Привет Всем! Исходя из литературы и виденных рублей Гедлингера 1736г.и типа Гедлингера исполненные Дмитриевым 1737г., не вижу чёткого доказательство того, что при чеканке рублей с датой 1737г. не мог быть использован штемпель работы "самого" Гедлингера. И вообще мне думается, что Дмитриев изготовил те штемпеля (типа Гедлингера) на которых титул императрицы написан без сокращений. Также не могу согласиться с тем утверждением, что Гедлингер не дал бы согласия на использование своего штемпеля в сочетании со штемпелем Дмитриева. Думается, что его бы даже и не спрашивали по этому поводу, так как его дело было вырезать штемпеля а не вмешиваться в монетное производство. Кто как думает по этому поводу???.
В 1736 году известный шведский медальер Иоганн Карл Гедлингер, прибывший в Россию по приглашению императрицы Анны Иоанновны, изготовил штемпеля для рубля. Монета была выполнена великолепно, императрица изображалась реалистично, но в тоже время величественно. Очень красивой была и оборотная сторона. Для чеканки монет в Санкт-Петербурге был создан временный монетный двор, размещенный в палатах, купленных специально для этого у князя А.Н. Прозоровского. Для обустройства нового монетного двора из Москвы привезли оборудование и рабочих. Интересно, что во время перевозки из Москвы, видимо, забыли гуртильный инструмент, и новый изготовили на месте. Поэтому все рубли 1736 года, отчеканенные штемпелями Гедлингера, имеют гурт, довольно сильно отличающийся от обычного. Всего отчеканили 2671 рублевую монету. До недавнего времени было известно два комплекта штемпелей и три разновидности гедлинге-ровских рублёвиков.
Но в середине 1990 годов ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея Василий Васильевич Уздеников опубликовал в журнале Российского Нумизматического Общества ещё один рубль, отчеканенный ранее неизвестным комплектом штемпелей. Таким образом; сейчас известно четыре разновидности гедлингеровских рублей, которые можно подразделить на две основные группы. Монеты 1-й группы на лицевой стороне после слова ВСЕРОСС имеют точку. С оборотной стороны точка есть и перед словом РУБЛЬ. В эту группу входят 3 разновидности, одна из которых встречается очень редко. В монетах 2-ой группы на лицевой и на оборотной стороне точки после слов ВСЕРОСС и РУБЛЬ отсутствуют. Это и есть рубль, впервые опубликованный В. В. Уздениковым. Сейчас известна только одна такая монета из частной московской коллекции. В 1737 году штемпель Гедлингера был скопирован медальером Московского монетного двора Лукьяном Дмитриевым. И с середины 1737 года рубли чеканились на монетном дворе в Москве, а временный двор в палатах Прозоровского, видимо, закрыли. Это было связано с огромными затратами на чеканку в Санкт-Петербурге, которые более чем вдвое превышали расходы на такие работы на Кадашевском монетном дворе в Москве. Одному Гедлингеру было выплачено жалованья 4000 рублей. Лукьяну Дмитриеву платили 100 рублей в год. По нашему мнению, Санкт-Петербургский монетный двор был плохо оборудован, и рабочие имели довольно низкую квалификацию. Вот почему довольно быстро выходили из строя штемпеля. Для чеканки 2761 монеты их потребовалось три комплекта.
После закрытия двора в палатах Прозоровского новый двор в Санкт-Петербурге заработал только в 1738 году. Располагался он уже в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. В этот раз к обустройству подошли намного серьёзнее, для оборудования пригласили талантливого немца Ивана Шлаттера. Из Москвы в Петербург с бригадой рабочих был переведен Лукьян Дмитриев. А Иоганн Карл Гедлингер вернулся в Стокгольм, хотя продолжал выполнять и российские заказы.
Рубли 1736 года, отчеканенные его штемпелями, всегда представляли интерес для коллекционеров русских монет. В XIX веке даже появился новодел этой монеты, что можно связать с тем, что найти оригинальный рубль в отличном состоянии было практически невозможно. Все они, видимо, попали в обращение.
По дореволюционным каталогам Петрова подлинный рубль оценивался в 100 рублей, а новодел - 50. На аукционах рубль Гедлингера впервые появился в 1910 году, во Франкфурте-на-Майне, при продаже коллекции известного московского ювелира Густава Клингерта немецкой фирмой "Адольф Гесс". Лот № 1062, в хорошей сохранности, был продан за 270 немецких марок. В 1932 году эта же фирма продала рубль (лот № 892) на аукционе "Дублеты русских музеев". В последнее время такие монеты появляются на рынке довольно редко. В октябре 1997 года на аукционе фирмы Giessner Munzhandlung Dieter Gorny Gmbh в Мюнхене (лот № 368, состояние XF) такая монета была продана за 75 000 немецких марок.
Дмитрий МАКСИМОВ - журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" № 4, 200
P.S. А как лихо клепали новоделы в XIX веке можно прочесть в ветке ниже - Что такое понятие - новодел?
Василий Иванович, Спасибо за общепознавательную информацию, (как говорится), мы тоже в курсе этих статей. Но!!! я хотел бы услышать аргументированную версию, которая бы доказывала то, что на рублях 1737г. не мог быть использован штемпель аверса работы Гедлингера.
Привет Всем! Исходя из литературы и виденных рублей Гедлингера 1736г.и типа Гедлингера исполненные Дмитриевым 1737г., не вижу чёткого доказательство того, что при чеканке рублей с датой 1737г. не мог быть использован штемпель работы "самого" Гедлингера.
казбек, а Вы бы, для начала, не могли проиллюстрировать рубль 1737 года с портретом вырезанным, по Вашему мнению, Гедлингером ?
Полуйко как то сказал что различия между штемпелями Гедлингера и Дмитриева очевидны. После этого я не полинился их поискать и нашел. Все рубли 1737 года которые мне известны имеют признаки портрета Дмитриева. Я не надеюсь когда то стать обладателем рубля Гедлингера, и поэтому мне бы очень хотелось что бы мой 1737 был бы отчеканен штемпелями Гедлингера, но... Для гибрида (Гедлингер портрет/Дмитриев орел) надо что бы был в наличие портретный штемпель Гедлингера. А вот из документа #220 следует что треснул именно портретный штемпель Гдлингера, а не штемпель аверса.
И вообще мне думается, что Дмитриев изготовил те штемпеля (типа Гедлингера) на которых титул императрицы написан без сокращений.
А кто спорит то?
Также не могу согласиться с тем утверждением, что Гедлингер не дал бы согласия на использование своего штемпеля в сочетании со штемпелем Дмитриева. Думается, что его бы даже и не спрашивали по этому поводу, так как его дело было вырезать штемпеля а не вмешиваться в монетное производство. Кто как думает по этому поводу???.
Ну, во первых, речь в том утверждении шла о рублях 1736 года, на сколько я помню.
Во вторых, исходя из разницы в окладах: 4,000 рублей в год Гедлингеру против 100 рублей в год Дмитриеву, видно что с мнением Гедлингера все таки считались. Судя по сумме уплаченной Гедлингеру, его назначение было не просто вырезать штемпеля, а именно "вмешиватся" в монетное дело. К стати, я где то читал что заполучить Гедлингера было очень сложно и он долго отказывал, в том числе и Петру Алексеевичу и Анне. (кажись у Зандера...). Гедлингер, наконец, впервые после 1730 года, сделал портрет который более - менее прилично выглядел на монете. Это его портрет остается неизменным до смерти Анны. Так что. мне думается, Гедлингера бы очень даже спрашивали, если бы он присутствовал и не вернулся к тому моменту в Швецию. (ИМХО)
Ну и последнее, Дмитриев был в Москве. Там же, похоже, чеканились рублевики 1737 года. Рубли Гедлингера 1736 года чеканились в Питере -- доказательства Узденикова такие как отличный гурт, и т.д. не были пока опровержены. Нету никаких документов указывающих что снасть из Питера была перевезена в Москву, где штемпеля могли быть опять использованы в 1737 году. Напротив, из документа #228 видно что в Питере был "годный" монетный инструмент, который мог только остатся от Прозоровского производства, а значит в Москву он перевезен не был. Так же нету никаких свидетельств что остался цел портретный штемпель Гедлингера который мог быть использован в 1737 году, а вот обратное свидетельство есть (как указано выше).
Исходя из вышеуказанного, очень сомнително что бы Ваша версия нашла подтверждение.
KБ, Цитирую Узденикова:-"А Дмитриев скопировал гедлингеровские штемпеля на столь высоком профессиональном уровне, что его копии ПРАКТИЧЕСКИ не имеют признаков, позволяющих НАДЁЖНО отличить их от подлинных штемпелей Гедлингера". к. ц. За что Гедлингер получил 4000 руб. за ДВА МЕСЯЦА???? За 3 или 4 пары штемпелей к рублям и несколько пар штемпелей к червонцам!!! Не только за это, он готовил ещё печати и медальные штемпели. Уздеников пишет: -" в течение примерно двух месяцев, Дмитриев изготовил, по ориентировочным подсчётам, не менее восьми комплектов копий со штемпелей Гедлингера". к.ц. И теперь что получается? Гедлингер за более чем год изготовил всего 4 комплекта штемпелей к рублям 1736г., а Дмитриев за два месяца не менее 8 комплектов ???. Получается, что четырьмя комплектами штемпелей Гедлингера было отчеканенно только 2671 рублей , для такого количества монет достаточно было бы 1-го или 2-х комплектов, (если даже в Питере условия для чекана были гораздо тяжелей чем в Москве). Специфический гурт тоже не доказывает то, что аверсы Гедлингера не могли быть использованы с реверсом 1737г.). И не нужно обожествлять Гедлингера!- он был на монетном дворе резчиком и не более того. Он мог бы не согласиться с тем, что бы его МЕДАЛЬНЫЙ штемпель сочетался в паре с чужим штемпелем (так как после вручения медаль переходит в частное и вечное пользование). А в монетном деле, он ни как не мог указывать,( где и какой штемпель нужно устанавливать) так как монета в отличии от медали всегда остаётся государственной собственностью. По логике вещей, Гедлингер должен был обидеться на Дмитриева, который украл у него авторства на этот тип штемпеля. Мы так же не имеем архивных свидетельств того, что именно с 1737 года рубли начали чеканить штемпелями только Дмитриева . Подумайте сами! это что получается! - когда начали готовить реверсы с датой 1737г., все гедлингеровские аверсы были уничтожены???- это маловероятно!. Где гарантии того что штемпели, которые использовались в Питере не были перевезены в Москву для дальнейшего их использования?(или переезд совпал с полнейшим износом штемпелей???). ВСЯ ПРОБЛЕМА в том, что мы не знаем сколько точно изготовил Гедлингер штемпелей к рублям! - Но судья по его зарплате, он изготовил гораздо больше чем это считается (и возможно все известные штемпели 1737 года с сокращёным титулом, это работа Гедлингера), а уже полнотитульные рубли эта работа Дмитриева. Что касается мелких отличий (как правило на корсаже) и по которым "якобы" различают Гедлингера от Дмитриева, считаю не логичными, так как эти незначительные различия имеются и между рублями 1736г. Утверждение, что все рубли 1737г.(гедлингеровского типа) являются работой Дмитриева, считаю простой подгонкой фактов(для сокращения белых пятен в нумизматике). И ещё! не нужно забывать то, что нам известны не все комплекты штемпелей к рублям Гедлингера, и если четвёртый комплект стал известным только в 90-ых годах, то где гарантия того, что не всплывёт ещё один или несколько неизвестных нам комплектов?.
