Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.


На главную страницу Библиотеки

exkursant "Рубль Гедлингера. Об авторстве штемпельных вариантов".

exkursant "Рубль Гедлингера. Об авторстве штемпельных вариантов".

Иконография монетного и медального портрета императрицы Анны Иоанновны первой половины правления отмечена поиском портретной миниатюры, которая бы полностью устроила её изысканный вкус. Вплоть до 1736 года на аверсах серебряной монеты рублевого достоинства прослеживается творческий поиск известных и безызвестных резчиков - немец Антон Шульц, россияне Иван Васильев и Лукьян Дмитриев. Имена этих мастеров известны нам большей частью только из документов, и лишь один портретный вариант несет на себе сигнатуру «В», приписываемую И. Васильеву. Творческие искания медальеров сопровождались поисками самой Анны Иоанновны, царица искала среди художников мастера, который смог бы соответствовать её требованиям и ожиданиям. Одним из таких был швейцарец Иоганн Карл Гедлингер.

По восшествии на Престол в 1730*, Анна Иоанновна сделала первую попытку через графа Головина заполучить к себе на службу маэстро Гедлингера, имя которого к тому времени не сходило с уст сильных мира сего. Уже с конца второго десятилетия XVIII века слали многие монархи ему свои оферты-приглашения. Пётр Великий дважды предлагал ему вступить на русскую службу: первое предложение мастеру было сделано Царем в 1717 **году, при посещении им Парижского монетного двора, где в то время молодой Гедлингер служил медальером. Также в 1723*** году, в поисках ведущего медальера на детище своё – Санкт-Петербургский монетный двор, Пётр снова обратился с предложением к Гедлингеру, на то время придворному Королевскому медальеру в Стокгольме.
Стоит отметить также, что в 1728 вежливый отказ Гедлингера получил и Король Польский Август II «сильный».

 *Anno 1730 hatte Graf Golovin Russisch Kayserl. Ambassador Ordres, mich vermittelst einem jährlichen Apointement von Tausend Ducaten nebst aparter Bezahlung meiner Arbeit in Diensten seiner souveraine Kayserin Anna Ivanovna anzuwerben, welches aber alles in favore meiner mitfolgenden Memorial in Schweden genossenen und auf ЛАГОМ**** gegründeten Zufriedenheit ausgeschlagen.
**Herrn Dirnachi, russischer kayserl. Leibmedicus, so mich in seines Monarchen Peter des Großen Diensten mit Versicherung meines Glückes zu engagieren sich beworben…
***Anno 1723 hat Herr von Bibikoff, russischer kayserl. Bevollmächtigter, und der vom russischen Hof kommende Baron von Zabrhielm mir Carta blanche offerirt, um mich in Kayser Peter des Großen Dienste zu engagieren
**** точного перев. слову шведскому слову «ЛАГОМ» в немецком языке не существует, примерное значение «умеренный, удовлетворительный, довольный».

До сих пор в нумизматике императорского периода России существует устоявшееся мнение, что Иоганн Карл Гедлингер не метил своих монетных штемпелей. Официальная точка зрения современной науки выражена в трудах таких известных ученых, как В.В. Уздеников:

Уздеников Василий Васильевич. МОНЕТЫ РОССИИ. Москва 1992.- 678с. Ил. Стр. 618. «Иоганн Карл Гедлингер. Резал штемпеля рублёвика 1736 г. .... Штемпеля не метил.» «Лукьян Дмитриев. Копировал штемпеля работ Гедлингера. .... Штемпеля не метил.»

 и Е.С. Щукина.

Щукина Евгения Семёновна. МОНОГРАММЫ НА РУССКИХ МЕДАЛЯХ XVIII- НАЧАЛА XX ВЕКОВ. Киев 2002. – 160с. Ил. Стр. 69,70-71. «Хедлингер (Гедлингер) Иоганн Карл.» стр.69 «Автор штемпеля.... рублёвика 1736 (без монограммы)» стр.70 «I.C.H. (Иоганн Карл Хедлингер) В память заслуг графа Остермана» стр. 71

Точка зрения не новая, так считали и А.Ильин и граф И.Толстой в 1910 году (рис. 1).
Рубль Гедлингера. Об авторстве штемпельных вариантов.
Рис. 1. Фрагмент каталога 1910 г.

Думается, что именно поэтому среди коллекционеров-нумизматов сложились и сосуществуют два различных по сути, но созвучных понятия: «рубль Гедлингера» и «тип Гедлингера». Понятие «рубль Гедлингера» означает, что все монеты этого типа отчеканены штемпелем работы самого Иоганна Карла Гедлингера. Второе понятие, «тип Гедлингера» означает, что монеты этого типа «чеканены штемпелями, которые скопировал россиянин Лукьян Дмитриев со штемпелей, сработанных рукой Гедлингера». «Рублём Гедлингера»

Биткин В.В. «Сводный каталог монет России регулярного чекана» Киев 2000 – 624с.

принято считать все рубли с новым, доселе невиданным, реалистичным, полным экспрессии, величественным портретом Императрицы Анны Иоанновны и только c датой «1736» над большой императорской короной на реверсе. Так, Барон Шодуар пишет (рис. 2):
Рубль Гедлингера. Об авторстве штемпельных вариантов.
Рис. 2. Фрагмент каталога 1841 г.

Соответственно, все рублёвики с таким же портретом, но с датой «1737» обозначаются как «тип Гедлингера» (рис. 3):

Cуществует версия, по которой часть рублей с датой «1737» отчеканены штемпелями аверса, которые «заготовил» впрок предусмотрительный швейцарец. Именно поэтому собиратели тематических коллекций не делают особой разницы при выборе экземпляра для коллекции - положить в свой мюнцкабинет «рубль Гедлингера» или же рубль «тип Гедлингера».

