Roman Republican P. Satrienus, Rome, 77 BC. AR Denarius. Helmeted head of young Mars r.; IXT to l. R/ She-wolf standing l. with paw raised. Crawford 388/1b; cf. RBW 1422
Roman Republican P. Satrienus, Rome, 77 BC. AR Denarius. Helmeted head of young Mars r.; IXT to l. R/ She-wolf standing l. with paw raised. Crawford 388/1b; cf. RBW 1422
(по мотивам денария П. Сатриена) Crawford 388/1b 77 г. до н. э. Так начиналась Великая Италийская война между Римом и его союзниками…
«Сервилий со слишком большой горячностью бросился на Аускул в то время, когда жители его справляли праздник, жестоко пригрозил им и был убит, так как они убедились, что замыслы их уже открыты. Вместе с Сервилием был убит и Фонтей, его легат… и остальным римлянам в Аускуле не было уже никакой пощады: на всех римлян, какие находились в Аускуле, жители его напали, перебили, а имущество их разграбили». (App. B. C. I, 38).
Первые смертельные удары этой войны нанесли пицены — жители северо-восточной горной области Италии. Наполовину галлы, наполовину сабины, они очень хотели стать римлянами и ради этого выступили против Великого Города с оружием в руках.
Однако Рим не прощал избиения своих. Хотя восстание союзников захлестнуло всю Италию, именно в Пицен были направлены лучшие войска и лучшие полководцы республики. Наказание было жесточайшим — восставшие районы после прихода римлян напоминали выжженную землю. Жители уничтожались, и лишь немногие счастливчики оставались жить в качестве рабов. Казалось, Пицен уже никогда не возродится…
За усмирение Пицена сенат и народ римский даровали единственный триумф за весь период Союзнической войны. Ни марсов, ни самнитов, ни другие племена и города Италии сенаторы не посчитали достойными для того, чтобы дать победившим их полководцам хотя бы овацию. Ни одно племя… кроме пиценов. Ни один город… кроме Аскула Пиценского. 27 декабря 89 г. до н. э., за несколько дней до сложения своих обязанностей во главе триумфальной процессии вошел в Рим консул Гней Помпей Страбон, получивший в пиценской кампании прозвище «Мясник» («Carnifex»).
Страбона в Риме не любили, слишком уж он отличался от идеального римлянина. Помпей любил деньги и не стеснялся этого. Помпей был жесток, и демонстрировал это где нужно и где не нужно. Помпей был честолюбив, и ради карьеры был готов пройти по трупам своих друзей и сослуживцев. Даже внешне Помпей отличался от идеального римлянина — он был белокожим и рыжеволосым, он был косоглазым… И самое главное — Помпей Страбон не был римлянином!
Усмиритель Пицена сам был пиценом, и войско, которое шло за ним в его триумфе, в значительной степени состояло из земляков и клиентов своего полководца. Такова история любой гражданской войны — брат на брата, сын на отца… Неудивительно, что представители одного народа, соседи, оказались в ходе войны по разную сторону баррикад…
Именно проримски настроенные пицены начали восстанавливать свой родной край после войны. Однако ветераны Помпея Страбона не привыкли к мирному труду. Именно поэтому сын Мясника, будущий Гней Помпей Великий, смог через несколько лет поднять их на новые сражения и с пиценскими легионами окончательно склонил чашу весов в гражданской войне на сторону Суллы…
«Надгробный памятник Сулле стоит на Марсовом поле. Надпись для него, говорят, написана и оставлена им самим. Смысл ее тот, что никто не сделал больше добра друзьям и зла врагам, чем Сулла» (Plut. Sull., 38).
И пицены ощутили благодарность диктатора и пошли на штурм римской Курии. Наиболее успешную карьеру сделал сын Страбона Гней Помпей, получивший от него прозвище «Великий» и триумф еще до достижения возраста, дающего право на вступление в сенат. Многие безродные пицены получили от Суллы деньги и поместья, должности в армии и государстве. Именно после Суллы начинается массовое нашествие пиценов на Курию, появляются новые сенатские династии, имеющие пиценское происхождение.
