Давно хотел обратить внимание коллекционеров и любителей памятных медалей на разницу в исполнении копийных медалей. Конечно, качество копии напрямую зависело от профессионализма мастера. Большинство несколько проще оригинала по исполнению. Это и понятно, ведь повторы поручались, в основном, не ведущим мастерам монетного двора. Были копийные работы очень близкие к оригиналу, например, Лукьяна Дмитриева, Тимофея Иванова, Якоба Рейхеля и др. Связано это было с мастерством исполнения, и, возможно, с использованием авторских пуансонов. Есть копии, которые для сегодняшнего восприятия даже кажутся симпатичнее оригинала. Отдельные мастера, как правило талантливые и признанные, могли себе позволить несколько отступить от оригинала позволив собственную трактовку образа или сюжета. Наиболее ярко это проявляется в портретных работах. Работы мастера ОК, Т.Иванова, С.Юдина - яркие иллюстрации их таланта. Хочу обратить внимание на работу Иоганн Каспар Готлиб Егера. В честь Ивана Ивановича Бецкого. И следом работа Карла Леберехта.
Общего между портретретами на медалях мало - можно сказать ничего. Но поискав сами портреты, понял, что оба автора были правы - просто для медали выбрали портрет в другом возрасте.
В 1773 году Сенат в торжественном заседании поднес И.И.Бецкому выбитую в его честь золотую медаль с надписью: «За любовь к отечеству». Такого случая больше в истории не было. По мнению Ю.Г.Иверсена, «вероятно, грудное изображение не понравилось Бецкому и поэтому были заказаны несколько лет спустя другие штемпели у Леберехта. На лицевой стороне грудное изображение значительно измененное против первоначального…».
Не совсем так, я считаю. Разница в том, что два гравера представляют совершенно разные школы. Леберехт посл четверти 18 в - это чистый классицизм, и на его портрете Бецкого бездушный болванчик, в целом повторяющий контур модели. Автор даже не пытается передать какие-то черты личности модели, эта задача принципиально чужда классицизму. Главное - собрать воедино величественность и значимость образа: парик, брошка, гордый профиль есть, и этого вполне достаточно. А образ Егера совсем иной, тут видно, что автор изо всех сил старается отобразить характер персоны: строгий нахмуренный взгляд, угрюмо опущенные углы плотно сжатых губ, даже можно представить, как поеживались подчиненные и те, кто ниже положением. И хотя на медали не передается важность должности и статус, зато вполне достоверна сила характера и личность. Атрибуты почти отсутствуют, только парик, одежда свободная. Иверсен писал, что "не понравился портрет", это можно допустить. Вероятно, что Бецкий, живший в русской атмосфере классицизма, ожидал на медали соответствующий портрет в виде античного образа, а у Егера из под резака вышел характер. Интересно было бы отыскать портретные миниатюры или бюсты Бецкого, которые могли использовать оба гравера. Стало бы понятнее.
Еще раз. "Отдельные мастера, как правило талантливые и признанные, могли себе позволить несколько отступить от оригинала позволив собственную трактовку образа или сюжета. Наиболее ярко это проявляется в портретных работах".
kuban46 пишет: отступить от оригинала позволив собственную трактовку
Любой художник, скульптор, гравер трактует по-своему изображаемый объект или персону. Важно понимать, как он это сделал, для чего, и какие изобразительные средства и приемы он использовал. Уверен, чо Леберехт не по медали копировал, а по какому-то другому образцу. Поэтому у него совершенно самостоятельное произведение (хотя нам привычнее слово "копия", копией в полном смысле это слова аверс не является).
kuban46 пишет: отступить от оригинала позволив собственную трактовку
Любой художник, скульптор, гравер трактует по-своему изображаемый объект или персону. Важно понимать, как он это сделал, для чего, и какие изобразительные средства и приемы он использовал. Уверен, чо Леберехт не по медали копировал, а по какому-то другому образцу. Поэтому у него совершенно самостоятельное произведение (хотя нам привычнее слово "копия", копией в полном смысле это слова аверс не является).
Определения "свободной копии", наверное, не существует. Вот, что я нашел во всемирной паутине. "Свободная копия содержит все реквизиты документа, но не обязательно повторяет его форму". "Это работа, выполненная по мотивам оригинала, но со своими особенностями, и своей энергией." Мы видим медали идентичных размеров, с подобными реверсами и с идентичной легендой аверса. С портретами в том же масштабе и со многими схожими деталями. Как же Вы думаете назвать эти медали?
Немного про историю портретного искусства. Гегель считал красоту в искусстве выше красоты в природе, поэтому рекомендовал уходить от деталей " и схватить и передать рисуемую им натуру в ее всеобщем характере, в ее духовном своеобразии" Позже,противоположного мнения был Ф Достоевский - "надо изображать действительность, как она есть" Егер руку мастера выразил, Леберехт заказчику угодил.
При оказии сделаю фотки получше. Действительно аукционные фотки были не ахти - хорошо живьем посмотрел. Repair - сглаживали чуток на шее, кмк - но ничего страшного.