KБ, Цитирую Узденикова:-"А Дмитриев скопировал гедлингеровские штемпеля на столь высоком профессиональном уровне, что его копии ПРАКТИЧЕСКИ не имеют признаков, позволяющих НАДЁЖНО отличить их от подлинных штемпелей Гедлингера". к. ц.
Так Вы сами сравните штемпеля 1736 и 1737 годов, особенно украшения на платье и ленту. А то так и будем кого то цитировать. Картинок вполне достаточно что бы увидеть разницу.
За что Гедлингер получил 4000 руб. за ДВА МЕСЯЦА???? За 3 или 4 пары штемпелей к рублям и несколько пар штемпелей к червонцам!!! Не только за это, он готовил ещё печати и медальные штемпели.
Гедлингер работал с 1736 по 1737. За год или за 2 месяца получить 4000 рублей это прилично не зависимо сколько он успел сделать за это время. Дмитриев получал за год 100.
Уздеников пишет: -" в течение примерно двух месяцев, Дмитриев изготовил, по ориентировочным подсчётам, не менее восьми комплектов копий со штемпелей Гедлингера". к.ц. И теперь что получается? Гедлингер за более чем год изготовил всего 4 комплекта штемпелей к рублям 1736г., а Дмитриев за два месяца не менее 8 комплектов ???. Это что получается? что четырьмя комплектами штемпелей Гедлингера было отчеканенно только 2671 рублей , для такого количества монет достаточно было 1 или 2 комплектов, если даже в Питере условия для чекана были гораздо тяжелей чем в Москве.
А к чему вы это пишете? Мог ли остатся штемпель лица? -- мог конечно. А вот осталсы ли? -- документы показывают что нет. Я вас опять попрошу показать фото 1737 года которое вы считаете чеканено портретником Гедлингера. Вот оно и доказательство будет.
И не нужно обожествлять Гедлингера!- он был на монетном дворе резчиком и не более того. Он мог бы не согласиться с тем, что бы его МЕДАЛЬНЫЙ штемпель сочетался в паре с чужим штемпелем (так как после вручения медаль переходит в частное и вечное пользование). А в монетном деле, он ни как не мог указывать,( где и какой штемпель нужно устанавливать) так как монета в отличии от медали всегда остаётся государственной собственностью.
Уже в 1723 году Гедлингер был не только одним из известнейших медальеров Европы, но и главным медальером Стокгольмского монетного двора, куда он потом и вернулся. (Зандер -- заставили вы таки меня в книги полезть ) А в России он был "просто резчиком"?! Сомневаюсь я однако... А где вы информацию берете?
По логике вещей, Гедлингер должен был обидеться на Дмитриева, который украл у него авторства на этот тип штемпеля.
Это я просто не понял. Думаю Гедлингер должен был найти новое решение для портрета, что он и сделал.
Мы так же не имеем архивных свидетельств того, что именно с 1737 года рубли начали чеканить штемпелями только Дмитриева . Подумайте сами! это что получается! - когда начали готовить реверсы с датой 1737г., все гедлингеровские аверсы были уничтожены???- это маловероятно!. Где гарантии того что штемпели, которые использовались в Питере не были перевезены в Москву для дальнейшего их использования?(или переезд совпал с полнейшим износом штемпелей???). ВСЯ ПРОБЛЕМА в том, что мы не знаем сколько точно изготовил Гедлингер штемпелей к рублям! - Но судья по его зарплате, он изготовил гораздо больше чем это считается (и возможно все известные штемпели 1737 года с сокращёным титулом, это работа Гедлингера), а уже полнотитульные рубли эта работа Дмитриева. Что касается мелких отличий (как правило на корсаже) и по которым "якобы" различают Гедлингера от Дмитриева, считаю не логичными, так как эти незначительные различия имеются и между рублями 1736г.
Отличия между 1736 и 1737 особенные и сильные, так как отличия между рублями 1736 года более мелкие.
