Аналитический обзор медальных портретов Елисаветы Петровны братьев Вехтер
Одними из самых красивых и интересных портретов Елисаветы Петровны на медалях, на мой взгляд, являются портреты с подписями: «G • Waechter • F •» и «Waechter • F •».
Так как я, что греха таить, не являюсь коллекционером медалей со стажем, то мне было довольно любопытно покопаться и разобраться в портретах Елисаветы на медалях, выбрав из них самые красивые, те к которым лежит душа. Вылилось это конечно в покупке ещё двух медалей и в довольно интересном изучении предмета.
Кроме хорошо мне знакомого, по рублям 1757 года, портрета работы Жака Антуана Дасье и его достаточно точной поздней копии Якова Рейхеля:
Интересными, также, оказались портреты работы Иванова, с подписью «ТИМОѲЕЙ ÏBAHOBЪ», и его копия (более низкого качества) сделанная Клепиковым примерно через сто лет, с подписью «КОП. A. КЛЕПИКОВЪ.»:
И наконец, однотипные с портретом Иванова, портреты с подписью «Waechter • F •» (которые имеют одну разновидность лицевой стороны медали «А») и с подписью «G • Waechter • F •» (имеют две разновидности лиц. ст. медали «B1» и «B2»):
Именно портрет с подписью «G • Waechter • F •» показался мне наиболее интересным, элегантным и самым красивым (на обеих разновидностях лиц. стороны «B1» и «B2» портрет идентичен). Разница между портретом Елисаветы Петровны работы Вехтера с лиц. ст. «А» и портрета на медалях с лиц. ст. «B1» и «B2» довольно заметная, если присмотреться к деталям. Первоначальным, однако, был вариант «А», как мы увидим позже. Он и стал прототипом для остальных вариантов, включая портрет работы Иванова.
Заметные отличительные черты портретов работы Вехтера и его копий:
- «Waechter • F •»: Портрет на медалях с лиц. ст. разновидности «А» несколько меньше по размеру. Ушное украшение императрицы имеет три подвески. Лента взлетела выше чем на других портретах. Корона имеет второй неполный ряд жемчужин сверху. На груди - три подвески. Множество других мелких деталей отличны.
- «G • Waechter • F •»: портрет на медалях с лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» идентичен и не имеет никаких нареканий - он идеален по исполнению. Портрет выглядит воздушным, парящим. Лицо имеет мягкие черты. Различие между лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» в разных надписях вокруг портрета. «B1» - после D. G. разделительных сократительных точек между другими словами нет. А у «В2» - точки есть между всеми словами. Визуальное отличие портрета на лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» от других портретов - ушное украшение у императрицы отсутствует.
- «ТИМОѲЕЙ ÏBAHOBЪ» (и «КОП. A. КЛЕПИКОВЪ.»): Портрет работы Иванова, который без сомнений является талантливой копией комбинирующей в себе черты обоих портретов работы Вехтера на медалях с лиц. ст. разновидности «А», «B1» и «B2». Имеет множество мелких различий с портретами работы Вехтера. Самое простое - украшение уха императрицы овальное, в виде одной цельной клипсы. Одно нарекание - мягкие черты лица Елисаветы стали чем-то напоминать черты лица Екатерины II, над чьими портретами много работал Иванов. Похоже это отразилось в портрете, сделанном явно в 1770х-1780х годах (переносица выше, черты лица менее округлые).
Об искусстве медальеров и гравировщиков братьев Вехтер
Мне захотелось узнать побольше о медальере Вехтере и его работах. И тут всё оказалось не без сюрпризов, на изучение которых мне пришлось потратить несколько увлекательных вечеров.
Начать хотя бы с того, что Вехтеров было два брата и оба медальеры. Старший брат, при этом, выполнил множество композиций оборотных сторон на медалях Екатерины Второй, Петра Первого, и Елисаветы Петровны.
Зная, что на медальных портретах работы Вехтера имеется два варианта подписи: «G • Waechter • F •» и « Waechter • F •», у меня возник закономерный вопрос: А не мог ли Iоаннъ Георгъ Вехтеръ выполнить портрет Елисаветы Петровны с подписью « Waechter • F •»?
Для этого решил разобраться, работал ли Iоаннъ Георгъ Вехтеръ над портретными штемпелями в принципе или нет. Для начала, нашел медаль Бестужева-Рюмина 1762 года, которую Iоаннъ Георгъ Вехтер полностью вырезал сам, включая портрет, под которым (под текстом) проступает подпись «J • G • W • F •»:
И как оказалось это была отнюдь не единственная его портретная работа. Поэтому, снимать старшего брата со счетов по поводу авторства первого портрета Елизаветы «А» с подписью «Waechter • F •» мне показалось преждевременным. Стоило поискать подтверждение того, что этот портрет как раз-то его работы:
Портрет Елизаветы работы Вехтера, разновидности «А», с подписью «Waechter • F •»
Положение с двумя братьями работавшими над созданием штемпелей для медалей в одном месте и в одно время, плюс неразбериха с подписями на медалях их работы, порой ставит в тупик специалистов их описывающих. Можно найти одну и ту же медаль с подписью «WÆCHTER • F •» описанную, как принадлежащую резцу то старшего брата, то младшего. За примерами далеко ходить не надо. В 2011 году аукцион Синкона описал золотую медаль (Дьяков 117.1) с такой подписью вот таким образом: "...Dies by T. Ivanov and G. C. Waechter..." и тут же перевел описание для русскоговорящей аудитории: "...Штемпель T.Иванова и И.Г. Вехтера...". Эту неразбериху, когда каждый аукцион описывает портреты с подписью «WÆCHTER • F •» как ему заблагорассудится, пора прекращать.
Давайте познакомимся с братьями Вехтер поближе, и возможно нам удастся разобраться с загадкой, которую братья Вехтер оставили потомкам.
Георгъ Христiанъ Вехтеръ (Georg Christian Waechter) родился в Гейдельберге (Heidelberg) в 1729 году, скончался примерно в 1789 г. Младший из братьев изучал искусство гравировки медалей под руководством Жана Дасье (Jean Dassier). Учился и работал гравером на Женевском монетном дворе.
Как-то он посетил Вольтера, в его поместье в Ферне, и по воле Карла Теодора, в 1769 году, создал первую версию скандально знаменитой медали. Медаль сея включала своего рода революционную надпись на об. ст. вокруг алтаря: «il ôte aux nations le bandeau d'erreur» («Он снимает с народов повязку заблуждения слепого обмана»). Эта надпись, косвенно критикующая власть предержащих, послужила причинной изгнания Вехтера младшего из Женевы, и уничтожения этих медалей (несколько медалей этой версии, однако, еще существуют).
В 1770 году Г. Х. Вехтер переехал в Германию, став придворным медальером в Мангейме (Mannheim), где он перевыпустил медаль в честь Вольтера, уже без упоминания К. Теодора, и без провокационной надписи, скромно написав на алтаре: «Tire D'apres Nature Au Chateau De Fernet» («Запечатлён в замке Ферне» ). Так же в 1770 году отчеканили медаль в честь Жан-Жака Руссо, его работы.
Бронзовая медаль «В чести Вольтера». Женева, 1769 год, 60,1 мм. Выгравирована Г. Х. Вехтером и отчеканена Жаном Дассье. Создана по воле Карла Теодора, курфюрста Пфальца. Любопытно, что на ряду с подписью «G • С • Waechter • F» на об. ст. присутствует дополнение «Junior» (младший) «G • С • Waechter • Junior»:
Бронзовая медаль «В честь Вольтера». Германия, 1770 год, 59 мм. Портрет Вольтера и «Альтарь Славы» работы G. C. Waechter. На лиц. ст. подпись «G • С • Waechter • F» на об. ст. просто «G • С • Waechter»:
«В честь Жан-Жака Руссо». Женева 1770 год, 55 мм, 54,25 г. Бронзовая медаль посвященная Ж. Ж. Руссо. Автор Г. К. Вехтер (G.C. WÆCH - TER F):
В С. Петербург Г. Х. Вехтер (младший) прибылъ по вызову правительства в 1771 году, благодаря ходатайству старшего брата и заинтересованности в нем Якоба фон Штелина. Его работы на разные события из царствования Имптератрицы Елисаветы перечисляются у Иверсена со ссылкой на Собр. Русск. Мед., №№: 123, 124, 130, 131, 132, 135, 136 и медаль в память графа Г. Г. Орлова. Так же он изготовил штемпели для нескольких памятных медалей Екатерыны II, разумеется были и другие работы.
