ДРЕВНЕЙШИЕ АФИНСКИЕ МОНЕТЫ (WAPPENMÜNZEN): ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ДАТИРОВКИ Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 12. Саратов, 2006. С. 43—51.
Первые шаги монетного дела Афин по сей день являются для историков-антиковедов и нумизматов предметом острых дискуссий. До перехода к чеканке ставших столь широко известными «сов» в афинском полисе выпускались монеты, за которыми в исследовательской литературе устойчиво закрепилось в известной мере условное, но ставшее тем не менее общепринятым обозначение Wappenmünzen (т. е. «гербовые монеты»; по вопросу о правомерности такого обозначения см. ниже). Был, правда, в развитии науки этап (конец XIX в.), когда в историографии возобладала было точка зрения, согласно которой эти монеты в действительности нужно соотносить не с Аттикой, а с Эвбеей (на чем особенно настаивал такой авторитетный специалист, как Б. Хед). Но на сегодняшний день эти представления всецело отошли в прошлое; ныне, кажется, все согласны с тем, что речь идет именно о древнейшей афинской чеканке.
К категории Wappenmünzen относятся монеты, представляющие собой, несомненно, единую серию (причем достаточно короткую ), имеющие черты принципиального сходства как по фактуре, так и по основному номиналу. Как правило, это дидрахма; имеются ее фракции — драхма, обол, гемиобол, тетартеморий. На последнем этапе появляются тетрадрахмы. При этом Wappenmünzen сильно, можно сказать, абсолютно разнятся изображениями на л. с. С точки зрения этих последних, выделяют 15 типов данных монет (дидрахм), и прежде всего следует их перечислить:
1) амфора; 2) «трискелес» — три человеческие ноги, расходящиеся из единого центра; 3) жук-скарабей; 4) астрагал (конская бабка); 5) голова быка в фас; 6) сова влево; 7) стоящий конь влево; 8) протома коня влево; 9) протома коня вправо; 10) задняя часть коня вправо; 11) колесо с перекладинами-распорками; 12) обычное колесо с четырьмя спицами; 13) такое же колесо, но с подпорками на концах каждой спицы; 14) голова Горгоны; 15) на л. с. — тот же тип, но на о. с. в одной из четвертей, на которые разделен вдавленный квадрат, небольшой символ — голова льва в фас (на вышеперечисленных 14 типах никаких изображений во вдавленном квадрате на о. с. нет).
Вокруг части типов л. с. — линейный ободок, который, возможно, символизирует щит. Тетрадрахмы данной серии подразделяются на два типа; на л. с. у обоих голова Горгоны, на о. с. в одном случае голова льва в фас во вдавленном квадрате, в другом — голова быка в фас, тоже во вдавленном квадрате. На серебре более мелких номиналов отмечают также и другие изображения: глаз, лягушку, яблоко, лист; в каком соотношении находятся они с типами основных номиналов — вопрос, пока не имеющий однозначного ответа.
Наиболее углубленно в мировой историографии проблемами Wappenmünzen занимался Ч. Селтман; именно он с предельной детализацией разработал концепцию, трактующую их как «гербовые монеты». Фундаментальная монография Селтмана «Афины, их история и чеканка до персидского вторжения» была для своего времени классической; однако ныне, работая с ней, необходимо учитывать, что изложенные в ней взгляды (это особенно касается проблем датировки) отражают представления, характерные для определенного этапа развития наших знаний об афинском монетном деле, — этапа, который на сегодняшний день можно считать уже пройденным. По мнению исследователя, типы Wappenmünzen в большинстве своем — это не что иное, как гербы знатнейших аристократических родов Аттики.
Гипотеза Селтмана была вначале встречена учеными с большим энтузиазмом. Однако, начиная с 1960-х гг., она начала подвергаться строгой и во многом справедливой критике. Указывалось, что в ней слишком много умозрительного, не находящего прямой опоры в материале источников. Так, Селтман в значительной мере произвольно соотнес то или иное изображение на монетах с тем или иным афинским знатным родом. Кроме того, сильные сомнения вызывают и сам факт наличия у аристократии античного греческого полиса родовых гербов в собственном смысле слова, и сама категория «родовой чеканки».