Утверждение, что все рубли 1737г.(гедлингеровского типа) являются работой Дмитриева, считаю простой подгонкой фактов(для сокращения белых пятен в нумизматике).
А ваши бездоказательные утверждения это тогда что? Если документам совсем не доверять, этак можно заявить что приезд Гедлингера в Россию это вымысел Анны для поднятия собственного престижа. А документы подделали что бы ГМ обмануть. Вот теперь докажите обратное, мол...
И ещё! не нужно забывать то, что нам известны не все комплекты штемпелей к рублям Гедлингера, и если четвёртый комплект стал известным только в 90-ых годах, то где гарантия того, что не всплывёт ещё один или несколько неизвестных нам комплектов?.
Казбек, все 1737 года рубли это рубли Гедлингера это лихо. Вот и картинку не надо показывать. Только не Вам кто то должен доказывать обратное, а Вы должны доказать Ваши заявления, так как Вы не только спорите с авторитетами, но и с оригинальными документами, часть которых я указал. Теперь бы немешало бы предоставить пару-тройку фактов, а то так эта ваша теория на этом месте и останется.
KБ, Естественно! Моё предположение не имеет доказательной базы, точно так же нету доказательной базы того, что гедлингеровские штемпели не могли быть использованы в 1737г. И то, что Вы приводите доводы, обсалютно не опровергают выдвинутую мною гипотезу. А я ещё раз подчёркиваю то, что четырьмя парами гедлингеровских штемпелей можно было оттиснуть гораздо больше монет, чем 2671 шт.- именно это обстоятельство даёт право усомниться в безошибочности официальной версии. КБ! Вы ссылаетесь на документы! - это хорошо, я тоже верю этим документам. Но покажите мне пожалуйста документ, который утверждает то, что в 1737 году при чеканке рублей не использовался штемпель Гедлингера???
А зачем вашу "гипотезу" опровергать? Вы выдвинули, вы и доказывайте. А раз доказательной базы нет, то и говорить не о чем -- без доказательства это просто фантазии а не гипотеза.
Факты вещь упрямая. Вы указ #223 читали? Там же доходчиво написано что Дмитриев вырезал точную копию с Гедлингера, " и тем штемпелем монет напечатано 257,000 рублей." Надпись на тех рублях "имеется с сокращением." Что и надо было изменить, с 18 Августа 1737 года, исправив надпись на полную. Так как указ этот недвусмысленно показывает что штемпель с неправильной надписью был вырезан Дмитриевым, как вы можете утверждать что все монеты 1737 года с особым орлом Гедлингера были чеканены штемпелем Гедлингера?! Если теперь вы свою точку зрения меняете и скажите что некоторые были чеканены штемпелями Гедлингера, тогда как другие штемпелями Дмитриева, -- тогда пожалуйте фото.
KБ, Да! Согласен! Говорить о том, что все рубли 1737 г. с сокращёным титулом это работа Гедлингера, - дело без-основательное. Но то, что среди них возможны чеканы Гедлингеровским штемпелем - этого исключать не стоит. Фото пока выложить не представляется возможным. В этом направлении мы ещё поработаем, так как по этой теме много сомнительного и недосказанного.
А вот теперь правильно говорите. В статье Узденикова из сборника 1994 года действительно много недосказанного и сомнительного. Только надо факты собрать. Подскажу вам один из них: Полуйко нашел монету 1737 года, где дата была перебита с 1736 года. (Сборник МНО 1990 год). Так что, похоже, штемпель аверса Гедлингера все же использовался в 1737 году. 8) Интересно, где монета была чеканена? Может это и есть тот факт что показывает перевод инструмента в Москву...
KБ, Большое спасибо за интересную информацию о (Сборнике МНО 1990г., О переграверовке 1737 из 1736года.) Я не знал о наличии данного факта, иначе бы по иному выстроил свои умозаключения :wink: В данном же случае, я хотел обратить внимание коллег на то, что в вопросе о "Гедлингеровском рубле" ещё не все точки расставлены над "ё" . Уверен ! если все кому интересна эта тема подключатся к поискам деталей,(хотя-бы при сравнении аверсов 1736 с 1737г.), то результаты будут без сомнений :roll: А на вопрос, где был оттиснут переграверованный рубль? - можно ответить, после сравнения её гуртового оформления. Отсюда многое бы и прояснилось.
KБ, Большое спасибо за интересную информацию о (Сборнике МНО 1990г., О переграверовке 1737 из 1736года.) Я не знал о наличии данного факта, иначе бы по иному выстроил свои умозаключения :wink:
Не стоит благодарности. Может поможет.
В данном же случае, я хотел обратить внимание коллег на то, что в вопросе о "Гедлингеровском рубле" ещё не все точки расставлены над "ё" . Уверен ! если все кому интересна эта тема подключатся к поискам деталей,(хотя-бы при сравнении аверсов 1736 с 1737г.), то результаты будут без сомнений :roll:
Енто надо фонд музея серьезного. Картинки сравнивать не так информативно.
А на вопрос, где был оттиснут переграверованный рубль? - можно ответить, после сравнения её гуртового оформления. Отсюда многое бы и прояснилось.
