Оказывается чудеса бывают. Вашему вниманию представляю единственную в Европе мастерскую, с сохранённым и частично восстановленным по старым гравюрам и чертежам Энтузиастами от истории и нумизматики, инструментом и оборудованием.
"Münze" - по немецки не только монета. Слово может означать ещё - монетный двор. Так вот: СТАРАЯ МОНЕТА = АLTE MÜNZE может ещё и старый монетный двор означать. В данном случае АLTE MÜNZE имеет второе значение, если не возражаете буду называть её далее ,,мастерская,, т.к. на двор это мало смахивает...
За качество снимков прошу прощения, хорошо, что хоть такие разрешили. А если захотите лучше рассмотреть: биттещён в гости, адрес будет.
Итак по порядку, мне говорили: ,, плясать надо от печки,,.
Общий вид ,,плавильного участка,, Виден мех для поддува, наковальня для предв. проковки слитков, справа внизу ступа, на подоконнике инструменты для формовки, ниже литейный ящик с формовочной землей. На печи - плавильные тигли. Висячие штуки - это свечи и к мастерской не принадлежат, просто люди уже к Рождеству готовятся...
На этом снимке внизу: ящик с формовочной землёй. Выше на полке: инструмент для формовки, изложница, трамбовка, крылышки служили щеткой-смёткой. Хотелось бы здесь немного задержаться. По следующей причине: отлитая заготовка(полоса) называлась по русски ,,штык,, Не секрет, что ремесло это шло с запада, а вместе с ним и терминология. Понятие ,,Штык,,. Откуда же может идти это слово. В принципе для меня не было никаких сомнений до посещения музея "Alte Münze". Доселе я считал, что это идёт от слова ,,заготовка,, - "Werkstück" или в русской трансклипции "Веркштюк", "Штюк - Штык". После посещения ,,Старой монеты,, стал колебаться, т.к. увидел инструменты для формовки. Справа от трамбовки, похожей на толкушку лежат 4 плоские, как плоский, тупой и толстый нож ,,прилады,,. Ими-то и формовался ,,штык,,. Для этого в формовочную массу, под углом вводился этот самый струмент, затем только воронку оформить и ... наливай! Итак: слово ,,тыкать,, по немецки "Stechen" а рана от штыка или ножа называется Stich "Штих". Вот Вам и ,,штык,,. (Мы совсем рядом со штихелем :wink: - тот же корень)
На стене: в основном мерительный инструмент и напильник, которым затачивалась ,,захватка,, - утоньшение проволоки для продевания в отверстие волочильной доски с последующим захватом волочильными щипцами. А вот на столе.. порадовала. Доселе видел только в книжках. Настоящая настольная лампа.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
В этой комнате 2 окошка, вместо подоконников верстачки: слева гравёра, справа юстировшика. По стенам: вальцы, мелкие прессы для рубки монетных кружков...
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Рабочее место юстировщика, здесь подгонялись в весовой стандарт монетные кружки, обрезалась заусенка с монетных кружков, образовавшаяся при высечке. Кто бывал в ювелирной мастерской, отметит, что сходство с рабочим местом ювелира 100 %, только инструментарий победнее...
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Полка на стене: бутыль около 5 литров, дневной рацион питья подмастерья, двухпроцентное пиво (Dьnnbier), жидкое пиво для уталения жажды. Употреблялось вместо воды, помоему лучше, чем хлорированная вода
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
На стене напротив, висит эта самая форма ученика. Очень пёстрая и с нашитыми бубенчиками. Так вот кроме шуток: ученик обязан был носить таковой по следующим причинам: зазвенели бубенцы - шеф знает, что ученик появился на работе, не брякает = не работает. Обязанность ученика: посыльный. Если на улице появляется ученик, толпа обязана расступиться и пропускать его. Стража же из верхнего замка видела и слышала его и уже не спускала с него глаз. Мальчишка нёс в верхний замок готовую продукцию.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Гуртильный станок конструкции Инж. Мюлендорф, 1763 год Собственно говоря цель моей поездки. Прихватил с собой пару серебрянных кружков, уговорил смотрительницу - разрешила попробовать. Не подошли по диаметру, мои... Получилось однако же с пятицентовой монетой. Теперь имею ,,опыт гурчения,,
Здесь афиша и адрес этого чуда. Если бы не добрая смотрительница, которая открыла для меня эту, уже закрытую дверь, всё бы на ней и ограничелось, дорога была дальняя (более 450км в один конец) забита пробками и я опоздал, приехав ровно на закрытие.
Огромное спасибо за экскурсию. Отличный фотоотчёт!
Кому Форум "Старая Монета" нравится, тот должен всячески содействовать его успеху и распространению. Кому он не нравится, - тот должен принять все меры, чтобы его улучшить.
Очень познавательно и иллюстративно!Будем теперь при технических вопросах ссылаться и указывать-"вон тот болтик перекрутили,монету и перекосили" или "мастер спал,подмастерья лишний оборот на прессе перекрутили,и монету расплющило".Шучу.
Неплохо. Спасибо за экскурсию. В Петербурге, при Монетном дворе в Петропавловской крепости, существовал подобный музей. К сожаленью, закрыт уже около 5 лет.
А вот этого, я точно не знаю. Он располагался в одном корпусе с магазином от Монетного двора и несколько лет назад закрылся. Правда,я там не был уже с год. Может всё и изменилось.
Этот музей в развитии, был оказывается уже давно, но с меньшей экспозицией. Примерно с 2005 нашелся спонсор и энтузиасты. В ноябре запланирована большая ,,сходка,, В программе 4 доктора наук. 1-2 темы однако, помоему немного натянутые, типа: ,, размышления по поводу механического анализа балансира,, Однако есть и ,,конфетка,,- будут крутить этот самый балансир по полной форме. Ради этого, похоже, нужно съездить, посмотреть хоцца. :wink: Всвязи с этим хотел бы продискутировать одну больную тему. А именно: есть несколько спорных тем напр. о форме шемпеля, гуртильные нюансы и др., которые без реконструкции просто не прояснить. Я думаю примерно так сформулировать : новодел/реконструкция/сувенир/подделка где проходят границы. С уважением.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
На 10.10.2009 ещё ничего не открыто. Слева от входа в магазин при Монетном дворе находится винтовой пресс (по-моему XIX век), больше никаких следов музея. Пока так.
Пресс показывал один из участников форума в другой теме. Это не пресс для чеканки монет, это пресс из слесарки, хотя внешне таковой напоминает. На нём можно, конечно и тиснуть при желании, но это не то. На нём запрессовать - распрессовать можно, можно кружки большие рубить (для медалей напр.)
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Вполне возможно. Засим видна насущная необходимость в таком музее у нас. Если даже человек с техническим образованием имеет мало представления о технике чеканки монет в те времена (не такие уж и далёкие). А ведь очень интересно на самом деле. С удовольствием читал Ваш материал по монетному двору в Штольберге. Довольно давно читал описание основания Сузунского монетного двора и всё пытался себе представить как же всё это действовало, как от водяных колёс передавался вращающий момент по ременной тяге, как действовали плащильные, расковочные, вырубные станки и т.д.