В настоящее время концепцию Селтмана в чистом виде, пожалуй, уже никто не разделяет. Соответственно, неизбежной становится задача альтернативных интерпретаций. Такие интерпретации, конечно, появились; некоторые из них совершенно отрывают изображения на Wappenmünzen от круга символов, связанных с аристократическими родами, что, на наш взгляд, тоже неправомерно. Так, Р. Хоппер полагал, что интересующие нас монеты лучше рассматривать в религиозном и праздничном контексте и в них следует видеть, скорее всего, семантику Панафинейских игр. Но отнюдь не все из вышеперечисленных изображений могут быть без натяжек трактованы подобным образом. Что общего с Панафинеями у скарабея или трискелеса? Есть также мнение, что эти изображения просто выражали идеалы аристократического общества, без соотнесения с конкретными родами или индивидами. Но это звучит слишком абстрактно и никак не помогает решить проблему. Особняком стоит высказанная относительно недавно точка зрения М. Викерса, согласно которой на Wappenmünzen представлены типы аттических фил. Впрочем, на экзотических построениях Викерса нам еще придется специально остановиться несколько ниже.
В последнее время, насколько можно судить, многие исследователи начинают в осторожной форме возвращаться к некоторым положениям гипотезы Селтмана (естественно, модифицируя их). И это представляется закономерным и оправданным. Монеты, о которых идет речь, несомненно, эмблематичны. Отмечалось, что все перечисленные изображения (как, впрочем, и многие другие) встречаются также в чернофигурной вазописи VI в. до н. э., и не где-нибудь, а на щитах воинов, причем по крайней мере некоторые из этих типов в нарративных источниках ассоциируются, пусть косвенно, с конкретными аристократическими родами (например, с Алкмеонидами). Итак, если перед нами все-таки эмблемы, то что это за эмблемы?
Нам представляется наиболее перспективным видеть в изображениях на Wappenmünzen знаки магистратов, ответственных за чеканку (точка зрения, которую наиболее последовательно развил Дж. Кролл). Параллели этому в древнегреческом монетном деле можно найти в изобилии. Даже если оставаться в рамках чисто афинского материала и не привлекать монеты из других полисов, аналогии имеются. В качестве таковых следует в первую очередь привести знаки магистратов на монетах «нового стиля», выпускавшихся в эллинистических Афинах. Различие заключается в том, что на этих монетах магистрат ставил свой знак в виде символа-дифферента, дополнительного по отношению к основному типу. Что же касается Wappenmünzen, то на них в эту очень раннюю эпоху античного монетного дела общеполисная эмблематика Афин еще не получила никакого отражения; соответственно, место основного типа занимали именно знаки магистратов. Если можно так выразиться, тип каждого нового выпуска одновременно играл роль дифферента, позволяя отличать друг от друга монеты, чеканенные в разные годы.
Анализ магистратских символов на афинском серебре «нового стиля» демонстрирует, что должностные лица обладали достаточной свободой в выборе эмблемы. При этом выборе они могли руководствоваться самыми различными соображениями, единой системы не было. Знак магистрата мог действительно иметь протогеральдический характер, но часто в нем находила воплощение не эта, а иная информация: например, аллюзия на какие-нибудь славные деяния предков данного гражданина или «обыгрывание» его имени по принципу ребуса. В каких-то случаях конкретная интерпретация того или иного символа просто затруднительна на нынешнем уровне развития науки. В любом случае, ясно, что, с одной стороны, перед нами индивидуальная эмблематика, но, с другой стороны, она имеет такой характер, что через нее в опосредованной форме может проявляться, в числе прочего, и эмблематика родовая (стараемся сформулировать важный тезис как можно более осторожно и взвешенно). Следует полагать, аналогичным образом дело обстояло и в эпоху архаики.
Одним из сильнейших аргументов против трактовки изображений на Wappenmünzen как эмблем знатных родов традиционно является следующий. Если датировать эти монеты периодом тирании Писистрата, как чаще всего делают, действительно, приходится признать, что время их выпуска было, мягко говоря, не самым подходящим для проявления аристократических амбиций. Ведь при Писистрате многие афинские аристократы (Алкмеониды, Филаиды и др.) оказались в опале или даже в изгнании. Однако, чтобы оценить, в какой степени этот аргумент является весомым, необходимо подробнее остановиться на вопросе о датировке Wappenmünzen, проследив основные точки зрения по данному вопросу и динамику их эволюции. Прежде всего необходимо оговорить неразрывную связь двух проблем: хронологии Wappenmünzen и времени начала чеканки «сов». От решения первой из них напрямую зависит решение второй, и наоборот. Будем исходить из двух представляющихся достаточно очевидными и как будто бы никем теперь не оспариваемых положений: во-первых, Wappenmünzen — афинские монеты, во-вторых, хронологически они непосредственно предшествовали «совам».
Автор первого специального монографического исследования о монетном деле Афин Э. Беле считал, что Wappenmünzen начали выпускаться во второй половине 560-х гг. до н. э. При этом он связывал их с деятельностью Солона, но не с тем ее периодом, когда проводились знаменитые реформы, а со временем после возвращения законодателя из десятилетнего путешествия30. Это несколько озадачивает: из источников неизвестно, чтобы Солон осуществлял какие-либо политические или экономические меры в эту последнюю пору своей жизни. Что же касается первых «сов», то они, по мнению Беле, были отчеканены после изгнания Писистратидов в 510 г. до н. э. Следует отметить, что этот последний тезис представляется весьма перспективным и хорошо коррелирует с наиболее современными точками зрения (см. ниже).
Однако уже вскоре подход к хронологии ранней афинской чеканки коренным образом изменился в сторону ее резкого «удревнения». Переломной стала здесь позиция Б. Хеда, решительно связавшего выпуск первых «сов» с Солоном (Wappenmünzen Хед, как мы уже видели, вообще не считал афинскими монетами). Настолько велик был авторитет выдающегося английского нумизмата, что после него все обсуждение рассматриваемого здесь вопроса пошло совершенно иными путями. Со временем выявилась необходимость последовательной ревизии и «омоложения» его датировки, поскольку она явно неверна. В исследовательской литературе поступательно сменяли друг друга несколько основных датировок:
1) Wappenmünzen начали чеканиться при Солоне, первые «совы» — при Писистрате; 2) Wappenmünzen — при Писистрате, первые «совы» — при Гиппии; 3) Wappenmünzen — при Гиппии, первые «совы» — после его свержения, около 510 г. до н. э.
Эта последняя точка зрения выдвинута в самых новых работах по интересующей нас проблематике; она в наибольшей степени соответствует современному уровню развития науки и нам также представляется (с некоторыми непринципиальными оговорками) стоящей ближе всего к истине.
Приходится отметить и тот факт, что была предпринята попытка еще сильнее «омолодить» как Wappenmünzen, так и ранние «совы». Развивающий эту идею М. Викерс известен больше всего многочисленными работами, направленными на радикальный пересмотр (без серьезных к тому оснований) всей хронологии афинской чернофигурной и краснофигурной керамики. Эта его «новая хронология» неоднократно и сурово критиковалась авторитетными специалистами как проявление экстремизма в науке. Столь же по-экстремистски, рубя сплеча серьезнейшие проблемы, к сожалению, подошел Викерс и к нумизматической тематике. Он полагает, что Wappenmünzen начали чеканиться в самом конце VI в. до н. э., в период демократических реформ Клисфена, а типы этих монет являются символами десяти новых афинских фил, созданных реформатором взамен четырех старых, ионийских. Что же касается «сов», то их выпуск, согласно хронологическим выкладкам Викерса, начался только после 480 г. до н. э.
Вполне естественно, что в аргументации Викерса сразу же был замечен целый ряд настолько слабых мест, что они сводят на нет все значение его построений. Так, отмечалось, что исследователь, искусственно подгоняя число типов Wappenmünzen к числу клисфеновских фил, совершенно неоправданно редуцировал эти типы с 15 до 10. Для этого он «закрыл глаза» на различия между тремя различными изображениями колеса на монетах, сочтя, что перед нами — один тип, а не три, как в действительности.
Так же он поступил с изображениями протомы коня (влево и вправо), сведя эти два типа к одному. Наконец, он совершенно исключил из серии Wappenmünzen монеты с головой Горгоны, что уже совсем недопустимо. Одним словом, материал нумизматических источников оказался безжалостно принесен в жертву чисто априорным, умозрительным гипотезам. Есть, наконец, и факт, который самим своим существованием полностью разрушает все конструкции Викерса. В архиве Персеполя найден отпечаток реверса афинской тетрадрахмы-«совы», использованной в качестве печати при скреплении глиняных табличек.
Памятник датируется заведомо раньше 480 г. до н. э. (он относится к рубежу VI—V вв. до н. э.) и демонстрирует, что «совы» к тому времени уже чеканились и даже попадали в далекую персидскую столицу.
Все говорит о том, что к теории Викерса следует относиться так, как она того заслуживает, — как к очередной попытке дилетанта произвести «научную сенсацию» — и не относиться к ней слишком серьезно.
Итак, если исходить из того, что начало чеканки Wappenmünzen падает на первые годы правления Гиппия или (чрезмерная точность здесь неуместна) на самые последние годы тирании Писистрата, это ставит рассматриваемые монеты во вполне приемлемый исторический контекст. Как известно, Писистрат в конце своей жизни начал, а Гиппий продолжил в значительно более интенсивных формах дело примирения с афинскими аристократическими родами. Представители Алкмеонидов, Филаидов, Кериков и др. занимали в это время даже высший пост эпонимного архонта. Соответственно, они не имели существенных препятствий для манифестации своей символики как индивидуальной, так и родовой.
В данной связи уместно, подходя уже к концу работы, коснуться вопроса о том, какие именно магистраты ставили свои знаки на Wappenmünzen. Когда обычай таких знаков после долгого перерыва возобновился в Афинах (в эллинистическую эпоху, на монетах «нового стиля»), за чеканку монет, насколько можно судить, отвечали какие-то специальные должностные лица. В науке их условно называют «монетными магистратами» или «монетариями», хотя, строго говоря, мы не знаем, как они назывались на самом деле, и вообще достоверная информация о них чрезвычайно скудна. Предлагались различные точки зрения по вопросу об идентификации этой магистратуры, но ни одна из них не получила безоговорочного признания.
Размышляя о том, как в этом отношении могло обстоять дело во второй половине VI в. до н. э., необходимо принимать в расчет следующие соображения. Архаическая эпоха истории афинского полиса была временем, когда система полисных магистратур получила еще весьма слабое развитие: ведь это — очень ранняя ступень ее эволюции. Лишь позже, в период классической демократии, появилось много самых различных должностных лиц с чрезвычайно дробными обязанностями, когда прерогативы каждого из них ограничивались некой узкой, конкретной сферой государственного управления. До того, то есть на интересующем нас хронологическом отрезке, мы наблюдаем принципиально иную картину: весьма малое количество магистратов, каждый из которых обладал широким кругом полномочий. По сути дела, с абсолютной степенью уверенности можно говорить только о существовании постоянно действующей коллегии девяти ежегодно сменявшихся архонтов во главе с архонтом-эпонимом. Кстати, и режим тирании Писистратидов скорее препятствовал, чем способствовал созданию новых полисных должностей. Можно сделать ответственный вывод: для Афин VI в. до н. э. мы вряд ли имеем право предполагать наличие особой должности монетного магистрата.