Да уж... Но где его искать? Монета была в коллекции Полуйко. Куда эта коллекция попала после его смерти мне неизвестно. Других таких монет я не знаю. К стати о сравнении гурта. Вы никогда не сравнивали гурт Московских рублеы 1737 или 1738 года с рублями из СПБ. Интересно есть ли отличия...
KБ, К сожалению я не сравнивал гурты московских рублей 1737 или 1738 гг. с рублями СПБ. из-за отсутствия таковых в наличии Конечно! картинки сравнивать не так информативно, но это (очень часто) единственный доступный материал для сравнения
Об одном из лотов предстоящего аукциона «Sincona».
Среди российских серебряных монет XVIII века особое место занимает рубль 1736 года императрицы Анны Иоанновны работы знаменитого шведского медальера Иоганна Карла Гедлингера. Этот рубль известен не только высочайшей редкостью, но и своей, особенной и многогранной, историей. И прекрасным потомством. Но… обо всём по порядку.
Анна, племянница великого царя Петра Алексеевича и дочь его брата-соправителя Ивана волей царственного дядюшки 31 октября11Здесь и далее – по принятому тогда в России Юлианскому календарю 1710 года была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха-Вильгельма, но очень скоро – всего через два месяца – овдовела и вернулась к матери в Петербург. Через полтора года вдовая Герцогиня Курляндская и Семигалийская по приказу самодержца вновь отправилась в столицу своего домена Митаву (сейчас – г. Елгава в Латвии), где и прожила вдали от Петербурга почти восемнадцать лет.
После неожиданной смерти юного императора Петра Второго, согласно пункту восьмому Тестамента императрицы Екатерины (Первой) от апреля 1727 года, гласившему: «…Ежели великий князь22Пётр Алексеевич – с 1727 года император Пётр II. без наследников преставитьца, то имеет по нём (право наследования) цесаревна Анна (Петровна) со своими десцендентами33Потомками, по ней цесаревна Елизавета и ея десценденты...», 19 января 1730 года законным наследником престола оказался младенец Карл Пётр Ульрих, принц Голштинский44С декабря 1761 года – российский император Пётр III.. Верховный тайный совет в 1727 году признал Тестамент Екатерины, но в январскую ночь 1730 года этот же Совет, состоявший из наиболее влиятельных русских аристократов, решил забыть про завещание покойной Императрицы, и по инициативе князя Дмитрия Голицына, на царство была призвана вдовствующая курляндская герцогиня Анна, более других претендентов устраивавшая членов тайного совета.
Смена царствования, естественно, повлекла за собой и смену портрета на банковой монете. Вот тут-то и возникли первые проблемы. Новая императрица не отличалась внешней изысканностью. По описанию испанского дипломата герцога де Лириа, «…Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у неё более мужское, нежели женское….», что делало очень непростым делом создание привлекательного царственного портрета для миллионов монет, доносивших высочайший облик до верноподданных…. Напомню, что всевозможных СМИ, и, тем паче, телевидения, в те годы просто не было, и монеты были фактически единственными проводниками державного образа в народ. Главным медальером Московского Красного монетного двора в то время был немец Антон Шульц, работавший в России с последних лет царствования Петра Первого, бывший автором штемпелей петербургских рублей великого императора, а также портретных монет двух последующих правлений. Надо сказать, что выполнить столь сложную задачу Шульцу не удалось – портреты его работы, чеканившиеся на рублях до 1734 года, отличались портретным сходством, иной раз граничащим с грубостью, но никак не красотой и не изяществом. Анна Иоанновна, как и всякая другая женщина, придавала большое значение своему изображению, в том числе, разумеется, и на выпускавшихся огромными тиражами монетах, и её не могло устраивать резкое, хотя и правдивое, изображения своей персоны. Собственно говоря, от Шульца и не ожидали создания чего-то особенного, – лучшие годы медальера были явно позади, и ещё в 1732 году руководитель Монетной канцелярии Головин писал, что «…оный и сам состояния слабого и трудиться никогда не хочет, только что больше в пьянстве находится….». Но… «за неимением гербовой пишем на простой» – портретам Шульца замены пока не было. Только в 1734 году изготовление нового варианта портрета Императрицы доверили Ивану Васильеву11Авторство установлено М. М. Максимовым, создавшему несколько довольно схожих портретов, один из которых был помечен литерой «В» в обрезе рукава. Этот тип васильевского рубля с небольшими изменениями и с полным написанием титула («САМОДЕРЖИЦА» вместо сокращенного на монетах 1734 года «САМОДЕРЖ.») массово чеканился включительно до 1737 года. Но и этот портрет не удовлетворял запросы Ея Величества – достаточно сказать, что на современном нумизматическом жаргоне этот тип называется не иначе, как «Ведьма». Наверное, даже комментировать не нужно….
Наконец, в 1735 году в Россию приезжает знаменитый шведский медальер Гедлингер….
Тут необходимо немного отвлечься и рассказать об этом замечательном мастере. Иоганн Карл Гедлингер, один из лучших представителей европейского медальерного искусства XVIII века, работавший на крупнейших монетных дворах Европы и выполнявший частные заказы европейских монархов, оставил беспрецедентный след в европейском и российском монетном деле. Работа Гедлингера была замечена ещё Петром Первым в 1717 году при посещении им Парижского монетного двора. Императору очень понравились работы знаменитого медальера, и он пригласил его на русскую службу, однако мастер не принял предложения. Позже, в 1730 году, сама Анна Иоанновна вновь пригласила Гедлингера, предложив ему 4000 золотых дукатов годового жалования и премиальные, но метр вновь ответил отказом. И только пять лет спустя, после личной просьбы Императрицы шведскому королю Фредерику, у которого Гедлингер работал в то время, мастер согласился на двухгодичный контракт. Гедлингер прожил в России всего два года, но позже выполнил ещё несколько заказов для Российской Империи. Учениками Гедлингера в России были Лукьян Дмитриев и Иван Лефкен, также оставившие немалый след в российском медальерном искусстве.
Главной работой маэстро в России было создание ставшего каноническим портрета Анны Иоанновны и изготовление комплектов штемпелей для чеканки серебряного рубля. Задачу, оказавшуюся не по силам Шульцу и Васильеву, Гедлингер решил виртуозно. Нужно быть истинным художником, чтобы столь грубой натуре придать красоту и некоторую даже элегантность, не покривив при этом против правды. Но не даром девизом великого медальера были слова «NE DISSIMVLA NE LVSIMGA», что означает «Не скрывает и не льстит». Удачным оказался не только портрет Императрицы, но и гербовый орёл, который, хотя и мало применялся на монетах собственно аннинского периода, но не однажды ещё использовался в российской монетной чеканке. Последними монетами с гедлингеровским орлом были медные монеты 1810 года Екатеринбургского монетного двора и серебряные монеты 1807 – 1810 годов.
После отъезда Гедлингера из России, его штемпеля в 1737 году успешно копировал в Москве русский мастер Лукьян Дмитриев, причём, по мнению многих специалистов, его работы даже несколько превосходили оригинал11Не случайно вскоре после этого Лукьян Дмитриев был награждён и получил звание мастера-гравёра.. С сентября 1737 года, когда штемпелями Гедлингера было «…напечатано рублевиков 2761 рубль…», а штемпелями Дмитриева – 257000 рублей, согласно указу от 18 августа, в рисунок были внесены изменения. В частности, вновь было велено полностью писать титул Императрицы «САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ» вместо сокращенного до «САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС.» на гедлингеровских. Одновременно был изменён и рисунок гербового орла. Чеканка этими штемпелями продолжалась в Москве до конца правления Анны Иоанновны в 1740 году.
Гедлингеровские рубли чеканились в Петербурге на импровизированном монетном дворе в палатах князя Прозоровского, поскольку штатный монетный двор, находившийся в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, в то время не функционировал. Интересной особенностью этих монет было и то, что это была первая чеканка монеты из отечественного серебра. Дело в том, что в России до XVIII века промышленной добычи серебра практически не было, и почти весь драгоценный металл ввозился из-за границы. Для чеканки же в палатах Прозоровского использовалось серебро, добытое в количестве нескольких пудов на острове Медвежий. Этим количеством и обусловлены крайне незначительный тираж рублей Гедлингера и их высокая редкость.
В 1738 году возобновил работу Санкт-Петербургский монетный двор. Монеты, выпущенные в Петербурге, чеканились несколько изменёнными штемпелями, авторство которых, предположительно, принадлежит Ивану Лефкену, хотя некоторые исследователи11Рандольф Зандер. считают, что и они были резаны Дмитриевым.
До настоящего времени было известно три комплекта штемпелей гедлингеровского рубля. Два из них были описаны ещё в каталоге Великого князя Георгия Михайловича. Оба эти варианта имеют точки после «…ВСЕРОСС.» на аверсе и между словами «МОНЕТА» и «РУБЛЬ» на реверсе, и отличаются между собой рисунком украшений платья на лицевой стороне и расположением легенды относительно гербового орла на оборотной. В середине 1990-х годов Василием Васильевичем Уздениковым был обнаружен третий вариант, не имеющий точек в указанных местах, и также отличающийся от двух первых расположением надписей относительно основного изображения на обеих сторонах. Этот рубль в настоящее время известен только в одном экземпляре22В коллекции Дмитрия Ушакова..
На предстоящем осенью 2015 года аукционе «Sincona» будет представлен четвёртый, ранее не публиковавшийся вариант знаменитого рубля, имеющий значительные штемпельные отличия от всех трёх, известных ранее, в чём легко убедиться при сравнении фрагментов изображений. Совершенно очевидно, что этот уникальный и неопубликованный ранее вариант рубля работы Иоганна Карла Гедлингера будет подлинной сенсацией предстоящего нумизматического праздника.
Ярослав Адрианов г. Пермь. 22 марта 2015.
Литература:
1. Великий князь Георгий Михайлович. «Монеты царствования Императрицы Анны Иоанновны». СПБ. 1901. 2. В. В. Уздеников. «Монеты России 1700 – 1917 гг.». М. 2004. 3. М. М. Максимов. «Очерк о серебре». М. Недра. 1974. 4. М. М. Максимов. «Медальер Иван Васильев». Сборник «Советский коллекционер» №13. 1975. 5. Дмитрий Максимов. «Рубль Гедлингера». Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования» №4. 2002. 6. Рандольф Зандер. «Серебряные рубли и ефимки романовской России». Киев. 1998. 7. Александр Басок. «Рубли Елизаветы». Журнал «Петербургский коллекционер» №2 (88). 2015.
1) Т.н. "представителям" а\д Синкона вход на Старую монету закрыт. Не понимаю, для чего пробовать влезать без мыла снова и снова. 2) При копировании материалов других авторов следует а) испрашивать разрешения, и б) давать ссылку на оригинальный текст. Если бы Ярослав сам захотел разместить свой текст, он это сделал бы самостоятельно, без услуг посредников. Ввиду того, что предыдущий продакт-плейсмент Синконы не только нарушил авторские права, но и перевралинформацию Всеволода Захарьевича, мы больше не можем рисковать и предоставлять площадку для выступлений.
Я уже писал на ЦФН , что эти хитрожопцы с синконы начали пляски с бубнами вокруг этого рубля Гедлингера , пытаясь за уши притянуть его к пробнику или уникуму ! Только вот хрена с два у них это получится , т.к. это есть пусть и очень редкая , но тиражная монета в состоянии VF и ничего более.
Serg-antik пишет: Я уже писал на ЦФН , что эти хитрожопцы с синконы начали пляски с бубнами вокруг этого рубля Гедлингера , пытаясь за уши притянуть его к пробнику или уникуму ! Только вот хрена с два у них это получится , т.к. это есть пусть и очень редкая , но тиражная монета в состоянии VF и ничего более.
Да никаких плясок. Это всего лишь неопубликованная ранее штемпельная разновидность. Статья с полным набором фото размещена вот здесь: Ссылка на самарский форум требует регистрации, поэтому удалена.
Думаю, что информация нужная и важная, поскольку при определении подлинности редких монет наиболее важным методом является поштемпельное сравнение.
Ярослав пишет: Да никаких плясок. Это всего лишь неопубликованная ранее штемпельная разновидность.
Значит в статье ошибка!
Вместо фразы "Совершенно очевидно, что этот уникальный и неопубликованный ранее вариант рубля работы Иоганна Карла Гедлингера будет подлинной сенсацией "
следует читать "Совершенно очевидно, что это всего лишь неопубликованная ранее штемпельная разновидность"
Ярослав пишет: Да никаких плясок. Это всего лишь неопубликованная ранее штемпельная разновидность.
Значит в статье ошибка!
Вместо фразы "Совершенно очевидно, что этот уникальный и неопубликованный ранее вариант рубля работы Иоганна Карла Гедлингера будет подлинной сенсацией "
следует читать "Совершенно очевидно, что это всего лишь неопубликованная ранее штемпельная разновидность"
Вы знаете, вступать в полемику по этому поводу мне не хочется. Если Вы так считаете - то напишете об этом в своей статье. Я же противоречия не вижу - новая штемпельная разновидность такой монеты, как рубль Гедлингера - это сенсация.
У всех гопников есть одно общее свойство – они принципиально не соблюдают законы – в том числе, установленными ими самими. (с)
Ярослав пишет: ....... Статья с полным набором фото размещена вот здесь: Ссылка на самарский форум требует регистрации, поэтому удалена. .....
Надеюсь, упоминание журнала "Петербургский коллекционер" здесь разрешено. В третьем номере за этот год будет полная версия статьи со всеми фотографиями.
Ярослав пишет: упоминание журнала "Петербургский коллекционер" здесь разрешено
Да, пока разрешено, потому что мы рассчитываем на порядочность редакции (подробнее). Вы ссылаетесь на изображения на самарском сайте лаве, но там их нельзя увидеть без регистрации. Наверное, проще опубликовать картинки прямо в этой ветке, чтобы был какой-то смысл в обсуждении.
Ярослав пишет: упоминание журнала "Петербургский коллекционер" здесь разрешено
Да, пока разрешено, потому что мы рассчитываем на порядочность редакции ( подробнее ). Вы ссылаетесь на изображения на самарском сайте лаве, но там их нельзя увидеть без регистрации. Наверное, проще опубликовать картинки прямо в этой ветке, чтобы был какой-то смысл в обсуждении.
Можно и здесь:
У всех гопников есть одно общее свойство – они принципиально не соблюдают законы – в том числе, установленными ими самими. (с)
А чего ополчились? Вроде все корректно в статье. Последний параграф выражает личные чувства автора статьи по поводу появления, неопубликованой ранее, новой штемпельной разновидности очень редкой монеты.
А Синкона действительно достала уже. Пиарили бы среди тех, кому втюхивают... Интересно, кто нибудь, когда нибудь, расскажет где эта "коллекция" лежала и кто и где ее собирал? Слухи про Содермана, это классно. Но, чета, как то, особенно последняя продажа...
Статья представляет собой микрореферат и компиляцию известных всем фактов и ее суть сводится к а) двукратному упоминанию ключевого слова "синкона" и одной единственной строчке (с нее начинается последний абзац).
Ссылка на статью на сайте МиМ - http://www.numismat.ru/articles.shtml?id=241 будет полезнее, чем отсылка к ее печатному варианту в Антиквариате 2002 года. Интересная заметка Полуйко в сборнике МНО за 90-й год не попала в список литературы http://www.staraya-moneta.ru/lib/1006/. Есть упоминание книги Зандера, в то время как забыт его поздейший, на мой взгляд, более подробный очерк в №63 журнала Русского нумизматического общества; очерк был опубликован через год после выхода книги.
