[QUOTE]Knight пишет: С интересом читаю Ваши содержательные информативные посты в этой теме.[/QUOTE]
Спасибо за тёплые слова, [B]Knight[/B], и с Новым Годом! Не имел намерения показаться напыщенным груздём, да и сказать мне по делу к сожалению нечего. Разве что ... да, я этот предмет приютил, в теме естественно несильно разбираясь. Провенанс на ауке 2016 нашёл по наводке продавца, надеялся, что кто-то знает больше. Николай важных деталей добавил. Для меня это первый предмет такого рода (пара обломаных сребреников, дюжина поздних ТП-шек и две коробки Византии не в счёт). Я о таких брактеатах у Бабаева читал, вот и подумал, что было бы здорово заиметь эдакого “свидетеля” тёмной истории Тамани. Заинтересовался также графити. Естественно (!), что лучшего “хода конём” у меня нет не было, как поторкать Николая на Форуме, особливо поминая всуе, исключительно чтобы не заснуть, некоего г-на, к которому Николай неравнодушен. Оттого и создаётся впечатление, что я чего-то недоговариваю. На самом деле, под благотворным влиянием дискуссии, я постепенно отгугливаю для себя новые детали, появляются новые мысли, хотя конечно все они уже были изложены до меня и новизной своей они исключительно обязаны моему незнанию темы. Но я эволюционирую, надеюсь, что учусь понемногу, ибо хочу стать владельцем, достойным предмета.
Если Ваше “пЫво” новогадское отфильтровать от белок и галок, то сухого остатка получается: - Работа по сбору таракашек продолжается, уже 2833/4 выловлены, и имя им легион. - Есть таманские Михаилы-брактеаты (?) с надёжным провенансом, в количестве более дюжины, которые надо изучать и которые Вы уже каталогизируете. - В теорию чеканки “сребреников” Олегом/Михаилом тараканским Вы не верите. - Тмутаракань нашли/ищут/найдут не там. - Про кораблик, нацарапаный на предмете, в теме “флудить” не будете. - У Арх. Михаила вместо “зерцала” теперь “умбон” (центральный металлический сегмент щита), а вместо лабарума - “пятнъ” (клеймо для таврения животных). Ммм... лошади кусаются, а потому умбон к пЯтну аккурат в тему.
В чём я с Вами несомненно согласен, так это в необходимости дополнительного материала с надёжным провенансом/сопуткой, на основании которого можно будет делать выводы. Возможно он уже есть, в зарубежных музеях, коллекциях и проходах на ауках, просто его “не хотят видеть”. Теорией заговора попахивает.
[QUOTE]Николай Дуткинский пишет: Вес двух монет из той кучи 0,88 и 0,92 г., а эта штука на весах у продавца показывала 0,47.[/QUOTE] Царапка обрезана, где-то в половину размера. Начальный вес мог быть около 0.9 гр. Возможно имеет более высокую пробу, а потому подрезали, чтобы выровнять количество серебра (я одним пальцем своего [I]tinea pedis[/I]-а за эту гипотезу, ибо ТП-шки были, по-видимому, токенами и композиция серебра была не важна, могло и железо сойти). Отверстие пробили посмотрим, т.е., уже после урезки предмета и царапанья (?).
Николай, если мы на мгновение предположим, что те три предмета на ауке из одного ”кошелька“, то нам нужно будет объяснить как получилось, что таракашки-имиташки имеют такое топорное исполнение, а свинцовые пломбы на куль с шерстью выполнены в лучших традициях высокого византийского искусства. Можно конечно постулировать, что таракашек били для внутреннего рынка, а потому не парились, а штемпеля для пломб заказывали грекам в Константиниполе, чтобы значит престиж на международной арене поддержать. В наше время можно утверждать, и публиковать, всё что угодно. Это привлекает инвестиции и приносит славу, научные звания и авторитет.
Мне всё это не грозит, а потому я имею свободу сомневаться и ”ловить кусачих блох“ в скрижалях ересиархов от науки. Вот, кстати, печать толмача Варяжской Стражи.
Утверждается, что в правой руке его лабарум. Однако, ежели на коленях его свиток с текстом, то в правой руке может быть и некий письменный прибор, благо что длинного стержня, характерного для лабарума, не видно. Шейная гривна вроде видна? Значит ли это, что иконография могла быть неканонической и компоноваться с учётом ”особенностей“ заказчика?
Ну если к зеркалу подойти, то обращает внимание греческая лямбда в МХАИ(лямбда).
Я так понимаю, что аллюзия делается к печати т.н. Михаила архонта Матраки, Зиркии и всей Харзарии?
Три буквы первой строки на Вашем предмете, по-видимому, сокращение от "[B]Κ[/B]ύριε [B]β[/B]οή[B]θ[/B]εια" = "Бог помоги ...":
"Там" вроде тоже не все согласны с гражданством (то ли Русь, то ли Византия). Вроде бы архонтов Михаилов было несколько, с печатями архангельскими, - надо Шлюмбергера рыть, а он, зараза, на французском.
Это Вы по пейсам установили, или по францисканскому узлу на чреслах? Я надпись прочитать не могу - чего пишут? У Варяжской Стражи при императоре был одно время толмач, Михаилом звали. Печать у него была своя, именная, как догадываетесь с образом архангела на лицевой, вооружённого лабарумом и зерцалом. А если серьёзно, то мне весьма импонирует Ваша интерпретация графити на оборотке как изображения парусного плавсредства. Геометризм и высокая степень абстракции наводят на эту мысль. Попробую подрисовать чего-нибудь. Интересно!
[QUOTE]shalex пишет: следующий предмет на лицевой которого “гордо реет” архангел МИХА со скипетром и державой - дивинификация образа императора (?).[/QUOTE]
★ Lead seal of Michael Saronites, proedros and doux (of Edessa) ★
Byzantine lead seal of [B]Michael Saronites[/B], proedros and doux (of Edessa) (ca 1062–1066 AD) Obverse: [B]Archangel Michael[/B] standing, facing, nimbate, with open wings, wearing military dress, holding labarum in right hand, and a cruciger globus in the left, sigla ΜΙ-ΧΑ(ΗΛ ;) = Μιχαὴλ (Michael), all within dotted border.
Reverse: Inscription in 6 lines following a cross, +ΚΕRΘ,/ΤΩCΩΔΟΥ,/ΜΙΧΑΗΛ/ΠΡΟΕΔΡΩS/ΔΟΥΚΙΤΩCΑ/ΡΩΝΙΤΗ = Κύριε, βοήθει τῷ σῷ δούλῳ Μιχαὴλ προέδρῳ καὶ δουκὶ τῷ Σαρωνίτῃ (Lord help your servant Michael proedros and doux the Saronites), all within a dotted border.
[QUOTE]Николай Дуткинский пишет: Для 11 в. это немыслимо - молился Мише Миша, а Васе Вася[/QUOTE]
А Ваня?! А Дрюня?!! А Костя?!!! Все в крещении Михаилы?
BYZANTINE.[B] Ioannes[/B]. proedros and katepano of [...], circa 11th century. PB Seal (22mm, 9.76 g, 12h). [B]St. Michael the Archangel[/B] standing facing / Legend in five lines. VF, beige patina, a few small scuffs.
Byzantine Seals: [B]Andronikos Doukas[/B], sebastos, circa mid 12th century. Seal (Lead, 26 mm, 9.91 g, 11 h). AP-I/M [B]St. Michael[/B], nimbate, wearing loros, standing facing, holding trefoil scepter in his right hand and globus cruciger in his left. Rev. +Δ૪KAV / CЄRA CT ON / ANΔPONI/KON MЄ CK/ЄΠ Wassiliou-Seibt, Corpus 655b.
Byzantine Coins: [B]Constantine Scleros[/B], proedros (Circa 11th century). Obv: [B]St. Michael the Archangel[/B] standing facing, holding sceptre and globus. Rev: + / ΓΡAΦAC / CΦΡAΓI Sω / ΠPOЄΔPȢ / KωNTȢ C / KΛHPȢ. Legend in six lines. Cf. Triton XI, lot 1185.
Ну не всем же поднимать артефакты в полях. Есть “литературные критики”, которые генерируют знание другого рода - синтетическое, то бишь выведенное, индуктивным путём, на основании анализа массива “таракашек-потеряшек”.
Насчёт дорисовок, так тоже соглашусь. Забавные бывают случаи.
Иконографии Архангела Вы касаться не хотите - Ваше право (диамат ?). Для фантазёров, типа меня, подкину следующий предмет на лицевой которого “гордо реет” архангел МИХА со скипетром и державой - дивинификация образа императора (?). А что за тема с точкой в ногах? Ангел на глобусе?
Насчёт того, кто кому молился, так осмелюсь упомянуть традицию имён по святцам. Небесным патроном мог быть любой святой с именем Михаил, например первый митрополит киевский и всея руси Михаил, 988-991 (там у св. Дмитрия Ростовского в Четьих-Минеях какая-то тема была с Корсунью, Владимиром, Михаилом), не обязательно Архангел Михаил. Вы вот много православных можете указать с крестильными именами Рафаил, Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Уриил, Иеремиил?
Ну и всех постящих и смотрящих - с Новым Годом, который сулит новые находки, удивительные открытия и долгожданные публикации - толстые и полезные! И побольше простоты и улыбок - мы же не на всероссийских нумизматических чтениях.
ПыСы: касаемо дорисовать, обратите внимание на размер пустого поля нам нимбом (сравните с другими предметами). Точечного ободка не видно. Где искать центр композиции? Возможно большой диаметр. Касаемо точки в ногах, так настойчиво возвращаюсь к своей идеи интерпретации канона. Есть какон архангела стоящего на теле усопшего и держащего душу покойного (иногда весы) в левой руке. Символизирует суд/закон.
Николай, мне, как профану, книга Бабаева нравится, несмотря. “Таким образом, нам приходится констатировать, что практически вся историческая составляющая рассмотренной книги, так же как и раздел «Современное представление об истории Тмутараканского княжества», отражает исключительно упрощенные представления самого К. В. Бабаева, но никак не «достоверные и общепринятые». И в данной связи представляется неудивительным вывод автора о том, что материал, предоставленный археологией, «недостаточен для восстановления исторического контекста» жизни древней Тмутаракани“ (В. Н. ЧХАИДЗЕ, НУМИЗМАТИКА ТМУТАРАКАНИ (ПО ПОВОДУ КНИГИ К. В. БАБАЕВА «МОНЕТЫ ТМУТАРАКАНСКОГО КНЯЖЕСТВА», Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2014. Вып. 42)
Как профан, я не всему верю, что читаю. Вот имею наглость переосмыслять и Вашу интерпретацию иконографии архангела на обсуждаемом предмете, без претензий на знание. Моё первое впечатление было, что предмет в правой руке это копьё, или жезл с кестообразным навершием - возможно, нижняя часть непрочеканилась. Ваше утверждение, что это акинак (”Акина́к (др.-греч. ἀκινάκης) — короткий (40 — 60 сантиметров) железный меч, применявшийся скифами во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры“) показалось мне непротиворечивым, в контексте средневековой иконографии образа. Мне кажется, что образ откуда-то заимствовали, а потому он должен соответствовать определённому канону. Стало интересно, что это за канон. Архистратиг Сил Небесных, ангел с огненным мечём у ворот рая, посланник Иисусу Навину? Императорская мантия может указывать на заимствование образа из византийского искуства/чеканки, где ангел уже не небожитель в чистом виде, а скорее дивинификация образа императора. В таком контексте, имя в легенде может не иметь ничего общего с именем эмитента - просто приглянулся ему образ воинственного архангела, как и многим другим, от греков, болгар, русов и до арабов. Вы уж извините меня за профанацию темы. С нетерпением жду Вашу большую и толстую. ПыСы: а насчёт кораблика, так ежели приглядеться, по-начитанному, то и Титаник там выглядеть можно.
Стилистически, КМК, предмет схож с брактеатами Михаилов у Бабаева, хотя конечно не одноштемпельный. Обращают на себя внимание такие детали, как изображение в полный рост, короткая туника с поясом, нимб, крылья, короткий меч в правой руке, левая пола императорского плаща-мантии закруглённая с оборкой из крупных точек/камей, литеры ХМЛ справа, и т.п. Графити на обратной стороне, при наличии бурной фантазии зрителя, может быть интерпретировано погрудным изображением либо крылатого ангела с копьём, либо Св. Деметрия с копьём в правой руке, а может быть всего-лишь произвольным набором насечек, сделанных чтобы обеспечить контакт с тушкой (если, скажем, брактеат задуман был как одна сторона композитного предмета, типа две фольги, а посередине свинцовая тушка). Может быть этот брактеат не связан с другими предметами (подражаниями типа Д в стиле Василия 2/Константина 8 по Вашей классификации?) в группе на СПБ-ауке (нашли на разных концах одной поляны)? А, кстати, зерцало Вы по аналогии с другими подобными брактеатами вписали? Я сам сферы в ладони не разберу. Иконография Архангела с распростёртыми руками возможно несёт какой-то духовный посыл. Если это так и удастся понять иконографию, то может будет ясно, что в левой руке Архангела (зерцало, свиток, весы или душа усопшего - сюжет Архангела Михаила как главного ангела смерти, ножны - сюжет явления Архангела Михаила Иисус Навину). Интересно! Действительно, надо ждать новых находок и тогда предлагать обобщения и интерпретации. А.
Пытался было присесть на ветку античных монет, да не привился и плода не дал. А дерево, известно, по плоду познаётся. К тому же, много интересного имеется и в удельных монетах. Вот к примеру предметЪ, подвеска из брактеата с графити, недавно промелькнувший на Мешке. Продавец со стажем, знаком с известными коллекционерами, не замечен, не привлекался. Полагаю, что предмет из чьей-то коллекции, возможно показывался кому-то из Форумчан, вероятно был одобрен. Интересно мнение как специалистов, так и простых коллекционеров. Если известен провенанс - будет очень интересно. По моему античному опыту, провенанс весьма показателен в анализе предмета. А?
Интересный предмет! Напоминает имитации британских кельтов (Атребаты) с шестиконечной розой ветров на одной стороне и пацаном скачущем на дельфине на другой, но они в серебре.
Сагунт должен быть с ракушкой на одной стороне.
Интересно!
А если не секрет, “откуда дровишки“? Я к тому, что в данный момент есть несколько дельцов, в частности на ибэе, специализирующихся на кельтских фантазиях. Если предмет от них, то стоит задуматься.
[QUOTE]Vизитёр пишет: А Вы можете эксперименты в другом мест[/QUOTE]
Да, конечно, извините, Вы совершенно правы! Тут место разгона торгов, а не мысленного эксперимента. Модератора любезнейши прошу мой неуместный пост 131 удалить.
Да, совершенно верно! Экземпляр 3 прошёл через Barry & Darling Ancient Coins. Итого - 4 одноштемпельных предмета в единой технике исполнения. У меня осталась только одна одноштемпельная в запасе.
[QUOTE]Avitus пишет: Одноштемпельный аверс. И что?[/QUOTE]
Ну надо как-то самостоятельно уже выводы делать, ну пора уже. Ладно, отвечу - для Вас это совпадение означает гарантию подлинности. Для меня что-то другое. Доброй ночи!
Господа, а что если в целях умственного эксперимента чисто гипотетически (!) предположить, что данный штемпель - фуфло (ведь ни у одного из тройняшек нет провенанса). То-есть, на минуту допустим, что фуфлоделы владели набором пуансонов, штихелей и прессом. Кружки лили, по образу оригинальных монет из оригинального металла, изображения набивали так, чтобы были некоторые вариации, поле подчищали. Возможно был маточник с неполным изображением (т.е. только волчица и ободок), остальное подрезалось на штемпелях. Предметы изготавлялись в единичных или нескольких экземплярах и прогонялись через аукционы и вбросы энтузиастам, тоскующим на виллах в Болгарии. Возникает вопрос - возможно ли в принципе методами нумизматики распознать такие предметы, особенно если есть только фотографии и честное слово неосведомлённых владельцев, и нет ни металлографии, ни наслоений? Да, касаемо предмета ТС, то не могу отрицать, хотя вобщем-то и не отрицал даже, вероятность подлинности. Вопрос мой чисто гипотетический.
Экземпляр 8 с Дикихветров. Провенанс не указан, по-видимому загружен кем-то в частном порядке. Сравнение с экземпляром ТС. Право, всё это очень странно.
Как приятно иметь преданных фолловеров! Даже таких ... как Вы, Беня. Вы мне моего кота напоминаете, тоже всё время в ногах путается, но я Вас не продам вкупе с совами. Не разведёте!
У Вас, кстати, мнение по предмету в посте #80 есть?
[QUOTE]Vизитёр пишет: Вы можете сказать со 100% гарантией,что эта монета -Фуфло??? ... Мне выставлять монету??? [/QUOTE]
Спасибо за Ваши тёплые слова! Неоднократно подчёркивал, что никаких доказательст в пользу неподлинности нет, ни у меня, ни у кого-либо другого на этой ветке. Анализ штемпельных совпадений вызывает глобое недоумение, как впрочем и провенанс, базирующийся на единственном постулате - “я знаю”. Более того, неоднократно подчёркивал, что не ставлю задачей и жизненной целью фуфлить предметы на СМ. Неоднократно выражал мнение дать зелёный свет по Вашему предмету (!), т.к. материала в теме уже достаточно, чтобы опытные коллекционеры приняли решение, а неопытные приняли к сведению. Решения по продажам на СМ принимает команда модераторов. Я к ним никакого отношения не имею. Они руководствуются собственной экспертизой и мнением. Полагаю, что имею право задавать вопросы, которые вызувают интерес других участников. Зачем тогда Вы предмет здесь выставляете? Надо слабировать и к немцам. С уважением, А.
Прекрасная манипулятивная подборка цитат, вырванных из контекста! :good2: У Вас по сути есть что добавить, кроме своей мантры "я тама был, свечку держал, усё видел"?
[QUOTE]Бенджамин пишет: Цитата shalex пишет: Цитата Ahiles пишет: Интересно для чего вы это делаете,у вас есть этому хоть какое то оправдание этому наложению ))) Это шалех вас всех в блудняк этот втянул ))) Это называется нумизматика, а штемпельный анализ является одним из основных методов нумизматики. Чернокопам-расхитителям это знать не нать. У Вас ведь одна монета - рупь, а чо там сравнивать-то. Рупь надо менять и в Турку везти. Какая нафег мумизнатека? Тут вот гражданин соломку всё стелет, а Вы роняете на ровном месте. Другой Ваш товарищ в цари метит. Имейте уважение хоть к царственным особам, пользуйтесь соломкой. С теплого унитаза метко по клавишам стучать видимо привычно? Многие эксперты античных монет , те кто книжки по Боспорским и другим монетам написал прошли тысячи километров с металлодетекторами, плечом к плечу с простыми копателями.Так издалека по картинкам историю не написать и не увековечить.[/QUOTE]
Вот здесь я с Вами вполне даже соглашусь! А за Пятачка не переживайте. Никто его здесь не обидит. Установят вот истину и отпустят к Вам по полям гулять.
[QUOTE]Ahiles пишет: Интересно для чего вы это делаете,у вас есть этому хоть какое то оправдание этому наложению ))) Это шалех вас всех в блудняк этот втянул )))[/QUOTE]
Это называется нумизматика, а штемпельный анализ является одним из основных методов нумизматики. Чернокопам-расхитителям это знать не нать. У Вас ведь одна монета - рупь, а чо там сравнивать-то. Рупь надо менять и в Турку везти. Какая нафег мумизнатека? Тут вот гражданин соломку всё стелет, а Вы роняете на ровном месте. Другой Ваш товарищ в цари метит. Имейте уважение хоть к царственным особам, пользуйтесь соломкой.
Спасибо конечно за дельный совет! Но ежели я выберу такие методы, то мне придётся продать своего вездеsruщего кота, подругу - оккупанта ванной комнаты, соседа с его дрелью, шефа на работе. Боюсь, что в конце придется продать и самого себя, дёшево, чтобы значит "гарантированно ушёл", ибо кому такой сомнительный артефакт нужен. Так что пока поизучаю источники своего раздражения. Может это я их раздражаю, своей неаутентичностью?
Осмелюсь предложить Вам самому поиграться с наложением штемпелей. Очень легко это делается в Ворде с опцией прозрачности. Когда я это делал, мне показалось, что волчица абсолютна идентична на обоих штемпелях, как впрочем и литеры, но отдельные части смещёны по отношению друг к другу, причём довольно изрядно, что не даёт возможности аппелировать к кривой заготовке, кривому фотографу и т.п. Стало интересно, что же их отдельными группами набивали, т.е., волчицу целиком, затем РОМА, потом имя, и т.п. Вопрос открыт и вполне возможны альтернативные (не)совмещения. Дерзайте, представляйте Ваши результаты, дайте графику, ссылки - поддержите предметную дискуссию.
[QUOTE]Денис 23 пишет: Мне аргументы ув. shalex не показались 100% убедительными:[/QUOTE]
Спасибо за Ваше внимание! Хочу ещё раз оговориться, что “аргументов” как таковых не было представлено вообще. Была сделана попытка привлечь внимание интересующихся участников к некой занятной особенности обсужадаемого штемпеля - его частой встречаемости в разнообразных варициях и комбинациях. Были представлены результаты продаж подобных предметов от этого штемпеля уважаемыми аукционными домами. Были озвучены сомнения в соответствии некоторых особенностей рельефа и текстуры предмета методам чеканки современным заявленному возрасту предмета. Вопрос провенанса замели под ковёр - неуместно. Негласное голосование было, где участники разделились на “я б ея” и “я не я если б я ея”. Было рекомендовано дать продажам зелёный свет. Что не было сделано, так это благодарность ТС за терпение и понимание. Есть другие, не менее прибыльные, но более толерантные, методы и площадки для продажи указанного предмета, тут и там.
[QUOTE]Scipio пишет: Можете показать свою красоту и несколько примеров классических тетр Афин, которые считаете фуфлом? [/QUOTE]
Не хочу, при всём уважении. Эти мои совы меня раздражают. Я знаю, что минимум две из них должны, и просто обязаны, быть фуфлом, согласно моему собственному постулату и интуиции. Потратил часы и дни на то, чтобы найти хоть малейшую зацепку, и не нашёл. Что самое удивительное, за исключением детского комического фуфла, качественного фуфла сов не опубликовано. Нет того, что можно с уверенностью выставить как пример фуфловой совы со степенью опасности для опытного коллекционера 7+/10. Если найдёте - сделайте любезность, отпостите в соответсвующей теме: https://www.staraya-moneta.ru/forum/forum71/topic338820/
Поймите, что без надёжного (!) знания провананса вся эта схоластика лишена смысла. Без провенанса этот предмет просто ... побрякушка на продажу, не более. Но люди, инвесторы во имя высокого искусства, покупают и не такое ...
[QUOTE]Avitus пишет: то ТС может выставить монету[/QUOTE]
[B]Avitus[/B], у меня нет стопроцентных доказательств неподлинности. Более того - я не эксперт по аутентификации республиканских денариев. И даже более больного - я не ставил выше целью кому-либо что-либо доказать, ибо сам не верю в гипотетическую успешность такого мероприятия. [I]Veni, et vidi[/I], а потому оставляю на усмотрение команды модераторов выставлять ли предмет на торги или нет. На аукционах его бы приняли и успешно бы продали - это факт. То что предмет настоящий - это не факт.
[QUOTE]Avitus пишет: жду дальнейших аргументов от shalex [/QUOTE]
[QUOTE]Avitus пишет: Вот я и прошу показать их.[/QUOTE]
[B]Avitus[/B], при всём уважении, а давайте я не буду ничего показывать, в целях чистоты эксперимента. Давайте исходить [I]ab initio[/I], то бишь от экземпляра ТС. И давайте просто вернёмся к фотографиям ТС, включая “интересный“ гурт, и к фотографиям в посте 29. Пара одноштемпельных обороток мне известна, продались на нормальных торгах. Мы все взрослые и независимые господа, так почему бы каждому из нас не иметь собственного мнения. У каждого есть интернет, у некоторых есть пальцы на руках, а отдельные господа имеют базы и команды экспертов, так что им пальцы даже и не нужны. Меня когда-то старые евреи на толкучке учили, что если есть 1% сомнения - не бери, здоровый сон не купишь. У меня по предмету ТС ... небольшие ... сомнения есть. У кого нет - ”поучаствуют“. Мнительным рекомендую не участвовать.