С другой стороны, такое значимое событие, каким стало введение (впервые в афинской истории!) собственной чеканной монеты, должно было рассматриваться властями как дело первостепенной государственной важности, и контроль над процессом, скорее всего, был поручен должностным лицам самого высокого ранга — таким, которые следовали непосредственно за верховным правителем. С наибольшей степенью вероятности можно утверждать, что это были именно архонты-эпонимы. Писистратиды в годы своей тирании, как известно, заботились о том, чтобы на этом посту стояли их сторонники (Thuc. VI. 54. 6).
Если наше предположение верно и 15 типов Wappenmünzen соответствуют 15 архонтам периода правления Гиппия, это открывает немаловажные перспективы. Можно попытаться с новых позиций ответить на вопросы о конкретной атрибуции изображений и об историческом контексте перехода от Wappenmünzen к «совам». Но это могло бы стать темой отдельной работы.
Attica, Athens Drachm circa 407-404, AV 4.30 g. Head of Athena r., wearing crested Attic helmet decorated with spiral palmette and two olive leaves. Rev. AΘE Owl standing r. with closed wings, head facing; before, branch upwards and behind, olive sprig with one berry. All within incuse square. Robinson ANSMN 9, 1960, pl. II, 1 (possibly this reverse die). Svoronos pl. 15, 3 (possibly these dies).
Didrachm or stater circa 407-404, AV 8.61 g. Head of Athena r., wearing crested Attic helmet decorated with spiral palmette and two olive leaves. Rev. AΘE Owl standing r. with closed wings, head facing; before, branch upwards and behind, olive sprig with one berry. All within incuse square. Jameson 2495 (this reverse die). ACGC 202 (this reverse die). Robinson ANSMN 9, 1960, pl. II, 9 (this reverse die). One of the greatest rarities of the entire Greek series, only the fifth specimen known.
Attica, Athens Drachm circa 407-404, AV 4.30 g. Head of Athena r., wearing crested Attic helmet decorated with spiral palmette and two olive leaves. Rev. AΘE Owl standing r. with closed wings, head facing; before, branch upwards and behind, olive sprig with one berry. All within incuse square. Robinson ANSMN 9, 1960, pl. II, 1 (possibly this reverse die). Svoronos pl. 15, 3 (possibly these dies).
Didrachm or stater circa 407-404, AV 8.61 g. Head of Athena r., wearing crested Attic helmet decorated with spiral palmette and two olive leaves. Rev. AΘE Owl standing r. with closed wings, head facing; before, branch upwards and behind, olive sprig with one berry. All within incuse square. Jameson 2495 (this reverse die). ACGC 202 (this reverse die). Robinson ANSMN 9, 1960, pl. II, 9 (this reverse die). One of the greatest rarities of the entire Greek series, only the fifth specimen known.
Даже страшно себе представить сколько такой золотой статер может стоить. Если честно, я до этого момента о существовании золотых сов вообще ничего не знал.
Гиви Чрелашвили пишет: Даже страшно себе представить сколько такой золотой статер может стоить.
Статер 295 года до н.э. - греческая золотая монета («Афинская сова»). Золото, вес 8,6 грамм. Диаметр 17 мм. Чеканка монеты - Древняя Греция, Аттика, город Афины. Аукцион Classical Numismatic. Стартовая цена - 60 000 долларов США. Продана за 265 000 долларов
Цитата
Гиви Чрелашвили пишет: Если честно, я до этого момента о существовании золотых сов вообще ничего не знал.
Avitus пишет: Статер 295 года до н.э. - греческая золотая монета («Афинская сова»). Золото, вес 8,6 грамм. Диаметр 17 мм.
Кстати, эта серия скорее всего связано вот с какими событиями:
(Paus. I, XXV) Когда уже собирались штурмовать стены, Лахар бежал в Беотию. Так как он похитил из Акрополя золотые щиты и с самой статуи Афины снял украшения, какие можно было снять, возникло подозрение, что у него огромные богатства.
(Pol.III,7,1) Лахар, после того как Афины были взяты Деметрием, надев грубую рабскую одежду, черной краской измазав лицо, неся под складками платья корзину, через маленькую калитку тайно вышел, сел на коня и, держа в руках золотые дарики, пустился в бегство. Тарентинские всадники, с большой быстротой преследуя его, не отставали. Тогда он стал понемногу бросать на дорогу дарики, и те, спешиваясь, стали собирать золото. После того, как это было сделано несколько раз, погоня прекратилась, и Лахар, ускакав, смог уйти к беотянам.
Упоминаемые золотые дарики это скорее всего и есть сии золотые совы. И Лахар их возможно отчеканил из упоминаемых украденных украшений
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Правильно я понимаю, что на Тетрах архаического типа отсутствует изображение луны? И не отсылает ли появление луны на монете к первой серьезной победе греков в противостоянии Запада и Востока - Марафонской битве? Персы перед сражением остались без конницы, т.к в тот день луна села уже после рассвета и дезориентированные конюхи не успели вернуть лошадей с ночного водопоя.
Igor_Ch пишет: Правильно я понимаю, что на Тетрах архаического типа отсутствует изображение луны?
На архаичных тетрах луны нет
Цитата
Igor_Ch пишет:
И не отсылает ли появление луны на монете к первой серьезной победе греков в противостоянии Запада и Востока - Марафонской битве? Персы перед сражением остались без конницы, т.к в тот день луна села уже после рассвета и дезориентированные конюхи не успели вернуть лошадей с ночного водопоя.
В том немногом, что мне встречалось (целенаправленно не интересовался) - версию Марафонской битвы как бы не провергают и не подтверждают тоже. Хронологически же кмк вписывается отлично - до 490-485 BC месяца нет, а потом есть.
Тетры с полумесяцем начали чеканить с начала классического периода. Если спекулировать на эту тему, то полумесяц скорее уж связан с морской битвой при Саламине, которая тоже ночью была и именно это было по факту решающее сражение в войнах с персами. С этой же победы над персами и начался классический период, с 480 года до н.э.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Akrosas пишет: начали чеканить с начала классического периода
Тут интересен вопрос, отчего вдруг случился классический период? Чеканили себе спокойно в архаическом стиле и вдруг перешли на новый - этому точно есть причины. И возможно, и появление иного стиля и нового элемента (месяц) как-нибудь взаимосвязаны и ответ на один вопрос, поможет с ответом на другой.
Таким толчком могла стать Делосская симмахия, — с 478 года д.н.э, объединение греческих полисов от 150 до 330 (согласно википедии) под руководством Афин. Т. е. если просто Афинам архаики было достаточно, то возникшему образованию требовался уже некий "имперский" уровень кмк.
Вероятно сюда вписываются символы победы над Персидской империей - будь то Саламин или Марафон. И возможно вписывается так же и самое очевидное объяснение - "луна-сова-ночь". Для афинян было очевидно, что совы летают ночами. А возможно, для жителей отдаленного полиса это не столь очевидно - может они сов то в глаза не видели раньше.
В афинской чеканке пятого века разбиение на архаику, раннюю классику и классику основано только на изменении канонов. Весь пятый век в хронологическом историческом плане - это твердая классика. А вот в широком смысле вся афинская чеканка пятого века до н.э. - это стилистическая архаика с глазом Афины, смотрящим в анфас, но лицом в профиль что на условно архаических, что на условно классических монетах. Резкой смены стиля не было, что видно по наличию очень ранних классических тетрадрахм, а вот каноны поменялись резко: добавился месяц на реверсе и сильно изменилась Афина. Я думаю, что это могло быть связано с изменением некой центральной скульптуры Афины где-то в городе. Есть у меня подозрение, что многие античные боги на монеты перенесены с реально существовавших статуй. Возможно, что около 480 года до н.э. в Афинах сменилась главная статуя богини.
IgorK пишет: Весь пятый век до н.э. - это стилистическая архаика.
Почти весь пятый век до н.э. - это уже классика с некоторыми элементами архаики. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э - иными словами первая треть пятого века ещё архаика, потом - нет.
Фрагмент с изображением богов — Посейдона, Аполлона и Артемиды 442–438 до н. э и Белокурый эфеб 480 до н. э. - вполне себе классика
Цитата
IgorK пишет: Я думаю, что это могло быть связано с изменением некой центральной скульптуры Афины где-то в городе. Есть у меня подозрение, что многие античные боги на монеты перенесены с реально существовавших статуй. Возможно, что около 480 года до н.э. в Афинах сменилась главная статуя богини.
Я тоже думаю, что прежде изменился образ Афины в скульптурных изображениях, а как следствие и на монетах.
Афина Промахос. Около 475 до н. э. и Круг Мирона Афина, опирающаяся на копье. Около 460 до н. э - снова классика. Нужно найти скульптуру Афины архаичного типа подобной этой, но с Афиной:
Что-то до боли знакомое. По-моему, я ее видел в Афинском Археологическом музее. Если чего-то не путаю. Я был во стольких музеях Греции во многих городах, что уже могу и перепутать.
Меня очень впечатлила Декадрахма Афин в музее античных монет (дом Шлимана) в Афинах. Там сделано так, что можно обозреть обе стороны. Если есть у кого фото то было бы здорово ее тут показать. вот тут ранее Николай видео размещал.
Большое спасибо всем , кто выложил фото своих монет . Стало возможным сделать анализ монет которые в реалиях существуют . Красивые Совы у IgorK , DD1380 , nazartst, Большой Вам плюс в карму , буду корректировать свои хотелки .
Обсуждался этот клад на Старой монете года два назад. Это его малая часть. Там выкопали несколько вёдер. Akrosas высказал гипотезу, что это был расчет с греческими наемниками в местности на территории современной Турции, но по какой-то причине эти наемники спрятали свои деньги и их всех перебили.
IgorK пишет: но по какой-то причине эти наемники спрятали свои деньги и их всех перебили.
Есть некоторые сведения, что возле античного города Икония найден. И связывают это с походом десяти тысяч, мол Кир в том городе останавливался на три дня. Местные могли от греха подальше и закопать накопленную казну, когда узнали о приближении Кира.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Клад действительно огромный, но состоял не только из афинских тетрадрахм. Были местные аспендские статеры пятого века до н.э., поэтому и вес не ровно под тетрадрахмы. Клад разошелся по миру средними партиями. Мне турки предлагали вот это купить:
Думаю не преувеличение. Сейчас глянул, только за последние три месяца по основным аукционам было продано порядка 1000 классических обычных тетр, казалось бы. Это не считая оптовых лотов с горами совершенно убитых экземпляров и всяких площадок типа Ебея. Получается за последние 3 года, сколько они массово прут, было только порядка 10000 по аукам одиночных лотов и побольше убитых и с катами в оптовых лотах. Но это не учитываю повторные лоты. Но по-моему, сколько ни смотрел, повторов практически и нет, эти вещи если покупаются, то надолго.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
В принципе, можно прикинуть, ведро 12 литров, плотность серебра 10500 кг/м³, то одно полное ведро серебра это порядка 125 кг. Ну с монетами учитывая пространство между ними может одно ведро это ровно 100 кг тетр. Если клад такой как описывают, то всего каких-то жалких 5-6 ведер монет )))
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Поговаривают еще на севере Греции был недавно клад в 3000 афинских тетр.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Akrosas, интересно, а такой клад не снизил среднюю цену тетры ? Я не ориентируюсь в их ценах 5 или 10 лет назад, но даже по последнему аукциону Ромы вижу,что часть монет просто не выкуплены при стартовой цене в 300 фунтов. Не будет ли так,что сова будет у каждого нумизмата, кто хотел приобрести и придется дилерам демпенговать ?