«В честь Графа Григория Григорьевича Орлова ». Россия, железная медаль 1771. Работы Г. Х. Вехтера (подписана «G. C. Waechter F.»):
Библиотека университета Yale, Нумизматическая коллекция.
Принесена в дар пастором William H. Owen, в 1897
Иоаннъ Георгъ Вехтеръ (Johann Georg Waechter) Выдающийся медалист, немецкого происхождения, работавший преимущественно в России. Старший брат Г. Х. Вехтера. Родился в 1724 году в Гейдельберге (Heidelberg). Скончался в Санкт-Петербурге (по одним данным в 1797 г., по другим в 1800 г.). Ему было поручено резать портрет Императрицы Екатерины II для коронационной медали большой велечины в золоте. При оттиске второй медали штемпель испортился (как записано в деле № 6332 С.-Петербургского МД от 1762 года), по-этому портрет этот не известен на золотой коронационной медале, но от сюда следует, что в 1762 г. старший из братьев Вехтер уже жил и работал при Академии достаточно длительное время, раз ему была доверена такая важная работа. По утере первого, пришлось создавать еще один штемпель с подобным портретом. Похоже, что этой работой уже занялся Т. Иванов, в то время как Иоаннъ Георгъ занялся работой над оборотной стороной медали (подпись «WÆCHTER • F •»):
Надо отдать должное тонкому, и в то же время дерзкому чувству юмора Екатерины Алексеевны. Победительницей в Семилитней Войне она явно считала не Фридриха II и не Петра III, а себя! Умиротворявшая Минерва сидящая на сфинксе - была образом на медале 1762 г., в честь союза России с Пруссией, заключённого по инициативе Петра III, итогом которого стал переворот и приход к власти Екатерины II. Минерва на сфинксе держит копье с оливковой ветвью и щитом, на котором изображены гербы Пруссии, России и Швеции:
Работы И. Г. Вехтера многочисленны и включают в себя прекрасную памятную медаль «На восшествие на престол Императрицы Екатерины II», датированная 18 июня 1762 г. Ниже представлена большая платиновая медаль (394 г., 67.7 мм.) работы И. Г. Вехтера. Лиц. ст.: Бюст Екатерины II в образе Минервы, в шлеме и кирасе, влево. Об. ст.: Сидящая Екатерина II принимает от России и Св. Георгия подушку с короной и скипетром. С облака Провидение приветствует императрицу. Эта впечатляющая медаль высшей редкости (у Дьякова указана в серебре и бронзе, не указана в платине или золоте). Отчеканена была в 1767 году в честь 5-и летия царствования. Оттиски этой медали также вставлены в табокерки подаренные участникам переворота 1762 года. Одну такую медаль в золоте Екатерина II отправила в подарок Вольтеру и ещё одну - Дени Дидро. Медаль в платине нигде рание не упоминалась:
Аукцион Spink, 2015 г.
«В ознаменование основания Академии художеств в Санкт-Петербурге», 28 июня 1765 г. Медаль Екатерины II. Лиц. ст.: Бюст в короне и мантии. Об. ст.: Эмблемы искусств на каменной глыбе. Граверы: Johann Georg Waechter / Pierre Louis Vernier:
Часть коллекции Frick (collections.frick.org/collections/8984/medals/objects)
Все три приведенные медали дают представление об искусстве медальера, которым владел Иоаннъ Георгъ Вехтеръ во времена начала правления Екатерины II. По сути он был главным медальером в Санкт-Петербурге работавшим под руководством Якоба фон Штелина.
Фурье даёт маленькую справку, которая ,на мой взгляд, была результатом заблуждения:
Прожив некоторое время в России под именем Иоаннъ (Johann) Георгъ, Вехтеръ старший скорее всего начал подписывать некоторые свои работы «I.G.W.F» и «I.G.W.», наряду с «J.G.W.F.» и «J.G.W.», и никакого другого И. Г. Вахтера (Вехтера) из Гейдельберга (Heidelberg) в Петербурге не было. В пользу этого говорит и тот факт, что у Иверсена нет упоминания никакого Вахтера, а скудная ссылка Фурье не известно на чём базируется. Скорее всего встречаемость этих инициалов на медалях вызвала интерес у Фурье, о их принадлежности ему могли сообщить, записав услышанную фамилию именно как ее услышали, переиначив ее в иностранной переписке.
В период правления Елисаветы Петровны начинается создание серий исторических медалей Петра Первого и самой Елисаветы Петровны. Елисавета пришла к власти на патриотической волне реставрации имени отца и его реформ, и считала необходимым героизировать и прославлять великие его дела, считая это делом своей жизни. Подобная история и с Екатериной II, она по-сути повторила историю вступления на престол Елисаветы и продолжение дела Елисаветы стало жизненно необходимой политикой Екатерины II. В монетном деле это выразилось в определенных реформах 1762 года. В медальном - в сериях исторических памятных медалей, некоторые из которых берут начало во времена правления Елисаветы и продолжаются при Екатерине II.
Таким образом инициалы И. Г. Вехтера: «I.G.W.F» и «I.G.W.» попадаются не только на медалях датированных началом царствования Елисаветы Петровны, но и на медалях Петра Великого. Примером может послужить следующая медаль.
«В память создания Военно-морского флота России на Черном море». Оловянная медаль датируется римскими цифрами 1696 годом. (позже отчеканенная) работы С. Юдина и И. Г. Вехтера. Нептун, держащий поводья и трезубец, стоящий в морской ракушке, запряженной двумя морскими коньками и приветствуемый Россией:
Оба брата принимали участие в создании памятных и исторических медалей Елисаветы Петровны, Екатерины II и Петра Великого. А также в серии из 65 медалей в честь великих князей и монархов, начиная от Рюрика. Эта серия была задумана Михаилом Ломоносовым и Яковом фон Штелиным в 1750-е годы, но первые медали были отчеканены только в 1770-е:
Есть медали над проектами которых кажется, что они работали совместно, и для которых оборотную сторону резал старший из братьев, а для лицевой употребляли штемпель младшего брата. Штемпели могли быть вырезанными в разное время, и один и тот же портретный штемпель употребляли с разными штемпелями оборотной стороны.
«Освобождение заключенных». Историческая, памятная бронзовая медаль, датированная 15 декабря 1741. На лицевой стороне медали подпись: «G • Waechter • F •» и относится она к работе Георга Христiана Вехтера (Georg Christian Waechter), т.е. к младшему из братьев. Оборотная сторона подписана: «I • G • W •» и представляет старшего - Iоанна Георга Вехтера (Johann Georg Waechter):
Вот ещё один пример - замечательная медаль в честь графа Г. Г. Орлова датированная 1771 г.:
Но вернемся к медалям Елисаветы Петровны и к авторству малого портрета на лицевой стороны разновидности «А» с подписью « Waechter • F •».
Авторство портрета Елисаветы Петровны с подписью « Waechter • F •»
Самый ранний из портретов Елисаветы Петровны работы братьев Вехтер
Зададимся вопросом: так какой из портретов появился на медалях раньше, с подписью «Waechter • F •» (разновидность лицевой стороны медали «А») или с подписью «G • Waechter • F •» (разновидности лицевой стороны медали «В1» и «В2»)?
Напомню некоторые различия портретов: размер, наличие или отсутствие ушного украшения из трёх подвесок и разделительных точек в надписи над портретом (см. Заметные отличительные черты портретов работы Вехтера и его копий, описанные ранее):
Справка о младшем из братьев, Георге Христiане Вехтере, дает представление о том, что выпуск большинства медалей задуманной исторической серии Елизаветы Петровны произошел после его переезда в 1771 году, так как до этого времени он попросту еще не работал в Санкт-Петербурге. А вот старший брат находился в России уже некоторое время, и точно на много раньше 1762 года. О том говорит расположенность к нему властей, до такой степени, что ему было доверено исполнение портретного штемпеля для большой, золотой, медали на коронацию Екатерины II в 1762 году. А значит логично предположить, что первые памятные медали серии, а значит и портрет Елисаветы с подписью «Waechter • F •» были его работы. И скорее всего этот портрет был изготовлен ещё при жизни императрицы.
