Основным оружием гребных кораблей греков и римлян был эмболон (лат. ростр) — подводный таран. Считается, что изначально он возник в качестве водореза или носового бульба, служащего для повышения штормовой мореходности корабля, и лишь около VIII века до н. э., после появления достаточно тяжёлых для этого кораблей, его стали усиливать и применять «по назначению». Видимо, одно время его делали заострённым, в виде шипа, но при этом имелся риск застревания в борту противника, поэтому его классический вариант имел уплощённую форму стилизованного трезубца. Такой таран не пробивал, а скорее проламывал борт, причём был весьма опасен для кораблей, построенных по античной технологии, с их лёгкими корпусами и связанными друг с другом на всём протяжении досками обшивки, так, что от удара на большом протяжении вскрывались её швы. Отлитый из бронзы таран был прямым продолжением массивной килевой балки корабля, и ещё дополнительно усиливался расположенным на уровне ватерлинии усиленным поясом обшивки — бархоутом, так что энергия удара весьма эффективно гасилась, не повреждая сам корабль. Даже у сравнительно лёгких бирем ростр, по данным археологических раскопок, мог весить до полутонны. Так что, разогнавшись до большой скорости, даже сравнительно лёгкая галера в 40 тонн водоизмещения без особого труда пробивала им борт равного себе противника, тем более, что последний был не слишком толст, опять же, для обеспечения высоких скоростных характеристик.
skifnaskale пишет: Интересная была бы тема для очередного конкурса. Она более узкая, чем просто портреты. Меньше монет с такими сюжетами, тем интереснее .
Да, тоже так подумал. В продолжении темы о таранах. 20-килограммовый артефакт, известный как «Белгамелский таран», обнаружила группа британских дайверов у побережья Ливии возле Тобрука в 1964 г. «Белгамелский таран» меньше в размерах — его длина 65 см, — и, вероятно, располагался на носу на верхнем уровне. Этот второй таран известен как проэмболон (малый таран); он усиливал нос и с его помощью ломали весла вражеского судна. Известный морской археолог доктор Ник Флемминг, приглашенный научный сотрудник Национального океанографического центра, собрал команду специалистов из пяти институтов, чтобы изучить артефакт, прежде чем он был возвращен в Национальный музей Триполи в мае 2010 г. Итоги их исследования были опубликованы в «International Journal of Nautical Archaeology». Доктор Флемминг сказал: «Отливка из сплава крупного объекта весом более 20 кг — непростое дело. Чтобы узнать, как именно древним это удавалось, необходимы специалисты, способные проанализировать состав металлов в сплавах, эксперты, которые могут изучить внутреннюю кристаллическую структуру и распределение пузырьков газа, и ученые, которые сумеют изучить классическую литературу и другие известные примеры литья из бронзы. Несмотря на то, что “Белгамелский таран”, вероятно, обнаружили первым, после этого тараны находили у побережья Израиля и западной Сицилии. Доктор Крис Хант и Аннита Антонаиду из университета Квинс в Белфасте осуществили радиоуглеродную датировку сгоревшей древесины, обнаруженной внутри тарана, и пришли к выводу, что он датируется периодом с 100 г. до н. э. до 100 г. н. э. Такая датировка соответствует декоративному стилю с трезубцами и орнаментом из птиц, которым украшена вершина тарана и подробности которого удалось увидеть на изображениях, полученных археологом доктором Джоном Адамсом из университета Саутгемптона методом лазерного сканирования. Возможно, что в первые годы существования этого тарана бронза переплавлялась и смешивалась с другой бронзой один или более раз — вероятно, когда военный корабль ремонтировался или был захвачен.
Ну а это уже таран, найденный Фанагорийской экспедицией в районе Сенного. На бронзовом таране, длиной около метра, который крепился на носу судна, отчетливо видны отлитые знаки царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора – звезда и полумесяц. Это проясняет обстоятельства гибели античного корабля, найденного во время подводных работ экспедиции в Таманском заливе. Это был один из кораблей военного флота понтийского царя. Судно было сожжено во время восстания фанагорийцев и штурме города в 63 году до н.э. Об этом писал греческий историк Аппиан, описывая события накануне гибели Митридата в 63 году до н.э.
