Давайте по порядку. Штемпеля прибыли из Нюрнберга в Москву. Чеканились медали с 1716 года. Уже в 20-х годах изготавливались копии. Точный год установить не представляется возможным, но возможно уже при жизни Петра Первого штемпеля были заменены копийными. Серия 28 медалей. Сколько медалей выбили оригинальными штемпелями, естественно, неизвестно. Известно, что в коллекциях формируемых со средины 18 века, медалей за авторством Мюллера не наблюдается. Уже тогда это было редкостью. Поэтому 1770е года исключены полностью. В отношении гурта - знаю, что оригинальные медали Мюллера имеют гуртовую надпись. Описано у Щукиной. Может не все? Может те, что были сделаны в Нюрнберге?
По медали. Первый тип портрета. Следы реставрации или имитации реставрации после подвеса. Очень интересно было бы посмотреть живьем. Фото не убедительное.
Рад, что развеялись сомнения по поводу первой медали (у меня были). Представленные медали, безусловно, и по редкости, и по значимости трудно переоценить. По сути, эти произведения задали тональность всей последующей истории российской медалистики.
Ночью полистал. Щукина Е.С. Серия медалей Ф.Г. Мюллера на события Северной войны в собрании Эрмитажа. Спасибо IgorS, что напомнили. Любопытные цифры. Всего собрание Эрмитажа насчитывает 185 медалей работы Мюллера. Самое крупная коллекция. Из них 69 в белом металле! Думаю, косвенно можно судить о распространенности данного материала. Далее, удивило количество медалей с гуртовой надписью. Всего 15 экземпляров!
В книге есть и другая очень интересная информация - Великое издание "Собрание Русских Медалей" 1840 года было создано на основе медалей из коллекции Рейхеля и Минцкабинета Императорского Эрмитажа - там всего 12 медалей Мюллера, а остальные, в основном, ОК. А более поздние поступления были из великих коллекций - Толстого, Ильина, Шролля, и т.д. Самое забавное в 1947 г. из Ювелирторга. В ГИМе 69 медалей - одна в золоте, 6 в серебре, остальные в белом металле. В Смитсоновском институте в Вашингтоне 10 штук. В Берлинском музее почти вся серия, но кроме 2 медалей в серебре, экземпляры в белом металле.
Чувствительность белого металла к условиям хранения. Наверное, этим объясняется относительная немногочисленность медалей 18 века в этом материале в частных коллекциях. Хотя, возможно, мое субъективное мнение. Еще несколько лет назад мало обращал внимание на эти медали.
Из книги - Счет от 8 Марта 1713 г. касается ряда предметов ... и 9ти рандштихеров (разьемных гуртильных колец, при помощи которых наносились гуртовые надписи). Понял по описанию некоторых медалей, что гуртовая надпись могла быть разной для медалей на одно и тоже событие. Это странно, поскольку гуртовая надпись, по проектам, должна была дополнять остальные легенды на медали. Короче - хорошая тема для кандидатской
И раз мы на теме медалей Мюллера, то напомню о моем открытии - оттиске в белом металле без "М" в рукаве. В моем понимании это неутвержденный вариант, на котором размер шрифта на аверсе и реверсе одного размера. Утвержден был более крупный шрифт легенды аверса. Связался с музеями насчет этой информации, но, к сожалению, посли смерти мадам Щукиной, это никого не заинтересовало. Хотел написать статью на эту тему, но, похоже, это останется достоянием (я надеюсь) форума.
IgorS пишет: В ГИМе 69 медалей - одна в золоте, 6 в серебре, остальные в белом металле. В Смитсоновском институте в Вашингтоне 10 штук. В Берлинском музее почти вся серия, но кроме 2 медалей в серебре, экземпляры в белом металле.
случайно в тему заглянул, не знаю, будет ли интересно... медаль работы Мюллера в золоте, взятие Выборга 1710г.,находится в одном из музеев Лондона:
Книга Щукиной не упоминает медали Мюллера из коллекции Пушкинского музея (или я просто не нашел упоминаний), которые попали туда из коллекции Стаховича (Париж). Я полистал монографию Стаховича и прикинул колличество медалей Мюллера в его коллекции. Вот результат:
IgorS пишет: И раз мы на теме медалей Мюллера, то напомню о моем открытии - оттиске в белом металле без "М" в рукаве. В моем понимании это неутвержденный вариант, на котором размер шрифта на аверсе и реверсе одного размера. Утвержден был более крупный шрифт легенды аверса. Связался с музеями насчет этой информации, но, к сожалению, посли смерти мадам Щукиной, это никого не заинтересовало. Хотел написать статью на эту тему, но, похоже, это останется достоянием (я надеюсь) форума.
Думаю, основные версии это неутвержденный вариант и ранняя копия. По мнению Щукиной мюллеровские портреты без монограммы автора являются ранними копиями. Никаких подтверждающих материалов нет. Как вариант, возможно выполнение штемпеля в мастерской Мюллера кем-то из его учеников. Ваша версия, конечно, возможна, тем более, что аверс этот не встречается. Да и портрет, очень искусно сделан.