Рубль Гедлингера. Об авторстве штемпельных вариантов.
Рис. 3.

Здесь стоит обратить особое внимание читателя на фразу: «Пуансон снят с предыдущего Дмитриевым»... Техническим термином «пуансон снят» барон Шодуар в двух словах упомянул технологию. Что же это такое, «снять пуансон»?

Экскурс в технологию изготовления монетного штемпеля в России до первой трети XVIII Века... Главным медальером страны в это время был Антон Шульц*. Урождённый немец, принят на российскую службу в 1724 году. Имел к тому времени уже второй пятилетний контракт**.

Свидельство тому, что А.Шульц стажировался у И.К.Гедлингера имеется в «автобиографических заметках», составленных Гедлингером.
Anno 1723 hat Herr von Bibikoff, russischer kayserl. Bevollmächtigter, und der vom russischen Hof kommende Baron von Zabrhielm mir Carta blanche offerirt, um
mich in Kayser Peter des Großen Dienste zu engagieren, welchen aber statt meiner Herrn Medailleur Schultz, so damahlen bey mir Aufenthalt gehabt und Anno 1736
in Muscau verstorben, presentiert.
В 1723 году господин фон Бибиков, русский императорский уполномоченный, и посланник русского Двора барон фон Цабрхилм предложили мне «карт бланш» в оферте привлечения моего на Царскую Службу к Петру Великому, который однако вместо меня презентован господину медальеру Антону Шульцу, в то время при мне и умершим в 1736 в Москве.

Антон Шульц владел классической технологией изготовления штемпелей для чеканки монет и медалей, впервые описанной в трактате Бенвенуто Челлини и распространённой по всей Европе. 
Согласно манускрипту великого ювелира, скульптора и медальера Эпохи Позднего Возрождения Бенвенуто Челлини***, опубликованному в 1568 году, для большего единообразия монетных штемпелей, а следовательно и самой монеты, при изготовлении штемпеля следует применять особый инструмент - пу(а)нсоны, имеющие позитивное изображением участка, детали орнамента монеты, буквы легенды, части портрета или фигуры. В трактате они названы «madri» - маточники. Т.е., к примеру, для изготовления аверсного штемпеля рублёвика Петра II в 1728 году, требовалось, по меньшей мере, около 25 различных пунсонов-маточников. Этим же объясняется и обилие легко различимых штемпельных вариантов рублёвиков Анны до 1734 года. Портрет «компоновался» из отдельных деталей. Лицо, причёска, украшения на платье, на каждый элемент существовал свой отдельный пунсон****.

* В то же время Антон Шульц, кроме исполнения обязанностей медальера, обучал ремеслу резчика и учеников. Так в распоряжении по Бергколлегии от 16 августа 1725 года к нему был прикреплён ученик резного дела Лукьян Дмитриев
** ВКГМ «Монеты царствования Императрицы Анны Иоанновны» стр. 94
***Бенвенуто Челлини (итал. Benvenuto Cellini; 3ноября 1500, Флоренция — 13 февраля 1571, Флоренция) — выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса. «I trattati dell'oreficeria e della scultura»1568
**** c немeцкого «Punze».

Следует подчеркнуть, что по причине некачественной стали служил этот инструмент недолго. Изготовление нового пунсона было трудоёмко и никак не обеспечивало единообразия. Кроме того, судя по документам Бергколлегии того времени, оплата резчикам производилась по конечному продукту, т.е. за готовые штемпеля. Естественно, что мастеровой народ со своей стороны стремился усовершенствовать работу и сократить потери дорогих времени и материала. Этот процесс хорошо отслеживается на портретных миниатюрах рублёвиков «молодой Анны», особенно 1730-1731 гг. Некоторое однообразие портрета 1732-33 годов*, отмечаемое авторами, специалистами по монетам Анны Иоанновны, резко нарушено в 1734 году. На фоне всплеска количества портретных типов, который говорит только о поиске оптимального художественного решения, на «сцену» вышли несколько вариантов портрета: «большая голова», «цыганка», «лирический портрет»**. Техника исполнения этих аверсов отличается от предыдущих. Они представлены многочисленными вариациями, видимыми и различимыми только тренированным взглядом собирателя. Так, даже редкий сам по себе аверс с монограммой «В» представлен пятью штемпелями***. Это явление объяснимо только тем, что при изготовлении аверсного штемпеля стал применяться маточник более крупного размера. Мелкие же детали – жемчужины, подвески и др. по-прежнему наносились от руки резчиками, с применением мелких пунсонов. 

* Е.Г. Полуйко. РУБЛЬ АННЫ ИОАНОВНЫ. КАТАЛОГ. Горький,1989 -71с.,ил. Стр.11 
** Е.Г. Полуйко. РУБЛЬ АННЫ ИОАНОВНЫ. КАТАЛОГ. Горький,1989 -71с.,ил. Стр.12 
*** Е.Г. Полуйко. РУБЛЬ АННЫ ИОАНОВНЫ. КАТАЛОГ. Горький,1989 -71с.,ил. Стр.36

Если принять во внимание многообразие редких портретных вариантов 1734 года, как свидетельство о творческом поиске, становится понятным, почему в конце 1735 года в Столицу прибыл художник-медальер И.К. Гедлингер (рис. 4).
Фрагмент страницы 488 Т4 «Бумаг кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг.
Рис. 4. Фрагмент страницы 488 Т4 «Бумаг кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг.