Одним из новых сенатских родов стал род Сатриев или, по-сабелльски Сатриенов. В сабелльском языке, одним из диалектов которого был пиценский, в личных именах окончание -ius заменялось на -enus. По тому же принципу образовано родовое имя другого знаменитого пицена той эпохи — Тита Лабиена.
В истории мы встречаем две ветви этого пиценского рода. Причем если одна из них носила латинизированную форму родового имени, другая крепко держалась за архаический пиценский вариант. Марк Сатрий из первой ветви упоминается у Цицерона как «патрон Пиценской и Сабинской областей» (Cic. Off., III, 74). Усыновленный своим дядей Л. Минуцием Базилом и принявший его имя, он сделал выдающуюся для ни кому не известного пицена карьеру. Первоначально он двигался по ступеням карьерной лестницы в команде самого известного пицена — Помпея Магна, но затем был направлен покровителем к Цезарю в Галлию в качестве легата (так же, как легатом Цезаря стал другой пицен — Тит Лабиен). В отличие от Лабиена, Сатрий-Минуций (или, как его теперь называли Л. Минуций Базил Сатриан) в гражданской войне поддержал Цезаря, отличился при Диррахии и Фарсале и в 45 г. получил преторскую должность. Однако после претуры диктатор отказал ему в наместничестве. Неистовый пицен почувствовал себя оскорбленным. «Он был готов уморить себя голодом, но согласился принять денежную компенсацию: человек с чистой совестью, который однако позволил себя купить и не простил этого покупателю» (Р. Этьен «Цезарь», с. 231). Минуций Сатриан присоединился к заговору Брута и Кассия и стал одним из убийц Цезаря. Летом 44 г. он стал легатом другого цезареубийцы и бывшего цезаревского «маршала» Г. Требония и вместе с ним отправился в Азию, где и погиб от рук легионеров Долабеллы.
К этой же ветви Сатриев-Сатриенов относится претор Л. Сатрий, сын Л., известный нам по надписи, найденной на территории Пицена:
Первый известный представитель другой ветви, сохранившей древнее пиценское имя, не сделал выдающейся карьеры, однако отметился как триумвир по чеканке монеты в первый год после смерти Суллы. Сведений о нем мы имеем крайне мало. Известно, что он был близким другом и соседом Кв. Помпея Вифинского, еще одного пицена, бывшего претором в 63 г. до н. э. Найденная в Риме надпись говорит о семейной паре вольноотпущенников, много лет проживших в любви и согласии. Мужа звали Квинт Помпей, вольноотпущенник Вифиника, Соз, жену — Сатриена, вольноотпущенница Публия, Сальвия.
Q(uintus) Pompeius Bithynici l(ibertus) Sosus / Sa[t]riena P(ubli) l(iberta) Salvia uxsor frug(i) / opsequentes et con/cordes Esquileis ab aqua / conclusa fecer(unt) sib[ei] et sueis et digneis / dum suppeditat vita inter nos annos LX vi/ximus concordes / morte obita ut monumentum haberemus fecimus vivi / studium et Acme l(ibertae) ut una con/deremus conditivom / cubiculum fecerunt / hoc mon(umentum) hered(em) / non sequetur (CIL VI, 33087).
Очевидно, что Вифиник и Сатриен одновременно отпустили на волю своих раба и рабыню для того, чтобы составить им счастье — редкий случай в жестокие времена древнего Рима.
Другая надпись была найдена на надгробии дочери Публия Сатриена и рассказывает нам о его размерах: Satrienae P(ubli) f(iliae) / in fr(onte) p(edes) XII / in agr(o) p(edes) XX (CIL VI, 38865). Видимо, несчастный Сатриен, переживший свою дочь, решил почтить ее огромным великолепным монументом площадью более 200 квадратных метров.
В той же ветви рода известен Л. Сатриен, который вместе с другим пиценом Л. Веттием (близким помощником Суллы по различным темным делам и, в дальнейшем, мастером политической интриги и доносов) организовывал по решению сената театральные представления в Аквине, за что и удостоился почетной надписи:
В имперское время Сатрии-Сатриены не развили свой успех в продвижении к вершинам карьеры. Известен лишь некий Сатрий Секунд — один из гнуснейших доносчиков и клевретов Сеяна, погубивший, например, писателя Кремуция Корда. Впрочем, самого Сеяна Сатрий тоже предал, донеся Тиберию о готовящемся им заговоре. Впрочем, Сатрий ненадолго пережил преданного патрона — уже через несколько лет он умер. Тацит упоминает его вдову Альбуциллу, «ославленную своими бесчисленными любовными связями» (Tac. Ann., VI, 47).
Денарий П. Сатриена подчеркивает стремление пицена если не стать римлянином, то хотя бы подчеркнуть свое родство с Римом. Изображая на аверсе Марса, предка римлян, реверс Сатриен украсил изображением Капитолийской волчицы, намекая, что он если и не родной, то, как минимум, двоюродный брат квиритам — ведь воспитанник волчицы Ромул был сыном Марса, как и Пикус — родоначальник-эпоним пиценов. По древней легенде, Пикус был царем Лаврента. Отвергнув любовь волшебницы Цирцеи, он был превращен ею в дятла и в виде птицы стал оракулом Марса.
Еще одна параллель между Волчицей и Пикусом возникает из того, что «Пикус часто приравнивался к Пикумнусу, неразрывному спутнику Пилумнуса; ибо они так и называются, боги детей. О Пилумнусе в особенности рассказывали, что он защищал новорожденных от нападения лесного духа, лешего Сильвана» (К. Юнг «Символы и метаморфозы. Либидо»). Таким образом, и Волчица, и Пикус являются покровителями малышей Ромула и Рема.
Сказать о своей родине больше Сатриен не мог. Рим еще помнил Аускул и пиценскую резню. Приняв в свою семью пиценов, римские сенаторы не хотели лишних напоминаний о том, что новые родственники причастны к убийствам родственников старых… Для прославления своей родины пицену оставались лишь аллюзии и намеки.
Пицены штурмуют Рим (по мотивам денария П. Сатриена) Crawford 388/1b 77 г. до н. э. Так начиналась Великая Италийская война между Римом и его союзниками…
«Сервилий со слишком большой горячностью бросился на Аускул в то время, когда жители его справляли праздник, жестоко пригрозил им и был убит, так как они убедились, что замыслы их уже открыты. Вместе с Сервилием был убит и Фонтей, его легат… и остальным римлянам в Аускуле не было уже никакой пощады: на всех римлян, какие находились в Аускуле, жители его напали, перебили, а имущество их разграбили». (App. B. C. I, 38).
Первые смертельные удары этой войны нанесли пицены — жители северо-восточной горной области Италии. Наполовину галлы, наполовину сабины, они очень хотели стать римлянами и ради этого выступили против Великого Города с оружием в руках.
Однако Рим не прощал избиения своих. Хотя восстание союзников захлестнуло всю Италию, именно в Пицен были направлены лучшие войска и лучшие полководцы республики. Наказание было жесточайшим — восставшие районы после прихода римлян напоминали выжженную землю. Жители уничтожались, и лишь немногие счастливчики оставались жить в качестве рабов. Казалось, Пицен уже никогда не возродится…
За усмирение Пицена сенат и народ римский даровали единственный триумф за весь период Союзнической войны. Ни марсов, ни самнитов, ни другие племена и города Италии сенаторы не посчитали достойными для того, чтобы дать победившим их полководцам хотя бы овацию. Ни одно племя… кроме пиценов. Ни один город… кроме Аскула Пиценского. 27 декабря 89 г. до н. э., за несколько дней до сложения своих обязанностей во главе триумфальной процессии вошел в Рим консул Гней Помпей Страбон, получивший в пиценской кампании прозвище «Мясник» («Carnifex»).
Страбона в Риме не любили, слишком уж он отличался от идеального римлянина. Помпей любил деньги и не стеснялся этого. Помпей был жесток, и демонстрировал это где нужно и где не нужно. Помпей был честолюбив, и ради карьеры был готов пройти по трупам своих друзей и сослуживцев. Даже внешне Помпей отличался от идеального римлянина — он был белокожим и рыжеволосым, он был косоглазым… И самое главное — Помпей Страбон не был римлянином!
Усмиритель Пицена сам был пиценом, и войско, которое шло за ним в его триумфе, в значительной степени состояло из земляков и клиентов своего полководца. Такова история любой гражданской войны — брат на брата, сын на отца… Неудивительно, что представители одного народа, соседи, оказались в ходе войны по разную сторону баррикад…
Именно проримски настроенные пицены начали восстанавливать свой родной край после войны. Однако ветераны Помпея Страбона не привыкли к мирному труду. Именно поэтому сын Мясника, будущий Гней Помпей Великий, смог через несколько лет поднять их на новые сражения и с пиценскими легионами окончательно склонил чашу весов в гражданской войне на сторону Суллы…
«Надгробный памятник Сулле стоит на Марсовом поле. Надпись для него, говорят, написана и оставлена им самим. Смысл ее тот, что никто не сделал больше добра друзьям и зла врагам, чем Сулла» (Plut. Sull., 38).
И пицены ощутили благодарность диктатора и пошли на штурм римской Курии. Наиболее успешную карьеру сделал сын Страбона Гней Помпей, получивший от него прозвище «Великий» и триумф еще до достижения возраста, дающего право на вступление в сенат. Многие безродные пицены получили от Суллы деньги и поместья, должности в армии и государстве. Именно после Суллы начинается массовое нашествие пиценов на Курию, появляются новые сенатские династии, имеющие пиценское происхождение.
Одним из новых сенатских родов стал род Сатриев или, по-сабелльски Сатриенов. В сабелльском языке, одним из диалектов которого был пиценский, в личных именах окончание -ius заменялось на -enus. По тому же принципу образовано родовое имя другого знаменитого пицена той эпохи — Тита Лабиена.
В истории мы встречаем две ветви этого пиценского рода. Причем если одна из них носила латинизированную форму родового имени, другая крепко держалась за архаический пиценский вариант. Марк Сатрий из первой ветви упоминается у Цицерона как «патрон Пиценской и Сабинской областей» (Cic. Off., III, 74). Усыновленный своим дядей Л. Минуцием Базилом и принявший его имя, он сделал выдающуюся для ни кому не известного пицена карьеру. Первоначально он двигался по ступеням карьерной лестницы в команде самого известного пицена — Помпея Магна, но затем был направлен покровителем к Цезарю в Галлию в качестве легата (так же, как легатом Цезаря стал другой пицен — Тит Лабиен). В отличие от Лабиена, Сатрий-Минуций (или, как его теперь называли Л. Минуций Базил Сатриан) в гражданской войне поддержал Цезаря, отличился при Диррахии и Фарсале и в 45 г. получил преторскую должность. Однако после претуры диктатор отказал ему в наместничестве. Неистовый пицен почувствовал себя оскорбленным. «Он был готов уморить себя голодом, но согласился принять денежную компенсацию: человек с чистой совестью, который однако позволил себя купить и не простил этого покупателю» (Р. Этьен «Цезарь», с. 231). Минуций Сатриан присоединился к заговору Брута и Кассия и стал одним из убийц Цезаря. Летом 44 г. он стал легатом другого цезареубийцы и бывшего цезаревского «маршала» Г. Требония и вместе с ним отправился в Азию, где и погиб от рук легионеров Долабеллы.