Молодцы музейщики - оцифровали! Стаховичу, в свое время, очень повезло с серией медалей Мюллера. Сразу после аукциона коллекции ГМ в 1950 году в Лондоне, где Стахович приобрел 8 наградных медалей, прошел и еще один аукцион - продавалась коллекция шотландского маркиза Бюта. Там было преобретено 28 медалей серии, из которых 11 Мюллер 3. Я долго гонялся за этим каталогом фирмы Сотбис, но когда нашел, то разочаровался - все медали обьединили в всего несколько лотов и не сделали ни одного фото. Вот так аукционные дома могут "помочь" распродаже коллекции.
IgorS пишет: Приобрел вот такую медаль в белом металле - Битва при Лесной, 1708 г. Инициалы I.K. - Иван Константинов. Резчик Московского Монетного двора в 1720х гг. Предположительный автор копий лицевой стороны медалей Северной войны Мюллера (предположение Щукиной). Когда получу медаль, то разберусь с реверсом. Скорее всего это оригинал Мюллера. Вчера листал книгу по Екатеринбургскому Монетному двору и набрел на следующую информацию - Ивана Константинова отправили туда из Москвы в ~1725 году, с группой мастеров, для работы над производством плат. Так что, это подтвержает, что копии I.K. очень ранние, и думаю прижизненные при самом Петре. Уже писали, что в начале 1720х гг. было приказано починить Мюллеровские штемпеля и отчеканить наборы медалей в белом металле. Похоже некоторые штемпеля аверса не выдержали нагрузки, и для комплектации были изготовленны копийные штемпеля.
В Пушкинском музее есть всего одна медаль с инициалами I.K. - В память взятия Дерпта, 13 (24) июля 1704 года, где портрет такой же, как и в посте 74. Авторство приписано Ивану Климову. Есть там и еще одна медаль с инициалами I.K. приписанной Ивану Климову - В память взятия Митавы, 4 сентября 1705 года. Но портрет совсем другой. Вот тут думаю и проясняется расшифровка инициалов I.K. - один Иван Коновалов, а второй Иван Константинов. Хотя, работал в то время и Иван Козмин.
Точно! Я когда писал, то помнил, что Кеттель подписывался "K", но и медали на Карловицкий мир (Дьяков 12.2, 12.3) приписываются ему, а там I.K. Как Вам медаль в посте 99? Что то там не так - пропорции, лицо (особенно щека).
Да, конечно. Щечки еще те.... Но Вы же знаете, культура изображений тех лет диктовала необходимость подчеркивать особенности лица. Петр II вообще ужас. Предметом гордости являлась индивидуальность. Сегодня, диковато смотреть на это. Все-таки мы дети реализма.
В поисках небрел на продажу следующего. Все бы ничего, но удивила надпись на "сертификате" о использовании оборудования СПБ Монетного двора. Мне кажется организатор этой деятельности приходил на форум много лет назад...
Компания НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО "МЕДАЛЬЕРНОЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО" действовала с 27 апреля 2004 года по 18 сентября 2013 года. Похоже учредители перешли в другие, более доходные проекты.
Нашел еще одно забавное упоминание в тексте: "...повторный выпуск 28 медалей", "Все медали серии пронумерованы от 1 то 50". Поди пронумеруй 28 медалей от 1 до 50. Наверное подразумевается 50 комплектов, но из написанного это не поймешь.
Всем доброго времени суток , подняли не так давно такую медаль , но пока только одна сторона показана , по этой теме аверса я не нашел идеентичного этому . Может кто знает что за медаль?
Это более поздняя (конец 18го века и далее) памятная медаль Морская Победа При Гангуте 27 Июля 1714. До сих пор не понимаю как такие находят в земле. Наверное "враги сожгли родную хату", или типа того. К сожалению не в коллекционном состоянии. Выставляйте вторую сторону, как получите.
Нет, это не Мюллер. Но, тем не менее, довольно ранняя копия. ВКР - Василий Климов Резал. Наверное 1750е. Кстати, если кто не знает, медаль на Победу при Переволочной, 30 июня 1709
Да это Василий Климов.Олово.Не смог пройти мимо.Виден раскол штемпеля на 3 часа проходящий через букву S. Идентичный в ГМИИ. Интересна оборотная сторона,внизу Мюллеровская шестиконечная звезда.
Периодически встречаются медали со звездами. Не уверен, что мастера которые копировали мюллеровские штемпели понимали. что эти звезды значат. Не уверен даже. что они все грамоте были обучены.
Где-то в недрах компьютера потерял скан листа.Смысл информации был примерно такой: что мол чуть-ли не при жизни Петра,взяли старые мюллеровские штемпеля и отчеканили на белом английском олове по 50 медалей,по 25 следовало отправить в Петербург.С какой целью не помню.Попробую найти в интернете.Забыл указать вес: 34.5гр и размер47×47.5мм.А всплыла медаль в Дании на аукционе даже не была правильно атребутирована.