Царица приложила все усилия к тому, чтобы именно прославленный Гедлингер сделал для неё портретную миниатюру. Первоначально Анна Иоанновна позировала мастеру при большом собрании придворных. Затаив дыхание, знатная публика, вельможи, высшие государственные сановники наблюдали, как из воска на чёрном фоне пластины шиферного сланца Маэстро ваял Величественную Царицу. Успех был сенсационный, об этом Гедлингер упоминает в своей автобиографии. Он закончил работу над восковой моделью (боссирунг) под всеобщие аплодисменты. Сама медаль (П.Фельдер №152) (рис. 5).
Аверс медалиона, иллюстрация из книги П. Фельдера
Рис. 5. Аверс медальона, иллюстрация из книги П. Фельдера.

В документах кабинета министров есть и другое свидетельство огромного успеха и популярности медальера Гедлингера (рис. 6).
Фрагмент страницы 534 Т6 "Бумаг кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг".
Рис. 6. Фрагмент страницы 534 Т6 «Бумаг кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг.»

«Разные люди» желали из собственного золота и серебра иметь медаль с подписью «I.C.Hedlinger. f.».Аверс «рубля Гедлингера» являет собой свободную копию аверса именно этой медали. В литературе, в частности у Петера Фельдера, посвятившего изучению творчества Гедлингера не один десяток лет, есть такой термин. Что же означает понятие «свободная копия»? И снова экскурс в технологию. Это понятие означает, что копировщик не связан пропорцией и размером модели, подлежащей копированию. Мастер просто повторяет сюжет и композицию. Штемпельный резчик «свободен», он не связан требованием, сформулированным у того же Бенвенуто Челлини: «единообразие монетных штемпелей есть защита от фальшивомонетчика». Совсем по-другому происходит копирование монетного штемпеля. Это уже не «свободное», а просто «копирование». Копирование штемпеля производилось следующим образом: в закалённую до максимально возможной твёрдости форму/модель, или же штемпель, который должен послужить формой/моделью для копирования, вдавливалась заготовка из мягкой, специально термически подготовленной для этого «отпущенной» стали. Форма/модель предварительно заковывалась в обойму, которая служила ей защитой от разрушения огромной нагрузкой. Процесс копирования производился, как и чеканка, на винтовом прессе – балансире, изменённой конструкции, специально приспособленном для этой операции. После нескольких ударов, при необходимости, производился промежуточный отжиг. Заготовка приобретала форму, полностью соответствующую исходной модели. Полученный оттиск дорабатывался резчиком и в заключение подвергался закалке. Так создавался инструмент, называвшийся в то время «контрпунсон». Именно об этой технологической операции и сказано у Шодуара двумя ёмкими словами: «Пуансон снят». Такой (Контр)пунсон нёс на себе основу - ключевые формы портретной композиции или реверса монеты. Мелкие же детали, буквы легенды, фактура ткани и пр. наносились, по-прежнему, отдельными пунсонами и дорабатывались штихелем.

А.В.Храменковым в Российском государственном архиве древних актов обнаружено дело 1741 года "О перепечатке запечатанных манетчиком Михайлом Ильиным неисправных манет и о протчем", (РГАДА. Ф.270. Оп.1. Кн.109. Л.1-1  8)  в материалах которого говорится о применении контрпунсона. Кроме того из текста этого документа следует, что при помощи контрпунсона наносилось неполное изображение. Легенда и детали портрета «поправлялись» после перевода дополнительно. «на дело рублевой манеты переведенной с контра пунца штемпель с партретом принца Иоанна для печатания рублевых манет поправлял он, Нагибин, в партрете контра пунцами».

Необходимо отметить, что успех копирования в значительной степени зависел от мастерства кузнеца, игравшего при этой технологической операции ключевую роль. Кузнец непосредственно участвовал и при переводе изображения с контрпунсона на штемпель и, естественно, делал закалку готового инструмента.

Из доношения в Кабинет Ея Величества от 3 сентября 1736 года, Графа Головкина. «О необходимости увеличения жалования монетчикам и мастеровым монетного двора» ... Лукьян Дмитриев в пуссировании на воску и в резьбе штемпелей... явился исправен... токо же и кузнец Борис Константинов в делании штемпелей явился исправен же...»

Итак, после медали, Иоганн Карл Гедлингер создал модель своего знаменитого рублёвика. Об этом он напишет в автобиографических заметках. Рассмотрим четыре известных на сегодня варианта аверса монеты «рубль Гедлингера» (рис. 7):
Известные на сегодня 4 варианта аверса монеты «рубль Гедлингера»
Рис. 7. Известные на сегодня 4 варианта аверса монеты «рубль Гедлингера».

Все аверсы отличаются друг от друга. Три из них (№1,№2,№4) различны в незначительных деталях. Эти три варианта описаны в каталоге В.В.Биткина 2003 года и имеют номера соответственно 1, 2 и 3. У одного их них (№3) эти различия сразу бросаются в глаза. Все четыре варианта уже опубликованы: №№1и2 - достаточно давно, №3 - сравнительно недавно (в 1990-х годах), и последний явился Миру в 2014 году в составе знаменитой коллекции Содермана и был продан на швейцарском аукционе «Синкона» в октябре 2015 (лот 179). Разительная похожесть трёх аверсов (№№1,2,4) заставляет думать о скопированных штемпелях. Автор счёл необходимым проверить это предположение и в случае копирования выяснить, какой из штемпелей мог послужить моделью.
В книге Петера Фельдера, где собрано практически всё художественное наследие медальера и детально описан его творческий и жизненный путь, утверждается, что в фондах Исторического музея города Базель имеется экземпляр рубля Гедлингера. Также даны его фото и описание (рис. 8), однако снимки эти заставили предположить автора, что речь идёт не о монете, а об оттисках в мягком металле.
Иллюстрации из книги П.Фельдера Medailleur Johann Carl Hedlinger 1691-1771. Leben und Werk
Рис. 8. Иллюстрации из книги П.Фельдера Medailleur Johann Carl Hedlinger 1691-1771. Leben und Werk.

