"Почему я на этом настаиваю? Да потому, что гравер тот пунсон делал, имея свой почерк... собственный. Так что опечатки тех пунсонов и есть "почерк гравера"..."
Согласен, что выяснить сроки изготовления ОК варианта, достаточно не просто. Проще установить специфику и отличия различных фрагментов (в данном случае аверсов). Форма губ - согласен. Но мне кажется, более показательными оформление груди (чешуйчатость или точки) и лента ордена. Вспоминая пост Антики, в отношении подписного рубля П2 Sh, хочу сказать, что (свои 27е, конечно, пересмотрел) Шульц ни на одной работе с данной подписью замечен не был. Ну, и последнее, разыскиваю медаль в бронзе аверс Шульца, реверс ОК.
. В самой же челобитной есть интересный момент - указание на то, что в 1730 г. мастеру было дано послабление - перевод из тюрьмы на монетный двор и содержание под свободным караулом. Это, несомненно, связано с катастрофической нехваткой резчиков в самый горячий момент - перед коронацией, для которой требовался большой объем коронационных медалей и жетонов. (фрагменты статьи "Осип Калашников" автор Nikita coins.su)
. В апрельской челобитной 1741 г. Осип Калашников просит о своем освобождении из-под караула. Излагая обстоятельства дела, он пишет: «В прошлом 1727 году впал я... в погрешение... за которое погрешение и приговорен был к смертной казни». Ссылаясь на манифест об амнистии от 23 октября 1740 г., Калашников просит его «из-под караула освободить и быть мне при монетном дворе у резного штемпельного дела по-прежнему резчиком». В сноске к челобитной помещено примечание, в котором сообщается, что 1 ноября 1742 г. Калашников был высочайшим указом освобожден «...из-под караула и содержания в кандалах за продажу чеканов с монетного двора и об отдаче на поруки».
Вспоминая наш разговор о рублевике 27г (тип 28г). Может у ВКГМ посмотреть или еще где (у меня, к сожалению нету), должна быть перепись всего того, что перевозилось из СПб мондвора в Московский. Переезжали то навсегда, поэтому, скорее всего и увозили все до последнего гвоздя. Заготовки гурченные, наверняка были, а еще...
Попробую не доводами - размышлениями поделиться. Если рублевик выполнен в СПб при Шульце, получается. что кому-то (не Шульцу, портрет-то кривой) было доверено вырезать принципиально новый тип портрета. Может быть такое? Может, но маловероятно. Далее, Цитата "Какие аргументы в пользу "московский"?? Только тот, что его больше всего в Белокаменной натискали??" "больше всего"-очень мягко сказано. Это не только единственная штемпельная пара, а, мне кажется, ЕДИНСТВЕННО ИЗВЕСТНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР, который стоит в противовес с миллионным тиражом ММД 1728 года. На все эти размышления (не доводы) еще наслаивается достаточно спешный переезд СПб двора в Московию. Как у нас переезжают, что у нас и как перевозят, какой это сопровождается неразберихой, мы все хорошо знаем. А теперь все это спроицируем на серьезное производство и отнимем 300 лет. С искренним к Вам уважением
Спорить здесь сложно, да и не ради спора все это затевалось...Как только мы заговорили о аверсах, я все время пытаюсь представить себе номер "3" в VF- (или "1" "2" "4" в XF+) Были бы Вы (мы) столь категоричны поменяй их местами?
Если Вы не против, давайте для начала поставим (условно) наименьшую степень вероятности принадлежности руке Шульца, все таки номер 4, хотя мне и жаль свой балл за коронованного орла. Почему? Во-первых ошибка в легенде, во-вторых 4 надплечника, больше не повторенных. Скорее один ученик ошибся в подсчетах, чем все безглазые (проигнорировали)
Естесственно коронованные позитив (читай Шульц), ошибки негатив. Можно каждому из аверсов попробовать давать баллы по определенным критериям. Выяснить может и не выясним, а вот степень вероятности будет, думаю, видна.