Поговорим о боевых колесницах. Колесница, в которую запрягались две лошади, называлась biga (бига) , три лошади — triga (трига) , четыре лошади — quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа. Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности. Проводя аналогии с современной военной техникой, колесница была подобием боевой машины пехоты - колесничие вступали в бой первыми, они сильно разгонялись и скакали в сторону рядов противника, затем на расстоянии выстрела из лука или метания копья и дротика, резко разворачивались и скакали вдоль строя противника, поражая его оружием. Высокая скорость колесниц позволяла им в большой долей вероятности не быть поражёнными ответными выстрелами противника. Так же колесницы применялись для доставки срочных сообщений в сражении, для вывоза раненых солдат, для относительно массовой и быстрой переброски пехоты с одного места боя на другое, для передвижения командиров армии. Учитывая что таран вражеской пехоты колесницами был крайне опасен, в силу того, что пехота почти гарантитрованно убивала бы и лошадей и людей находившихся в колеснице, подобная тактика не применялась широко. Однако в период персидского государства была освоена тактика, когда тяжёлый вариант колесницы разгоняли и направляли на строй противника, при этом управляющий лошадьми человек, заранее спрыгивал на землю и отступал. Колесница налетала на строй солдат и неминуемо после этого пропадала как боевая единица. Однако пока её останавливали, колесница могла покалечить или убить определённое количество солдат. На рубеже XIII—XII веков в Эгеиде в связи с действиями «народов моря» появился новый вид колесницы — перильная бига, где находилось два воина, вооружённые круглым щитом и парой копий. В Элладе с окончательным падением дворцов колесницы как род войск исчезли и вернулись в Гомеровскую эпоху. На колеснице знатный воин или вождь подъезжали к болю боя, а сражался пешим.На протяжении веков пехота вырабатывала приёмы защиты от атаки боевых колесниц. В эпоху диадохов защитная тактика фаланги заключалась в том, что гоплиты расступались, пропуская колесницу в тыл, где она становилась добычей вспомогательных отрядов (данный приём облегчался тем, что возницы спрыгивали с колесниц до того, как те достигали вражеского строя, и колесница оставалась неуправляемой).
Римляне со времён Юлия Цезаря также разработали эффективные методы противодействия колесницам. В битве при Магнесии атака серпоносных колесниц селевкидского царя Антиоха Великого была успешно отбита воинами Л. Корнелия Сципиона, применившими целый комплекс тактических приёмов: Сражение на правом фланге римлян началось атакой серпоносных колесниц. Евмен <союзный римлянам царь Пергама, командовавший правым флангом> приказал выдвинуться вперед критским лучникам, пращникам, римским метателям дротиков и нескольким эскадронам (турмам) конницы. Римляне и их союзники действовали в рассыпном строю. Они обстреливали колесницы со всех сторон, целясь в лошадей, а также громкими и нестройными криками пугали коней. При приближении противника подвижные пехотинцы уклонялись от столкновения. Одни колесницы остановились из-за гибели лошадей. Лошади других заметались. Нервы возниц не выдержали. Часть из них повернули назад, другие отступали по направлению к центру, к слонам. Всадники Евмена их преследовали и громкими криками усиливали панику. В стремлении избежать столкновения с серпами и обезумевшими лошадьми арабские воины на верблюдах расстроили свои ряды. Смятение перекинулось на катафрактов. В конце концов, колесницы и верблюды покинули пространство между армиями. Греции, на севере в Беотии и Фессалии колесничие формирования просуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх, Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики, Эней Тактик (IV век до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою, как раньше, а для быстрого оперативного манёвра.
Немного дополню Ваш рассказ примечательным изображением колесницы на денарии Л. Гостилия Сазерны. Как правило тип "триумфальный" или "спортивный", а здесь - в бою.