153 Рубль Царицы Анны 1736 Серебро. Диаметр 45 мм Базель, Исторический Музей. Аверс представляет собой свободную копию медали №152 После того, как был отчеканен 2761 Экземпляр, штемпеля Гедлингера были скопированы Л. Дмитриевым (по любезному сообщению госпожи Е. Щукиной, Ленинград).

Установлено, что в фондах этого музея хранится не сама монета, а нечто, что могло бы послужить идентификации авторской работы Мастера. Там находятся две, великолепного качества, отливки-копии в свинце. Копии выполнены с оттисков, снятых с оригинальных штемпелей аверса и реверса работы И.К.Гедлингера. Эти копии можно со всей уверенностью принять за референтные образцы работы Мастера. Дело в том, что медальер Гедлингер имел тесный контакт с медальерами и другими специалистами. Он состоял в интенсивной переписке со многими коллегами, например с Ж. А. Дасье, А. Вестнер, И. М. Мёрикофер. Гедлингер обменивался рецептами изготовления штемпелей и их закалки с мюнцмейстером в Цюрихе Г.Я.Гесснером II. Вёл переписку по буквенным пунсонам и обменивался приёмами работы. Он имел обыкновение высылать образцы своих работ коллегам и друзьям, поклонникам его таланта. Зачастую это были оттиски с ещё «сырых» штемпелей в олове или свинце. Об этом рассказывает П.Фельдер в своей книге. Копии оттисков с рублёвых штемпелей в свинце были переданы Историческому Музею Базеля в составе огромного дара (более сотни артефактов) ещё в 1911 году наследниками Йоганна Шорндорфа. Близкий друг Гедлингера, Шорндорф был его пламенным поклонником. Познакомились и подружились они ещё в Стокгольме, когда Гедлингер служил Королевским медальером. Йоганн Шорндорф собирал в течение жизни работы Гедлингера оригинальные наброски, рисунки, письма, словом всё, что связано с именем Гедлингера и составляет его творческое наследие. Это именно Шорндорф убедил Великого Мастера в 1755 году составить «автобиографические заметки» (рис. 9):
Фото свинцовых копий с оттисков штемпелей работы Гедлингера. Исторический Музей Базель.
Рис 9. Фото свинцовых копий с оттисков штемпелей работы Гедлингера. Исторический Музей Базель.

Установлено полное соответствие референтного портретного оттиска и аверса № 4 рублёвой монеты в мельчайших деталях. Кроме того, установлено следующее: портретный штемпель, вопреки твёрдо устоявшемуся мнению классиков, несёт на себе монограмму Мастера! На роскошном палантине Царицы, расшитом двуглавыми орлами, имеется складка, собранная заколкой. Эту заколку украшают три жемчужины и подвеска. На полуовал этой подвески искусно нанесены три латинские буквы: «I» «C» «H» (рис. 10):
Фрагмент аверса референтного оттиска, монограмма «I C H», свинец
Рис. 10. Фрагмент аверса референтного оттиска, монограмма «I C H», свинец.

Точно так же монограммирована и портретная миниатюра на аверсе, обозначенном № 4. Аверс этой монеты, собственно, являет собой оттиск того же штемпеля (рис. 11):
Фрагмент аверса №4, монограмма «I C H», серебро
Рис. 11. Фрагмент аверса №4, монограмма «I C H», серебро.

Итак, со всей уверенностью можно сказать, что выделена монета, аверс которой оттиснут именно тем инструментом, который изготовил Иоганн Карл Гедлингер. Именно об этом штемпеле Величайший Медальер XVIII столетия сообщил в своей автобиографии, вложив в одну из фраз следующий смысл: «я изготовил модели для употребления на монетном дворе и в академии... ».
По всей видимости, схожесть вариантов №№ 1, 2 и 4 необходимо связывать технологически. Собственно это легко определимо по идеальному соответствию Монаршего профиля, причёски, палатина и расположению его складок. Различия же в разделке деталей корсета, расположении брошек, букв в легенде и других деталей есть признак именно этого метода копирования – там, где доработка производилась резчиком, несовпадения были неизбежны. Необходимо также отметить тот факт, что авторская сигнатура имеется только на этом варианте (№4). Ни один из остальных портретных вариантовмонограммы мастера не имеет. Этот аверс по праву обязан быть выделен, как авторская работа великого медальера XVIII Столетия И.К. Гедлингера. В пользу этого говорит и та тщательность, с которой проработаны детали корсета: линовка выполнена строго размеренно, в перекрестьях линий с чёткостью, присущей этому великому мастеру, «посажены» миниатюрные четырёхлистники. Этими весьма трудоёмкими «нюансами», требующими от исполнителя чрезвычайного мастерства штемпель, маркированный монограммой «I C H», выгодно отличается от двух других. Линовка в корсете на варианте №2 выполнена без системы и с применением другого пунсона (рис. 12):
Отделка корсета вар. № 2 и отсутствующая монограмма
Рис. 12. Отделка корсета вар. № 2 и отсутствующая монограмма.

У штемпельного варианта № 1, более сходного с изображением на модельном штемпеле, монограмма срезана штихелем (рис. 13), линовка же на корсете невыразительна:
Фрагмент аверса № 1, срезанная монограмма
Рис. 13. Фрагмент аверса № 1, срезанная монограмма.

Как же быть с аверсным вариантом, который не походит своим дизайном ни на один из 3 аверсов? Тем, который выявил В.В.Уздеников в середине 90-х (№3, рис. 14), назвав уникальным? Ещё одна рублёвая монета с таким же аверсом обнаружена в составе коллекции Великого Князя Георгия Михайловича Романова, которая хранится в Смитсоновском Институте, Вашингтон, США. Реверс же этой монеты сделан ранее нигде не описанным вариантом штемпеля. Таким образом, пятым по счёту.
Аналогичный аверс, коллекция Великого князя Георгия Михайловича, Вашингтон
Рис. 14. Аналогичный аверс, коллекция Великого князя Георгия Михайловича, Вашингтон.

По всей видимости, эту монету следует отнести в разряд «пробная». Об этом говорят слишком уж значительные различия от двух других портретов, не имеющих монограммы художника: лишняя нитка жемчуга в голове, сам портрет поднят выше так, что голова Императрицы почти касается легенды. Поразительно исполнено лицо, на лице Анны Иоанновны читается лёгкая, слегка надменная улыбка. Совершенно по-другому сделана бровь. Глаз тоже отличается своей формой, собственно говоря, мы имеем дело с совершенно другим взглядом художника на свою модель. Самое же главное: Гедлингер не стал ставить своей монограммы. Той самой жемчужины, несущей три буквы «I C H», просто нет на портрете. Мастер даже не стал создавать места, где бы он мог бы оставить свой автограф (рис 15):
Фрагмент аверса №4, монограмма «I C H» отсутствует
Рис. 15.

Подводя черту, необходимо сделать выводы из этой части исследования:
1. Штемпель аверса, который несёт сигнатуру «I C H», состоящую из первых букв имени Johann Carl Hedlinger, является авторской работой художника-медальера.
2. Установлено, что именно этот аверс явился объектом копирования.
3. С помощью контрпунсона, снятого с этого штемпеля, изготовлено два аверсных штемпеля.
4. В технологическом аспекте исключительное право называться «рубль Гедлингера» имеет только та монета, которая послужила моделью и имеет монограмму автора. Остальные монеты регулярного чекана (Биткин 1.а, 2.а и 2.б) являются копиями.
5. Аверс монеты, не несущий монограммы «I C H», но и не являющийся копией монограмированного портрета, является пробной работой художника-медальера, своего рода «этюдным» вариантом. Аверс этой монеты, которую В.В.Уздеников выявил в 90-х, назвав уникальной, имеется ещё на одном экземпляре рублевика. Он находится в составе коллекции Великого Князя Георгия Михайловича в собрании Смитсоновского Института.
6. Необходимо подчеркнуть, что аверс пробного экземпляра из коллекции Великого Князя оттиснут в сочетании с реверсом, который до сих пор вообще нигде не был опубликован. Таким образом, количество известных реверсов этого типа с датой 1736 достигло пяти.

Этим фактом легко объясняется наличие монет с исправленной датой «1736» на «1737».

Действительно, со строго технической точки зрения, два похожих, но не имеющих монограммы, аверса (№1 и №2), могут называться только копиями, коими они и являются, несмотря на то, что они вполне могли быть выполнены или при участии, или под наблюдением самого художника-медальера. В помощь к установлению имени исполнителя этих копий имеется следующее историческое свидетельство. Копииста чётко и безальтернативно назвал Якоб фон Штелин в разделе «О медальерном искусстве» своих «Запискок об изящных искусствах в России»:
"за время своего    в Петербурге г-н Хедлингер изготовил в дальнейшем:
-большую императорскую печать, 3 английских дюйма в диаметре,
-такую же малую, 1 1/2 дюйма,
-штемпель для рубля, а с него пару других (его ученик Ферман)"

Большая Императорская Печать Императрицы Анны работы Гедлингера. Исторический Музей города Базель.
Рис. 16. Большая Императорская Печать Императрицы Анны работы Гедлингера. Исторический Музей города Базель.
По всей вероятности, экземпляр самого Мастера.

Важно и безусловно одно: результаты штемпельного анализа полностью корреспондируют с высказыванием Якоба фон Штелина по всем пунктам. Сам Гедлингер исполнил только модельный штемпель. Остальную работу выполнил его талантливый ученик и последователь Даниель Ферман.

Даниель Ферман, 1710-1780гг. С 1744 года Королевский придворный медальер в Стокгольме.

Попытка выявления модельного штемпеля реверса.

В ходе исследования был выделен только один оттиск в серебре со штемпельной пары, авторство которой несомненно принадлежит Гедлингеру. Этот экземпляр находится на хранении в ОН ГЭ (ОН-Р-2 6363, из собрания И.И. Толстого). Обе стороны этого рублевика оттиснуты именно тем инструментом, копии отпечатков которого хранятся в Базеле. Аверс монеты ОН-Р-2 6363, естественно, тоже имеет инициалы Мастера.
Благодаря тому, что Гедлингер пометил свой авторский образец монограммой, нам представилась уникальная возможность проследить методику изготовления аверсных штемпелей. Вырисовывается следующая последовательность: Мастер сработал два, фактически разных варианта портрета, из которых он затем выбрал наиболее удачный, пометив его своей монограммой. Именно с этого штемпеля впоследствии был снят контрпунсон - инструмент, значительно облегчающий копирование. В самом деле, здесь прослеживается перфекционизм Гедлингера, его стремление добиться наивысшего результата, исключая при этом решения, которые бы не соотвествовали самому притязательному вкусу.
Следовало бы ожидать точно такой же методики и при изготовлении штемпелей реверса. Т.е. на первом этапе - создание двух или нескольких, композиционно альтернативных вариантов, один из которых, наиболее удачный, должен был послужить формой для копирования. Попытаемся выделить штемпельный вариант реверса, который послужил формой-моделью для снятия контрпунсона. В данном случае необходимо исходить и из того, что массовый чекан не может производиться формой или модельным штемпелем. Это задача для серийного инструмента. Следовательно, варианты реверса «А» и «Б» могут быть только копиями. Тот факт, что только эти два варианта встречаются на монетах регулярного чекана, служит лучшим тому подтверждением. Остальные же четыре варианта реверса «В», «Г», «Е» и «М» представлены только уникальными экземплярами и к тому же(!) в сочетании только со штемпелями работы самого Гедлингера. Необходимо также отметить, что в случае с реверсом отмечен массивный отход от первоначальной модели. Мастером было предпринято больше изменений, коррекции эти значительны и заслуживают отдельного внимания.
Все пять известных на сегодняшний день вариантов реверса, вопреки первому впечатлению, в корне не соответствуют варианту самого модельного штемпеля «М». Различие это проявляет себя во многих деталях. Наиболее выраженные из них:
- Большая Императорская Корона на штемпеле «М» имеет на поясе только 3 ромба. На остальных же штемпелях эта деталь выполнена по 5 раз и другим инструментом;
- корона у варианта «Б» сделана несколько шире, чем отличается от 4 остальных вариантов;
- крест Державы модельного штемпеля – «украшенный», на остальных он простой;
- весьма характерно отличается изображение московского герба. На модельном крыло аспида ложится на корпус коня. У остальных это крыло меньше и нигде даже не касается конского брюха. Было бы уместно предположить, что это изменение сделано продуманно и имеет целью защитить смысл изображения от потери при износе рельефа. Силуэты коня и дракона под ним при такой композиции не сливаются в одно целое «пятно», как на модельном штемпеле;
- буквы, цифры и точки легенды на всех 5 расположены по-разному.

Особое внимание следует уделить тому, как расположены составные элементы легенды. Вариант «М» выказывает практически идеальное деление на 18 равных интервалов, независимо от того, что они разделяют. Будь это цифра даты, литеры или точки – все знаки лежат на одинаковом расстоянии друг от друга. Такое деление характерно только для штемпеля «М» - первого модельного, который по всей видимости послужил скорее «прототипом», чем прямым объектом для механического копирования. По всему видно, что Мастер отказался от этого решения, напоминающего в чём-то циферблат часов, и предложил альтернативный. При поштемпельном анализе выявлен только один вариант «Д», у которого чётко прослеживается систематизированный подход к выбору интервала и расположения цифр и литер (рис. 17):
Рубль Гедлингера, поштемпельный анализ.
Рис. 17.

Остальные варианты реверсных штемпелей такой точности в разметке легенды, при сравнении между собой, не выказывают (рис. 18):
Реверсы «В» и «Г», симметрия нарушена
Рис. 18. Реверсы «В» и «Г», симметрия нарушена.

При учёте всех деталей: компоновки легенды и особенно того факта, что вариант реверса «Д» применён вкупе с модельным аверсом «М», мы имеем все основания предположить, что именно этот вариант и послужил формой для снятия контрпунсона. Реверсы «Д» и «А» особенно схожи характерным дефектом – правая голова орла несколько приподнята. У варианта «Б» этот дефект исправлен (рис. 19):
Реверсы «Д» и «А» особенно схожи формой и посадкой правой головы орла. У варианта «Б» этот дефект исправлен.
Рис. 19. Реверсы «Д» и «А» особенно схожи формой и посадкой правой головы орла. У варианта «Б» этот дефект исправлен.

Итак, приняв во внимание цитату Якоба Штелина, в которой упомянуто о копировании, сделанном Даниелем Ферманн и названо количество копийных штемпелей «два», а также исходя из того факта, что среди монет регулярного чекана этого типа, представлены только варианты сочетаний с немонограммированными аверсами №1 и 2, можно со всей уверенностью выделить реверсы «А» и «Б», как « работы Даниеля Фермана». Следовательно, монеты выполненные штемпелями аверса №1 и 2 во всех штемпельных сочетаниях с реверсами «А» и «Б» было бы правильно называть «копиями работы Даниеля Фермана». Это было бы справедливо по отношению ко всем участникам этого выдающегося проекта. Ведь на самом деле, Мастер Иоганн Карл Гедлингер оставил на своем творении монограмму «ICH» и не стал тиражировать её руками свого ученика. Имя Даниеля Фермана в отношении к работам, выполненным не менее талантливо, чем работы Лукьяна Дмитриева, оставалось последние два с лишним Столетия неназванным. Правильным было бы выделить копии работы Даниеля Фермана точно так же, как выделены копии работы Лукьяна Дмитриева.
«Рублями Гедлингера» же было бы правомочно называть только те монеты, которые отчеканены штемпелями, выполненными непосредственно самим Гедлингером. Этими монетами являются, известные на сегодняшний день, два уникальных, несомненно пробных рублёвика (из собрания Смитсоновского Института и коллекции Д.Ушакова), а также две монеты, аверс которых выполнен авторским штемпелем несущим монограмму И.К. Гедлингера. Статус последних двух монет, по скромному предположению автора может быть определен, как образцовый. По всей видимости именно эти штемпеля упомянуты Гедлингером, как «некоторые модели». Об этом говорит и отверстие на эрмитажном экземпляре (ОН-Р-2 6363) (рис. 20):
Рис 20. Рубль Гедлингера, Эрмитаж ОН-Р-2 6363.
Рис. 20. Рубль Гедлингера, Эрмитаж ОН-Р-2 6363.

Такие отверстия делались для прикрепления монеты к документам и выполнялись с минимальным повреждением рисунка самой монеты. Для большей наглядности будет уместным привести фотографию «указной» полуполтины (рис. 21):
«Указная» полуполтина 1726г. Коллекция Смитсоновского Института, Фото с официальной Страницы в Интернете.
Рис 21. «Указная» полуполтина 1726г. Коллекция Смитсоновского Института, фото с официальной Страницы в Интернете.

Таблица монет рублёвого достоинства, чеканенных на временном монетном дворе в палатах Прозоровского 1736 года (рис: 22):
Сводная таблица монет рублёвого достоинства, чеканенных на временном монетном дворе в палатах Прозоровского 1736 года. Линии показывают известные штемпельные сочетания.
Рис. 22. Сводная таблица монет рублёвого достоинства, чеканенных на временном монетном дворе в палатах Прозоровского 1736 года. Линии показывают известные штемпельные сочетания.

1.А 2.А 2.Б - Копии работы Даниеля Фермана. Встречаемость «R3»

Если будут выявлены ещё 2 экземпляра, встречаемость варианта 1.А необходимо будет пересмотреть на «R2».

3.В 3.Г - Пробные монеты работы Гедлингера. Монеты известны в одном экземпляре.
4.Д 4.Е - Рубль Гедлингера. Монеты известны в одном экземпляре.

Коротко о копиях работы Лукьяна Дмитриева 1737 года. Если обратить внимание на этот участок портретных миниатюр на его аверсах 1737 года, становится ясным, что сам Дмитриев, а также более поздние копировщики знали о монограмме. На всех тиражных монетах монограмма перекрывалась. Встречаются аверсы с датой 1737, которые даже в мелких нюансах повторяют модель Гедлингера, но монограмма на них старательно перекрыта пунсоном другой формы (рис. 23):
Рис. 23.
Рис. 23.

Похоже, что слишком смелой оказалась и версия М.Максимова об участии Л.Дмитриева в проекте Гедлингера, напечатанная в «Советском коллекционере» №15 1977. Эта версия была принята, в свое время, многими нумизматами (рис. 24):
Рис. 24
В заключении хотелось бы отметить, что обнаружение монограммы оказало решительную помощь в определении авторства всех известных на сегодня штемпельных вариантов рублёвых монет, выполненных по проекту великого медальера в 1736 году. Монеты же отчеканненые штемпелями, вышедшими из под резца самого Гедлингера, оказались ещё более редкими, фактически они представленны только 4 уникальными экземплярами и несомненно являются памятниками Европейской и Российской нумизматики.

Автор выражает глубокую признательность интернациональному товариществу коллег-нумизматов, любителей и профессионалов:
мистеру Игорю Шнейдерову (США),
господину Александру Храменкову (Россия),
господину Константину Чертову (Россия),
госпоже Екатерине Лепехиной ОН ГЭ (Россия),
герру доктору Михаэлю Матцке (Германия) куратору мюнцкабинета ИМБ(Швейцария),
господину Владиславу Пономареву (Россия),
господину Антону Ковалёву (Россия),
господину Никонову Сергею (Россия)
за помощь и дружеское содействие в написании данной статьи.

Приложения.

Anno 1735 begehrte mich vorbemelte russische Kayserin Anna vom König in Schweden, um höchst deroselben Portrait ad vivum zu possieren, weilen Ihro Majestet von dero iralienischen und französischen Künstlern noch niemal ähnlich getroffen worden seyn sollen. Reisete also mit damahligen kayserlichen Cabinets Courier Herrn Scherer52, von Zürich gebürtig, so dessen beordert war (welcher seithero Russisch Kayserl. Resident zu Danzig) den Postweg über Finnland nacher Petersburg, acompagnirt von Hr. Secretarlo Berch und meinem disciple Monsieur D. Fehrman53. Da wir auf Alandshaff 7 schwedische Meilen oder 21 Stund breiten Meerarme im Sinus Botnicus durch ein heftigen Sturm innert 4 Stunden ans Port getrieben, fast dem Neptuno zum Opfer worden. Nach gnädigster kayserl. Audienz und huldreichsten Ordres dieser majestetvollen Monarchin fing ich bey zahlreichster Versammlung des Hofes meine Arbeit an; hatte durch göttlichen Beystand das Glück zu höchstem Wohlgefallen der Kayserin und ganzen Hofes zu reusiern, von Männiglichen applaudiert, und kayserlich recompensirt zu werden, dahero durch genereuseste Offerten in dero Dienst zu treten, allergnädigst angelockt wurde. Nachdem ich aber ein Medaillon, das große und kleinere Reichs-Sigil, nebst einigen zur Münze und Academien dienen sollende Modellen verfertiget, auch von meinem König in Schweden rapeliert worden, erhielte ich von Ihro Kayserl. Majestet aller [gnädigste?] 54 Abschieds Audienz, und beliebten höchst dieselben mir beym Handkuß den ersten auf meinem Stempel geprägten Me-daillon von Gold und Silber nebst gnädigstem Bezeugen höchster Satisfaction in die Hand zu trucken. Der Herzog Biron von Curland5' beschenkte mich mit einer goldenen Tabaksdosen, der Admiral Graf Golovin50 desgleichen. Die kayserliche Académie regalirete mich mit hundert Species Ducaten. Nebst allen allda verfertigten Poesien (deren einige das Lob meiner kayserl. Medaille sungen) und geographischen Carten auf Atlas und Papir. Ihro Excell.en Graf Osterman57 und Jagosinski6S, die Fürsten Circaski und Curakin, Oberhofmarschall Graf Lewenwolk, General Feldmarschall Graf von Muninck59 etc. waren mir vor anderen hohen Patronen und Protectores mit sonderer Gunst gewogen, und brachte mir da die kayserl. Gnade viele Freunde und Gönner zuwege, unter welchen die erste Probe gaben Ihro Excell. Graf Golovin, so mir gleich bey meiner Ankunfr in Petersburg seine magnifique stets
offene Tafel während meines dasigen Aufenthalt auf gracieuseste offerirte;

В 1735 году востребовала меня у Шведского Короля (величественная) Царица Анна, позировать собственной персоной, ибо ещё никто, ни из итальянских, ни из французских художников не достиг её похожести. Итак выехал я, с тогдашним императорским кабинеткурьером, уроженцем Цюриха, господином Шерер*, как им предписано было, почтовым путём через Финляндию на Санктпетербург в сопровождении господина секретаря Берч, а также моего ученика Д.Ферман**<...> при переправе через Ботнический пролив мы были застигнуты сильнейшим штормом и в течение 4 часов дрейфовали в порт, чуть не пав жертвой Нептуна.
После милостивой Императорской аудиенции и похвальных речей этой величественной Монархини приступил я, при многочисленном собрании Двора, к своей работе. С Божьей помощью имел счастье, к высшему удовлетворению величественной Царицы и всех придворных, угодить их вкусу. Под аплодисменты я был всемилостиво приглашен вступить на службу.
По изготовлении медали, большой и малой Государственных печатей, а также некоторых моделей, должных послужить на монетном дворе и в академии и отзыва к своему Королю в Швецию, я получил от её Императорского Величества (всемилостивейшую)*** прощальную аудиенцию.
Как знак наивысшей признательности при поцелуе её руки, всемилостивейше передала она мне первые золотой и серебряный оттиски со штемпелей медали, изготовленных мной.
Герцог Бирон Курляндский одарил меня золотой табакеркой, Адмирал Головин такой же. Императорская Академия наградила меня сотней штук дукатов. Всё это в сопровождении стихов, (среди прочего, пений, восхвалявших мою Императорскую медаль), географических карт на атласе и бумаге.
Их превосходительства графы Остерман и Ягожинский, князья Циркарский и Куракин, Обергофмаршал граф Левенволк, генерал-фельдмаршал граф фон Миних были моими покровителями и защитниками ... Его превосходительство граф Головин, сразу по прибытии моём в Санктпетербург предложил у него столоваться.

*. Hans Caspar Schaerer, 1689-1755 1721-1732 russischer Legationssekretär in Schweden, russischer Kanzleirat, 1743-1755 Agent und Resident der russischen Kaufmannschaft in Danzig.
**. В этом месте утерян бумажный фрагмент.
***. Daniel Fehrman, 1710-1780, Schüler Hedlingers und 1744 dessen Nachfolger als Hofmedailleur.

Список литературы.

Барон Станислав де Шодуар. «Обозрение русских денег и иностранных монет...» 1841г. СПБ т.2
Биткин В.В. «Сводный каталог монет России регулярного чекана» часть I, Киев 2003 544 стр.: ил.
Brepohl Erhard Traktate über die Goldschmiedekunst und die Bildhauerei = I trattati dell'oreficeria e della scultura / Benvenuto Cellini. Auf der Grundlage der Übers. von Ruth und Max Fröhlich als Werkstattbuch kommentiert und hrsg. von Erhard Brepohl / 2005
Johann Carl Hedlinger. AUTOBIOGRAPHISCHE NOTIZ «автобиографические заметки».
Felder Peter. Medailleur Johann Carl Hedlinger 1691-1771. Leben und Werk. Sauerland, Aarau 1978
Щукина Е. С. МОНОГРАММЫ НА РУССКИХ МЕДАЛЯХ XVIII- НАЧАЛА XX ВЕКОВ. Киев 2002, 155 стр. :ил
Уздеников Василий Васильевич. МОНЕТЫ РОССИИ. Москва 1992. 640 стр:. ил.
Храменков А.В. «Штемпельного резного дела мастера» 1720-х годов в протоколах Бергколлегии». Труды Государственного Эрмитажа [Т.] XXXI. Материалы и исследования Отдела нумизматики. СПб., 2006. 263 с.
Храменков А.В. Чеканка рублевиков Иоанна Антоновича с ошибкой в титуле императора // Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. Москва, 26-28 января 2006 г. М., 2006. С.412-415
Schlösser, E. Die Münztechnik, ein Handbuch für Münztechniker, Medaillenfabrikanten, Gold- und Silberarbeiter, Graveure und technische Chemiker, Hannover, 1884
Штелин Якоб фон. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах. Составление, перевод с немецкого, вступительная статья, предисловия к разделам и примечания К. В. Малиновского. — М.: Искусство. 1990

Обсуждение темы на форуме (нажмите ссылку)


Источники:  2016 г.
Автор:  exkursant
Прочитано 263 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2024 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса