Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Страницы: 1
Тайна медалей петровской серии Филиппа Мюллера без монограммы автора, Исследование, призванное расскрыть некоторые вопросы медалистики.
 
В начале 1710-х годов русский царь Петр Первый заказывает у известного, можно сказать великого, немецкого медальера Филиппа Генриха Мюллера из Аугсбурга серию медалей, посвященную победам и успехам русского оружия в Великой Северной войне. В то время Мюллер уже как несколько десятилетий был знаменитым и довольно востребованным художником-медальером, входившим в плеяду самых известных тогда медальеров на ровне с Хаутчем и Вермутом.
Это был человек невероятного таланта! Его работы отличаются высокой деталировкой, сочностью пластики, объемностью композиций, и часто, живой динамикой сюжетов. Благодаря этому, его работы можно с уверенностью назвать подлинными произведениями искусства малой пластики.

Но, и в этой истории не все так гладко, даже здесь имеются свои загадки.
Как считается, в серии заказанной русским царем, Мюллером было изготовлено три типа портрета, которые в научной литературе принято называть М1, М2 и М3[1]. Даже среди профессиональных коллекционеров мало кто знает о существовании медалей с портретными сторонами М1 и М3 без монограммы автора в обрезе рукава портрета!(из.1)
Эти экземпляры чрезвычайно редки, некоторые из них хранятся в фонде Эрмитажа, другие же присутствуют в частных коллекциях.[2]

Главные отличия этих медалей-уникумов не только в отсутствии литеры «М» в обрезе рукава под портретом, но и в другой прическе, вкупе с более мелким шрифтом текста легенды обрамляющей портрет царя (если мы говорим о типе М1). Хотя, во всем остальном это все тот же портрет типа М1. (из.2)

Некоторые исследователи этой темы выдвигают разные теории о происхождении загадочных медалей. Например, высказывались версии, что это самые ранние копии поломавшихся портретных штемпелей работы Мюллера, созданные уже в начале 1720-х годов уже в России, или напротив, что это также штампы руки гениального медальера. Лично я придерживаюсь второй версии, и возьмусь доказать это в данной статье.

Например, вот что пишет блистательная Е.С. Щукина на этот счет:

«Создав три типа портрета, Мюллер изготовил, очевидно, всего пять штемпелей лицевой стороны, так как встречаются экземпляры с портретами М1 и М3 без монограммы в обрезе плеча. Но и пять штемпелей от постоянного сопряжения с тремя десятками штемпелей оборотныхсторон не выдерживали чрезмерной нагрузки и быстрее выходили из
строя.»[3]

Далее обратимся к Юлию Иверсену, где он также упоминает о
существовании этих медалей, а конкретно типа М3 без М (из.3):

«…С этого портрета Мюллер, как кажется сам, сделал копию, на которой, впрочем, нет заглавных букв его имени. Этот портрет я обозначил М3 без М.» [4]

Как можно видеть, одни из самых авторитетных ученых - нумизматов склоняются к авторству Мюллера. И действительно, сейчас нумизматическая наука не знает примеров копирования медалей методом перевода штемпелей в России первой четверти XVIII века. Ибо, только так, или имея на руках оригинальный
маточник портрета, можно настолько точно скопировать изображение.
Тем более, что тип М1 без М не полностью копирует штемпель Мюллера, а лишь портрет, и то не весь. Отличается прическа, более маленький шрифт идущей вокруг портрета легенды и, как уже было не раз сказано, отсутствует подпись автора в обрезе рукава. Но, ведь, если бы уже в России в 1720-х годах был осуществлен перевод штампа, в целях копирования,
полностью бы повторились и шрифт, и прическа, и даже злосчастная буква М, не так ли?

Ко всему прочему, при изучении данных медалей мною было сделано открытие – на портрете всех медалей М1 без М была обнаружена трещина, характерная для расколотого штампа. Можно проследить как она идет вверх через портрет к буквам «D.G.» легенды, уходя через них вправо.
Зачем автору «копии» переносить трещину? Тем более, так органично, чтобы она переходила в буквы легенды более мелкой, чем на «оригинале М1».
То есть, автор «копии» подстраивал текст под трещину? Звучит как бред…
Окончательно крушит теорию о копийности и более позднем
происхождении таинственных медалей тот факт, что техника
изготовления медалей и монет, а также оборудование монетного двора эпохи Петра Великого были еще очень несовершенны, в условиях недавно начавшейся чеканки крупной монеты и медали, благодаря реформам царя.
Именно поэтому на медалях того времени можно встретить непрочекан изображения или плохую центровку его на металлическом кружке. А уж о копировании медалей методом перевода штемпеля тогда, даже речи быть не может!

Надеюсь, я смог убедительно доказать оригинальность данного типа медалей и несомненное их авторство за Филиппом Генрихом Мюллером.

[1] Иверсен Ю.Б. – Медали на деяния императора Петра Великого.
[2] Hermitagemuseum.org
[3] Щукина Е.С. – «нумизматический сборник», Государственный Эрмитаж, 1998 г.
[4] Иверсен Ю.Б. – Медали на деяния императора Петра Великого.
 
Иллюстрации к статье:    
Страницы: 1
Читают тему

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●