Спасибо Денис 23. Продолжим тему пращников на античных монетах. АСПЕНДOС. Памфилия Статер. 420-400 гг. до н.э. Серебро. Вес 10.9 гр. Л.с. - фигуры двух обнаженных борцов. Ободок из крупных точек. Об.с. - Пращник в тунике, приготовившийся к метанию сняряда. Обращён вправо. В правом поле - трисклес; слева, вертикально, - название города на местном языке ΕΣΤΡΕΔΙΙΥΣ. На рисунке видно как была распространена праща с доисторического времени до недавнего прошлого (цветные точки).Это позволяет предположить, что на земле существует несколько значительных по размеру территорий, где праща не была известна. Раннее распространение и важность пращи на Ближнем Востоке и в Европе с большой вероятностью позволяет говорить о распространении искусства метания из пращи именно с этих территорий. Чем длиннее праща, в разумных пределах, тем больше потенциальная скорость снаряда. Жители Балеарских островов, расположенных восточнее Испании, были известными пращниками. Так, Полибий, греческий историк 2 в. до н.э., утверждал, что именно из-за этого острова получили свое название, т.к. ballein на греческом означает «бросать». Как бы то ни было, балеарские пращники выполняли роль легкой пехоты во многих войнах классического периода, в наибольшей мере - в длительной войне между Римом и Карфагеном. Они всегда носили три пращи различной длины: длинную для метания снарядов на дальние дистанции, короткую - на короткие, и средней длины - для метания на средние дистанции. К периоду классической Греции, если не ранее, получил распространение еще один тип снарядов. Они делались из свинца. Римляне называли их glandes, из-за их сходства с желудями. Их отливали в формах и часто снабжали надписями; одна и та же надпись, нанесенная с внутренней стороны формы, могла отпечататься на сотнях снарядов. Надписи часто были стандартными: название или номер отряда пращника, название воюющей стороны или имя командующего. Однако, многие надписи носят неформальный характер. На одной написано «Получи»; другая гласит «Ахейский удар»; на третьей написано «Твое сердце - Церберу»; на четвертой - «Заднице Помпея», а на пятой просто «Ой».)))))) На фото показаны свинцовые снаряды с надписью "Получи"
Brother пишет: Спасибо Денис 23. Продолжим тему пращников на античных монетах. АСПЕНДOС. Памфилия
Дополню Малая Азия, Памфилия, Аспендос (иногда - Аспенд), 420-370 гг. до н.э., Статер Два атлета борются, левый держит правого за запястья, между ними DI / ΕΣΤFΕΔΙΙΥΣ - Пращник стоит вправо, справа трискелион (треножие).
CILICIA, Tarsos. Circa 410-385 BC. AR Stater – Shekel (23.5mm, 10.81 g, 8h). Horseman riding right / Hoplite right, holding shield and spear; all in dotted square within incuse square.
1. Kingdom of Macedon, Antigonos III Doson AR Tetradrachm. Amphipolis, struck circa 227-225 BC. Head of Poseidon right, wearing wreath of marine plants / BAΣIΛEΩΣ ANTIΓONOY, Apollo, testing bow in extended right hand, seated left on prow left; monogram below.
2. KINGS of MACEDON. Demetrios I Poliorketes. 306-283 BC. AR Tetradrachm (27mm, 17.04 g, 12h). Ephesos mint. Struck circa 301-295 BC. Nike, blowing trumpet and holding stylis, standing left on prow of galley left / Poseidon Pelagaios standing left, preparing to throw trident; monogram to left, star to right.
3. LYCIA, Phaselis. 4th century BC. AR Stater (22mm, 10.27 g, 3h). Prow of galley right / Stern of galley left.
4. Римская республика, анонимный выпуск, 154 год до Р.Х., асс.AЕ асс, вес 27,78 гр., диаметр 31 мм. Время чеканки: 154 год до Р.Х. Место чеканки: Рим. Аверс: голова двуликого бога Януса. Реверс: А САЕ, прора корабля влево; выше I.
5. LEG XVI The Triumvirs. Mark Antony. Autumn 32-spring 31 BC. AR Denarius (18mm, 3.57 g, 6h). Legionary type. Patrae(?) mint. Galley right / LEG XVI, legionary aquila between two signa.
Пеония (Северная Эллада). AR тетрадрахма, вес 11,54 гр., диаметр 26 мм. Время чеканки: 335-315 годы до Р.Х. Место чеканки: Пеония. Аверс: голова бога Аполлона в лавровом венке, повёрнутая вправо Реверс: ПАТРАОY, всадник в доспехе и шлеме, вправо; поражает копьем упавшего противника – македонского воина.
- монета отчеканенная в царстве Пеония между 335 и 315 гг. до н.э. Статер (иногда в литературе монету называют тетрадрахмой, но вес номинала всё таки ближе к статеру) выпущен от имени царя Патроса. Пеонцы получили свою свободу в середине 4 века до н.э. во время смуты в Македонии и управлялись независимо чуть меньше ста лет. Вероятно это произошло только благодаря тому, что македонцы были заняты на юге, потому что иначе трудно объяснить почему фаланги Александра Македонского мирились с независимостью небольшого царства прямо под боком. Время правления царя Патраса пришлось как раз на великие события в греческом мире - поход Александра на восток, разгром персов и создание огромной македонской империи до Индии. Интересна сцена, изображенная на ревесе: всадник протыкает копьев врага. Ну, кто верхом в седле - сомнений нет, - это сам царь Патрас. А вот кто в нижнем положении? хорошо виден типичный для македонцев круглый щит, которым павший пытается прикрыться. На востоке Александр Великий громит персов, а тут прямо под боком изгаляются пеонцы, для усмирения которых наверно хватило и тысячи бойцов... Есть еще один интересный аспект, связанный с этой монетой. В своей статье о христианских символах, образ Георгия Победоносца имел более древнее происхождение, чем это принято считать. Я приводил в пример сестерций Траяна, на котором Император на коне поражает копьем дака. Однако, и это не самый старый образ всадника-бойца. За триста лет до Траяна пеонийцы уже использовали этот сюжет для описания своих вазимоотношений с македонцами. (описание взято с сайта http://trajan.ru/)
На римских монетах пращники вообще не представлены, так как служили во вспомогательных войсках и не были римскими гражданами. Единственным исключением является во этот денарий Августа, где на триумфальной арке стоят лучник и пращник. Это, возможно, объясняется их решающей ролью в Актийской битве, которая из-за разности габаритов судов противников не была типичной: в основном происходили перестрелки, а не тараны с абордажами.
Наконец-то нашлись единомышленники по античной батальщине...
Цитата
Денис 23 пишет: ...колесницы на денарии Л. Гостилия Сазерны. Как правило тип "триумфальный" или "спортивный", а здесь - в бою.
Интересное изображение галлов с привязанной отрезанной головой римлянина! Войны с галлами были настолько ожесточенными и кровавыми, что даже просвещенные римляне резали головы галлам "в ответку". Пожалуй самый кровавый сюжет (это же какая ненависть должна была быть!) на римской монете:
Денарий М.Серджи Силуса (из коллекции Эльвиры Элизы Кляйн-Стефанелли), отчеканенный в Риме в 116-115 г.г. до н.э. Посвящен предку монетария, отличившемуся в одной из битв с галлами. Надо отметить, что был он одноруким (уж не знаю как ему галлы руку отрубили, а не голову), поэтому держит в единственной руке и меч и голову галла, ногами держась за коня.
IgorK пишет: Пожалуй самый кровавый сюжет (это же какая ненависть должна была быть!)
))) По мне, Денарий Лициния Нервы еще страшнее: бедный варвар еще живой, а всадник на всем скаку его за волосы тащит.
Ихъ есть у нас. Всадник даже мечь не достал - как глумится. Кстати, найти в нормальном состоянии сложно, но этот аж ex-Spink&Son'1981 даже с блеском. Только в таком состоянии видно, как римлянин высокомерно озирается.
Денис 23 пишет: На римских монетах пращники вообще не представлены, так как служили во вспомогательных войсках и не были римскими гражданами. Единственным исключением является во этот денарий Августа, где на триумфальной арке стоят лучник и пращник. Это, возможно, объясняется их решающей ролью в Актийской битве, которая из-за разности габаритов судов противников не была типичной: в основном происходили перестрелки, а не тараны с абордажами.
Маленькое уточнение, если позволите.
На этом денарии изображена не Актийская арка Августа, а её уже перестроенный вариант, условно называющийся Парфянской аркой.
В 19 г. до н.э. к Актийской арке с обеих сторон к ней были добавлены два меньших пролёта, после чего она была превращена в новую, трёхпролетную арку. Перестройку старой арки в Парфянскую связывают с важной дипломатической победой Августа, когда парфянский царь Фраат IV был вынужден, по договору 20 г. до н.э., возвратить Риму военнопленных, а также боевые значки и штандарты, захваченные парфянами у разгромленных легионов Марка Красса (53 г. до н.э.), Луция Децидия Саксы (40 г. до н.э.) и Марка Антония (36 г. до н.э.). Этот крупный успех дипломатии Августа – «чтоб значки легионов Римских отнять у парфян» (Вергилий. Энеида, VII, 606-607) – был отмечен выпуском многочисленных монет Августа.
На реверсе денариев Августа 18–17 гг. до н.э. (один из которых приведён в посте) изображена трёхпролётная арка, центральный аттик которой увенчан триумфальной квадригой с императором, держащим лавровую ветвь и скипетр. На боковых аттиках арки стоят воины, один из которых держит в руке лук. Второго воина в различных описаниях монеты довольно часто называют «пращником», но это не совсем верно.
Сам денарий Августа 18–17 гг. до н.э. нередок и встречается в предложении на многих аукционах, но для того, чтобы разобраться с сюжетом реверса, нужно всё же рассматривать хорошо прочеканенные или удачно «притёртые» экземпляры. Привожу такой экземпляр (увы, не мой, у меня имеется только жалкий обмылок), на котором довольно отчётливо видно, что воин, стоящий на правом аттике, держит в руках легионную аквилу и штандарты.
Таким образом, можно достаточно обоснованно предполагать, что на боковых аттиках Парфянской арки стоят не римские воины, а парфяне: один из них держит сложносоставной композитный лук, грозное оружие парфян (их бренд, если так можно выразиться), а другой парфянин – возвращает императору аквилу и штандарты, знаки римской воинской доблести.
Сюжет этого денария Августа косвенно подтверждает и сама монетная легенда реверса: CIVIB ET SIGN MILIT A PART RECVP (или RECVPER) (Civibus et signis mitariis a Parthicis recuperates – лат. «Гражданам и военным значкам, возвращённым от парфян»).
аверс: мужская голова, которую считают либо персонификацией Галлии, либо – изображением Вирценгиторига, вождя племени арвернов. За головой помещён «длинный» галльский щит.
реверс: боевая колесница галлов.
Нужно отметить, что изображение галла на денарии Сасерны полностью соответствует подробному описанию этого племени у историка Диодора Сицилийского (I в. до н.э.): «Роста галлы очень высокого, тела у них нежные и белые, а волосы русые от природы, причём этот естественный цвет они стараются усилить ещё более с помощью искусственных средств. Поэтому галлы очень часто моют волосы известковым раствором и зачёсывают их ото лба к макушке и шее, напоминая, таким образом, видом своим сатиров и панов. Благодаря такому уходу волосы у них становятся толстыми, ничем не отличаясь от конской гривы. Бороду некоторые бреют, а некоторые оставляют её расти до определённой величины. Знатные мужчины выбривают щёки, а усы оставляют, чтобы те закрывали губы, так что во время еды кусочки пищи застревают в усах, когда же они пьют, напиток словно процеживается через сито» (Диодор, V, 28, 1–3).
Да и галльские колесницы давно были известны римлянам. Ещё Тит Ливий описывает битву при Сентине в 295 г. до н. э., в ходе которой применялась атака галльских колесниц и повозок, когда римскую конницу устрашило небывалое зрелище: «вооружённые враги, стоя на колесницах и телегах, двинулись на них под оглушительный топот копыт и грохот колес и напугали римских коней, непривычных к такому шуму» (Ливий, X, 28, 9).
реверс: Ростры – ораторская трибуна, украшенная рострами и находившаяся на юго-восточной границе Комиция и республиканского Форума.
Ещё во время Латинской войны Гай Мений (консул 338 г. до н.э.) одержал морскую победу над городом Антий, и окованные металлом носы захваченных им кораблей (rostra) были прикреплены на ораторской трибуне (suggestus), которая с той поры стала называться Рострами (Ливий, VIII, 14, 12; Плиний, XXXIV, 20; Флор, I, 5, 10).
Сюжет денария Лоллия Паликана, вероятней всего, связан с масштабной перестройкой старого республиканского Форума при Гае Юлии Цезаре. В 44 г. до н.э. Цезарь начал заново строить сгоревшую Курию, перенеся её на новое место, к границе со своим Форумом (Форумом Юлия). При этом существенно изменилась форма Комиция, а Ростры, прежде расположенные в центре Форума, напротив входа в Курию, были перемещены в северо-западном направлении и развёрнуты своей фасадной стороной к республиканскому Форуму, к храму Весты.
Вполне допускаем, что изображения богини свободы Либертаты (с легендой LIBERTATIS) и Ростр на аверсе и реверсе денариев Паликана 45 г. до н.э. также можно связать с именем Юлия Цезаря. Скорей всего, поводом к выпуску денария Паликана и было начало переустройства Комиция и Ростр, где Росты символизируют старинные римские свободы и вольности, а Либертата – верность Цезаря республиканским идеалам и восстановление гражданских свобод сразу после окончания Гражданской войны 49–45 гг. до н.э. В этот период Юлий Цезарь получает от Сената титул «Освободитель» (Liberator) (Дион Кассий, XLIII, 44, 1), что также соотносится с именем богини свободы.
Что-то тему не с самого простого и древнего начали. Обратимся к мифологии. С чего начиналось античное оружейное дело? Вспомним Геракла. Вот его изображение из Капитолийских музеев, II в до нэ - Геркулес с Бычьего форума:
Палица. Особенно богаты на ее изображения были макодонцы: - Филипп III - Кассандр - Филипп V - Персей - протекторат Рима - Квестор Эсилл
Предлагаю рассмотреть монеты с изображениями боевых топоров античности. Вашему вниманию Лабрис. На фото монета Лидии, 2в.до н. э. Боевой топор — достаточно распространенное оружие в древности. В Древней Греции большой популярностью пользовался двусторонний бронзовый топор — лабрис . Судя по рисункам на древних вазах, лабрис использовался в качестве оружия и в качестве хозяйственно-бытового инструмента. Богато декорированные образцы использовались как церемониальное оружие, лабрис считался атрибутом верховного греческого божества — Зевса.Слово «лабрис» впервые упоминается в греческой литературе Плутархом. В «Греческих вопросах» этот историк сообщает, что Геракл, умертвив амазонку Ипполиту, передал её вооружение лидийской царице Омфале, потомки которой сохраняли его вплоть до киммерийского нашествия. После гибели царя Гигеса казна лидийских царей была разграблена карийцами, которые воздвигли статую Зевса Лабрандского и поместили в его руку топорик Ипполиты. Эпитет «Лабрандский» Плутарх объяснял тем, что «лабрис» на лидийском наречии означает «секира».Римлянам был известен как bipennis)
Следующий вид топора Скифский сагарис. Сагарис — персидский (скифский, сакский) двусторонний боевой топор, скифский по происхождению. Геродот, описывая саков-прямошапочников, сообщает, что саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, они носили анаксириды, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии— Геродот. У сагариса была длинная тонкая ручка, вытянутое лезвие с тяжелым обухом изогнутой или заостренной формы. Они были весьма разнообразны, но это было легкое оружие, которое могло использоваться и конницей, и пехотой. Будучи достаточно легким, чтобы эффективно использоваться одной рукой, он был способен пробить металлический шлем или броню.По прошествии времени сагарис достаточно легко эволюционировал в топорик-чекан имеющий треугольное полотно и немного закругленное лезвие. Монета Керкентиды.
Древние иберы активно перенимали финикийское и греческое оружие, в том числе лабрис, что можно увидеть по кантабрийским трофеям на денариях Августа. Кстати, вопрос о принадлежности кантабров к кельтиберам остается открытым. Вот и на денариях, хотя бы частично, нет образцов галльского оружия. Просматривается лабрис, а не кельтский топор, щиты круглые, возможно, фальката (второй денарий слева под щитами).
Цитата
Никто пишет: Маленькое уточнение, если позволите
Спасибо, даже не поспоришь, вот что значит делать выводы по неверным описаниям ))) Реконструкция арки:
У Филиппа V Македонского есть парочку особых штемпелей реверса:
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.