Давайте осторожненько дальше.1 По-моему 2 из 4 аверсов имеют коронованного орла. Наверное, это не безразличная деталь. 2 Только один имеет 4 надплечника, там же ошибка в написании легенды. Давайте помогайте :boss: :boss:
[QUOTE] exkursant пишет: В "дожиме" Аннинской темы, к сожалению, не смогу участвовать по причине отсутствия каталога.[/QUOTE]
Я Аннинскую тему в виду, конечно же, не имел. Статью привел (кстати, где она) для примера удобной классификации и условных принятых обозначений камней (дабы избежать овалов, квадратов, звездочек и др). С уважением X PS Очередность аверсов... Давайте постараемся выдвинуть объективные признаки профессионализма выполнения портрета. Думаю, согласитесь, что Шульц должен выгодно отличаться от других мастеров ( даже ОК). Ведь это именно его стиль.
О ТРАНСФОРМАЦИИ РИСУНКА КУЛОНА НА РУБЛЕВЫХ МОНЕТАХ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАНОВНЫ Тип портретных сторон рублевых монет императрицы Анны Иоанновны, которых далее пойдет речь, начался в 1734 году со штемпеля, помеченного инициалом "В" (мастер Иван Васильев), продолжался без перерыва до 1737 года. В литературе всегда указывают на два варианта этих монет - с кулоном на груди императрицы и без кулона. В каталоге вел. кн. Георгия Михайловича ' и другой дореволюционной литературе, эта отличительная деталь рисунка записана как "три жемчужины на груди". Со временем такое определение перекочевало и в зарубежную литературу. Однако позже, в одной из своих работ, М.М.Максимов описал это же украшение как "три драгоценных камня на платье". Поскольку в каталогах при описании разновидностей монет отличительным признаком считалось наличие или отсутствие этой детали, а не ее внешний вид, то такое разночтение не вызывало бы и впредь каких-либо возражений, хотя противоречия были очевидны, если бы не новая находка - рубль 1736 года, где на груди императрицы отчетливо видны восьмилучевые звездочки. И поскольку налицо теперь несколько различных рисунков украшения (овалы, четырехугольники, их сочетания, звездочки), то выбор правильного названия каждого из них стал необходимым, несмотря на то, что собирательное значение самого украшения - " кулон " - может в нужных случаях использоваться по-прежнему Для начала следует рассмотреть все варианты использования этого рисунка за весь период 1734-1737 гг. Изменения рисунка кулона по годам выпуска имеют весьма интересные особенности: • в 1734 году при трех вариантах кулона половина штемпелей приходится на начальный вариант (три овала); • в 1735 году максимум приходится также на "три овала”, причем штемпелей этих сделано вдвое больше, но при этом вдруг совершенно исчезли кулоны из одних четырехугольников; • в 1736 году, т.е. следом же, основным стал кулон именно из трех четырехугольников, "три овала" стали редкостью, но теперь смешанный вариант исчез совершенно; • ну, а в 1737 году произошел возврат, причем полный, к одному лишь изначальному варианту. Да, все это не может быть случайностью. Но если сменой рисунка достигалась какая-то цель, то становится необходимым и каждому виду деталей этого рисунка присвоить свое отличительное название, которое более всего отражало бы его форму. Самое первое название "3 жемчужины на груди" следует, по-видимому, оставить за начальным рисунком - тремя овалами, и это будет справедливо, поскольку жемчуг был в то время общепризнанным и ценным украшением, а изображаться он мог только овалом или окружностью, так как применялся исключительно в натуральном виде, что и отражал рисунок на монете. А вот четырехугольник (ромб или квадрат) скорее всего, является схематическим изображением тех видов полудрагоценных и драгоценных камней, которые использовались в качестве плоских вставок и ценились рисунком этой плоской поверхности (например, орлец, малахит, лазурит, бирюза, различные агаты). И если продолжать экскурс в минералогию и ювелирное дело, то на долю многолучевой звезды приходится прозрачный драгоценный камень со специальной бриллиантовой огранкой для усиления лучепреломления. Таким образом, необходимо различать следующие разновидности кулона на монетах этого периода: • из трех жемчужин; • из драгоценного камня в центре и двух жемчужин по бокам; • из трех драгоценных камней; • из трех бриллиантов. Закрепление постоянного названия за каждой разновидностью рисунка кулона может иметь практическое применение в работе по составлению поштемпельного каталога монет Анны Иоанновны (в качестве исходной рубрикации при делении всей совокупности монет каждого года на группы близких по исполнению штемпелей), либо при поштемпельном описании монет, например, для сопровождающей нумизматическую коллекцию картотеки (в качестве надежного отличительного признака двух схожих по остальным показателям монет). Кроме того, введенные в обиход описания различных вариантов кулона могут послужить нумизматам основным критерием при комплектации ограниченной по объему коллекции, когда среди всей массы разнообразных штемпелей приоритет отдается только лишь тем из них, которые наилучшим образом отражают созданный образ и стиль работы каждого монетного мастера. При этом единственный известный штемпель с рисунком типа "три бриллианта", приходящийся на сотню других штемпелей, являющихся массовыми, в каталогах и коллекциях следует выделить в разряд редких и весьма примечательных. X Источник: Нумизматический сборник №4.Москва 1996г.
Думаю, на пользу будет напомнить себе статью Е.Г.Полуйко на тему камней (кулонов)
Спасибо за иллюстрацию. А где статья будет выходить? к посту 16. Опередил меня exkursant, сам поправился (что, безусловно, делает честь). Если данные реверсы рассматривать, как трехкаменные (в том числе и мой), мы не только нарушим преемственность, но и внесем путаницу в критерии отбора. Предлагаю закрепить определение 3+2 (по exkursant) с необходимым дополнением, в случае наличия безусловных трехкаменных корон. С уважением
Чтобы не придумывать на ходу "переходные короны", по крайней мере давайте согласимся с тем, что верхняя корона трехкаменнная. Признаюсь, что после этого я спрошу. А ОСТАЛЬНЫЕ???
Больше скажу. Просмотрел монографию Ю.П.Петрунина (может что пропустил, конечно) нашел только один рублевик 1728г (портрет образца 1728г) с трехкаменными коронами (H-72.2), да и тот пришел из 1727 года. Получается, на один год, практически забыли о этом типе корон.
К посту 14 Согласен с Вами I-133. Реверс, конечно, другой. Не только короны, а и другая "Ц", отсутствие точки в центре, звездочек после слов и др. Попытался сходу найти Ваш реверс, мне показалось будет легко по характерной 9. Не получилось. Вдруг вспомнилось, кто-то мне рассказывал о компьютерной программе по классификации то ли Петров2 по Петрунину, то ли Анн по Полуйко. У кого есть? С уважением
Добрый день! По поводу трехкаменных корон, ситуация следующая. Рублевик из поста 7, я классифицировал, как неописанный аверс, а реверс J-142.1(там тоже трехкаменные короны). Спустя некоторое время, просматривая короны, обратил внимание на их различия. Различия обнаружились и в других фрагментах реверса. Получается, что представленный рублевик не только имеет неописанные аверс и реверс, но и является единственной известной штемпельной парой 1729 года (портрет типа 1727 года) с трехкаменными коронами. Мне так видится... Кстати, по поводу трехкаменных. Косвенно, это полтверждает предположение о переходе, все-таки 28-27-29. Думаю, Вы согласитесь, что наибольшее распространение трехкаменные короны получили именно в 1729 году ( хотя их и меньше, чем традиционных "о 5 камнях"). С уважением
Думаю, Вы согласитесь, что поискав лучший реверс L-147.3, (а количество дошедших до нас экземпляров должно измеряться на десятки) мы сможем сделать вывод, о этапности типов рублевиков в 1729 году. Понятно, что мы должны допустить "жесткую сцепку аверса-реверса". Хотя, мне кажется, это вполне логично. В любом случае, приоткрыв эту страничку мы сможем кое-что понять и про эволюцию иконографии Петра 2, и про преемственность искусства медальеров, и, наконец, о переходе к Анне 1730 года (давайте повнимательней присмотримся к парику). ВОТ ОН И ПОЧЕРК. Хочу, в заключении, позвать в обсуждение всех учавствующих персоналий в прошлый раз ( Антика, Чебурашка и др). Думаю, это будет только на пользу всем нам. С уважением к Форуму...