Подтверждение того, что портрет Елисаветы с подписью «Waechter • F •» появился до переезда Г. Х Вехтера в Россию имеется. Самое раннее описание проекта серии медалей Елисаветы Петровны, включая медали с портретом работы Вехтера (с подписью «Waechter • F •») относится к 1768 году. Еще до появления младшего из Вехтеров в Санкт-Петербурге! В восьмом томе Всеобщей Исторической Библиотеки членов Королевского Института Исторических Наук при Геттингене, изданном J. C. Gatterer в 1768 г., описаны планы создания серии 12 медалей Елисаветы Петровны. Список этих медалей предоставил в распоряжение Гаттерера статский советник Яков фон Штелин. Первая медаль, при этом, была в это время уже отчеканена, так как было уже известно имя медальера вырезавшего портрет Елисаветы и указана его подпись «Waechter • F •». Вот вырезка, с переводом, любезно предоставленные для моей библиотеки электронных публикаций В. Арефьевым некоторое время назад:
Как видите описывается вариант портрета с подписью «Waechter • F •» в публикации 1768 года, за 3 года до того как младший из братьев, Георг Христiан Вехтер, который в 1770 году только стал придворным медальером в Мангейме, приехал в Россию по вызову правительства в 1771 году. По-этому предположение, что первый вариант портрета («A»), с подписью «Waechter • F •», является работой старшего из братьев - Иоанна Георга Вехтера, не только жизнеспособно, но и кажется единственным справедливым.
Какие именно 12 памятных медалей в серии статский советник Яков фон Штелин описал Гаттереру?
Список (полное описание см. в самой публикации 1768 года):
1. На восхождение Императрицы Елисаветы на тронъ (имя художника портрета WAECHTER.F.);
2. На бракосочетание обоихъ Императорских Высочествъ великаго князя Петра Феодоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны (штемпель еще не вырезан);
3. На рождение Его Императорского Высочества великаго князя Павла Петровича (штемпель еще не вырезан);
4. На окончание Кронштадскаго канала (лиц. ст. как у первой медали, то есть работы художника WAECHTER.F.);
5. Упразднение внутренней пошлины и мостоваго сбора (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
6. На землемерье и устранение межевых споров (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
7. Учреждение Украинской провинции Новая Сербия (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
8. На уничтожение садолженностей государству (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
9. На основание Московскаго Университета (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
10. Прощение преступлений и освобождение пленных из тюмер (лич. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
11. На обнародование новаго уложения Codex Elisabethanus (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
12 На кончину Императрицы Елисаветы (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
Как видим, на 10 медалях, из 12 описанных, предполагалось использовать вот этот тип портрета работы Вехтера:
Никакого другого в то время еще попросту не было!
На деле, многие медали увидели свет не с подписью WAECHTER.F. а с другими однотипными портретами работы Г. Х. Вехтера, Tимофея Иванова, или вышли в свет с портретом другого типа. Пример: медаль 1754 года (отчеканена в 1757 году) «на учреждение Московского университета» с портретом работы медальера Жака Антуана Дасье (под портретом: "DASSIER " , оборотная сторона, однако, была сделана по эскизу Якова фон Штелина.
Ценность медали с портретом работы Дасье в том, что она дает нам возможность определить примерное время, когда проект памятных медалей Елисаветы был изложен на бумаге статским советником Якобом фон Штелином (думается без Михаила Ломоносова не обошлось и здесь, но упоминаний об этом пока не было мною найдено) и следовательно датировать самую первую медаль. Основная часть проекта (кроме последней медали 1761 г. «На кончину Императрицы Елисаветы») была сформирована до 1757 года, до выхода медали Дасье, иначе этот портрет был бы описан в проекте, копию которого Штелин предоставил Гаттереру между 1762 и 1768 годами (между смертью Елисаветы и публикацией Гаттерера).
Так как, основной объем событий отраженных на медалях обрывается в 1754 году (и потом сразу идёт описание медали на кончину Императрицы в 1761 г.), то думаю и изложен проект был не позже 1754 года. Да и первый портрет разновидности «А», что с подписью «Waechter • F •» должен был появиться примерно в это же время, ведь о нём уже упоминается в описании, в то время, как о портрете Дасье - нет. Медаль на кончину императрицы просто вписали в список позже, что бы придать серии логический конец, после смерти Елисаветы. После 1762 года Штелин должно быть не имел более возможности вернуться к, и продолжить серию Елисаветы, так как время ушло, но закончить её было необходимо. То, что в серии царит шестилетняя брешь между 1754 и 1761 годами является подтверждением выше сказанного, ведь не мало интересного произошло за это время (к примеру, монетная реформа!). Думаю можно смело утверждать, что проект датируется концом 1754 года, и портрет для исторической серии медалей с подписью «Waechter • F •» (разновидность «А») тоже.
Как видим, проект в память о знаменательных событиях: недавних и свершившихся много лет назад, реализовывался по мере возможностей, так как он не всегда не был в центре внимания.
Якоб фон Штелин был деятельной персоной российской Академии наук. Кроме прочих его талантов он был гравёром, картографом и медальером. В 1747 году художественный департамент преобразовали в Академию изящных искусств и ее управление было поручено Штелину. Для развития в ней рисования и гравирования он выписывал учителей из-за границы, подбирал способных учеников. Серьёзно занимался медальерным искусством, имевшим в России до него некоторое развитие при Петре I, но позже забытом. С 1757 года указом Сената Штелин практически поставлен во главе медальерного дела в России. Ему поручалась подготовка мастеров, составление проектов для памятных медалей, надзор за производством. В это время ему удается пригласить Жака Антуана Дасье, для работы и обучения учеников, включая Юдина и Иванова. По всей видимости Дасье работает и занимается обучением совместно со старшим Вехтером. Так же он исполняет одну из медалей серии памятных медалей Елисаветы Петровны, о которой говорилось выше.
Долговременным проектом была серия медалей, посвящённых деятельности Петра Великого. 25 медалей выпустили в первые 20 лет XVIII столетия и Штелину удаётся заинтересовать Елизавету Петровну идеей расширяя серии. По разным данным число медалей в проекте колебалось от 100 до 180. Работа продвигалась медленно, сталкиваясь с непониманием придворного окружения его художественной и исторической значимости. Не хватало финансов и высоко квалифицированных специалистов. Разумеется те же проблемы касались выпуска памятных медалей самой Елисаветы Петровны.
Не знаю, есть тут своя взаимосвязь или нет, но в 1759 году сгорела Монетная канцелярия, хранившая эскизы и заготовки петровской серии (и не только), что затормозило работы. Любопытно, что именно в этом году здоровье Дасье пошатнулось и он уехал из России, расставшись с жизнью в Копенгагене, так и не добравшись до лондонского монетного двора. О том же, как медленно продвигались дела, можно судить по тому факту, что в правление Елизаветы Петровны было отчеканено только шесть медалей из петровской серии. Дела ускорились лишь в 1772 году, когда Екатерина II вернула проект из небытия. Эскизы 125 медалей были изготовлены Козловым по проектам Штелина и серия наконец была отчеканена в 1770-е - 1780-е годы. Серия медалей Елисаветы Петровны, без сомнения, сталкивалась с теми же трудностями и имела подобную судьбу.
Разнообразие портретов Елисаветы Петровны на базе работы старшего Вехтера не удивляет. Вехтер младший и Иванов на свой лад, но качественно и артистически, скопировали портрет Вехтера старшего для медалей, так как штемпель с 1754 года износился. В то время, как Вехтер старшей ушел в работу над штемпелями оборотных сторон медалей. Дело в том, что делать мелкие композиции в металле было делом на много более ответственным, чем копировать уже созданный штемпель, и отнюдь не легким. Требовался большой талант. Характерна выдержка из записок Якоба фон Штелина, который был не только ценителем (и критиком) искусств, но и душой этого проекта: «Для коронации императрицы Елисаветы в 1742 г. я сочинил реверс, который молодой Лифткин вырезал довольно плохо, несмотря на превосходный аккуратный рисунок, полученный от придворного живописца Гроота». Был дефицит гравировщиков способных вырезать артистическую оборотную сторону медали. В 1770-х к проекту подключился младший Вехтер, позже к этой работе подключился Т. Иванов. Главный вклад И. Г. Вехтера в русское медальерное искусство заключается в дальнейшем расширении художественных возможностей. Виртуозное владение техникой и тонкие ощущение светотени позволили ему создавать замечательные портреты и живописные рельефы.