Что касается разновидностей.... не знаю, изучалась ли кем-либо встречаемость их сочетаний? Сколько штемпельных пар вообще есть? Или каждая разновидность аверса имеют взаимооднозначное соответствие конкретной разновидности реверса? Если не изучалось, то о сенсации говорить преждевременно.
Вообще я считаю рекламную "джинсу" бесполезным переводом бумаги и времени читателя. Сообщения переносятся в старую ветку по этой же теме.
"К интересной на Вашем сайте теме о рублях Гедлингера, желал бы приложить снимок из корпуса работ Гедлингера — Peter Felder, "Medailleur Johann Carl Hedlinger", Frankfurt am Main 1978, в котором имеется прилагаемый здесь снимок из коллекции музея в Базеле. Также со временем затерялось и имя медальера на лицевой стороне памятного рубля на столетие Отечественной войны 1812 г. У Холодковского и Годлевскго лишь сказано, что лиц. сторона это печать Александра I. В Геральдике Лакиера, илл. на таб.18, просто сказано, что это государственная печать, а ее ведь резал тоже Гедлингер, см. прилагаемый скан из того же корпуса. Здесь также сказано что печать находится в ГИМ-е. С наилучшими пожеланиями искренне Ваш В. Арефьев"
Библиотекарь пишет: В Геральдике Лакиера, илл. на таб.18, просто сказано, что это государственная печать, а ее ведь резал тоже Гедлингер , см. прилагаемый скан из того же корпуса.
Очень любопытная информация, я, например, о ней не знал, в большинстве литературы по этому рублю указывается, что л.с. "Сего славного года" - это государственная печать Александра I, а оказывается это государственная печать, но Анны Иоанновны да еще и работы Гедлингера, которая к тому же в ГИМе хранится. Можно ли теперь говорить, что 1р1912 "Сей славный год" тоже "Гедлингер"?)
Романовъ пишет: в большинстве литературы по этому рублю указывается, что л.с. "Сего славного года" - это государственная печать Александра I
Узнать бы, какой гад запустил эту дэзу... Кстати, монета из музея в Базеле, может служить отправной точкой в вопросе: как отличить - где Гедлингер, а где - Дмитриев.
(A.P) пишет: Узнать бы, какой гад запустил эту дэзу...
Дык нету дезы... в классическом понимании этого слова. На рубле 1912, действительно Государственная Печать Александра I. Гедлингер сделал матрицу для Печати. После него только меняли имена Правителей в легенде. Где-то так.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
(A.P) пишет: Узнать бы, какой гад запустил эту дэзу...
Дык нету дезы... в классическом понимании этого слова. На рубле 1912, действительно Государственная Печать Александра I. Гедлингер сделал матрицу для Печати. После него только меняли имена Правителей в легенде. Где-то так.
Да хрен с ней, этой печатью! А ты чувствуешь разницу в "Гедлингерах" 1736 года? Такое ощущение, что авторская только одна пара штемпелей, остальные - ученические реплики Дмитриева...
(A.P) пишет: А ты чувствуешь разницу в "Гедлингерах" 1736 года? Такое ощущение, что авторская только одна пара штемпелей, остальные - ученические реплики Дмитриева...
Прошу прощения, очень интересно... Абдрук этот в каком металле?
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Разговаривал с Базелем... у них два оттиска в свинце. В оригинальности монеты, тоже нет никаких оснований сомневаться. Господин Доктор Матцке, хранитель минцкабинета отметил, дословно... "неудивительно, что при таком высоком рельефе, штемпель быстро пришел в негодность". Оттиски попали в коллекцию музея в 1911 году в составе дара от наследников фамилии, которая была дружна с самим Маэстро...
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Честно говорю, статью я не читал, некогда было. Я бы сказал №4 похож наиболее на оттиск в свинце. Кто и что набивал не берусь сказать, мог и сам мастер... мог и помошник, а какая разница, если под мастерским присмотром. На мой взгляд: "дата 1736 - все работа Хедлингера ПС. нужно смотреть сам свинец и сравнивать. Не даром господин Матцке намекнул на треснувший штемпель... может все 4 - уже копии с пробника. Копии, но работы самого Маэстро...
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
exkursant пишет: Разговаривал с Базелем... у них два оттиска в свинце. В оригинальности монеты Синконы, тоже нет никаких оснований сомневаться. Господин Доктор Матцке, хранитель минцкабинета отметил, дословно... "неудивительно, что при таком высоком рельефе, штемпель быстро пришел в негодность". Оттиски попали в коллекцию музея в 1911 году в составе дара от наследников фамилии, которая была дружна с самим Маэстро...
Ты понимаешь, что, вот этот твой пост, опубликованный с искренними намерениями с информацией-фактами и кратким упоминанием о "Синконе" в плане маркетинга круче всех спамерских ссылок на форумах от "Синконы" вместе взятых, а также проплаченных "Синконой" " джинсовых статей" об известных коллекциях и коллекционерах с целью продать провенансные монеты подороже?