Случайно в руки попала полностью одноштемпельная по аверсу монета. Реверсы разные
Sicily, Syracuse AR 16 Litrai. Philistis, wife of Hieron II, circa 216-215 BC Тетрадрахма Сицилии, Сиракуз 216-215 годов д.н.э
Аверс. Портрет Филистиды в диадеме, с покрытой головой. Филистида (Филистис)-жена Гиерона II царя Сиракуз, правившего в 270-215 годах до н.э. Реверс. ΒΑΣΙΛIΣΣAΣ / ФIΛIΣTΙΔΟΣ , Ника управляет квадригой.
До этого находил только в интернете одноштемпельные своим. Есть у кого-нибудь что-то подобное на руках? Или одноштемпельные вашим на просторах интернета?
P.S. Просьба на счёт подлинности даже не начинать обсуждение
rjkz1968 пишет: Случайно в руки попала полностью одноштемпельная по аверсу монета. Реверсы разные
Тот же вариант - одноштемпельные по аверсу, реверсы разные.
Верхнюю купил на аукционе Roma Numismatics, нижняя с аукциона Stack's. Фракия. Тетрадрахма Лисимах. Чеканка Lysimacheia, около 305-281 до н.э. Голова Александра в диадеме справа, с рогом Аммона . Афина Nikephoros сидит слева, левая рука покоится на щите, поперечный копье в фоновом режиме; ΒΑΣΙΛΕΩΣ направо, ΛΥΣΙΜΑΞΟΥ увенчана Nike налево, лев головой вправо и монограмма в левом поле.
В этом году разошлась кубышка с монетами Париона (Париума) времен римского владычества. Многие из всплывших ранее не опубликованы.У Науманна, Горного, Roma Numismatics, CNG. Одноштемпельных много. В этом году взял редкую монету Гермакапелии у Савоки. Одноштемпельная в собрании Национальной библиотеки Франции
Чем реже монета, тем больше шансов найти ей одноштемпельную. По некоторым провинциальным рарикам - судя по всему - штемпеля существовали вообще в единственном экземпляре... Ну вот например - есть у меня в закромах нечастая псевдоавтономная бронза г. Кады. В архивах не нашел, но еще два экземпляра нашлось только в RPC-Online: http://rpc.ashmus.ox.ac.uk/coins/9/873/ Так вот все три, включая мой - из-под одной штемпельной пары. Причем любопытно, что этот же штемпель аверса использовался и для чеканки других разновидностей, например: http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=156189
SGT пишет: Чем реже монета, тем больше шансов найти ей одноштемпельную. По некоторым провинциальным рарикам - судя по всему - штемпеля существовали вообще в единственном экземпляре...
Представляете моё удивление (я буквально чуть кофе не пролил) , когда увидел полный штемпельный дубль тетрадрахмы, выпускаемой, чуть ли не миллионными тиражами? Особенно меня удивило, что нигде до этого такого аверса, ни в интернете, ни в каталогах, я не встречал. А тут аж две за год всплыло, да обе - в Германии.
IgorK пишет: Представляете моё удивление (я буквально чуть кофе не пролил) , когда увидел полный штемпельный дубль тетрадрахмы, выпускаемой, чуть ли не миллионными тиражами? Особенно меня удивило, что нигде до этого такого аверса, ни в интернете, ни в каталогах, я не встречал. А тут аж две за год всплыло, да обе - в Германии.
А у меня есть эдакое хобби-бзик, для надежности и развития так сказать - я перед покупкой или планированием какой-либо монеты всегда нахожу одноштемпельные, причем если для себя беру, то по возможности все известные аналоги просмотрю и фото сохраню, и по аукам, и по музеям, и по книгам. Или просто если меня какая-то монета заинтересовала, не по моей теме, то тоже нахожу одноштемпельные. И если с чужими монетами имею дело, то тоже одноштемпельные нахожу. Полезное дело я скажу. Но тут одно но - я всегда интересуюсь какими-то интересными по стилю по моему мнению штемпелями, даже среди афинских классических тетр, так что такие найти легче. И разумеется найти экземпляры одноштемпельные аверсом стандартной афинской тетре или беотийскому статеру - это сложнее, но я такими монетами не интересуюсь.
Так что нельзя не согласиться с высказыванием ув. SGT:
Цитата
SGT пишет: Чем реже монета, тем больше шансов найти ей одноштемпельную.