И. Г. Вехтер был рабочей тенью своего покровителя, и не только одним из ведущих медальров, но и наставником других, под патронажем Штелина. Знаем мы о старшем Вехтеры мало, но по яркой аналогии с историей Дасье в России, можно предположить, что именно он, Иоаннъ Георгъ Вехтеръ, внес неоценимый вклад в повседневное приобретение навыков и опыта русскими медальерами, Юдиным и Ивановым.
Психология выбора маркировки своих работ братьями Вехтер
Другим, косвенным подтверждением того, что подпись «Waechter • F •» принадлежит резцу старшего Вехтера находится в области информационно-психологического предположения.
Подпись под вопросом («Waechter • F •»):
Давайте посмотрим на историю подписи братьями своих работ.
Как и полагается старшему брату, который первым стал мастером в сфере гравировки, он не задумываясь о младшем брате когда подписывался на своих портретных работах «WÆCHTER •», ну а там где приходится подписываться инициалами присутствует неизменное «I•G•W» или «J•G•W» в комбинации с «•F•» или без неё, что всего лишь означает на латыни Fecit (он сделал).
Если он был в С.-Петербурге один единственный Вехтер, необходимость маркировки инициалов под портретными работами просто отсутствовала, и подписью «Waechter • F •» была самодостаточной, что бы представлять Георга Христiана Вехтера.
Исключением является прописью подписанный штемпель оборотной медали «на Учреждение воспитательного дома в С.-Петербурге», датированной 1763 годом. Предположу, что эта оборотная сторона должна была идти вместе с портретом работы Иоанна Георгия Вехтера. Такую медаль я правда не нашел, но штемпель мог быстро испортится и быть заменен копией другого мастера (к примеру Т. Иванова). При этом появилась необходимость придать авторство штемпелю оборотной стороны. Похоже, что сообразили сделать это не сразу, т.к. попадаются медали Иванова без авторской подписи на об. ст.
Имея старшего брата, уже устоявшегося в профессии медальера, Георгъ относится к подписи своих работ прилежно и несколько ревностно, подчеркивая, что это именно его работа, а не работа его старшего брата. Он не разу не пропустил инициала «G•», и конечно же он имеет на это полное право.
Любопытно окончание одной из его подписей - «Junior» (Юниор, младший). Это добавление присутствует на медали выпущенной им под руководством его женевского наставника Ж. Дасье. Похоже последний был хорошо знаком со старшим братом Георга, в прошлом он вполне мог быть и его наставником, от сюда эта дополнительная приставка «Junior», которая присутствует только на женевской медали.
Имея ввиду всё выше сказанное, мне видится, что просто психологически Георгъ не мог набраться смелости и подписать свою работу «WÆCHTER • F •», опустив своё обязательное «G•». Особенно по переезде в С.-Петербург, под крылышко родного брата, и не смотря на всю свою гордость. Просто любовь его к брату, воспитание и желание иметь благосклонность брата и его покровителей не позволили бы ему пойти на такой шаг. С другой стороны, Иоаннъ не спроста в дальнейшем начал применять фамильную подпись «WÆCHTER •», как свою собственную. На оборотной стороне, на ранних своих работах он так же привык добавлять к инициалам «• F •», поэтому чисто психологически и исторически подписаться под портретом Елисавета как «WÆCHTER • F •» он мог совершенно спокойно.
Таким образом подпись и портрет разновидности лицевой стороны медали «А» должен принадлижать резцу Иоанна Георга Вехтера, и по всей логике вещей это его работа.
В каких годах искать медали с портретом Елисаветы I работы братьев Вехтер
В Собрании Русских Медалей от 1840 г. описаны медали Елисаветы Петровны (всего 17 разновидностей), включая семь медалей под номерами: 123, 124, 130, 131, 132, 135, 136, с портретами работы Вехтера («Waechter • F •» и «G • Waechter • F •» ), которые упоминаются в справке о Г. Х. Вехтере в словаре Иверсена 1874 года:
Любопытно, что в этом описании говорится о подписи «G • Waechter • F •» (разновидности лицевой стороны медали «B1» и «B2») в то время, как все медали работы Вехтера, подходящие под описание № 123, которые мне удалось найти, имеют подпись «Waechter • F •» (разновидность лицевой стороны медали «А»), как она справедливо описана у Гаттерера. Таким образом эта разновидность портрета полностью игнорируется публикацией 1840 г. Что говорит о том что, при описании медалей не было замечено, что медали работы Вехтера имели две разные подписи и соответственно отличаются портретами. В этом смысле публикация 1768 года заслуживает больше нашего почтения.
Так же, непонятно почему пропущено было описание более редкой медали в исполнении Г. Х. Вектера («G • Waechter • F •» разновидности «B1» и «B2»): «Землемерье и устранение межевых споров, 13 мая 1754». В исполнении Г. Х. Вектера они редко попадаются, но в исполнении Иванова они встречаются часто, и почему эта медаль не была описана в 1840 году для меня так и осталось загадкой.
«Землемерье и устранение межевых споров, 13 мая 1754» работы Г. Х. Вехтера («G • Waechter • F •»). Медаль с лицевой стороной без разделительных точек над портретом, разновидности «B1» (свинцово-оловянный сплав, 79,74г., диаметр 65 мм) и с разделительными точками, «B2» (бронзовая медаль, 103,025 г., 63,92 мм). В Собрании Русских Медалей от 1840 г. отсутствует:
Также, для нескольких медалей, из тех что находятся в фокусе нашего внимания, Сб. Рус. Мед. 1840 г. приписывает авторство штемпелей, однотипного портрета с работами братьев Вехтер, Самуилу Юдичу Юдину, в то время как на медалях можно найти только портрет работы Тимофея Иванова (или копии сделанной Клепиковым), а работы Юдина отсутствуют.
Таким образом мы видим, что в Собрании Русских Медалей от 1840 г. медали описаны не полностью, не все у частично неверно. Это замечательный сборник, и всё же к нему приходится относиться с некоторой долей скептицизма. Что мы и сделаем. Оба сборника (Гаттерера и Археографической Комиссии) играют важную историческую и познавательную роль, но лучшим носителем информации остаются сами медали, поэтому стоит сравнить информацию в них с тем, что мы фактически можем наблюдать на рынке.
Список медалей с портретом Елисаветы работы одного из Вехтеров разновидности «А», «В1» и «B2», а так же медали где эти портреты предлагалось использовать
Разновидность лицевой стороны медали где был использован портрет Елисаветы работы братьев Вехтер: «А» (с подписью «Waechter • F •»), «В1» и «В2» (с подписью «G • Waechter • F •» и без разделительных точек в надписи над портретом или с ними) указана слева вверху от изображения медали.
1. На восхождение Императрицы Елисаветы на тронъ (историческая датировка: 1741 г.)
Заметка: именно для этой медали И. Г. Вехтер изначально сделал этот портретный штемпель «А»
Гаттерер 1768 г., № 1: WÆCHTER • F •
Соб. рус. мед., 1840 г., № 123: G • WÆCHTER • F • | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Рынок медалей (разн. - кол. проходов): WÆCHTER • F • («А» - 2) | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
2. На освобождение заключенных (историческая датировка: 1741 г.)
Заметка: именно для этой медали Г. Х. Вехтер изначально сделал этот портретный штемпель (B2)
Гаттерер, 1768 г. № 10: WÆCHTER • F • (как № 1 по типу портрета)
Соб. рус. мед., 1840 г., № 124: G • WÆCHTER • F • | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Рынок медалей (разн. - кол. проходов): G • WÆCHTER • F • («B2» - 1) | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Одними из самых красивых и интересных портретов Елисаветы Петровны на медалях, на мой взгляд, являются портреты с подписями: «G • Waechter • F •» и «Waechter • F •».
Так как я, что греха таить, не являюсь коллекционером медалей со стажем, то мне было довольно любопытно покопаться и разобраться в портретах Елисаветы на медалях, выбрав из них самые красивые, те к которым лежит душа. Вылилось это конечно в покупке ещё двух медалей и в довольно интересном изучении предмета.
Кроме хорошо мне знакомого, по рублям 1757 года, портрета работы Жака Антуана Дасье и его достаточно точной поздней копии Якова Рейхеля:
Интересными, также, оказались портреты работы Иванова, с подписью «ТИМОѲЕЙ ÏBAHOBЪ», и его копия (более низкого качества) сделанная Клепиковым примерно через сто лет, с подписью «КОП. A. КЛЕПИКОВЪ.»:
И наконец, однотипные с портретом Иванова, портреты с подписью «Waechter • F •» (которые имеют одну разновидность лицевой стороны медали «А») и с подписью «G • Waechter • F •» (имеют две разновидности лиц. ст. медали «B1» и «B2»):
Именно портрет с подписью «G • Waechter • F •» показался мне наиболее интересным, элегантным и самым красивым (на обеих разновидностях лиц. стороны «B1» и «B2» портрет идентичен). Разница между портретом Елисаветы Петровны работы Вехтера с лиц. ст. «А» и портрета на медалях с лиц. ст. «B1» и «B2» довольно заметная, если присмотреться к деталям. Первоначальным, однако, был вариант «А», как мы увидим позже. Он и стал прототипом для остальных вариантов, включая портрет работы Иванова.
Заметные отличительные черты портретов работы Вехтера и его копий:
- «Waechter • F •»: Портрет на медалях с лиц. ст. разновидности «А» несколько меньше по размеру. Ушное украшение императрицы имеет три подвески. Лента взлетела выше чем на других портретах. Корона имеет второй неполный ряд жемчужин сверху. На груди - три подвески. Множество других мелких деталей отличны.
- «G • Waechter • F •»: портрет на медалях с лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» идентичен и не имеет никаких нареканий - он идеален по исполнению. Портрет выглядит воздушным, парящим. Лицо имеет мягкие черты. Различие между лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» в разных надписях вокруг портрета. «B1» - после D. G. разделительных сократительных точек между другими словами нет. А у «В2» - точки есть между всеми словами. Визуальное отличие портрета на лиц. ст. разновидности «B1» и «B2» от других портретов - ушное украшение у императрицы отсутствует.
- «ТИМОѲЕЙ ÏBAHOBЪ» (и «КОП. A. КЛЕПИКОВЪ.»): Портрет работы Иванова, который без сомнений является талантливой копией комбинирующей в себе черты обоих портретов работы Вехтера на медалях с лиц. ст. разновидности «А», «B1» и «B2». Имеет множество мелких различий с портретами работы Вехтера. Самое простое - украшение уха императрицы овальное, в виде одной цельной клипсы. Одно нарекание - мягкие черты лица Елисаветы стали чем-то напоминать черты лица Екатерины II, над чьими портретами много работал Иванов. Похоже это отразилось в портрете, сделанном явно в 1770х-1780х годах (переносица выше, черты лица менее округлые).
Об искусстве медальеров и гравировщиков братьев Вехтер
Мне захотелось узнать побольше о медальере Вехтере и его работах. И тут всё оказалось не без сюрпризов, на изучение которых мне пришлось потратить несколько увлекательных вечеров.
Начать хотя бы с того, что Вехтеров было два брата и оба медальеры. Старший брат, при этом, выполнил множество композиций оборотных сторон на медалях Екатерины Второй, Петра Первого, и Елисаветы Петровны.
Зная, что на медальных портретах работы Вехтера имеется два варианта подписи: «G • Waechter • F •» и « Waechter • F •», у меня возник закономерный вопрос: А не мог ли Iоаннъ Георгъ Вехтеръ выполнить портрет Елисаветы Петровны с подписью « Waechter • F •»?
Для этого решил разобраться, работал ли Iоаннъ Георгъ Вехтеръ над портретными штемпелями в принципе или нет. Для начала, нашел медаль Бестужева-Рюмина 1762 года, которую Iоаннъ Георгъ Вехтер полностью вырезал сам, включая портрет, под которым (под текстом) проступает подпись «J • G • W • F •»:
И как оказалось это была отнюдь не единственная его портретная работа. Поэтому, снимать старшего брата со счетов по поводу авторства первого портрета Елизаветы «А» с подписью «Waechter • F •» мне показалось преждевременным. Стоило поискать подтверждение того, что этот портрет как раз-то его работы:
Портрет Елизаветы работы Вехтера, разновидности «А», с подписью «Waechter • F •»
Положение с двумя братьями работавшими над созданием штемпелей для медалей в одном месте и в одно время, плюс неразбериха с подписями на медалях их работы, порой ставит в тупик специалистов их описывающих. Можно найти одну и ту же медаль с подписью «WÆCHTER • F •» описанную, как принадлежащую резцу то старшего брата, то младшего. За примерами далеко ходить не надо. В 2011 году аукцион Синкона описал золотую медаль (Дьяков 117.1) с такой подписью вот таким образом: "...Dies by T. Ivanov and G. C. Waechter..." и тут же перевел описание для русскоговорящей аудитории: "...Штемпель T.Иванова и И.Г. Вехтера...". Эту неразбериху, когда каждый аукцион описывает портреты с подписью «WÆCHTER • F •» как ему заблагорассудится, пора прекращать.
Давайте познакомимся с братьями Вехтер поближе, и возможно нам удастся разобраться с загадкой, которую братья Вехтер оставили потомкам.
Георгъ Христiанъ Вехтеръ (Georg Christian Waechter) родился в Гейдельберге (Heidelberg) в 1729 году, скончался примерно в 1789 г. Младший из братьев изучал искусство гравировки медалей под руководством Жана Дасье (Jean Dassier). Учился и работал гравером на Женевском монетном дворе.
Как-то он посетил Вольтера, в его поместье в Ферне, и по воле Карла Теодора, в 1769 году, создал первую версию скандально знаменитой медали. Медаль сея включала своего рода революционную надпись на об. ст. вокруг алтаря: «il ôte aux nations le bandeau d'erreur» («Он снимает с народов повязку заблуждения слепого обмана»). Эта надпись, косвенно критикующая власть предержащих, послужила причинной изгнания Вехтера младшего из Женевы, и уничтожения этих медалей (несколько медалей этой версии, однако, еще существуют).
В 1770 году Г. Х. Вехтер переехал в Германию, став придворным медальером в Мангейме (Mannheim), где он перевыпустил медаль в честь Вольтера, уже без упоминания К. Теодора, и без провокационной надписи, скромно написав на алтаре: «Tire D'apres Nature Au Chateau De Fernet» («Запечатлён в замке Ферне» ). Так же в 1770 году отчеканили медаль в честь Жан-Жака Руссо, его работы.
Бронзовая медаль «В чести Вольтера». Женева, 1769 год, 60,1 мм. Выгравирована Г. Х. Вехтером и отчеканена Жаном Дассье. Создана по воле Карла Теодора, курфюрста Пфальца. Любопытно, что на ряду с подписью «G • С • Waechter • F» на об. ст. присутствует дополнение «Junior» (младший) «G • С • Waechter • Junior»:
Бронзовая медаль «В честь Вольтера». Германия, 1770 год, 59 мм. Портрет Вольтера и «Альтарь Славы» работы G. C. Waechter. На лиц. ст. подпись «G • С • Waechter • F» на об. ст. просто «G • С • Waechter»:
«В честь Жан-Жака Руссо». Женева 1770 год, 55 мм, 54,25 г. Бронзовая медаль посвященная Ж. Ж. Руссо. Автор Г. К. Вехтер (G.C. WÆCH - TER F):
В С. Петербург Г. Х. Вехтер (младший) прибылъ по вызову правительства в 1771 году, благодаря ходатайству старшего брата и заинтересованности в нем Якоба фон Штелина. Его работы на разные события из царствования Имптератрицы Елисаветы перечисляются у Иверсена со ссылкой на Собр. Русск. Мед., №№: 123, 124, 130, 131, 132, 135, 136 и медаль в память графа Г. Г. Орлова. Так же он изготовил штемпели для нескольких памятных медалей Екатерыны II, разумеется были и другие работы.
«В честь Графа Григория Григорьевича Орлова ». Россия, железная медаль 1771. Работы Г. Х. Вехтера (подписана «G. C. Waechter F.»):
Библиотека университета Yale, Нумизматическая коллекция.
Принесена в дар пастором William H. Owen, в 1897
Иоаннъ Георгъ Вехтеръ (Johann Georg Waechter) Выдающийся медалист, немецкого происхождения, работавший преимущественно в России. Старший брат Г. Х. Вехтера. Родился в 1724 году в Гейдельберге (Heidelberg). Скончался в Санкт-Петербурге (по одним данным в 1797 г., по другим в 1800 г.). Ему было поручено резать портрет Императрицы Екатерины II для коронационной медали большой велечины в золоте. При оттиске второй медали штемпель испортился (как записано в деле № 6332 С.-Петербургского МД от 1762 года), по-этому портрет этот не известен на золотой коронационной медале, но от сюда следует, что в 1762 г. старший из братьев Вехтер уже жил и работал при Академии достаточно длительное время, раз ему была доверена такая важная работа. По утере первого, пришлось создавать еще один штемпель с подобным портретом. Похоже, что этой работой уже занялся Т. Иванов, в то время как Иоаннъ Георгъ занялся работой над оборотной стороной медали (подпись «WÆCHTER • F •»):
Надо отдать должное тонкому, и в то же время дерзкому чувству юмора Екатерины Алексеевны. Победительницей в Семилитней Войне она явно считала не Фридриха II и не Петра III, а себя! Умиротворявшая Минерва сидящая на сфинксе - была образом на медале 1762 г., в честь союза России с Пруссией, заключённого по инициативе Петра III, итогом которого стал переворот и приход к власти Екатерины II. Минерва на сфинксе держит копье с оливковой ветвью и щитом, на котором изображены гербы Пруссии, России и Швеции:
Работы И. Г. Вехтера многочисленны и включают в себя прекрасную памятную медаль «На восшествие на престол Императрицы Екатерины II», датированная 18 июня 1762 г. Ниже представлена большая платиновая медаль (394 г., 67.7 мм.) работы И. Г. Вехтера. Лиц. ст.: Бюст Екатерины II в образе Минервы, в шлеме и кирасе, влево. Об. ст.: Сидящая Екатерина II принимает от России и Св. Георгия подушку с короной и скипетром. С облака Провидение приветствует императрицу. Эта впечатляющая медаль высшей редкости (у Дьякова указана в серебре и бронзе, не указана в платине или золоте). Отчеканена была в 1767 году в честь 5-и летия царствования. Оттиски этой медали также вставлены в табокерки подаренные участникам переворота 1762 года. Одну такую медаль в золоте Екатерина II отправила в подарок Вольтеру и ещё одну - Дени Дидро. Медаль в платине нигде рание не упоминалась:
Аукцион Spink, 2015 г.
«В ознаменование основания Академии художеств в Санкт-Петербурге», 28 июня 1765 г. Медаль Екатерины II. Лиц. ст.: Бюст в короне и мантии. Об. ст.: Эмблемы искусств на каменной глыбе. Граверы: Johann Georg Waechter / Pierre Louis Vernier:
Часть коллекции Frick (collections.frick.org/collections/8984/medals/objects)
Все три приведенные медали дают представление об искусстве медальера, которым владел Иоаннъ Георгъ Вехтеръ во времена начала правления Екатерины II. По сути он был главным медальером в Санкт-Петербурге работавшим под руководством Якоба фон Штелина.
Фурье даёт маленькую справку, которая ,на мой взгляд, была результатом заблуждения:
Прожив некоторое время в России под именем Иоаннъ (Johann) Георгъ, Вехтеръ старший скорее всего начал подписывать некоторые свои работы «I.G.W.F» и «I.G.W.», наряду с «J.G.W.F.» и «J.G.W.», и никакого другого И. Г. Вахтера (Вехтера) из Гейдельберга (Heidelberg) в Петербурге не было. В пользу этого говорит и тот факт, что у Иверсена нет упоминания никакого Вахтера, а скудная ссылка Фурье не известно на чём базируется. Скорее всего встречаемость этих инициалов на медалях вызвала интерес у Фурье, о их принадлежности ему могли сообщить, записав услышанную фамилию именно как ее услышали, переиначив ее в иностранной переписке.
В период правления Елисаветы Петровны начинается создание серий исторических медалей Петра Первого и самой Елисаветы Петровны. Елисавета пришла к власти на патриотической волне реставрации имени отца и его реформ, и считала необходимым героизировать и прославлять великие его дела, считая это делом своей жизни. Подобная история и с Екатериной II, она по-сути повторила историю вступления на престол Елисаветы и продолжение дела Елисаветы стало жизненно необходимой политикой Екатерины II. В монетном деле это выразилось в определенных реформах 1762 года. В медальном - в сериях исторических памятных медалей, некоторые из которых берут начало во времена правления Елисаветы и продолжаются при Екатерине II.
Таким образом инициалы И. Г. Вехтера: «I.G.W.F» и «I.G.W.» попадаются не только на медалях датированных началом царствования Елисаветы Петровны, но и на медалях Петра Великого. Примером может послужить следующая медаль.
«В память создания Военно-морского флота России на Черном море». Оловянная медаль датируется римскими цифрами 1696 годом. (позже отчеканенная) работы С. Юдина и И. Г. Вехтера. Нептун, держащий поводья и трезубец, стоящий в морской ракушке, запряженной двумя морскими коньками и приветствуемый Россией:
Оба брата принимали участие в создании памятных и исторических медалей Елисаветы Петровны, Екатерины II и Петра Великого. А также в серии из 65 медалей в честь великих князей и монархов, начиная от Рюрика. Эта серия была задумана Михаилом Ломоносовым и Яковом фон Штелиным в 1750-е годы, но первые медали были отчеканены только в 1770-е:
Есть медали над проектами которых кажется, что они работали совместно, и для которых оборотную сторону резал старший из братьев, а для лицевой употребляли штемпель младшего брата. Штемпели могли быть вырезанными в разное время, и один и тот же портретный штемпель употребляли с разными штемпелями оборотной стороны.
«Освобождение заключенных». Историческая, памятная бронзовая медаль, датированная 15 декабря 1741. На лицевой стороне медали подпись: «G • Waechter • F •» и относится она к работе Георга Христiана Вехтера (Georg Christian Waechter), т.е. к младшему из братьев. Оборотная сторона подписана: «I • G • W •» и представляет старшего - Iоанна Георга Вехтера (Johann Georg Waechter):
Вот ещё один пример - замечательная медаль в честь графа Г. Г. Орлова датированная 1771 г.:
Но вернемся к медалям Елисаветы Петровны и к авторству малого портрета на лицевой стороны разновидности «А» с подписью « Waechter • F •».
Авторство портрета Елисаветы Петровны с подписью « Waechter • F •»
Самый ранний из портретов Елисаветы Петровны работы братьев Вехтер
Зададимся вопросом: так какой из портретов появился на медалях раньше, с подписью «Waechter • F •» (разновидность лицевой стороны медали «А») или с подписью «G • Waechter • F •» (разновидности лицевой стороны медали «В1» и «В2»)?
Напомню некоторые различия портретов: размер, наличие или отсутствие ушного украшения из трёх подвесок и разделительных точек в надписи над портретом (см. Заметные отличительные черты портретов работы Вехтера и его копий, описанные ранее):
Справка о младшем из братьев, Георге Христiане Вехтере, дает представление о том, что выпуск большинства медалей задуманной исторической серии Елизаветы Петровны произошел после его переезда в 1771 году, так как до этого времени он попросту еще не работал в Санкт-Петербурге. А вот старший брат находился в России уже некоторое время, и точно на много раньше 1762 года. О том говорит расположенность к нему властей, до такой степени, что ему было доверено исполнение портретного штемпеля для большой, золотой, медали на коронацию Екатерины II в 1762 году. А значит логично предположить, что первые памятные медали серии, а значит и портрет Елисаветы с подписью «Waechter • F •» были его работы. И скорее всего этот портрет был изготовлен ещё при жизни императрицы.
