. в память об отце исполнил его портрет, по-видимому, не сохранившийся.