Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.


На главную страницу Библиотеки

Петрунин Ю.П. "Бенджамен Скотт. Заметки о творчестве медальера".

Петрунин Ю.П. "Бенджамен Скотт. Заметки о творчестве медальера".

Сведения о жизни и творчестве Б. Скотта чрезвычайно скупы и противоречивы. Не известны даже годы жизни и сроки его службы российскому престолу.

Нами была предпринята попытка получить какие-либо сведения о его работе на родине в Англии. С этой целью мы обратились в Королевский музей нумизматики и Британское нумизматическое общество с соответствующим запросом. ….

Е. С. Щукина свидетельствует: «Сын инструментального мастера Академии наук, шотландца Бенжамена Скотта. В 1748 г. заключил контракт о рабо те медальером на Московском монетном дворе. С 1751 г. работал на Монетном дворе в Петербурге, где им был организован класс для подготовки будущих медальеров, в частности Т. Иванова и С. Юдина». Любопытную информацию можно почерпнуть из документов, опубликованных великим князем Георгием Михайловичем (ГМ) в его фундаментальном труде «Корпус российских монет...». Документ, датированный 12 декабря 1747 г., озаглавлен: «Контракт, заключенный Монетной Канцелярией с медальером Шкоттом». В нем оговаривались срок работы Скотта и его обязанности при Московском монетном дворе. В частности, «должен он всякие медальные штемпели вновь делать со всяким тщанием и самою чистою и искусною работою», кроме того, Скотт в те же 4 года должен был обучить двух российских учеников. Важно, что контракт предусматривал «иметь ему над всеми монетного двора резчиками, что до его искусства касается, команду, которые должны быть у него в послушании и по приказу его потребные к тиснению золотых и серебряных и медных монет штемпели самою чистою работою готовить...». По существу, последний пункт предполагал организационную работу, с которой он, как показало время, блестяще справился. В контракте указывалось, что при отсутствии заказов на изготовление медальных штемпелей медальер должен был использовать рабочее время на вырезывание штемпелей для чеканки монет, починку старых штемпелей и другие работы. Мастер не должен был находиться без дела — Монетная канцелярия платила ему ежегодное жалованье в размере 500 рублей плюс каждый год по 100 рублей на квартиру.

Несмотря на предусмотренную контрактом загруженность, известных медальерных работ за подписью Б. Скотта немного. Ю. Иверсен указывает, что инициалы В.S., которыми автор обозначал свои работы, встречаются на рублевиках 1754–1757 гг., а также на копии большой коронационной медали императрицы Анны и на обеих медалях на кончину императрицы Елизаветы. «Его работы и копия медали, – продолжает автор, – на сражение при Полтаве, на которой Прозоровский ошибочно прочел: I. SCOTT., тогда как на хороших экземплярах можно отчетливо видеть «В».

Роль Б. Скотта в создании российских монет до конца не изучена. Обратимся к некоторым фактам.

Монетный тип рублевиков Елизаветы Пет­ровны, на модели которых наиболее удобно исследовать иконографические нюансы монетного дела, принципиально не менялся с 1741 г., то есть со времени ее воцарения до 1754 г., когда по­явились рубли с подписью Б. Скотта (рис. 2 и 3).

Создается впечатление, которое у любителей-коллекционеров переросло в уверенность, что творческая инициатива в монетном деле появилась у Б. Скотта только спустя 6 лет с момента его прихода на российский монетный двор.

Профессионалы-исследователи, привыкшие оперировать фактами, также четко не освещают этапы деятельности Скотта в монетном производстве в качестве «штемпельного дела мастера». В.В. Уздеников дает следующую характеристику: «Бенжамин СКОТТ. Резал штемпеля золотых монет 1755–1759 гг. достоинством в 20, 10 и 5 рублей, штемпеля рублевиков 1754–1757 гг. и полтин 1754—1761 гг., а также штемпель для пробных медных копеек 1755 г. и штемпеля пробных монет для Прибалтийских провинций. Большинство штемпелей метил литерами «ВS» («Benjamin Scott»), зачастую плохо заметными».

Е.С. Щукина лишь попутно замечает, что «контракт со Скоттом неоднократно возобновлялся, так как его подписи стоят на медалях и монетах вплоть до 1761 г., начиная с рублевиков и полтин 1750-х гг.» [43].

Вместе с тем трудно себе представить, чтобы иностранный высокооплачиваемый специалист, будучи профессиональным медальером, оставил без внимания монетное производство и сосредоточил свою активность на организационных вопросах, лишь частично занимаясь медальерным искусством, сконцентрировав его на вырезывании штемпелей памятных медалей. Неужели Скотт изменил традиции иностранных медальеров ознаменовать свое появление на монетном дворе изготовлением нового вида рублевика, служащего своего рода визитной карточкой и показателем мастерства? Вспомним имена И. Гедлингера, Ж. Дасье и других иностранцев, воплотивших и опыт и мастерство в создание великолепных образцов российских монет уже в первый год работы на российской земле.

ГМ приводит важный с точки зрения задач настоящей работы документ от 13 декабря 1748 г. за № 119, озаглавленный: «Журнальное определение Сената. — Об определении Вениамина Шкотта медальером на С. -Петербургский монетный двор». …

Перед Скоттом стояла непростая задача. Чтобы во всем блеске продемонстрировать свое мастерство в малой пластике, любой художник стремился использовать крупные заготовки. Чем шире рабочая поверхность, тем легче и свободнее можно разместить декоративные формы, подчерк­нуть сочность лепки, использовать эффект чередования света и тени на рельефе, а самое главное – ярче и определеннее решить главную задачу – передать портретное сходство с персонажем и выразить его духовное содержание. Такой пластической емкостью обладают медали и в меньшей степени монеты большого диаметра, допустим рубли. Скотту предлагалась плоскость монетного кружка диаметром всего лишь 20–23 мм. ….

Есть основания считать, что задание Скотт выполнил. Хотя свою работу мастер не подписал, можно утверждать, что червонцы, выпущенные в 1748 г., принадлежат именно резцу Скотта, исходя из следующих обстоятельств. ….

При всех недостатках портрета его автор заметно превзошел своих предшественников по декоративному устремлению и в попытке создать облагороженное стилизованное изображение персонажа.

По всей видимости, портрет удовлетворил притязания Елизаветы, и червонец, датированный 1748 г., был отчеканен в значительном количестве: В.В. Уздеников указывает на объем в 17 000 экземпляров. По существу, в 1748 г. Скоттом был создан тип портрета Елизаветы, который стал популярным в монетной иконографии лишь в 1754 г. с выпуском рублевиков.

….. Медальер, взяв за основу портреты на медали и полуполтиннике, модифицировал их и создал собственный вариант, который помимо некоторых иконографических свойств отличался низким рельефом или, как принято говорить на сленге коллекционеров, плоским чеканом. Обладая художественным чутьем и будучи от природы дипломатом (об этом говорят долгие, как минимум 13 лет, годы бессменной службы), Скотт тонко уловил нюансы изображений, которые оказались близки эстетическим запросам Елизаветы. Медальер перенес на золотые кружки основную часть портрета, изменив второстепенные составляющие. Так, контуры корсажа сузились к поясу, отчего талия персонажа приобрела подчеркнуто стройную форму, иной обрез рукава упростил процесс гравировки, но не повлиял на общую композицию.

Скотт проникся желанием Елизаветы видеть свое изображение в образе изящной дамы. Видимо, отсюда проистекает небольшая «кукольная» головка, которая успешно прижилась на многих монетах различного номинала, включая хорошо известный тип рублевиков 1754 г., и подчеркнуто пышные женские достоинства.

…..

В негласном соревновании между Б. Скоттом и Ж. Дасье за право воспроизводить массовым тиражом продукт их творчества на государственной монете великой страны, в итоге, несмотря на явный художественно-исполнительский перевес оппонента, победил Б. Скотт. А победителей, как говорится, не судят.

Задать вопрос автору статьи в "Книге Почетных Гостей"

Полная версия данной статьи, а также высококачественные иллюстрации представлены в книге: 

Петрунин Ю.П. "Монеты императрицы Елизаветы I". Монетная иконография. Очерки по нумизматике (монеты Елизаветы I). Каталог монет Елизаветы. С автографом автора! / Petrunin Y. "Coins of Empress Elizabeth I". With the author's autograph!


Источники:  Монеты императрицы Елизаветы I". Монетная иконография. Очерки по нумизматике (монеты Елизаветы I). Каталог монет Елизаветы, 2012 г.
Автор:  Петрунин Ю.П.
Прочитано 3732 раз(а)

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Петрунин Ю.П. "Нарвская конфузия"

Петрунин Ю.П. "Рубль Иоанна Антоновича: почему портрет, а не вензель?"

Петрунин Ю.П. "Северная война. Начало войны. Капитуляция Дании. Травентальский мир".

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2024 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса