Реклама. Рекламодатель: ИП Былинский Алексей Эдуардович ИНН 771889590898
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411


На главную страницу Библиотеки

Рубль Гедлингера. Об авторстве штемпельных вариантов. exkursant

Страница 3 - 3 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Если принять во внимание многообразие редких портретных вариантов 1734 года, как свидетельство о творческом поиске, становится понятным, почему в конце 1735 года в Столицу прибыл художник-медальер И.К. Гедлингер (рис. 4).
Фрагмент страницы 488 Т4 «Бумаг кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг.
Рис. 4. Фрагмент страницы 488 Т4 «Бумаг кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг.

Царица приложила все усилия к тому, чтобы именно прославленный Гедлингер сделал для неё портретную миниатюру. Первоначально Анна Иоанновна позировала мастеру при большом собрании придворных. Затаив дыхание, знатная публика, вельможи, высшие государственные сановники наблюдали, как из воска на чёрном фоне пластины шиферного сланца Маэстро ваял Величественную Царицу. Успех был сенсационный, об этом Гедлингер упоминает в своей автобиографии. Он закончил работу над восковой моделью (боссирунг) под всеобщие аплодисменты. Сама медаль (П.Фельдер №152) (рис. 5).
Аверс медалиона, иллюстрация из книги П. Фельдера
Рис. 5. Аверс медальона, иллюстрация из книги П. Фельдера

В документах кабинета министров есть и другое свидетельство огромного успеха и популярности медальера Гедлингера (рис. 6).
Фрагмент страницы 534 Т6 "Бумаг кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг".
Рис. 6. Фрагмент страницы 534 Т6 «Бумаг кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг.»

«Разные люди» желали из собственного золота и серебра иметь медаль с подписью «I.C.Hedlinger. f.».Аверс «рубля Гедлингера» являет собой свободную копию аверса именно этой медали. В литературе, в частности у Петера Фельдера, посвятившего изучению творчества Гедлингера не один десяток лет, есть такой термин. Что же означает понятие «свободная копия»? И снова экскурс в технологию. Это понятие означает, что копировщик не связан пропорцией и размером модели, подлежащей копированию. Мастер просто повторяет сюжет и композицию. Штемпельный резчик «свободен», он не связан требованием, сформулированным у того же Бенвенуто Челлини: «единообразие монетных штемпелей есть защита от фальшивомонетчика». Совсем по-другому происходит копирование монетного штемпеля. Это уже не «свободное», а просто «копирование». Копирование штемпеля производилось следующим образом: в закалённую до максимально возможной твёрдости форму/модель, или же штемпель, который должен послужить формой/моделью для копирования, вдавливалась заготовка из мягкой, специально термически подготовленной для этого «отпущенной» стали. Форма/модель предварительно заковывалась в обойму, которая служила ей защитой от разрушения огромной нагрузкой. Процесс копирования производился, как и чеканка, на винтовом прессе – балансире, изменённой конструкции, специально приспособленном для этой операции. После нескольких ударов, при необходимости, производился промежуточный отжиг. Заготовка приобретала форму, полностью соответствующую исходной модели. Полученный оттиск дорабатывался резчиком и в заключение подвергался закалке. Так создавался инструмент, называвшийся в то время «контрпунсон». Именно об этой технологической операции и сказано у Шодуара двумя ёмкими словами: «Пуансон снят». Такой (Контр)пунсон нёс на себе основу - ключевые формы портретной композиции или реверса монеты. Мелкие же детали, буквы легенды, фактура ткани и пр. наносились, по-прежнему, отдельными пунсонами и дорабатывались штихелем.

А.В.Храменковым в Российском государственном архиве древних актов обнаружено дело 1741 года "О перепечатке запечатанных манетчиком Михайлом Ильиным неисправных манет и о протчем", (РГАДА. Ф.270. Оп.1. Кн.109. Л.1-1  8)  в материалах которого говорится о применении контрпунсона. Кроме того из текста этого документа следует, что при помощи контрпунсона наносилось неполное изображение. Легенда и детали портрета «поправлялись» после перевода дополнительно. «на дело рублевой манеты переведенной с контра пунца штемпель с партретом принца Иоанна для печатания рублевых манет поправлял он, Нагибин, в партрете контра пунцами».

Необходимо отметить, что успех копирования в значительной степени зависел от мастерства кузнеца, игравшего при этой технологической операции ключевую роль. Кузнец непосредственно участвовал и при переводе изображения с контрпунсона на штемпель и, естественно, делал закалку готового инструмента.

Из доношения в Кабинет Ея Величества от 3 сентября 1736 года, Графа Головкина. «О необходимости увеличения жалования монетчикам и мастеровым монетного двора» ... Лукьян Дмитриев в пуссировании на воску и в резьбе штемпелей... явился исправен... токо же и кузнец Борис Константинов в делании штемпелей явился исправен же...»

Итак, после медали, Иоганн Карл Гедлингер создал модель своего знаменитого рублёвика. Об этом он напишет в автобиографических заметках. Рассмотрим четыре известных на сегодня варианта аверса монеты «рубль Гедлингера» (рис. 7):
Известные на сегодня 4 варианта аверса монеты «рубль Гедлингера»
Рис. 7. Известные на сегодня 4 варианта аверса монеты «рубль Гедлингера»

Все аверсы отличаются друг от друга. Три из них (№1,№2,№4) различны в незначительных деталях. Эти три варианта описаны в каталоге В.В.Биткина 2003 года и имеют номера соответственно 1, 2 и 3. У одного их них (№3) эти различия сразу бросаются в глаза. Все четыре варианта уже опубликованы: №№1и2 - достаточно давно, №3 - сравнительно недавно (в 1990-х годах), и последний явился Миру в 2014 году в составе знаменитой коллекции Содермана и был продан на швейцарском аукционе «Синкона» в октябре 2015 (лот 179). Разительная похожесть трёх аверсов (№№1,2,4) заставляет думать о скопированных штемпелях. Автор счёл необходимым проверить это предположение и в случае копирования выяснить, какой из штемпелей мог послужить моделью.
В книге Петера Фельдера, где собрано практически всё художественное наследие медальера и детально описан его творческий и жизненный путь, утверждается, что в фондах Исторического музея города Базель имеется экземпляр рубля Гедлингера. Также даны его фото и описание (рис. 8), однако снимки эти заставили предположить автора, что речь идёт не о монете, а об оттисках в мягком металле.
Иллюстрации из книги П.Фельдера Medailleur Johann Carl Hedlinger 1691-1771. Leben und Werk
Рис. 8. Иллюстрации из книги П.Фельдера Medailleur Johann Carl Hedlinger 1691-1771. Leben und Werk
153. Рубль Царицы Анны 1736 Серебро. Диаметр 45 мм Базель, Исторический Музей. Аверс представляет собой свободную копию медали №152 После того, как был отчеканен 2761 Экземпляр, штемпеля Гедлингера были скопированы Л. Дмитриевым (по любезному сообщению госпожи Е. Щукиной, Ленинград).

Страница 3 - 3 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Источники:  2016 г.
Автор:  exkursant
Прочитано 2280 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМонеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМедали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборыБоны России 1769-2024. Боны в слабах PMG, PCGS, Знакъ, PGАнтиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Мюнцкабинеты для монет, боксы для монет в слабах, коробки, футляры, альбомы для монет, холдеры для монет

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса