[QUOTE]Sergey74 пишет: Встречал фотографии античной монеты из меди с изображением орла (вроде египетская чеканка) и весом около 50 гр. - как раз вроде екатерининского пятака, что на последнем фото. Кто-то может выложить фото этой монеты? И еще было бы интересно посмотреть на массивные монеты того времени, если они были. За тему спасибо, интересно.[/QUOTE]
Вот есть такой республиканский литой асс, 225-217 гг. до н.э. Вес - 271,31 г.
[QUOTE]Игорь Васильевич пишет: [QUOTE]Никто пишет:... А бог Фонт очень даже был известен в Риме: он поминался в древних молитвах, имел своё отдельное святилище и древнейший алтарь в Городе, находившийся на Яникульском холме...[/QUOTE]Считаю за честь подискутировать с Вами. Римляне на республиканском чекане наоставляли столько загадок, что, порою, только интуитивно можно догадаться, что они хотели сказать изображениями на монетах. Думаю, что Крауфорд интуитивно предположил диоскуров, сравните это изображение диоскура с лицами на квадригатах: [/QUOTE]
Большое спасибо за приглашение подискутировать.
Наверное, я нечётко сформулировал: основное неприятие мной такого определения ("янусоподобное изображение Диоскуров") связано с тем, что мне как-то совсем неизвестны бесспорные изображения божественных братьев, где была именно такая композиция: "слипшиеся" затылками головы.
Между тем, такого рода двуликих изображений довольно много: у вавилонян, египтян, греков, этрусков, тех же римлян.
Не говоря уже о монетах Лампсака, Тенеда, этрусских городов. Но вот Диоскуров в такой композиции (голова к голове) я-то и не знаю. Совсем.
Максимум, что встречается - это "парные" бюсты. Примерно, как на бронзовой монетке Регия:
Так что, при всём моём уважении к Крауфорду, не могу поверить ему на слово....
На самом деле, я вижу в такой прекрасной и интереснейшей теме как античная нумизматика некоторую проблему:
Ну, никак не возможно "собрать в одной комнате" профессиональных нумизматов, историков, искусствоведов, - чтобы они нормально и комплексно разобрали самые различные вопросы, те же сюжеты на античных монетах, к примеру.
[QUOTE]Игорь Васильевич пишет: [QUOTE]Никто пишет:... Скорей, на аверсе республиканских дидрахм изображён сам двуликий Янус, или его сынок - бог Фонт. ИМХО[/QUOTE]Я поддерживаю классиков. Диоскуры - охранники города Рима, они традиционно изображались верхом на римских монетах позднее. А вот Фонт, имеет ну очень опосредованное отношение к Риму. Ну и, поскольку Янус состоит из двух лиц: молодого и старого, то, вполне логично, что на квадригатах римляне изобразили Диоскуров, поскольку оба лица молодые. К тому же, Янус - исключительно римское божество, что подчеркивало римский дух этих монет.[/QUOTE]
Не уверен, что в этой ветке можно вести дискуссии, но, если позволите, скажу пару слов по теме.
По моему представлению, "классиков" в изучении римской республиканской чеканки три: Грубер, Сайденхэм и Крауфорд.
Грубер и Сайденхэм считают, что на аверсе квадригатов изображён Янус или его сын Фонт (поэтому там молодые лица), но вот Крауфорд описывает это, на мой взгляд, маловразумительно и непонятно - "янусоподобное изображение Диоскуров".
Интересуясь этим вопросом, я просмотрел довольно много античных изображений Диоскуров (глиптика, скульптура, барельефы, мозаики, лампы и т.п.), но так и не смог увидеть хоть что-то подобное.
Кроме того, уважаемый Крауфорд, проанализировавший множество республиканских кладов, сделал огромный вклад в изучение нумизматики Республики. Но всё, что касается объяснения мифологических сюжетов на монетах, его...м-м-м, говоря помягче.... как-то не сильно интересовало.
А бог Фонт очень даже был известен в Риме: он поминался в древних молитвах, имел своё отдельное святилище и древнейший алтарь в Городе, находившийся на Яникульском холме.
[QUOTE]Игорь Васильевич пишет: Вчера получил квадригат из Мюнхена, живьем, как всегда, лучше. Оцените патину - как из Британского Музея.
Квадригат (дидрахма) Римской Республики, 225-211 г.г. до нашей эры, серебро, 6,63 гр. На аверсе: янусоподобное изображение диоскуров. На реверсе: Юпитер в квадриге с пучком молний и скипетром, сзади Виктория.[/QUOTE]
Красивый, поздравляю!
У меня квадригат чуть более позднего типа:
Только, если позволите, маленькая ремарка к Вашему описанию. Многие аукционные каталоги упорно описывают аверс этих монет как "янусоподобное изображение Диоскуров". Однако такое определение, на мой взгляд слегка устарело. Тем более, лично мне так и не удалось разыскать в античном искусстве хоть одно "янусоподобие" при изображении Кастора и Поллукса.
Скорей, на аверсе республиканских дидрахм изображён сам двуликий Янус, или его сынок - бог Фонт. ИМХО
[QUOTE]Если Бы пишет: Праздный вопрос по Диметрию Аникетосу. Изобоажение слоновьей головы у него - это иносказательный намек или буквальное воспроищыедение какого-то специального шлема? Если буквально голова с бивнями,- это же взрослого слонв, она в десять раз больше будет[/QUOTE]
По наиболее распространённому объяснению, слоновий скальп на голове правителей - попытка приравнять себя к Александру Великому, покорителю Индии, богатой слонами.
Вот есть у меня такая тетрадрахма Птолемея I как сатрапа - когда он ещё не рисковал помещать на монеты свой собственный портрет, а изображал на аверсе Александра нашего Македонского:
Что же касается самого слоновьего скальпа, то рискну предположить, что такой головной убор действительно существовал, но не как реальная выделанная слоновья башка, а как стилизованное парадное украшение бактрийских (и не только) царей.