К этой же ветви Сатриев-Сатриенов относится претор Л. Сатрий, сын Л., известный нам по надписи, найденной на территории Пицена:
Первый известный представитель другой ветви, сохранившей древнее пиценское имя, не сделал выдающейся карьеры, однако отметился как триумвир по чеканке монеты в первый год после смерти Суллы. Сведений о нем мы имеем крайне мало. Известно, что он был близким другом и соседом Кв. Помпея Вифинского, еще одного пицена, бывшего претором в 63 г. до н. э. Найденная в Риме надпись говорит о семейной паре вольноотпущенников, много лет проживших в любви и согласии. Мужа звали Квинт Помпей, вольноотпущенник Вифиника, Соз, жену — Сатриена, вольноотпущенница Публия, Сальвия.
Q(uintus) Pompeius Bithynici l(ibertus) Sosus / Sa[t]riena P(ubli) l(iberta) Salvia uxsor frug(i) / opsequentes et con/cordes Esquileis ab aqua / conclusa fecer(unt) sib[ei] et sueis et digneis / dum suppeditat vita inter nos annos LX vi/ximus concordes / morte obita ut monumentum haberemus fecimus vivi / studium et Acme l(ibertae) ut una con/deremus conditivom / cubiculum fecerunt / hoc mon(umentum) hered(em) / non sequetur (CIL VI, 33087).
Очевидно, что Вифиник и Сатриен одновременно отпустили на волю своих раба и рабыню для того, чтобы составить им счастье — редкий случай в жестокие времена древнего Рима.
Другая надпись была найдена на надгробии дочери Публия Сатриена и рассказывает нам о его размерах: Satrienae P(ubli) f(iliae) / in fr(onte) p(edes) XII / in agr(o) p(edes) XX (CIL VI, 38865). Видимо, несчастный Сатриен, переживший свою дочь, решил почтить ее огромным великолепным монументом площадью более 200 квадратных метров.
В той же ветви рода известен Л. Сатриен, который вместе с другим пиценом Л. Веттием (близким помощником Суллы по различным темным делам и, в дальнейшем, мастером политической интриги и доносов) организовывал по решению сената театральные представления в Аквине, за что и удостоился почетной надписи:
В имперское время Сатрии-Сатриены не развили свой успех в продвижении к вершинам карьеры. Известен лишь некий Сатрий Секунд — один из гнуснейших доносчиков и клевретов Сеяна, погубивший, например, писателя Кремуция Корда. Впрочем, самого Сеяна Сатрий тоже предал, донеся Тиберию о готовящемся им заговоре. Впрочем, Сатрий ненадолго пережил преданного патрона — уже через несколько лет он умер. Тацит упоминает его вдову Альбуциллу, «ославленную своими бесчисленными любовными связями» (Tac. Ann., VI, 47).
Денарий П. Сатриена подчеркивает стремление пицена если не стать римлянином, то хотя бы подчеркнуть свое родство с Римом. Изображая на аверсе Марса, предка римлян, реверс Сатриен украсил изображением Капитолийской волчицы, намекая, что он если и не родной, то, как минимум, двоюродный брат квиритам — ведь воспитанник волчицы Ромул был сыном Марса, как и Пикус — родоначальник-эпоним пиценов. По древней легенде, Пикус был царем Лаврента. Отвергнув любовь волшебницы Цирцеи, он был превращен ею в дятла и в виде птицы стал оракулом Марса.
Еще одна параллель между Волчицей и Пикусом возникает из того, что «Пикус часто приравнивался к Пикумнусу, неразрывному спутнику Пилумнуса; ибо они так и называются, боги детей. О Пилумнусе в особенности рассказывали, что он защищал новорожденных от нападения лесного духа, лешего Сильвана» (К. Юнг «Символы и метаморфозы. Либидо»). Таким образом, и Волчица, и Пикус являются покровителями малышей Ромула и Рема.
Сказать о своей родине больше Сатриен не мог. Рим еще помнил Аускул и пиценскую резню. Приняв в свою семью пиценов, римские сенаторы не хотели лишних напоминаний о том, что новые родственники причастны к убийствам родственников старых… Для прославления своей родины пицену оставались лишь аллюзии и намеки.
Эта оборотка гуляет уже давно, с разными лицевиками, все в единой технике исполнения (то ли литья под давлением, то ли холодного прессования - не могу сказать с уверенностью). Поучавствуйте, введите в “научный оборот”.
Нет ничего плохого если человек ставит - и пишет я ник такой то считаю что оппонент неправ. Но лепить минусы не высвечивая свой ник даже не имя это как то подловато. Я не торгую и не покупаю так что -+ мне не важен .
shalex пишет: Эта оборотка гуляет уже давно, с разными лицевиками, все в единой технике исполнения (то ли литья под давлением, то ли холодного прессования - не могу сказать с уверенностью). Поучавствуйте, введите в “научный оборот”.
Эти две техники спутать нельзя. В первом случае выходит литое фуфло (правильное по стилю), во втором - чеканное фуфло с заново резаным штемпелем, которое в первую очередь по стилю и идентифицируется. Вы уж определитесь, что Вам не нравится: стиль или другие параметры...
Так, ребята, давайте уж быть честными. Да, действительно у этого типа монеты много фейков. Но это еще не значит, что данная монета - фейк. Секст вот утверждает, что монета подлинная, а он в области монет Республиканского Рима один из лучших. Нужны явные доказательства, что это фейк. Иначе это всё пустые разговоры. То есть, либо ссылка на базу фейков, где есть именно имидж этого экземпляра (один в один), либо ссылка на известный фейковый экземпляр, у которого имидж этого экземпляра. И такая попытка была сделана shalex. Хорошо, давайте разбираться. Вторая ссылка - база фейка (там где гугл в помощь). Я в Штатах живу, на английском каждый день общаюсь, мне гугл в помощь не нужен. Извините, но я не увидел этой монеты среди монет фейка. Разве что реверс первого экземпляра в базе фейков (тот, который в общем ряду, крайний слева) похож. Похож, да не тот, если присмотреться к деталям. Или я чего не понимаю ? Как раз фото первого экземпляра там очень плохо сделано. А теперь фото реверса того аука, который был закрыт (из первого линка shalex). Оно пойдет первым. Вторым пойдет фото, которое в теме выставил shalex. А рядом я поставлю фото аверса хозяина монеты (оно пойдет третьим). И тогда давайте сравнивать.
По-моему, явно видно, что третий экземпляр всё-таки другой.
Пицены штурмуют Рим (по мотивам денария П. Сатриена) Crawford 388/1b 77 г. до н. э.
Отличная статья, Секст! Информативно и захватывающе. С удовольствием плюсую.
Роман, у Секста все статьи отличные и очень познавательные. Я как-то пытался его на книгу расколоть, а он никак не отреагировал. Если он всё же решится, я ему могу помочь. У меня есть прекрасный верстальшик, мой знакомый, а также несколько издателей.
Гиви Чрелашвили пишет: Вторым пойдет фото, которое в теме выставил shalex.
Насколько я понимаю - номер два не фото, а совмещение фото один и фото три, показывающее полную идентичность штемпелей. Но при этом пока не факт, что на фото один и фото три фуфло, а не одноштемпельные монеты.
Чего-то я не понял. А если даже монеты одноштемпельные и доказано, что первое фото фейк, разве это доказывает, что и третье фейк? По-моему, только полное совпадение деталей доказывает, что это фейк.
Гиви Чрелашвили пишет: только полное совпадение деталей доказывает, что это фейк
Да в том то и дело, что второе фото - это совмещение. Детали совпадают.
Но как на мой взгляд, для доказательства того, что монета фуфло, требуются другие монеты с таким же штемпелем и, судя по словам ув. shalex ,
Цитата
Эта оборотка гуляет уже давно, с разными лицевиками
Вот я и прошу показать их.
Я честно признаюсь, что не являюсь спецом в определении фейков монет с таким затертым качеством. Для меня подобная проблема решается проще. Если монета затерта, я ее просто не беру. И тут уже неважно фейк она или оригинал. Я не беру и оригинальные монеты в таком затертом виде. А если монета в хорошом качестве, то там уже вступают в силу другие факторы для определения фейка. О них сейчас говорить не будем. Но у меня всё в порядке с логикой. Такая уж работа у меня, которая просто базируется на логике. Обратите внимание на то, что сказал yardim (Иван), являющийся для меня серьезным авторитетом. Либо фейк сделан литьем (и тогда он один в один с оригиналом), либо фейк сделан чеканкой, но тогда ему не удастся полностью повторить все детали оригинала. Именно по разнице деталей в стиле и определяется чеканный фейк. А литье определяется сразу. То есть, чеканный фейк - это более серьезный фейк, его труднее обнаружить. Именно потому и существует база фейков. То есть, одноштемпельность еще ничего не доказывает, ибо литье его копирует один в один. Если рассматриваемая монета - явный чекан, тут только по базе фейков работать и надо. А судя по всему, данная монета - явный чекан.
Гиви Чрелашвили, лично я по фото считаю монету подлинной. Но вот, прошу Вас ознакомиться с этой темой, для понимания, почему я жду дальнейших аргументов от shalex, прежде чем мы все согласимся что монета подлинная. Или не согласимся - по обстоятельствам.
Смущает "оторванный" от поля вид корозии, причем довольно глубокой (хотя по таким фото это определить сложно). на сколько мне хватает опыта (не претендую на специалиста) то сколько видел оригинальных монет с подобной довольно частой коррозией то там и все поле даже вокруг глубоких раковин довольно "рельефное" часто в таких случаях и сам рельеф монеты поражен. Есть монеты с отслоениями где поле вокруг может быть относительно в порядке, но тут все же коррозия. Можно конечно отполировать после коррозии для достижения подобного вида но это уже другая история. А по обсуждению мне ясно одно. Хоть оригинал хоть нет но претендует продажу по нормальной для такого оригинала цене, даже среди сногоопытных нумизматов)
Avitus, при всём уважении, а давайте я не буду ничего показывать, в целях чистоты эксперимента. Давайте исходить ab initio, то бишь от экземпляра ТС. И давайте просто вернёмся к фотографиям ТС, включая “интересный“ гурт, и к фотографиям в посте 29. Пара одноштемпельных обороток мне известна, продались на нормальных торгах. Мы все взрослые и независимые господа, так почему бы каждому из нас не иметь собственного мнения. У каждого есть интернет, у некоторых есть пальцы на руках, а отдельные господа имеют базы и команды экспертов, так что им пальцы даже и не нужны. Меня когда-то старые евреи на толкучке учили, что если есть 1% сомнения - не бери, здоровый сон не купишь. У меня по предмету ТС ... небольшие ... сомнения есть. У кого нет - ”поучаствуют“. Мнительным рекомендую не участвовать.
Avitus пишет: Гиви Чрелашвили , лично я по фото считаю монету подлинной. Но вот, прошу Вас ознакомиться с этой темой , для понимания, почему я жду дальнейших аргументов от shalex , прежде чем мы все согласимся что монета подлинная. Или не согласимся - по обстоятельствам.
Я ознакомился. Спасибо, очень познавательно. Однако тема, на которую вы дали линк, породила у меня тревогу. Дело в том, что на заре того, как я начал собирать монеты, я купил на ebay именно такой диобол из Аполлонии Понтики. Монета была не дорогая, досталась мне за цену меньше 100 долларов, и я никогда особо ее не афишировал и не показывал форумчанам. По прочтению этой темы тут уже у меня зародились сомнения, ибо прочел, что много подделок именно у этого вида. Фото монеты у меня нет. Давно я ее взял, около 12 лет назад. Сфотографировать я ее могу только обычным телефоном. Но она довольно маленькая. 11 mm в диаметре. Ее вес всего 1.27 g. Не уверен, что получится качественное фото после увеличения. Но попробую. И тогда выставлю ее на предмет того, чтобы спецы сказали фейк это или нет.