Подтверждение того, что портрет Елисаветы с подписью «Waechter • F •» появился до переезда Г. Х Вехтера в Россию имеется. Самое раннее описание проекта серии медалей Елисаветы Петровны, включая медали с портретом работы Вехтера (с подписью «Waechter • F •») относится к 1768 году. Еще до появления младшего из Вехтеров в Санкт-Петербурге! В восьмом томе Всеобщей Исторической Библиотеки членов Королевского Института Исторических Наук при Геттингене, изданном J. C. Gatterer в 1768 г., описаны планы создания серии 12 медалей Елисаветы Петровны. Список этих медалей предоставил в распоряжение Гаттерера статский советник Яков фон Штелин. Первая медаль, при этом, была в это время уже отчеканена, так как было уже известно имя медальера вырезавшего портрет Елисаветы и указана его подпись «Waechter • F •». Вот вырезка, с переводом, любезно предоставленные для моей библиотеки электронных публикаций В. Арефьевым некоторое время назад:
Как видите описывается вариант портрета с подписью «Waechter • F •» в публикации 1768 года, за 3 года до того как младший из братьев, Георг Христiан Вехтер, который в 1770 году только стал придворным медальером в Мангейме, приехал в Россию по вызову правительства в 1771 году. По-этому предположение, что первый вариант портрета («A»), с подписью «Waechter • F •», является работой старшего из братьев - Иоанна Георга Вехтера, не только жизнеспособно, но и кажется единственным справедливым.
Какие именно 12 памятных медалей в серии статский советник Яков фон Штелин описал Гаттереру?
Список (полное описание см. в самой публикации 1768 года):
1. На восхождение Императрицы Елисаветы на тронъ (имя художника портрета WAECHTER.F.);
2. На бракосочетание обоихъ Императорских Высочествъ великаго князя Петра Феодоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны (штемпель еще не вырезан);
3. На рождение Его Императорского Высочества великаго князя Павла Петровича (штемпель еще не вырезан);
4. На окончание Кронштадскаго канала (лиц. ст. как у первой медали, то есть работы художника WAECHTER.F.);
5. Упразднение внутренней пошлины и мостоваго сбора (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
6. На землемерье и устранение межевых споров (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
7. Учреждение Украинской провинции Новая Сербия (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
8. На уничтожение садолженностей государству (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
9. На основание Московскаго Университета (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
10. Прощение преступлений и освобождение пленных из тюмер (лич. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
11. На обнародование новаго уложения Codex Elisabethanus (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
12 На кончину Императрицы Елисаветы (лиц. ст. как у первой медали, т.е. WAECHTER.F.);
Как видим, на 10 медалях, из 12 описанных, предполагалось использовать вот этот тип портрета работы Вехтера:
Никакого другого в то время еще попросту не было!
На деле, многие медали увидели свет не с подписью WAECHTER.F. а с другими однотипными портретами работы Г. Х. Вехтера, Tимофея Иванова, или вышли в свет с портретом другого типа. Пример: медаль 1754 года (отчеканена в 1757 году) «на учреждение Московского университета» с портретом работы медальера Жака Антуана Дасье (под портретом: "DASSIER " , оборотная сторона, однако, была сделана по эскизу Якова фон Штелина.
Ценность медали с портретом работы Дасье в том, что она дает нам возможность определить примерное время, когда проект памятных медалей Елисаветы был изложен на бумаге статским советником Якобом фон Штелином (думается без Михаила Ломоносова не обошлось и здесь, но упоминаний об этом пока не было мною найдено) и следовательно датировать самую первую медаль. Основная часть проекта (кроме последней медали 1761 г. «На кончину Императрицы Елисаветы») была сформирована до 1757 года, до выхода медали Дасье, иначе этот портрет был бы описан в проекте, копию которого Штелин предоставил Гаттереру между 1762 и 1768 годами (между смертью Елисаветы и публикацией Гаттерера).
Так как, основной объем событий отраженных на медалях обрывается в 1754 году (и потом сразу идёт описание медали на кончину Императрицы в 1761 г.), то думаю и изложен проект был не позже 1754 года. Да и первый портрет разновидности «А», что с подписью «Waechter • F •» должен был появиться примерно в это же время, ведь о нём уже упоминается в описании, в то время, как о портрете Дасье - нет. Медаль на кончину императрицы просто вписали в список позже, что бы придать серии логический конец, после смерти Елисаветы. После 1762 года Штелин должно быть не имел более возможности вернуться к, и продолжить серию Елисаветы, так как время ушло, но закончить её было необходимо. То, что в серии царит шестилетняя брешь между 1754 и 1761 годами является подтверждением выше сказанного, ведь не мало интересного произошло за это время (к примеру, монетная реформа!). Думаю можно смело утверждать, что проект датируется концом 1754 года, и портрет для исторической серии медалей с подписью «Waechter • F •» (разновидность «А») тоже.
Как видим, проект в память о знаменательных событиях: недавних и свершившихся много лет назад, реализовывался по мере возможностей, так как он не всегда не был в центре внимания.
Якоб фон Штелин был деятельной персоной российской Академии наук. Кроме прочих его талантов он был гравёром, картографом и медальером. В 1747 году художественный департамент преобразовали в Академию изящных искусств и ее управление было поручено Штелину. Для развития в ней рисования и гравирования он выписывал учителей из-за границы, подбирал способных учеников. Серьёзно занимался медальерным искусством, имевшим в России до него некоторое развитие при Петре I, но позже забытом. С 1757 года указом Сената Штелин практически поставлен во главе медальерного дела в России. Ему поручалась подготовка мастеров, составление проектов для памятных медалей, надзор за производством. В это время ему удается пригласить Жака Антуана Дасье, для работы и обучения учеников, включая Юдина и Иванова. По всей видимости Дасье работает и занимается обучением совместно со старшим Вехтером. Так же он исполняет одну из медалей серии памятных медалей Елисаветы Петровны, о которой говорилось выше.
Долговременным проектом была серия медалей, посвящённых деятельности Петра Великого. 25 медалей выпустили в первые 20 лет XVIII столетия и Штелину удаётся заинтересовать Елизавету Петровну идеей расширяя серии. По разным данным число медалей в проекте колебалось от 100 до 180. Работа продвигалась медленно, сталкиваясь с непониманием придворного окружения его художественной и исторической значимости. Не хватало финансов и высоко квалифицированных специалистов. Разумеется те же проблемы касались выпуска памятных медалей самой Елисаветы Петровны.
Не знаю, есть тут своя взаимосвязь или нет, но в 1759 году сгорела Монетная канцелярия, хранившая эскизы и заготовки петровской серии (и не только), что затормозило работы. Любопытно, что именно в этом году здоровье Дасье пошатнулось и он уехал из России, расставшись с жизнью в Копенгагене, так и не добравшись до лондонского монетного двора. О том же, как медленно продвигались дела, можно судить по тому факту, что в правление Елизаветы Петровны было отчеканено только шесть медалей из петровской серии. Дела ускорились лишь в 1772 году, когда Екатерина II вернула проект из небытия. Эскизы 125 медалей были изготовлены Козловым по проектам Штелина и серия наконец была отчеканена в 1770-е - 1780-е годы. Серия медалей Елисаветы Петровны, без сомнения, сталкивалась с теми же трудностями и имела подобную судьбу.
Разнообразие портретов Елисаветы Петровны на базе работы старшего Вехтера не удивляет. Вехтер младший и Иванов на свой лад, но качественно и артистически, скопировали портрет Вехтера старшего для медалей, так как штемпель с 1754 года износился. В то время, как Вехтер старшей ушел в работу над штемпелями оборотных сторон медалей. Дело в том, что делать мелкие композиции в металле было делом на много более ответственным, чем копировать уже созданный штемпель, и отнюдь не легким. Требовался большой талант. Характерна выдержка из записок Якоба фон Штелина, который был не только ценителем (и критиком) искусств, но и душой этого проекта: «Для коронации императрицы Елисаветы в 1742 г. я сочинил реверс, который молодой Лифткин вырезал довольно плохо, несмотря на превосходный аккуратный рисунок, полученный от придворного живописца Гроота». Был дефицит гравировщиков способных вырезать артистическую оборотную сторону медали. В 1770-х к проекту подключился младший Вехтер, позже к этой работе подключился Т. Иванов. Главный вклад И. Г. Вехтера в русское медальерное искусство заключается в дальнейшем расширении художественных возможностей. Виртуозное владение техникой и тонкие ощущение светотени позволили ему создавать замечательные портреты и живописные рельефы.