Но вместо слова "монета" лучше иметь ввиду тип штемпеля. Аналог простой классической афинской тетре отчеканенной компактными штемпелями найти не проблема, а стандартными штемпелями проблемно.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
ШОС использовался один без сомнения, ШЛС с большой вероятностью тоже: очень большое совпадение мелких деталей (элементы гривы, складки по бокам от зрачков и т.д.) возник вопрос только по наклону некоторых деталей изображения, но объяснением может служить, так же как и в первом случае, разный ракурс при фотографировании.
Вот полностью одноштемпельные драхмы Херсонеса. А с одним общим штемпелем их вообще много. ( если слово "много" применимо к редким монетам). Это нормальное явление.
Вот еще , в подборочке денариев, которые сейчас выставил, нашел две Фаустины, очень похожие, но все-таки разные. Но похожие настолько, что сперва принял их за одноштемпельные. Резчик был точно один. .
С этой парой денариев Геты 210 года у меня почти детективная история вышла. Сначала купил одного, потом чуть было не купил "одноштемпельную" копию с него же. А через время наткнулся на настоящего близнеца по штемпельной паре. Решение брать полный дубль, может, и не однозначное, но, думаю, попробовать стоило. Интересные ощущения от этой пары. Кстати, вес довольно сильно отличается: на целых 0,3 грамма, если верить китайским весам (2,88 против 3,18). Учитывая не самое плохое состояние и совпадение обоих штемпелей, это именно не следствие износа, а отличный живой пример того факта, что в Риме не следили за весом каждой конкретной монеты.
*Aminta* пишет: Возможно, 2 штемпеля реверса, один из которых подправили.. Такое возможно?
Конечно, это обычная практика править штемпеля. Взять любой талмуд по поштемпельной греческой чеканке какого-либо царя или города, там часто варианты правок штемпелей разложены по полочкам. Но в Вашем случае один из штемпелей реверса (экземпляр верхний справа) просто уже чутка изношен в процессе чеканки. А нижний слева отчеканен этим же штемпелем чуть ранее, еще более новым штемпелем.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Кстати, интересно, какое максимальное количество штемпелей реверсов приходится на один штемпель аверса - кому сколько максимум попадалось в античной чеканке? Особе ценные аверсы обычно встречаются в паре с наибольшим количеством штемпелей реверсов, хотя далеко не всегда, часто бывает всего одна высокохудожественная штемпельная пара среди некрасивых других штемпелей аверсов и реверсов. Среди греческих тетрадрахм максимум что видел - аж ровно 10 реверсов на один аверс.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
*Aminta* пишет: Почему штемпель реверса изнашивался быстрее, чем штемпель аверса? Вряд ли использовались разные материалы для штемпелей, хотя, кто его знает...
Ну тут видимо потому что по штемпелю реверса молотком били и он был так сказать рабочим. А штемпель аверса неподвижный.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Кстати, интересно, известны ли вообще сохранившиеся штемпеля аверсов греческих монет? Обычно что-то только реверсы попадаются на глаза где-то. Может и взаправду штемпель аверса был хотя бы более закален.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
А вот, наоборот. Реверс того же типа, что на двух приведённых двух выше монетах, а аверс другой. Получается, у мастера могли быть одновременно разные варианты штемпелей? Вот он привносил разнообразие...?
*Aminta* пишет: Получается, у мастера могли быть одновременно разные варианты штемпелей?
Однозначно. Штемпеля использовались по цепочке. Вот показательная картинка:
Тут я бы еще добавил, что на финише чеканки определенной партии монет могли брать старые изношенные штемпеля для полной выработки штемпеля аверса либо полной выработки металла. А на последний вариант правки штемпеля аверса приходится наименьшее количество штемпелей реверсов. Потом берется новый аверс с предыдущим реверсом и т.д.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Бывают еще интересные случаи, когда уже подызношенный штемпель аверса то ли крали и в подполье чеканили, то ли официально перевозили в другую мастерскую. Интересный пример, одноштемпельные аверсы, но реверсы разные, причем один из реверсов подражание. Есть версия, что аверс перевезли на варварскую территорию, а выработки реверса не хватило и в итоге местные аборигены сварганили на коленке новый реверс на свой лад.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Быстро просмотрел пару папок с фотографиями грифонов А. 111. Итого - 15 из комплекса и 5 полевых явно одного штемпеля аверса, когда он начал разрушаться (есть характерная особенность). Начальный период не рассматривал. Еще столько же по количеству необработанных фото.