И. Г. Вехтер был рабочей тенью своего покровителя, и не только одним из ведущих медальров, но и наставником других, под патронажем Штелина. Знаем мы о старшем Вехтеры мало, но по яркой аналогии с историей Дасье в России, можно предположить, что именно он, Иоаннъ Георгъ Вехтеръ, внес неоценимый вклад в повседневное приобретение навыков и опыта русскими медальерами, Юдиным и Ивановым.
Психология выбора маркировки своих работ братьями Вехтер
Другим, косвенным подтверждением того, что подпись «Waechter • F •» принадлежит резцу старшего Вехтера находится в области информационно-психологического предположения.
Подпись под вопросом («Waechter • F •»):
Давайте посмотрим на историю подписи братьями своих работ.
Как и полагается старшему брату, который первым стал мастером в сфере гравировки, он не задумываясь о младшем брате когда подписывался на своих портретных работах «WÆCHTER •», ну а там где приходится подписываться инициалами присутствует неизменное «I•G•W» или «J•G•W» в комбинации с «•F•» или без неё, что всего лишь означает на латыни Fecit (он сделал).
Если он был в С.-Петербурге один единственный Вехтер, необходимость маркировки инициалов под портретными работами просто отсутствовала, и подписью «Waechter • F •» была самодостаточной, что бы представлять Георга Христiана Вехтера.
Исключением является прописью подписанный штемпель оборотной медали «на Учреждение воспитательного дома в С.-Петербурге», датированной 1763 годом. Предположу, что эта оборотная сторона должна была идти вместе с портретом работы Иоанна Георгия Вехтера. Такую медаль я правда не нашел, но штемпель мог быстро испортится и быть заменен копией другого мастера (к примеру Т. Иванова). При этом появилась необходимость придать авторство штемпелю оборотной стороны. Похоже, что сообразили сделать это не сразу, т.к. попадаются медали Иванова без авторской подписи на об. ст.
Имея старшего брата, уже устоявшегося в профессии медальера, Георгъ относится к подписи своих работ прилежно и несколько ревностно, подчеркивая, что это именно его работа, а не работа его старшего брата. Он не разу не пропустил инициала «G•», и конечно же он имеет на это полное право.
Любопытно окончание одной из его подписей - «Junior» (Юниор, младший). Это добавление присутствует на медали выпущенной им под руководством его женевского наставника Ж. Дасье. Похоже последний был хорошо знаком со старшим братом Георга, в прошлом он вполне мог быть и его наставником, от сюда эта дополнительная приставка «Junior», которая присутствует только на женевской медали.
Имея ввиду всё выше сказанное, мне видится, что просто психологически Георгъ не мог набраться смелости и подписать свою работу «WÆCHTER • F •», опустив своё обязательное «G•». Особенно по переезде в С.-Петербург, под крылышко родного брата, и не смотря на всю свою гордость. Просто любовь его к брату, воспитание и желание иметь благосклонность брата и его покровителей не позволили бы ему пойти на такой шаг. С другой стороны, Иоаннъ не спроста в дальнейшем начал применять фамильную подпись «WÆCHTER •», как свою собственную. На оборотной стороне, на ранних своих работах он так же привык добавлять к инициалам «• F •», поэтому чисто психологически и исторически подписаться под портретом Елисавета как «WÆCHTER • F •» он мог совершенно спокойно.
Таким образом подпись и портрет разновидности лицевой стороны медали «А» должен принадлижать резцу Иоанна Георга Вехтера, и по всей логике вещей это его работа.
В каких годах искать медали с портретом Елисаветы I работы братьев Вехтер
В Собрании Русских Медалей от 1840 г. описаны медали Елисаветы Петровны (всего 17 разновидностей), включая семь медалей под номерами: 123, 124, 130, 131, 132, 135, 136, с портретами работы Вехтера («Waechter • F •» и «G • Waechter • F •» ), которые упоминаются в справке о Г. Х. Вехтере в словаре Иверсена 1874 года:
Любопытно, что в этом описании говорится о подписи «G • Waechter • F •» (разновидности лицевой стороны медали «B1» и «B2») в то время, как все медали работы Вехтера, подходящие под описание № 123, которые мне удалось найти, имеют подпись «Waechter • F •» (разновидность лицевой стороны медали «А»), как она справедливо описана у Гаттерера. Таким образом эта разновидность портрета полностью игнорируется публикацией 1840 г. Что говорит о том что, при описании медалей не было замечено, что медали работы Вехтера имели две разные подписи и соответственно отличаются портретами. В этом смысле публикация 1768 года заслуживает больше нашего почтения.
Так же, непонятно почему пропущено было описание более редкой медали в исполнении Г. Х. Вектера («G • Waechter • F •» разновидности «B1» и «B2»): «Землемерье и устранение межевых споров, 13 мая 1754». В исполнении Г. Х. Вектера они редко попадаются, но в исполнении Иванова они встречаются часто, и почему эта медаль не была описана в 1840 году для меня так и осталось загадкой.
«Землемерье и устранение межевых споров, 13 мая 1754» работы Г. Х. Вехтера («G • Waechter • F •»). Медаль с лицевой стороной без разделительных точек над портретом, разновидности «B1» (свинцово-оловянный сплав, 79,74г., диаметр 65 мм) и с разделительными точками, «B2» (бронзовая медаль, 103,025 г., 63,92 мм). В Собрании Русских Медалей от 1840 г. отсутствует:
Также, для нескольких медалей, из тех что находятся в фокусе нашего внимания, Сб. Рус. Мед. 1840 г. приписывает авторство штемпелей, однотипного портрета с работами братьев Вехтер, Самуилу Юдичу Юдину, в то время как на медалях можно найти только портрет работы Тимофея Иванова (или копии сделанной Клепиковым), а работы Юдина отсутствуют.
Таким образом мы видим, что в Собрании Русских Медалей от 1840 г. медали описаны не полностью, не все у частично неверно. Это замечательный сборник, и всё же к нему приходится относиться с некоторой долей скептицизма. Что мы и сделаем. Оба сборника (Гаттерера и Археографической Комиссии) играют важную историческую и познавательную роль, но лучшим носителем информации остаются сами медали, поэтому стоит сравнить информацию в них с тем, что мы фактически можем наблюдать на рынке.
Список медалей с портретом Елисаветы работы одного из Вехтеров разновидности «А», «В1» и «B2», а так же медали где эти портреты предлагалось использовать
Разновидность лицевой стороны медали где был использован портрет Елисаветы работы братьев Вехтер: «А» (с подписью «Waechter • F •»), «В1» и «В2» (с подписью «G • Waechter • F •» и без разделительных точек в надписи над портретом или с ними) указана слева вверху от изображения медали.
1. На восхождение Императрицы Елисаветы на тронъ (историческая датировка: 1741 г.)
Заметка: именно для этой медали И. Г. Вехтер изначально сделал этот портретный штемпель «А»
Гаттерер 1768 г., № 1: WÆCHTER • F •
Соб. рус. мед., 1840 г., № 123: G • WÆCHTER • F • | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Рынок медалей (разн. - кол. проходов): WÆCHTER • F • («А» - 2) | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
2. На освобождение заключенных (историческая датировка: 1741 г.)
Заметка: именно для этой медали Г. Х. Вехтер изначально сделал этот портретный штемпель (B2)
Гаттерер, 1768 г. № 10: WÆCHTER • F • (как № 1 по типу портрета)
Соб. рус. мед., 1840 г., № 124: G • WÆCHTER • F • | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Рынок медалей (разн. - кол. проходов): G • WÆCHTER • F • («B2» - 1) | ТИМОѲЕЙ IBAHOBЪ
Изменено: extant4cell - 20.06.2021 19:00:09
О сколько нам открытий чудных, Готовят просвещенья дух, И Опыт, [сын] ошибок трудных, И Гений, [парадоксов] друг. <<А.С.П.>>